Статья "Выявление и развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Хорохорина Юлия Николаевна

В материалах даются практические советы по выявлению и развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Хорохорина Ю.Н., Солопова А.И.

 Выявление и развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

«Чем раньше музыка войдёт в жизнь ребёнка, тем глубже и прочнее она займёт место в его душе» (Н.Ветлугина)

Результаты научных исследований подтверждают, что неспособных к музыкальным занятиям детей не существует. Таким образом, музыкальное воспитание должно быть достоянием всех. Вместе с тем, не следует забывать, что некоторые дети имеют более высокий (по сравнению со сверстниками) уровень развития музыкальных способностей. В этом случае можно говорить о «признаках музыкальной одарённости». Согласно тесту «Карта одарённости» Д. Хаана и М. Каффа ребёнок музыкально одарён, если: эмоционально откликается на музыку, всегда стремится туда, где звучит музыка, быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, легко их запоминает, поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает «в исполнение» много чувств и энергии, передаёт своё настроение; «сочиняет» собственные мелодии.

 В отечественной педагогической практике существует традиционная методика выявления музыкальных способностей, которая не раз подвергалась критике со стороны учёных-исследователей и педагогов практиков. Суть методики определённо проста: всё сводится к проверке у ребёнка музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Подобный экзамен не отличается точностью оценки. Каким образом можно отличить способных детей от натренированных, «натасканных» на пение, чувство ритма? Ещё в начале 50-х годов ХХ столетия передовые педагоги, осознавая несостоятельность традиционной методики, стремились искать пути усовершенствования форм и содержания методик выявления музыкальных способностей детей. Ведущим методом диагностики музыкальной одарённости, по мнению П.С. Столярского, является метод наблюдения, гибкость которого позволяет выявить у детей признаки художественной одарённости, такие как: мотивация к творчеству, качество исполнения произведения, скорость выполнения заданий без ущерба результату, наличие нестандартного подхода при выполнении заданий. Кроме того, для объективности используются и другие методы: экспертная оценка продуктов детской деятельности квалифицированными специалистами; анкетирование родителей и педагогов; анализ реальных достижений детей в конкурсах, выставках, фестивалях.

Музыкальность ребенка – это комплекс способностей. Для ее выявления нами взята научно обоснованная структура музыкальности доктора психологических наук К. В. Тарасовой. Комплекс музыкальности определяется ею, как «многоуровневая система собственно музыкальных, общих и частных способностей, ответственных за формирование художественно-музыкального образа. К общим способностям относятся способности, которые обеспечивают формирование образа в любом виде музыкальной деятельности, к частным, помогающие решению этой задачи лишь в отдельных ее видах». В структуре музыкальности выделены две подструктуры: эмоциональная отзывчивость на музыку и познавательные музыкальные способности, которые включают: а) сенсорные способности (мелодический, звуковысотный, тембровый и динамический слух, чувство ритма); б) общие интеллектуальные музыкальные способности: музыкальное мышление (репродуктивное и продуктивное), воображение, музыкальная память.

 Коллективное занятие как форму организации процесса выявления музыкальной одарённости предложила М.М.Баринова. На наш взгляд, коллективное занятие является наиболее оптимальной для детей дошкольного возраста, поскольку имеет ряд преимуществ. Во-первых, естественность условий позволяет преодолеть скованность ребёнка. Во-вторых, выявить степень заинтересованности ребёнка музыкой, наличие внимания (по сравнению с другими детьми), воли, умения сосредоточиться, способность переключиться с одного задания на другое. При этом, конечно, принимается во внимание и оценивается наличие специфических компонентов музыкальных способностей: слуха, ритма, музыкальной памяти. В процессе коллективных занятий мы используем специально подобранные экспресс-диагностические игровые упражнения для выявления музыкальных способностей детей.

«Импровизированный концерт». Педагог звенит музыкальным колокольчиком, приговаривая: «Колокольчик звенит, заливается и наш концерт начинается. Кто колокольчик возьмёт, тот нам песенку споёт». Колокольчик передают тому, кто пожелал исполнить песню. После исполнения педагог продолжает игру: «Колокольчик звенит, заливается, а наш концерт продолжается» и т.д.

«Музыкальный мяч». Дети становятся в круг. Педагог показывает музыкальный мяч, и говорит, что с его помощью хочет узнать любимые песни детей, стоящих в кругу. Мяч передаётся из рук в руки по кругу, а с окончанием мелодии тот, у кого остался мяч, выходит в середину круга и поёт куплет любимой песни. Подобные игровые задания позволяют выявить чувство ритма, чистоту интонирования, музыкальную память.

