Тема самообразования «Эйдетика для дошкольников»
материал (подготовительная группа)

Ашимова Гульэра Касымжановна

Тема самообразования «Эйдетика для дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya_eydetika_dlya_doshkolnikov_21-22_g.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования «Эйдетика для дошкольников»

Цель: Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Углубление знаний применения технологии обучения детей по развитию памяти. Учитывать их индивидуальные возможности, способности, интересы. Максимально содействовать развитию памяти как познавательным процессом у детей.

Задачи:
1. развитие произвольного запоминания как основы познавательной сферы у дошкольников;
2. развитие оперативной, краткосрочной памяти у ребенка;

3. развитие опосредованного запоминания у ребенка.

Актуальность:

       На занятиях в подготовительной группе, дети часто отвлекаются, переключает своё внимание с одного предмета на другой, не могут запомнить предложенную им информацию. Действительно ли дети такие невнимательные или им просто неинтересно на занятиях? На что стоит обратить внимание, при развитии памяти детей. В этом нам поможет метод «Эйдетики». Эйдетика не только изучает память, но и предлагает эффективные методы развития памяти.

        Память у детей 6-7 лет развивается очень интенсивно. Дошкольники могут запоминать внушительный объём информации. При этом часто это бывает обычно: услышанная реклама, имена любимых персонажей или марки автомобилей, а вот материал, который преподают на уроках, даётся с трудом. Почему так происходит? Всё дело в произвольном и непроизвольном внимании. Всё, что вызывает интерес, запоминается само собой, без особого труда. А то, что требует воспитатель или учитель, основывается на произвольном запоминании. Этот навык необходимо тренировать.

        В зависимости от того, как мы воспринимаем информацию, память можно поделить на несколько видов: моторную, образную, эмоциональную и вербальную. В свою очередь, образная память подразделяется на: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Развивать каждый из видов памяти лучше всего в игровой форме.

-  Двигательная или моторная память помогает человеку запоминать, сохранять и воспроизводить разные движения. Часто этот вид памяти дети применяют в играх, воспроизводя отличительные черты животных или людей разных профессий.

- Образная память тесно связана с нашими органами чувств. Соответственно разделяют пять видов этой памяти: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную. Развиты они неравномерно.  Одному человеку легче запомнить информацию, слушая её, другому читая, третьему – трогая. Чтобы выяснить, какой вид образной памяти лучше развит у ребёнка, поиграйте с ним в разные игры.

- Зрительная память Такой вид памяти ответственен за хранение и воспроизведение зрительных представлений.

-   Слуховая память. Про тех ребят, у которых преобладает слуховая память, часто говорят «схватывает на лету». Для запоминания ребёнку достаточно послушать, о чём говорят, дополнительно просматривать изображения и схемы уже не требуется.

-    Обонятельная и осязательная память Тактильная или осязательная память – это умение вспоминать ощущения после прикосновения. Обонятельная – это то, что мы чувствуем, как запоминаем запахи.

-  Вкусовая память Этот вид памяти основан на деятельности вкусовых анализаторов и направлен на запоминание вкусов.

-    Эмоциональная память отвечает за воспроизведение чувств и эмоций, которые мы испытывали в прошлом при виде конкретного предмета, занимаясь определённым делом. С помощью этого вида памяти человек, вспомнив события из жизни, может заново ощутить эмоции: радость, огорчения или испуг. Эмоциональная память важна для нравственного воспитания детей. Для совершенствования эмоциональной памяти важно гулять по новым местам.

-   Словесно-логическая память позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить логические высказывания, выражения и понятия. Принцип смысловой организации памяти начинает работать в старшем дошкольном возрасте. Именно этому виду памяти отводится одна из главных ролей при усвоении материала в школе.

