Методическая разработка. Развитие поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"
методическая разработка (старшая группа)

olesyavasenkova

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx138.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка "Развитие поисково-экспериментальной деятельности  у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"

Методическая разработка

Развитие поисково-экспериментальной деятельности

у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"

 

 

 

 

 

Автор:

Васенкова О.А.

воспитатель

 

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2021 год.

 

Введение.

Люди, научившиеся наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами
ставить вопросы и получать на них
фактические ответы, оказываясь на более
высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
                                                       К.Е.Тимирязев

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

Многие из вас захотят познакомиться с конкретными соблюдаемыми правилами при выборе темы:

  1. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.
  3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к поисковой деятельности.
  2. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
  3. Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
  4. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  5. Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
  6. Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

В своей деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников:

  • Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
  • Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
  • Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников Центра;
  • Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
  • Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
  • Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).



Основное оборудование лаборатории:

  • приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги;
  • красители: гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Дополнительное оборудование:

  • детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

В уголке экспериментирования необходимо иметь:

  • карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)
  • индивидуальные дневники экспериментов.

Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

  1. Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
  2. Самостоятельная деятельность детей.
  3. Фронтальные занятия .
  4. КВН, развлечения.
  5. Наблюдения в природе.
  6. Рассматривание фотографий (где в природе существует вода?)
  7. Беседы по теме «Путешествие капельки».
  8. Целевая прогулка.
  9. Экскурсия.

В создании методической разработки мы ориентируемся на материалы комплексной программы «Радуга», «Мир вокруг нас» Поповой Т.И. и на «Методику организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А.И.Ивановой. В связи с этим были выделены этапы обучения экспериментированию дошкольников по теме «Волшебница Вода».

Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:

  1. Младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
  2. Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
  3. Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Образовательные задачи (по возрастам):

  1. Младший дошкольный возраст:
  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; что в ней растворяется краска; о свойствах льда.
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • развивать речь ребёнка, активизировать словарь;
  • воспитывать аккуратность при работе с водой.

Средства реализации: «Как играть с водой», «Наливаем – выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», «Поиграй со мной, водичка».

  1. Средний дошкольный возраст:
  • способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;
  • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде; подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха;
  • развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
  • активизировать словарь ребёнка;
  • развивать эмпатию, желание помочь другим;
  • воспитывать аккуратность в работе.

Средства реализации: «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Тёплая капелька, или поможем Колобку умыться», «Прятки», «Капельки», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус», «Встреча с ручейком», «Вода жидкая, может течь» и т.д.

  1. Старший дошкольный возраст:
  • систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды;
  • способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного);
  • познакомить с понятием «жидкость – вязкость»;
  • развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
  • активизировать словарь ребёнка;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.

Средства реализации: «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели». Предложить найти воду в разных предметах и состояниях.

Структура детского экспериментирования

Проблемная ситуация

Целеполагание (что нужно сделать)

Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)

Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)

Подтвердилось

Не подтвердилось

Формулирование выводов

Возникновение новой гипотезы

(как получилось)

Предположений

 

Реализация в действии

 

Подтвердилось

 

Формулирование выводов

 

(как получилось)

: Советы для родителей. Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

: Рекомендации для педагогов по организации
исследовательской деятельности с водой

: Перспективное планирование
поисково-экспериментальной деятельности

: Игры с водой

: Опыты и эксперименты с водой

: Требования к оформлению и содержанию уголков
экспериментирования

: Конспекты занятий

: Сказка о капельке

: Литература

 

 

Приложение 1

 

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской  активности ребенка.

 

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. и родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто  строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек  жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей.

 

Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей

к познавательному экспериментированию.

 

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон

 

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность .

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

 

 

 

Приложение 2

 

Рекомендации для педагогов

по организации исследовательской деятельности с водой.

 

Занятие 1.

 

Первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.

Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить в ванне порядок, но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок первых трех-четырех лет жизни должен только в вашем присутствии.

Как играть с водой?

Сначала согрейте стенки ванны струей горячей воды из душа. На дно ванны можно что-нибудь положить — кусок поролона или пеноплена (вырежьте по форме дна ванны из туристического коврика). Посадите ребенка в ванну, не наливая туда воду, а пустив ее из крана. Оставлять ребенка в наполненной ванне нельзя, даже на минуту. А около небольшого тазика с водой — можно. Поэтому лучше всего ставить под кран таз, чтобы вода набиралась в него. Тогда воду можно будет брать и из таза, и из-под крана. Малышам 1—3 лет не нужно давать сложные научные объяснения и называть сложные термины. Они должны играть и наблюдать.

Во время игр обязательно комментируете все, что делает и видит ребенок: вода льется, пробка плавает, вода замерзла. Обращайте внимание малыша на то, как «ведут себя» в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без них.

