Статья на тему «Внедрение ИКТ в образовательную деятельность ДОУ »
статья

Гасанова Ильхама Таптыговна

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты пользы внедрения ИКТ в образовательную деятельность ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_ikt_v_obrazovatelnuyu_deyatelnost_dou.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение ИКТ в образовательную деятельность ДОУ.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной деятельности и развитии речевой активности детей. Решая проблему познавательно-речевого развития, нельзя не оценить возможности широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность ДОУ. Использование ИКТ – актуальная проблема современного дошкольного воспитания, которая дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает создание интерактивной среды.

ФГОС ДО в качестве одного из принципов развития и образования детей рассматривает познавательное развитие, которое предполагает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

В научных исследованиях В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. М. Матюшкина утверждается, что лучшим фактором развития познавательной активности старших дошкольников является правильный выбор средств, позволяющих ребенку эффективно развиваться.

В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества без информационно-коммуникационных технологий. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления образовательной информации, позволяют существенно повысить мотивацию детей к обучению, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что использование ИКТ в современном дошкольном образовании является неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников.

Наряду с этим педагогическая практика отмечает снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста. Исследования, которые проводят в начальной школе, отмечают, что дети, поступающие в первый класс, имеют очень низкую познавательную активность. Следствием этого является ухудшение обучения, дети ничем не интересуются, редко задают познавательные вопросы, не проявляют желания получать новые знания, не хотят самостоятельности.

Актуальность и необходимость развития познавательной активности детей определяются реальными потребностями системы дошкольногообразования и существующими противоречиями: между актуальной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточным использованием возможностей ИКТ как средства решения этой задачи, а также недостаточной ИКТ-компетентностью педагогов.

Познавательная активность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия ребенка с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.

Собственный опыт работы с детьми показывает: если ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание выполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, поскольку ему хочется довести до конца, что он способен познавать, понимать и действовать. Именно от этого ребёнок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно для его дальнейшего развития и является трамплином для преодоления процесса познания.

Таким образом, рассматривая теоретические основы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности.

В современных условиях, решая проблему познавательного развития, нельзя не оценить возможности широкого внедрения новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную деятельность ДОУ.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования и развития детей.

Согласно исследованиям ведущих специалистов в области компьютеризации образования к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:

- информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления образовательной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;

- использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;

- ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;

- позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. При организации занятий такого типа важно соблюдать условия, соответствующие нормам САНПиН для сбережения здоровья ребенка.

Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

2. Занятие с компьютерной поддержкой.

Таким образом, возможности применения ИКТ в деятельности детского сада при условии грамотного их использования достаточно широки. Они позволяют решать широкий круг образовательных задач. Использование ИКТ в детском саду позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.

Отличительной особенностью нового Федерального государственного образовательного стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащихся.

Важным элементом НОД обучающихся на ступени дошкольного образования, обеспечивающим его результативность, является ориентировка младших дошкольников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ - компетентность).

Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

     Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип - принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ более информативные, красочные. Использование ИКТ позволяет заинтересовать ребёнка, а интерес - это один из элементов мотивации. Кроме того, ИКТ-технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.                                                                                                                      

Применение информационных технологий в НОД необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу в НОД;

способствуют совершенствованию практических умений и навыков воспитанников;

позволяют индивидуализировать процесс обучения;

повышают интерес к НОД;

активизируют познавательную деятельность воспитанников;

развивают творческий потенциал воспитанников;

     Основные направления использования компьютерных технологий на НОД:

Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

Тренажёр

Контроль знаний, умений и навыков учащихся.

Использование презентаций в НОД ДОУ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения дошкольников. Это и масштабное изображение, и анимация, и звук, и графика. У детей увеличивается познавательная мотивация, овладение сложным материалом происходит гораздо легче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: «Внедрение информационных технологий в ДОУ»

Информационный век делает актуальной интеграцию ИКТ в образование....

Статья. По теме : "Внедрение компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОУ"

Проблема внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом ДОУ, разрабатывается сравнительно недавно. Методологическому и теоретическому обоснованию проблемы внедрения компете...

Статья на тему: «Современные требования к организации деятельности дошкольной образовательной организации, как открытой образовательной системы»

В статье описывается какие современные требования к организации деятельности ДОО необходимо соблюдать, чтобы она являлась открытой системой....

Статья из опыта работы на тему: «Внедрение и реализация проектной деятельности в систему дошкольного образования»

В последнее время проектный способ постоянно используется в педагогике. Знания и навыки, обретенные воспитанниками детского сада, например, в ходе проекта, становятся достоянием их собственного опыта....

Статья на тему: "Внедрение инновационных технологий в дошкольных учреждениях"

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Ключевые слова: инновации, инновационные технологии, информационно-коммуника...

Статья на тема: «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Актуальность темы:В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особоеместо. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него непросто интересное время...