«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Зеленцова Светлана Алексеевна

«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_proforientatsii_2019-2020_uch._g.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5»

городского округа город Шарья Костромской области

Педагогический проект

Тема: «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»

Авторы проекта:

Котова Надежда Владимировна – воспитатель старшей группы;

Зеленцова Светлана Алексеевна – воспитатель старшей группы

Пояснительная записка:

Профориентация является важным направлением работы образовательных учреждений.

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой - либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Мы хотим, чтобы наши дети:

  • понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
  • уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
  • познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
  • были готовы трудиться сами — по причине того, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
  • учились труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:

  • Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
  • Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
  • Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
  • Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально - эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

Актуальность:

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Однако и эти специальности всерьёз изменились благодаря развитию техники и внедрению цифровых информационных технологий во все сферы нашей жизни. Даже одни и те же профессии по должностным обязанностям называются по-разному.

Даже взрослым порой непросто бывает разобраться во всем многообразии современных профессий, к тому же часто имеющих иностранные названия. Как же ребёнку не потеряться в потоке такой информации? Как доступно для его понимания объяснить ребёнку кто такой эколог, менеджер, программист, визажист, мастер автомобильного тюнинга, дизайнер и другие современные профессии. Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела?

Современная действительность нам диктует новые требования.

И это действительно так. Общаясь с детьми своей группы (старший дошкольный возраст) и наблюдая за ними, мы убедились, что дети не обладают достаточным уровнем представлений о современных профессиях. А почему? Потому что в большинстве случаев ни родители и даже воспитатели сами не знают всех современных профессий и специфики их труда.

Проблема приобщения дошкольников к труду отражается и в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в дошкольном образовании.

Цель: 

формирование ранней профориентации детей 5-7 лет посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.

Задачи для педагогов:

  • создать в группе необходимую РППС для реализации проекта;
  • разработать и реализовать долгосрочный проект по формированию ранней профориентации детей 5-7 лет посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности;
  • обобщить опыт педагогической работы по данному направлению с целью его использования педагогической и родительской общественностью.

Задачи для детей:

  • формировать у детей представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
  • помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
  • формировать умение детей издавать газету посредством совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
  • формировать умения детей отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
  • стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей;
  • обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно теме проекта.

Задачи для семей воспитанников:

  • побуждать к активному участию в жизни структурного подразделения «детский сад», к совместной деятельности с детьми;
  • оказывать методическую помощь при формировании у детей представлений о профессиях и труде взрослых.

Участники проекта:

  • воспитатели;
  • дошкольники 5-7 лет;
  • семьи воспитанников.

Длительность проекта:

Создание и оформление развивающей среды группы: 01.09.2019 г. – 31.12.2019 г.

Реализация проекта: 01.01.2020 – 31.12.2020 г.

Обобщение педагогического опыта работы: 01.01.2021 – 31.05.2021 г.

Ожидаемый результат:

  • сформированные представления старших дошкольников о собственной профессии, сформированные представления детей о профессиях и труде взрослых;
  • сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей воспитанников в жизни детей и структурного подразделения «детский сад»; повышение педагогической грамотности семей воспитанников;
  • повышение уровня профессионального мастерства педагогов структурного подразделения «детский сад», обобщение педагогического опыта работы по данному направлению.

Этапы проекта:

  • Подготовительный этап.
  • Этап практической реализации проекта.
  • Заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.

  1. Подготовительный этап:

На подготовительном этапе работы планируем изучить необходимый теоретический и практический материал по теме проекта, разработать План практической реализации проекта, провести родительское собрание группы с целью посвящения семей воспитанников группы в задачи проекта и выяснения их заинтересованности в его реализации, а также создать необходимую РППС в групповой комнате.

План мероприятий подготовительного этапа работы:

МЕРОПРИЯТИЕ

СРОКИ

РАСХОДЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение педагогической и методической литературы по проблеме раннего профессионального ориентирования детей 5-7 лет.

Август-сентябрь 2019 г.

Повышение уровня профессиональных знаний и умений.

Изучение методической литературы по созданию в групповом помещении РППС для трудового воспитания старших дошкольников.

Август-сентябрь 2019 г.

Повышение уровня профессиональных знаний и умений.

Проведение опроса среди детей старшей группы «Что значит трудиться?», «Какие профессии ты знаешь?», «Кем работают твои мама, папа?»

1 неделя октября 2019 г.

Справка по итогам опроса о представлениях детей о профессиях взрослых, социальной значимости труда.

Разработка Плана практической реализации проекта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»

2 неделя октября

2019 г.

План практической реализации проекта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»

Проведение родительского собрания с целью информирования и привлечения родителей к участию в проекте.

3 неделя октября

2019 г.