       Чтобы будущий первоклассник без труда справлялся с потоком новой информации на уроках, нужно развивать его память и внимание. Важный показатель – умение сосредотачиваться на конкретном занятии.  Хорошо усваивается то, что понятно и интересно, поэтому взрослому нужно следить за тем, чтобы ребёнком исполнялись любые задания. Ставьте перед ним задачи, которые требуют сосредоточенности и внимания, хвалите, когда у малыша всё получается. Старайтесь тренировать память в игре, а не на скучных упражнениях.

                         План работы на 2021 -2022 учебный год

Содержание работы на 2021-2022 годы

Сроки выполнения

Практический выход

Ознакомление материалами и литературой по данной тематике. Определение цели, задач, подбор литературы.

Сентябрь

Изучение темы составление плана работы. Создание дидактических игр.  

Повторение изученного материала за прошлый учебный год с детьми.

Внедрение изученного материала в

 практических занятиях.

Октябрь - Апрель

Диагностика развития памяти детей

«Как развивать память у ребенка»                    

Ноябрь

Консультация для родителей

"Развитие памяти и внимания у детей 5-6 лет

Январь

Консультация для воспитателей

«Тренируем память»

Март

Мастер - класс для воспитателей.

 

Отчет по теме самообразование

Фотоотчет проведенных занятий

Апрель -Май

                                             

                                              Работа с детьми 

Создание картотек игр, фотобанка по теме самообразования

Сентябрь – октябрь

Создание и работа с картотекой.

 Игры и упражнения для развития двигательной памяти:

«Слушай и исполняй», «Повторяй за мной», «Слушай и исполняй» «Крокодил» «Птицы – цветы – деревья».

          Ноябрь

 

Часто этот вид памяти дети применяют в играх, воспроизводя отличительные черты животных или людей разных профессий.

Проведение игр, анализ и закрепление

 Результатов.

Игры и упражнения для развития образной памяти
«Найди отличия»,
«Чего не хватает?».
«10 картинок»,
«Расставь точки».

       

           Декабрь

Проведение игр и закрепление.

Игры и упражнения для развития слуховой памяти

«Игра в слова»
«Читаем и спрашиваем»
«Рассказываем сказку»
«Запретное слово»
«10 цифр»

             

           Январь

Проведение игр и закрепление.

Обонятельная и осязательная память
«Узнай предмет»
«Запахи и звуки»
«Что растёт в лесу?
«Запомни фигуру»
«Тёплый – холодный,

 сухой – мокрый»

 Для тренировки вкусовой памяти предлагаем следующие игры. «Вкус фруктов».
«Я бы съел…», «У меня на язычке…».



        Февраль 

Вкусовая память Этот вид памяти основан на деятельности вкусовых анализаторов и направлен на запоминание вкусов.

Проведение игр и закрепление.

Игры и упражнения для развития словесно-логической памяти.

«Послушай и запомни», «Сравни», «Пару картинок», «Рисуем стихотворение», «Четвертый лишний».

          Март 

Словесно-логическая память позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить логические высказывания, выражения и понятия.

Проведение игр и закрепление.

Игры и упражнения для развития эмоциональной памяти. «Эмоции персонажей», «Снежки», «Важное событие», «Плохое и хорошее».

           Апрель 

Эмоциональная память отвечает за воспроизведение чувств и эмоций, которые мы испытывали в прошлом при виде конкретного предмета

Мониторинг детей

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования: «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры».

Развивающие игры математического содержания:• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;• Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобща...

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через дидактические игры и упражнения».

Ссмообразование  предусматривает расширенрие и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствует уровень профессиональной подготовки.На основании выбранной темы  я разр...

Тема самообразования: «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития.» СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ на 2015-2020 учебный год

Этапы работы по самообразованию на 5 летТема самообразования:  «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития.»...

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...

Индивидуальный план работы по теме самообразования развитие речи дошкольников

План работы по теме самообразования по развитию речи дошкольников...

Отчет по теме самообразованию «Эйдетика для дошкольников»

                            Отчет по теме самообразованию «Эйдетика для дошкольников»...