В процессе коллективных занятий широко используем материал, направленный на выявление и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Детям предлагается послушать два контрастных (незнакомых) музыкальных произведения, даётся название, например: «Котик заболел», «Котик выздоровел», муз. А.Гречанинова или «Болезнь куклы», «Новая кукла», муз. П. И. Чайковского. После слушания музыки дети должны сказать, какое настроение передает музыка, о чем композитор рассказал в данном произведении. Рассказ детей основывается на особенностях эмоционально – образного содержания произведения, соотносится со средствами музыкальной выразительности. Для детей, имеющих «признаки одарённости» характерно яркое эмоционально – оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умение самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно – образные выражения. Для выявления развитости (наличия) чувства ритма в процессе коллективных занятий используем игровое задание «Чья музыка?». Детям сообщается, что к нам пришли гости – игрушки (показываем игрушки, соответствующие музыкальным примерам) и отмечаем, что каждый из гостей любит свою музыку. Предъявляя музыкальные примеры, даём пояснения, какому гостю они соответствуют. Затем музыкальный руководитель говорит: «Слушайте внимательно! Я буду хлопать так, как звучала музыка. А вы догадайтесь, кому из гостей адресована музыка, которую я  проиграла (простучала)? Особый интерес для нас представляет, методика выявления уровня развития у детей общих музыкальных (продуктивных) способностей. С этой целью мы используем игровое задание «Сочиним музыку». Детям предлагается сочинить «свою» песню или танец, либо марш. Эту песню (по желанию) можно спеть, станцевать, или сыграть на металлофоне.

С целью диагностики уровня развития музыкальной памяти используем игровое задание «Запомни песенку». Ребенку предлагается прослушать 2-4 такта незнакомой песни. Примерный репертуар для дошкольников - русские народные песни: «Петушок», «Как у наших у ворот», «Ой, вставала я ранёшенько», «К нам гости пришли», муз. А. Александрова. Сначала педагог поёт песню, затем проигрывает мелодию на фортепиано, после чего детям  предлагается пропеть песню со словами или только мелодию (по желанию). Наличие хорошей музыкальной памяти позволяет детям самостоятельно, быстро и, в основном правильно, воспроизвести незнакомую мелодию. Для развития музыкальной памяти нами используется пение без музыкального сопровождения. Дети по желанию исполняют знакомую песню (сначала с поддержкой взрослого, затем самостоятельно). Используем музыкально-дидактические игры «Угадай мелодию», «Вспомни песенку».

        Наиболее сложным, на наш взгляд, является процесс формирования у детей выразительности (артистичности) исполнения. Этому предшествует длительная работа над образным восприятием музыки. Стараемся стимулировать возникновение у ребёнка обобщённого образа. С этой целью используем игровое задание «О чём тебе рассказала музыка?». Предлагаем для прослушивания инструментальную пьесу, после чего дети делятся своими впечатлениями: о характере музыки, образа, который возник у них в результате ассоциации. Кроме того, предлагаем детям дома нарисовать свои впечатления от музыкальной пьесы. Одним из удачных методических приёмов по развитию образного мышления мы считаем пантомиму. Под аккомпанемент ребёнок с помощью пластики, движения, мимики, жестов раскрывает образ песни, музыкального фрагмента. Дети – зрители отгадывают, «кого» или «что» изображает «артист».

        Анализ результатов мониторинга уровня музыкального развития в начале и конце учебного года свидетельствуют о том, что индивидуальная работа с детьми в процессе коллективных занятий и в результате реализации индивидуальных образовательных маршрутов, тщательный подбор технологических приёмов оказывает положительное влияние на развитие музыкальных способностей детей.

Литература:

Анисимов В.П.Диагностика музыкальных способностей детей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004,- 128 с.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1967.

Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.,1988.

Тарасов Г.С. Психология музыкальных способностей// Спутник учителя музыки. – М., 1993

Хорохорина Юлия Николаевна, педагог-психолог, Отличник народного просвещения, Заслуженный Учитель РФ (89051227972); Солопова Алёна Игоревна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №51» Красная шапочка» города Тамбова«

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: « Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».

ЦЕЛЬ: учить детей выполнять несложные упражнения и танцевальные  движения с предметами и без предметов. Приобщать малышей к необычной для будничных дней обстановке, веселому, радостному настроени...

Статья "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"

Статья предназначена для музыкальных руководителей, учителей музыки и преподавателей ВУЗа....

Консультация для воспитателей "ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В современной психолого-педагогической науке большое внимание уделяется развитию творческого потенциала и способностей личности. Способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. ...

СТАТЬЯ.ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ЗНАЧЕНИЕ   МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ   ПОСОБИЙ  И  ИГР, ИХ  ЗНАЧИМОСТЬ  В  РАЗВИТИИ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ  У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНО...

Статья "Музыкальная игра-сказка, как инновационный подход к развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"

В данной статье рассмотрим музыкальную игру-сказку, как средство инновационного подхода в развитии  музыкальных способностей у дошкольников....

Статья "Формирование и развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста"

Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамот...