«Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»
методическая разработка (средняя группа)
«Теaтрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_deyatelnost.odt | 37.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»
Методическая разработка
«Теaтрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
Говоря об инновационных технологиях в театральной деятельности дошкольников, начнем с актуальности предлагаемой темы, которая заключается в следующем,: по мнению многих педагогов, посредством театрализации, происходит не только приобщение детей дошкольного возраста к искусству, но и знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности, пополнение активного словаря и формирование фонетической культуры речи. Нельзя отрицать тот факт, что именно театрализованная направленность в деятельности является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений ребенка. Ведь здесь он и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы, и получает искомое. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала: ребенок наряду с выражением своих эмоций становится способным самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий.
Безусловно, театрализованная деятельность устанавливает стабильную заинтересованность личности в литературных произведениях, в театре, а также способствует становлению способностей в этих областях, не говоря уже о коммуникативных способностях:
красиво и чётко излагать свои мысли и чувства в общении,
грамотно и спокойно отстаивать своё мнение.
В дошкольных образовательных учреждениях многие педагоги заинтересованы в театрализации как в необходимом компоненте речевой деятельности ребенка. Экспансивное влияние произведений искусства (в том числе и театрального) на подрастающую личность стимулирует правильное усвоение литературных норм современного языка, а иногда и окунает детей в интереснейший мир истории языкознания. Благодаря такому благоприятному воздействию театральная деятельность просто обязана быть призванной к широкому использованию в дошкольном образовании.
Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями.
Дети с удовольствием используют в игре различные виды театра.
Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Театрализованная деятельность позволяет решить многие проблемы педагогики и психологии, связанные с:
-художественным образованием и воспитанием детей;
-формированием эстетического вкуса;
-нравственным воспитанием;
-развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
-развитием коммуникативных качеств;
-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности,
решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей
- умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.
Театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется в практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Проблема заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребенок развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа.
Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно – прикладного искусства.
Очень важно заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Концептуальность.
Своеобразие и новизна опыта состоит в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ в нетрадиционных занятиях, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Поскольку нетрадиционное занятие строится на принципах:
- постоянная обратная связь,
- диалогизация образовательного процесса,
- оптимизация развития(активная стимуляция)
- эмоциональный подъем,
- добровольное участие (свобода выбора),
- погружение в проблему,
- свободное пространство, гармонизация развития.
Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых, могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.
Темы проектов могут быть самыми различными, главные их условия – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитанники нашего учреждения очень любознательны, стремятся к познанию и исследованию чего-то нового, неизведанного. Чтобы удовлетворить интерес детей, создаются проекты различной направленности, вовлекая и заинтересовывая родителей. Использование современных информационных технологий повышает качество воспитательно-образовательного процесса, делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение.
Месяц | Задачи | Средства развития творческих способностей и театрального мастерства | Репертуар |
Сентябрь | Познакомить детей с театральной ширмой, с приемами вождения верховых кукол. | Кукольный театр. Ширма | «Репка» |
Октябрь | Формировать положительное отношение к играм-драматизациям | Драматизация в костюмах и декорациях | «Колобок» |
Ноябрь | Продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада младшими детьми | Проведение праздника | «Колобок в осеннем лесу» |
Декабрь | Продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада, младшими детьми. | Проведение Новогоднего праздника | «Заюшкина избушка» |
Январь | Развиввать у детей желание сочинять небольшие рассказы, придумывать диалоги | Шапочки, маски | «Кума» |
Февраль | Продолжать воспитывать любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях | Кукольный спектакль | «Кукареку» |
Март | Вызвать желание участвовать в утренниках, поддерживать интерес к происходящему на сцене | Проведение праздничного утренника | «8марта» |
Апрель | Прививать устойчивый интерес к кукольному театру, поощрять активное участие детей в кукольном спектакле | Театр би-ба-бо | «Заюшкина избушка» |
Май | Продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям, совершенствовать импровизационные способности детей | Маски, шапочки. Костюмы, декорации | «Под грибом» В.Сутеев или «Кто сказал «Мяу?» |
Наличие теоретической базы опыта.
