Отчет по теме самообразованию «Эйдетика для дошкольников»
материал (подготовительная группа)

Ашимова Гульэра Касымжановна

                              Отчет по теме самообразованию «Эйдетика для дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_teme_samoobrazovaniya_21-22g.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

                              Отчет по теме самообразованию «Эйдетика для дошкольников»

       Актуальность

          Память - это основа в обучении и воспитании, в приобретении знаний, личного опыта и развитии навыков и умений. Опираясь на собственный опыт, ребенок действует, включая память во все виды и уровни своей деятельности. Память занимает особое место в схеме познавательных процессов, объединяет восприятие, мышление и воображение в одну единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

           Без памяти немыслимо усвоение опыта, расширение взаимодействий ребенка с окружающим миром, невозможна и его деятельность. Отличительная черта детской памяти - её наглядно-образный характер. Поэтому очень большое значение имеет развитие зрительной памяти.

         Процесс развития памяти заключается в узнавании, запоминании, а также воспроизведении необходимого материала через зрительный память и этому очень способствует применение различных методов, разнообразие и направленность игр, занятий и т.д.

           Так, в игровой деятельности и занятиях у детей развивается произвольные внимание и зрительная память. Во время игры ребенок лучше вникает и больше запомнит. Осознанную цель ребенок выделит раньше и проще всего в игре. Сами условия игры заставляют детей быть сосредоточенными на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Во время игры происходит формирование мышления, восприятия, памяти, речи - тех фундаментальных психические процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребенка.    

           Воспитатель, используя приемы эйдетики, как целостную, специально организованную игру-занятие или его часть, как отдельный учебно-развивающий или развлекательно-развивающий элемент повседневной жизни, может предоставить дошкольникам максимальную свободу для творчества и самовыражения, одновременной активизации разнообразных чувств каждого ребенка. Именно при использовании таких видов работы у дошкольника появляется уверенность в собственных силах, раскрывается эмоциональность, желание поделиться своими размышлениями и убеждениями, обосновать их, пользуясь при этом четкой, фонетически, лексически и грамматически правильной связной речью.

          Итак, применение во время игр-занятий методов и приемов эйдетики помогает воспитателю через неповторимый мир разнообразных образов и картин сформировать речи детей, побуждает дошкольников к непринужденному и более легкому познанию окружающей действительности, стимулирует его коммуникативную активность, способствует развитию образного мышления, внимания и зрительной памяти, оптико-пространственную ориентацию и внимание. Более того развития памяти ребенка даст мощный толчок к подготовке школьному обучению, поэтому развитие памяти детей старшего дошкольного возраста в этот период очень актуально.

  ЦЕЛЬ:

  • развитие зрительной слуховой памяти, образного мышления, воображения детей;
  • развитие речи, стимулирование инициативности и воспитание уверенности в себе у детей.
  • улучшение памяти и навыков запоминания большого количества информации; 
  • развитие у детей познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение и речь).

ЗАДАЧИ:

-  Овладение прогрессивными педагогическими технологиями обучения и совершенствование методов обучения.

-    Изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения.

-  Создание условий и предпосылок, способствующих развитию связной речи, зрительную и слуховую память, воображение и творческую активность.

-    Оценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения.

- ознакомление и приобщение   родителей как полноценных участников процесса воспитания детей к процессу развития памяти детей  

Мой процесс подготовки по теме самообразования включала в себя:

 1. Изучение условий создания благоприятной атмосферы для детей в процессе проведения игр или занятий, направленных на развития памяти.

 2. Формирование умений и навыков практического использования методов и приёмов Эйдетики направленных:  

- на развитие и укрепление памяти у детей;

- на создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности;

-на обучение запоминания различных формах и ситуациях.

-на апробирование методов проведения целенаправленной работы на развитие памяти у детей в семьях или домашних условиях. 

-на ознакомление и внедрение изученного материала в практических занятиях.