Протокол родительского собрания.

Приобретение оборудования и материалов, которые требуются для создания в групповом помещении предметно-развивающих зон по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста.

1-2 неделя ноября 2019 г.

5000 р.

Расходные материалы.

Мобильные модули.

Контейнеры для сюжетно-ролевых игр.

Создание в групповом помещении предметно-развивающих зон по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста.

3-4 неделя ноября- декабрь 2019 г.

Предметно-развивающие зоны по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста.

Согласно возрастным особенностям детей в группе обозначены мастерские, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности. Мастерская представляет собой специальную РППС с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какими могут быть профессии будущего.

включает в себя все строительные профессии: архитектор, бульдозерист, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т.д.

Название мастерской

Игровой материал

1.

Мастерская «Мир на дорогах»

представлена игровым центром «Безопасность», стендом в холле структурного подразделения «детский сад», площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги; сюжетно-ролевые игры о профессиях;

включает в себя водителей всех видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ, автомехаников и т.д.

2.

Мастерская «Спасательная служба»

представлена центром «Безопасность» (юный Пожарник, служба МЧС), а также игровым центром «Больница»; сюжетно-ролевая игра «Спасатель»

3.

Мастерская «Фермерское хозяйство»

включает в себя игровой центр «Экология»; важным составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огородах на подоконнике окне детского сада;

включает в себя профессии: агроном, садовод, фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т.д.

Игровая деятельность будет выстраиваться с учётом профессий, имеющихся в Костромской области.

  1. Этап практической реализации проекта.

На данном этапе работы происходит реализация мероприятий проекта, проводится просветительская и консультативная работа с педагогами и семьями воспитанников по данному направлению.

Содержание образования и средства достижения цели:

Проект «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста» разделен на три блока:

1 блок «Кто работает в детском саду»

2 блок «Профессия моих родителей»

3 блок «В мире современных профессий»

Тематические блоки состоят из мини-проектов, которые представляют собой взаимосвязанную цепочку, объединённую общей целью, результатом образовательной деятельности по блоку является серия газет о профессиях, изданных детьми и взрослыми.

Работа над проектом осуществляется:

  • во время непосредственно-образовательной деятельности;
  • в ходе режимных моментов;
  • в самостоятельной деятельности.

Этапы работы над 1 блоком:

На первом этапе - создание проблемной ситуации в ходе экскурсии по детскому саду - «Кто эти люди, которые здесь работают?»

На втором этапе - изучение профессий детского сада, изготовление итогового продукта - газеты о профессиях в детском саду.

На третьем этапе – представление итогового продукта сверстникам и взрослым.

На четвёртом этапе (закрепление и систематизация представлений детей) - сюжетно-ролевые игры.

I блок «Кто работает в детском саду?»

Блоки

Сроки

Подраздел

Цель

I блок

январь

2020 г.

«Кто работает в детском саду»

Формировать представления о сотрудниках детского сада, трудовых процессах, выполняемых помощником воспитателя, орудиях труда. Вызывать желание оказывать посильную помощь.

февраль

2020 г.

«Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные?»

Формировать представление о труде повара, трудовых процессах, познакомить с предметами бытовой техники. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда.

март 2020 г.

«Веселей смотри вокруг – медсестра ребятам друг!»

Формировать представление у детей о работе медицинской сестры в детском саду.

Результат работы:

  • Издание газеты «Кто работает в детском саду»

Этапы работы над 2 блоком:

На первом этапе - создание проблемной ситуации - «Что мы знаем о профессиях взрослых?»

На втором этапе - изучение профессий родителей, изготовление итогового продукта - газеты о профессиях родителей.

На третьем этапе – представление итогового продукта сверстникам и взрослым.

На четвёртом этапе (закрепление и систематизация представлений детей) - сюжетно-ролевые игры.

Блоки

Сроки

Подраздел

Цель

I блок

апрель

2020 г.

«Профессия моих родителей»

Формировать представления детей о профессии шофёр, дать понятие, что всё, что делают машины, можно осуществить только благодаря деятельности шофёра. Воспитывать уважение к труду шофёра.

май 2020 г.

«Мой папа – инспектор ГАИ»

Формировать у детей представления о профессии полицейского (инспектор ГАИ). Воспитывать интерес к трудной, героической профессии. Прививать навыки безопасного поведения на улицах города.

июнь 2020 г.

«В магазин за покупками»

Формировать у детей представление о труде работников магазина – продавцом, кассиром.

Результат работы:

  • Издание газеты «Профессия моих родителей»

Блоки

Сроки

Подраздел

Цель

I блок

апрель

2020 г.

«Профессия моих родителей»

Формировать представления детей о профессии шофёр, дать понятие, что всё, что делают машины, можно осуществить только благодаря деятельности шофёра. Воспитывать уважение к труду шофёра.