Теоретическая база опыта основывается на публикации таких авторов, как:
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М.:ТЦ Сфера, 2009.;
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991.;
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная пресса,2004,
Ребенок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет/ сост. Власенко О.П. Волгоград: Учитель, 2009;
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС 2003.,
Фольклор - музыка - театр: программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих вместе с дошкольниками: Програм. -методич. пособие /под редакцией Мерзляковой С.И.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2003,;
Ведущая педагогическая идея.
Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярка применяется принцип обучения: учить играя.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны; ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразие через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонаже, собственных высказываний активизируется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем ставит маленького актера перед необходимостью ясно и четко говорить. Увлеченный замыслом постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в игре можно использовать в повседневной жизни. Поэтому, театрализованная деятельность позволяет решать такие педагогические задачи, как:
способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную самостоятельную деятельность, формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок;
позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками;
дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы;
воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;
совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности;
способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания.
Ожидаемый результат
Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие развитие духовного потенциала и творческой активности.
Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния.
Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Развитие нравственно — коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность). Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции.
Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по всестороннему развитию личности ребенка.
К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками:
Ребенок должен знать:
— назначение театра;
— деятельность работников театра; — виды театров;
— виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада. — знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Ребенок должен уметь:
— передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
— воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других детей;
— контролировать внимание;
— понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
— выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
— принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
— изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
— уметь составлять предложения с заданными словами.
— уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
— уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Ребенок должен иметь представление:
— о сценическом движении;
— о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
— об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Ребенок должен владеть навыками:
— культурного поведения в театре;
— определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
— подбора собственных выразительных жестов;
— психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
— произнесения небольших монологов;
— произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
Необходимое оборудование:
Зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным аппаратом, костюмы маски, элементы грима; декорации; театральный уголок в группе; куклы для разных видов театров.
ФОРМЫ РАБОТЫ
— Занятия.
— Игры - занятия.
— Игры - загадки.
— Занятия - путешествия.
— Игры - драматизации.
— Занятия - путешествия.
— Игры - драматизации.
— Совместная деятельность педагога и воспитанников.
— Самостоятельная деятельность воспитанников.
— Игры, упражнения, этюды.
Работа с детьми:
· индивидуальная
· парная,
· подгрупповая.
Работа с родителями.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
При подведении итогов реализации программы могут быть использованы различные формы:
• Занятия,
• участие в концертах,
• открытое занятие для родителей,
• показ драматизаций для детей сада, родителей;
• выставка театральных кукол.
Работа с родителями по театрализованной деятельности.
Цель: создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, обеспечить становление партнёрских отношений между семьёй и ДОУ.
Задачи взаимодействия с родителями по театрализованной деятельности:
- вызвать интерес у детей и родителей к театрализованной деятельности;
- приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности;
- педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность;
- привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности;
- вызвать желание родителей участвовать в жизни МДОУ;
- совершенствовать художественно-прикладные и музыкально-театральные способности воспитанников в художественно-продуктивной деятельности и музыкально-театральном искусстве;
- перевести родителей от наблюдателя за игровыми действиями к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду, к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости, улучшения взаимоотношения между детьми и взрослыми, перейти к систематическому, содержательному, эмоционально наполненному досугу.
Этапами выполнения проекта при работе с родителями являются:
1. Исследовательский: анкетирование, диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков, обобщение и анализ полученных данных.
2. Организационный: разработка творческой модели взаимодействия педагогов, специалистов МДОУ, родителей и детей; составление перспективного плана театрализованной деятельности с учётом возрастных особенностей детей.