Детям 5—7 лет необязательно залезать в ванну для игр с водой. Достаточно небольшого подноса, поставленного на перегородку (сидение или подставка для таза). С такими детьми можно вести более серьезные беседы, знакомить с некоторыми терминами, вести дневник записи экспериментов. Некоторые опыты стоит время от времени повторять и сравнивать записи результатов, полученных в разное время. Это подтвердит случайность или закономерность результатов исследований. После проведения опыта можно заглянуть в энциклопедию и более подробно познакомиться с предметом исследования.

 

Занятие 2.

 

Попробуйте выяснить, какие предметы тонут в воде, а какие нет. Кидайте в таз с водой предметы из разных материалов: дерева, металла, пластика, резины, ткани, бумаги. Кидайте поролоновые губки, пробки, камушки, шишки, палочки и многое другое. Понаблюдайте, что тонет сразу, что по мере намокания, а что не тонет вообще. Кусок пробки плавает в воде, а кусок железа такой же величины тонет. Пробка плавает, потому что она гораздо легче железа.

То, насколько плотным и тяжелым является данный материал или тело, принято называть плотностью. Если плотность какого-то материала меньше плотности воды, он будет плавать. Это объясняется тем, что выталкивающая сила воды будет достаточной для того, чтобы держать его на плаву.

Выберите несколько предметов разного размера и формы, которые тонут в воде. Налейте воды в прозрачную пластиковую бутыль, у которой отрезана верхушка. Отметьте уровень воды маркером. Опустите один из предметов в воду, — вода поднялась, отметьте получившийся уровень воды. Затем проделайте то же самое с другими предметами. Сделайте вывод: чем больше объем погружаемого предмета, тем выше поднимается вода. Объемом называется часть пространства, занятая каким-либо предметом.

Возьмите весы «безмен». Повесьте на веревку тяжелый предмет, например гантель или старый чугунный утюг. Веревку привяжите к крючку весов. Постепенно погружайте предмет, висящий на веревке, в наполненную ванну, наблюдайте, как изменяются показания весов. Вес предмета в воде уменьшится.

Тяготение Земли действует на все предметы и направлено к ее центру. Благодаря этому у них есть вес. На предмет, погруженный в жидкость, действует также выталкивающая сила, которая уменьшает силу тяжести, притягивающую предмет к земле.

 

Занятие 3.

 

Попробуйте подкрасить воду акварельными красками, делая растворы разной концентрации в прозрачных пластиковых бутылках. Сравнивайте результат: чем больше краски растворено в воде, тем темнее получается раствор.

Однородная смесь двух и более веществ называется раствор. Вещества, способные раствориться в воде, называются растворимыми.

Можно попытаться выяснить, что еще растворится в воде, кроме красок? Пусть малыш наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье.

А если влить в воду несколько ложек подсолнечного масла и хорошенько размешать? Сначала может показаться, что жидкости перемешались. Но если поставить сосуд на стол и немного подождать, будет видно, как содержимое банки расслаивается, и во всех слоях заметны шарики жидкости. На дне будет вода (она более тяжелая) с шариками масла. В среднем слое будет поровну масла и воды, а часть масла поднимется наверх. Если оставить банку на несколько часов, вся вода опустится вниз, а масло будет наверху. Смесь несмешиваемых жидкостей называется эмульсией.

А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе. А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое. Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду, сразу же после размешивания или через некоторое время?

Детям старшего дошкольного возраста можете сказать, что процесс растворения молекул вещества в жидкости называется диффузия (что такое молекулы, объясните вкратце).

Можно провести опыт, показывающий изменение плотности воды при изменении концентрации раствора. Отрезав у высокой двухлитровой бутыли верхушку, наполните ее водой. Бросьте в бутыль коробочку из-под киндер-сюр-приза, предварительно положив в нее немного пластилина, чтобы коробочка тонула в воде. Возьмите пачку поваренной соли и засыпайте в бутыль по одной ложке (5—7 ложек), всякий раз размешивая соль. Наблюдайте за плавающей коробочкой после каждой ложки соли.

На тело, плавающее в воде, действует выталкивающая сила, которая тем больше, чем больше плотность воды. По мере увеличения содержания соли плотность воды возрастает, коробочка поднимается.

А можно ли получить растворенное вещество из раствора? Попробуйте профильтровать получившийся раствор. Заодно выясните, какие вещества и материалы пропускают воду, а какие нет.

 

Занятие 4.

 

Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Обратите внимание ребенка на то, что вода может принимать какую угодно форму и количество воды не зависит от формы емкости.

Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков «поместится» в большую бутылку (для заполнения бутылки используйте воронку), делая на ней отметки маркером, после того как нальете каждую следующую порцию. А если потом вылить воду обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?