           При решении поставленных задач постаралась придержаться следующим приемам работы:

-создание условий, соответствующих для развития памяти и воображения детей;

-организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих развитие интереса к применяемой игре;

-создание условий для формирования навыков самостоятельной деятельности детей;

-систематическое усложнение материала с учетом плана самообразования и возраста детей;

-включение игр, направленных на развитие памяти в повседневную жизнь детей.

          В результате реализации работы по самообразованию у детей группы старшего дошкольного возраста проведена работа:

- по развитию памяти у старших дошкольников разными методами эйдетики, направленные на развитие зрительной и слуховой памяти, улучшение памяти и навыкам запоминания большого количества информации;

- образно-ассоциативного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания;

- развитие речи; стимулирование инициативности; воспитание уверенности в себе. 

Результатом работы по самообразованию являются:

- Выполнение игровых заданий способствовала развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей.

- у детей достигнуто ощутимое повышение уровня произвольной памяти, повысился уровень запоминания;

 - сформировано целостное восприятие окружающего мира в соответствии с возрастом;

- дети уже проявляют самостоятельность при использовании игр;

- значительно обогатился словарный запас, сформированы навыки связной речи, адекватные возрасту;

           Во время осуществления работы по самообразования успешно были использованы и реализованы следующие игры, направленные на развитие зрительной памяти:

- «Запомни и нарисуй», “Рисование узора по памяти”, «Детектив», «Что пропало?». «Копируем художника», «Кукловоды»,

 на слуховые восприятия:

- «Цепочки слов», «Сказка», «Что возьмём с собой?», «Угадай мелодию» «Я положил в мешок», «Игра в слова»

Результатом проведенных игр-занятий, направленных развитию памяти у дошкольников, являются достижения детей нашей группы в различных конкурсах и проектах.

Работа с родителями:

- Разработана консультация для родителей «Эйдетика для дошкольников» направленный на формирование наглядно-образного мышления ребенка.

- Памятки родителям по применению методов Эйдетики при закреплении дома освоенных материалов в виде игр в домашних условиях.

Разработана консультация для воспитателей на тему: 

«Игра как средство воспитания детей», “ Развитие памяти как основной метод подготовке к школе”

        Все запланированные виды деятельности с детьми и родителями воспитанников в течение учебного года проведены.

        Результатом реализации процесса самообразования считаю пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление детального анализа работы с детьми.

Пополнена педагогическая копилка методическими материалами для детей и родителей.

         Завершая работу самообразования с применением «методов Эйдетики» пришла к выводу, что «методы Эйдетики» очень эффективны, разнообразны и отвечают требованиям к современным методам развития памяти у детей дошкольного возраста и рекомендовала бы коллегам.

Критерии определения уровня освоения детьми тематических игр по развитию памяти

Игры, развивающие слуховую память

Игры, развивающие зрительную память

Высокий уровень

- Самостоятельно определяет звуки. 12/20

Средний уровень

- Определяет звуки с незначительной помощью взрослого. 6/20

Низкий уровень 

Не может определять звуки без помощи взрослого. 2/20

Высокий уровень

- Самостоятельно запоминает расположение картин, цветов и форм. 12/20

Средний уровень

-Запоминает с незначительной помощью взрослого. 7/20

Низкий уровень.

Не может запоминать без помощи взрослого.1/20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через дидактические игры и упражнения».

Ссмообразование  предусматривает расширенрие и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствует уровень профессиональной подготовки.На основании выбранной темы  я разр...

Отчет по теме самообразования «Развитие детского творчества с использованием в работе дошкольников природного материала».

В материале содержится информация о проделанной работе по самообразованию за текущий год....

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики дошкольников»

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания....

отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников в МБДОУ

Отчёт по самообразованию по теме:«Экологическое воспитание дошкольников»Всё хорошее в людях — из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узн...

Тема самообразования «Эйдетика для дошкольников»

Тема самообразования «Эйдетика для дошкольников»...