3. Практический: советы родителям по организации театрализованной деятельности дома, консультации для родителей «Поиграйте с ребятами в сказку!», «Чаепитие в сказочном лесу» с участием родителей в качестве театральных героев; консультации на темы «Театрально-игровая деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка»; «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики»; информация о репертуарах детских театров города; мастерская по изготовлению театрального реквизита; организация семинаров-практикумов «Изготовление театральных кукол», участие в совместных выставках поделок по сказкам; изготовление атрибутов и декораций, изготовление различных видов театра совместно с родителями, проведение театрально-игровой деятельности согласно традициям ДОУ, участие родителей в постановке спектаклей и театрализованных представлениях, викторинах, развлечениях.
4. Обобщающий: проведение тематической недели «Театральный фестиваль», показ спектаклей с участием родителей воспитанников, выставки разных видов театра, представление опыта работы педагогов младшей, средней, старшей и подготовительной групп.
Формы работы с родителями: проведение просветительской работы среди родителей через лектории с привлечением специалистов;
проведение рекламной компании, родительские собрания;
педагогический всеобуч родителей;
индивидуальные консультации;
связь родителей через телефонные разговоры;
проведение тематических вечеров;
привлечение родителей к организации и проведению мероприятий;
совместное посещение театров, театральных постановок города, с последующим обсуждением;
посещение экскурсий;
организация семейного чтения;
коллективная работа по решению конкретной задачи;
совместная проектная деятельность;
повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей: индивидуальные беседы, консультации, всеобучи, семинары;
пропаганда музыкального искусства: информационный блок на музыкальной страничке, возможность пользоваться фонотекой, библиотекой, стенд, папки-передвижки, объявления;
вовлечение в образовательный процесс: открытые занятия, участие в них;
совместная культурно-досуговая деятельность: написание стихотворений, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей.
Средства реализации образовательной деятельности ДОУ при работе с родителями являются: родительские собрания, консультации, анкетирование, праздники, открытые просмотры, участие в делах детского сада, участие в проектной деятельности, участие в выставках. Через театральную деятельность происходит становление партнёрских отношений между участниками образовательного процесса.
Ожидаемый результат: приобщение детей и родителей к театральной культуре, установление партнёрских отношений между участниками образовательного процесса в ДОУ.
Перспективы: продолжать работу над темой «Развитие речи детей на основе театральной деятельности детей дошкольного возраста» совместно с педагогическим коллективом и родителями (игры и общение родителей в семье, семейные традиции, проведение досугов), продолжение создания разных видов театров совместно с родителями, посещение театральных постановок города, дальнейшее приобщение детей и родителей к театральной культуре, участие родителей и детей в театральных играх, конкурсах, выставках, освещение театрального движения в журналах, фотографиях, статьях, расширение форм работы по музыкальному воспитанию («Музыкальная гостиная», «Всей семьёй в концертный зал»).
Результативность опыта.
Содержание данной системы позволило развить у детей старшего дошкольного возраста такие индивидуально – личностные качества, как терпимость и уверенной, симпатию к окружающим, развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, умение управлять своим настроением и регулировать эмоции раскрепощение ребенка. повышение его уверенности в себе, в своих силах.
После проведённой работы у детей произошли значительные сдвиги в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Параллельно происходило развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи.
Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, актерского мастерства что считается определяющим для обучения детей театрализованной деятельности.
Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребенок развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа.
Использование вышеприведённых инновационных технологий и методических форм на практике позволило добиться следующих результатов: по результатам диагностики артистических способностей на основе парциальной программы «Театр – Творчество - Дети» под редакцией Н.Ф. Сорокиной отмечается положительная динамика в развитии детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка
«Театрализованная деятельность в детском саду».Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность ...
План самообразования "Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка"
План самообразования...
План саморазвития по теме: « Театрализованная деятельность – как средство развития креативной личности ребенка»
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности...
План самообразования воспитателя средней группы Исаевой Ю.Е на 2018-2019 учебный год на тему «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА».
АктуальностьВ динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования...
"Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка" Методическая разработка
Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка" Методическая разработка...
методическая тема "Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка"
план по самообразованию...
Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка (работа по самообразованию)
1. Актуальность темы. Современному обществу необходимы люди, готовые к принятию и созданию принципиально новых идей. Таких людей называют креативными. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ...