«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Зеленцова Светлана Алексеевна

«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_proforientatsii_2019-2020_uch._g.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5»

городского округа город Шарья Костромской области

Педагогический проект

Тема: «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»

Авторы проекта:

Котова Надежда Владимировна – воспитатель старшей группы;

Зеленцова Светлана Алексеевна – воспитатель старшей группы

Пояснительная записка:

Профориентация является важным направлением работы образовательных учреждений.

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Мы хотим, чтобы наши дети:

  • понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
  • уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
  • познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
  • были готовы трудиться сами — по причине того, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
  • учились труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:

  • Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
  • Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
  • Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
  • Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально - эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

Актуальность:

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Однако и эти специальности всерьёз изменились благодаря развитию техники и внедрению цифровых информационных технологий во все сферы нашей жизни. Даже одни и те же профессии по должностным обязанностям называются по-разному.

Даже взрослым порой непросто бывает разобраться во всем многообразии современных профессий, к тому же часто имеющих иностранные названия. Как же ребёнку не потеряться в потоке такой информации? Как доступно для его понимания объяснить ребёнку кто такой эколог, менеджер, программист, визажист, мастер автомобильного тюнинга, дизайнер и другие современные профессии. Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела?

Современная действительность нам диктует новые требования.

И это действительно так. Общаясь с детьми своей группы (старший дошкольный возраст) и наблюдая за ними, мы убедились, что дети не обладают достаточным уровнем представлений о современных профессиях. А почему? Потому что в большинстве случаев ни родители и даже воспитатели сами не знают всех современных профессий и специфики их труда.

Проблема приобщения дошкольников к труду отражается и в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в дошкольном образовании.

Цель: 

формирование ранней профориентации детей 5-7 лет посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.

Задачи для педагогов:

  • создать в группе необходимую РППС для реализации проекта;
  • разработать и реализовать долгосрочный проект по формированию ранней профориентации детей 5-7 лет посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности;
  • обобщить опыт педагогической работы по данному направлению с целью его использования педагогической и родительской общественностью.

Задачи для детей:

  • формировать у детей представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
  • помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
  • формировать умение детей издавать газету посредством совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
  • формировать умения детей отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
  • стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей;
  • обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно теме проекта.

Задачи для семей воспитанников:

  • побуждать к активному участию в жизни структурного подразделения «детский сад», к совместной деятельности с детьми;
  • оказывать методическую помощь при формировании у детей представлений о профессиях и труде взрослых.

Участники проекта:

  • воспитатели;
  • дошкольники 5-7 лет;
  • семьи воспитанников.

Длительность проекта:

Создание и оформление развивающей среды группы: 01.09.2019 г. – 31.12.2019 г.

Реализация проекта: 01.01.2020 – 31.12.2020 г.

Обобщение педагогического опыта работы: 01.01.2021 – 31.05.2021 г.

Ожидаемый результат:

  • сформированные представления старших дошкольников о собственной профессии, сформированные представления детей о профессиях и труде взрослых;
  • сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей воспитанников в жизни детей и структурного подразделения «детский сад»; повышение педагогической грамотности семей воспитанников;
  • повышение уровня профессионального мастерства педагогов структурного подразделения «детский сад», обобщение педагогического опыта работы по данному направлению.

Этапы проекта:

  • Подготовительный этап.
  • Этап практической реализации проекта.
  • Заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.

  1. Подготовительный этап:

На подготовительном этапе работы планируем изучить необходимый теоретический и практический материал по теме проекта, разработать План практической реализации проекта, провести родительское собрание группы с целью посвящения семей воспитанников группы в задачи проекта и выяснения их заинтересованности в его реализации, а также создать необходимую РППС в групповой комнате.

План мероприятий подготовительного этапа работы:

МЕРОПРИЯТИЕ

СРОКИ

РАСХОДЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение педагогической и методической литературы по проблеме раннего профессионального ориентирования детей 5-7 лет.

Август-сентябрь 2019 г.

Повышение уровня профессиональных знаний и умений.

Изучение методической литературы по созданию в групповом помещении РППС для трудового воспитания старших дошкольников.

Август-сентябрь 2019 г.

Повышение уровня профессиональных знаний и умений.

Проведение опроса среди детей старшей группы «Что значит трудиться?», «Какие профессии ты знаешь?», «Кем работают твои мама, папа?»

1 неделя октября 2019 г.

Справка по итогам опроса о представлениях детей о профессиях взрослых, социальной значимости труда.

Разработка Плана практической реализации проекта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»

2 неделя октября

2019 г.

План практической реализации проекта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»

Проведение родительского собрания с целью информирования и привлечения родителей к участию в проекте.

3 неделя октября

2019 г.

Протокол родительского собрания.

Приобретение оборудования и материалов, которые требуются для создания в групповом помещении предметно-развивающих зон по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста.

1-2 неделя ноября 2019 г.

5000 р.

Расходные материалы.

Мобильные модули.

Контейнеры для сюжетно-ролевых игр.

Создание в групповом помещении предметно-развивающих зон по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста.

3-4 неделя ноября- декабрь 2019 г.

Предметно-развивающие зоны по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста.

Согласно возрастным особенностям детей в группе обозначены мастерские, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности. Мастерская представляет собой специальную РППС с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какими могут быть профессии будущего.

включает в себя все строительные профессии: архитектор, бульдозерист, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т.д.

Название мастерской

Игровой материал

1.

Мастерская «Мир на дорогах»

представлена игровым центром «Безопасность», стендом в холле структурного подразделения «детский сад», площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги; сюжетно-ролевые игры о профессиях;

включает в себя водителей всех видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ, автомехаников и т.д.

2.

Мастерская «Спасательная служба»

представлена центром «Безопасность» (юный Пожарник, служба МЧС), а также игровым центром «Больница»; сюжетно-ролевая игра «Спасатель»

3.

Мастерская «Фермерское хозяйство»

включает в себя игровой центр «Экология»; важным составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огородах на подоконнике окне детского сада;

включает в себя профессии: агроном, садовод, фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т.д.

Игровая деятельность будет выстраиваться с учётом профессий, имеющихся в Костромской области.

  1. Этап практической реализации проекта.

На данном этапе работы происходит реализация мероприятий проекта, проводится просветительская и консультативная работа с педагогами и семьями воспитанников по данному направлению.

Содержание образования и средства достижения цели:

Проект «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста» разделен на три блока:

1 блок «Кто работает в детском саду»

2 блок «Профессия моих родителей»

3 блок «В мире современных профессий»

Тематические блоки состоят из мини-проектов, которые представляют собой взаимосвязанную цепочку, объединённую общей целью, результатом образовательной деятельности по блоку является серия газет о профессиях, изданных детьми и взрослыми.

Работа над проектом осуществляется:

  • во время непосредственно-образовательной деятельности;
  • в ходе режимных моментов;
  • в самостоятельной деятельности.

Этапы работы над 1 блоком:

На первом этапе - создание проблемной ситуации в ходе экскурсии по детскому саду - «Кто эти люди, которые здесь работают?»

На втором этапе - изучение профессий детского сада, изготовление итогового продукта - газеты о профессиях в детском саду.

На третьем этапе – представление итогового продукта сверстникам и взрослым.

На четвёртом этапе (закрепление и систематизация представлений детей) - сюжетно-ролевые игры.

I блок «Кто работает в детском саду?»

Блоки

Сроки

Подраздел

Цель

I блок

январь

2020 г.

«Кто работает в детском саду»

Формировать представления о сотрудниках детского сада, трудовых процессах, выполняемых помощником воспитателя, орудиях труда. Вызывать желание оказывать посильную помощь.

февраль

2020 г.

«Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные?»

Формировать представление о труде повара, трудовых процессах, познакомить с предметами бытовой техники. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда.

март 2020 г.

«Веселей смотри вокруг – медсестра ребятам друг!»

Формировать представление у детей о работе медицинской сестры в детском саду.

Результат работы:

  • Издание газеты «Кто работает в детском саду»

Этапы работы над 2 блоком:

На первом этапе - создание проблемной ситуации - «Что мы знаем о профессиях взрослых?»

На втором этапе - изучение профессий родителей, изготовление итогового продукта - газеты о профессиях родителей.

На третьем этапе – представление итогового продукта сверстникам и взрослым.

На четвёртом этапе (закрепление и систематизация представлений детей) - сюжетно-ролевые игры.

Блоки

Сроки

Подраздел

Цель

I блок

апрель

2020 г.

«Профессия моих родителей»

Формировать представления детей о профессии шофёр, дать понятие, что всё, что делают машины, можно осуществить только благодаря деятельности шофёра. Воспитывать уважение к труду шофёра.

май 2020 г.

«Мой папа – инспектор ГАИ»

Формировать у детей представления о профессии полицейского (инспектор ГАИ). Воспитывать интерес к трудной, героической профессии. Прививать навыки безопасного поведения на улицах города.

июнь 2020 г.

«В магазин за покупками»

Формировать у детей представление о труде работников магазина – продавцом, кассиром.

Результат работы:

  • Издание газеты «Профессия моих родителей»

Блоки

Сроки

Подраздел

Цель

I блок

апрель

2020 г.

«Профессия моих родителей»

Формировать представления детей о профессии шофёр, дать понятие, что всё, что делают машины, можно осуществить только благодаря деятельности шофёра. Воспитывать уважение к труду шофёра.

май 2020 г.

«Мой папа – инспектор ГАИ»

Формировать у детей представления о профессии полицейского (инспектор ГАИ). Воспитывать интерес к трудной, героической профессии. Прививать навыки безопасного поведения на улицах города.

июнь 2020 г.

«В магазин за покупками»

Формировать у детей представление о труде работников магазина – продавцом, кассиром.

Этапы работы над 3 блоком:

На первом этапе - создание проблемной ситуации в ходе экскурсии в отделение сбербанка - «Кто работает в банке?»

На втором этапе - изучение профессий банковских служащих, изготовление итогового продукта - газеты о профессиях банка.

На третьем этапе – представление итогового продукта сверстникам и взрослым.

На четвёртом этап (закрепление и систематизация представлений детей) - сюжетно-ролевые игры.

Блоки

Сроки

Подраздел

Цель

июль 2020 г.

«В мире современных профессий» «В гости к дизайнеру»

Формировать представления детей о творческих профессиях, в том числе модельера-дизайнера одежды, интереса к коллективной, игровой, познавательно-исследовательской деятельности. Развивать творческие способности, побуждать к самостоятельному выбору художественного оформления деталей одежды интерьера. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до завершения.

август 2020 г.

«Кто такой программист?»

Формировать у детей познавательный интерес к профессии программист.

сентябрь 2020 г.

«Кто работает в банке?»

Формировать представления детей о профессиях банковских служащих.

 Результат работы:

  • Издание газеты «В мире современных профессий»

Используемые образовательные технологии:

Технологии

Авторы

Обоснования

Технология проектной деятельности 

Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода М.Б. Зуйкова

Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр

Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко

Игра -это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Технология интегрированного обучения

Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова

Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.

Информационно-коммуникационные технологии.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.

Методы и приемы, используемые в реализации проекта:

Практические:

  • создание РППС;
  • наблюдения, экскурсии;
  • изготовление итоговых продуктов - «газет»;
  • встречи с представителями разных профессий.

Словесные:

  • беседы, наблюдения;
  • чтение художественной литературы;
  • дидактические, сюжетно-ролевые игры.

Наглядные:

  • презентации итоговых продуктов – «газет»;
  • тематические презентации;
  • виртуальные экскурсии;
  • сбор фото и печатных информационных материалов;
  • рассматривание иллюстраций и сюжетных картин;
  • просмотр обучающих видеороликов, мультфильмов.

Изучение особенностей различных профессий будет осуществляться через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами.

  1. Заключительный этап

На заключительном этапе работы подводится итог реализации проекта работы путем сравнения первичной и итоговой диагностик по диагностической методике Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых» Высокая эффективность проекта будет признана в том случае, если показатель сформированности представлений детей о профессиях взрослых достаточно вырастет и дети получат собственное представление о том, кем бы они хотели быть в будущем.

Итоговым продуктом заключительного этапа работы станет создание и презентация альбомов «Кем я хочу быть?» в совместной деятельности ребенка и его семьи.

Предполагаемые риски и способы их избежать: 

Первый риск проекта состоит в том, что образовательно-проектная деятельность принесет меньше динамики для раннего профориентирования детей старшего дошкольного возраста, чем предполагалось изначально: по истечении срока реализации проекта деятельности дети так и не смогут понять, кем бы они хотели бы стать в будущем. Это возможно при пропусках детьми занятий в детском саду из-за различных причин. Поэтому можно продумать домашние задания для детей и их семей, стараться дату итогового мероприятия назначать тогда, когда все дети будут в группе.

Второй риск - недостаточность или отсутствие финансирования проекта. Избежать его можно постаравшись привлечь ресурс творчества семей воспитанников группы.

Перспективы использования развития проекта:

Данный проект может быть использован педагогической и родительской общественностью.

Содержание проекта может быть расширено и дополнено в процессе его осуществления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста "Все работы хороши, выбирай на вкус!"

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...

Презентация инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»

Вопрос ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость....

Конспект ООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Профессии в мире спорта»

КонспектООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста«Профессии в мире спорта»...

Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста Тема неделиНОДСовместная деятельностьСамостоятельная деятельностьРабота с родителями«День знаний&raqu...

Проект по введению в раннюю профориентацию детей старшего дошкольного возраста "Школа юного журналиста"

Когда у ребёнка спрашивают, кем он хочет стать, когда вырастет, он обычно отвечает: врачом, писателем, пожарным, полицейским, журналистом. Многим из этих детских ожиданий сбыться так и не удастся. Лиш...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Статья будет интересна воспитателям, руководителям кружков, которые организуют работу с детьми по инженерному образованию, то есть учит думать и действовать креативно....

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....