май 2020 г.

«Мой папа – инспектор ГАИ»

Формировать у детей представления о профессии полицейского (инспектор ГАИ). Воспитывать интерес к трудной, героической профессии. Прививать навыки безопасного поведения на улицах города.

июнь 2020 г.

«В магазин за покупками»

Формировать у детей представление о труде работников магазина – продавцом, кассиром.

Этапы работы над 3 блоком:

На первом этапе - создание проблемной ситуации в ходе экскурсии в отделение сбербанка - «Кто работает в банке?»

На втором этапе - изучение профессий банковских служащих, изготовление итогового продукта - газеты о профессиях банка.

На третьем этапе – представление итогового продукта сверстникам и взрослым.

На четвёртом этап (закрепление и систематизация представлений детей) - сюжетно-ролевые игры.

Блоки

Сроки

Подраздел

Цель

июль 2020 г.

«В мире современных профессий» «В гости к дизайнеру»

Формировать представления детей о творческих профессиях, в том числе модельера-дизайнера одежды, интереса к коллективной, игровой, познавательно-исследовательской деятельности. Развивать творческие способности, побуждать к самостоятельному выбору художественного оформления деталей одежды интерьера. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до завершения.

август 2020 г.

«Кто такой программист?»

Формировать у детей познавательный интерес к профессии программист.

сентябрь 2020 г.

«Кто работает в банке?»

Формировать представления детей о профессиях банковских служащих.

 Результат работы:

  • Издание газеты «В мире современных профессий»

Используемые образовательные технологии:

Технологии

Авторы

Обоснования

Технология проектной деятельности 

Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода М.Б. Зуйкова

Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр

Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко

Игра -это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Технология интегрированного обучения

Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова

Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.

Информационно-коммуникационные технологии.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.

Методы и приемы, используемые в реализации проекта:

Практические:

  • создание РППС;
  • наблюдения, экскурсии;
  • изготовление итоговых продуктов - «газет»;
  • встречи с представителями разных профессий.

Словесные:

  • беседы, наблюдения;
  • чтение художественной литературы;
  • дидактические, сюжетно-ролевые игры.

Наглядные:

  • презентации итоговых продуктов – «газет»;
  • тематические презентации;
  • виртуальные экскурсии;
  • сбор фото и печатных информационных материалов;
  • рассматривание иллюстраций и сюжетных картин;
  • просмотр обучающих видеороликов, мультфильмов.

Изучение особенностей различных профессий будет осуществляться через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами.

  1. Заключительный этап

На заключительном этапе работы подводится итог реализации проекта работы путем сравнения первичной и итоговой диагностик по диагностической методике Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых» Высокая эффективность проекта будет признана в том случае, если показатель сформированности представлений детей о профессиях взрослых достаточно вырастет и дети получат собственное представление о том, кем бы они хотели быть в будущем.

Итоговым продуктом заключительного этапа работы станет создание и презентация альбомов «Кем я хочу быть?» в совместной деятельности ребенка и его семьи.

Предполагаемые риски и способы их избежать: 

Первый риск проекта состоит в том, что образовательно-проектная деятельность принесет меньше динамики для раннего профориентирования детей старшего дошкольного возраста, чем предполагалось изначально: по истечении срока реализации проекта деятельности дети так и не смогут понять, кем бы они хотели бы стать в будущем. Это возможно при пропусках детьми занятий в детском саду из-за различных причин. Поэтому можно продумать домашние задания для детей и их семей, стараться дату итогового мероприятия назначать тогда, когда все дети будут в группе.

Второй риск - недостаточность или отсутствие финансирования проекта. Избежать его можно постаравшись привлечь ресурс творчества семей воспитанников группы.

Перспективы использования развития проекта:

Данный проект может быть использован педагогической и родительской общественностью.

Содержание проекта может быть расширено и дополнено в процессе его осуществления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста "Все работы хороши, выбирай на вкус!"

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...

Презентация инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»

Вопрос ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость....

Конспект ООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Профессии в мире спорта»

КонспектООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста«Профессии в мире спорта»...

Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста Тема неделиНОДСовместная деятельностьСамостоятельная деятельностьРабота с родителями«День знаний&raqu...

Проект по введению в раннюю профориентацию детей старшего дошкольного возраста "Школа юного журналиста"

Когда у ребёнка спрашивают, кем он хочет стать, когда вырастет, он обычно отвечает: врачом, писателем, пожарным, полицейским, журналистом. Многим из этих детских ожиданий сбыться так и не удастся. Лиш...

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Статья будет интересна воспитателям, руководителям кружков, которые организуют работу с детьми по инженерному образованию, то есть учит думать и действовать креативно....