Ребенка старшего дошкольного возраста познакомьте с единицами измерения объема — литрами, миллилитрами, декалитрами. Купите в хозяйственном магазине мерный стакан, научите ребенка отмерять нужное количество жидкости. Выясните, сколько миллилитров содержит чайная, десертная, столовая ложки, любимая чашка ребенка, суповая тарелка, кастрюля или чайник.

Если у вас есть весы, взвесьте один литр воды. Его масса будет равна ровно одному килограмму. А сколько будет весить литр сока? Литр масла?

 

Занятие 5.

 

Спросите у ребенка, что будет, если пустую открытую бутылку опускать под воду целиком. Она заполнится или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз). Обратите внимание на то, что в бутылке есть воздух, и по мере заполнения бутылки водой он постепенно выходит.

А если бутылку закрыть и опускать в воду? Возьмите пустую пластмассовую бутылку, завинтите крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребенок попробует опустить бутылку ко дну и удержать там. Воздух легче воды и поднимается вверх. Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и опустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, окажется под водой. Потом налейте бутылку до верха, закройте крышкой. Она будет тонуть в воде. Если вы заполните бутылку не до самого верха, то над водой останется самый кончик бутылки, где нет воды. Тот же самый опыт проделайте с коробочками от киндер-сюрпризов.

 

Занятие 6.

 

В стенках любой пластмассовой бутылки (лучше брать бутылки из плотного пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и проворачивают ножницы вокруг своей оси. Это может быть одна дырка (любого размера, а лучше, если дырки разного размера на разных бутылках): наверху, внизу или посередине.

Или несколько (все одинакового или каждая своего размера):

       в ряд горизонтально, то есть по кругу, на любой высоте, на любом расстоянии друг от друга;

       в ряд вертикально;

       в ряд по спирали, снизу доверху вокруг всей бутылки (такие дырки надо делать маленькими, проколов гвоздем);

       расположенные хаотично по всей поверхности бутылки.

Можно делать отверстия в дне бутылок или банок (одну или несколько — одинакового или разного размера).

Поэкспериментируйте с такими бутылками: наливайте в них воду из-под крана (попробуйте делать это под разным напором), погружайте их под воду (можно попробовать заткнуть рукой горлышко), а потом доставайте и смотрите, как вода выливается через дырки, и в какой момент она перестает выливаться. Обратите внимание ребенка: чем выше уровень воды в бутылке, тем сильнее напор воды, выливающейся из отверстия, тем длиннее и прямее струя.

Чем больше глубина, тем больше давление. Давлением называется сила, давящая на определенную плоскость.

 

Занятие 7.

 

Познакомьте ребенка с понятием «температура».

Возьмите несколько пластиковых бутылок из-под лимонада, разрежьте их поперек на две половины (получатся большие тонкостенные стаканы). Налейте в один стакан холодную воду, в другие — слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Назовите его ощущения словами, научите сравнивать — расставлять стаканы от самого холодного к самому горячему. Можно попробовать погружать пальчик в воду или выливать воду из бутылки на руку и сравнивать.

С детьми среднего и старшего дошкольного возраста можно проводить эксперименты с термометром (купите в аптеке термометр для воды). Опускайте его в воду разной температуры, сравнивайте показатели. В теплую воду кидайте лед, а в холодную — подливайте горячей воды и наблюдайте за движением столбика. Сделайте вывод к при нагревании температура увеличивается, столбик термометра поднимается, и наоборот.

Можно вместе с ребенком замораживать лед в сосудах разной формы. Это могут быть традиционные формочки для льда, в которых получаются одинаковые кубики, стаканчики или формочки для теста, кружки, тарелки, формочки для песка, любые пластмассовые емкости разного размера.

Оставьте один стакан с кубиками льда в холодильнике, другой поставьте в комнате, третий — на полке в ванной. Или положите по льдинке в стакан с горячей, с теплой и холодной водой. Понаблюдайте — где лед быстрее растает. Что будет с теплой водой, когда в ней растворятся кубики льда? Как изменится ее температура? (проверьте с помощью термометра).

А что если один стаканчик со льдом обернуть теплой кофтой (уж она-то его точно согреет), а другой оставить на столе? Сделайте вывод: теплая одежда не греет то, что под ней, а помогает сохранять исходную температуру.

Попробуйте замораживать не только воду, но и другие жидкости, например сок. Проследите, одинаково ли быстро они замерзнут? Будут ли они одинаково твердые? Будет ли их одинаково легко разгрызть? Сок состоит не только из воды. Замерзший сок — это смесь замерзшей воды и незамерзших веществ, поэтому он не такой твердый, как кубик из воды, и его легко раскусить.

Спросите у ребенка, может ли лед двигать предметы сам. Проведите такой опыт:

       опустите в воду соломинку для коктейля; наберите в соломинку воды;

       закрыв языком верхнее отверстие соломинки (чтоб не вылилась вода), выньте ее из воды и залепите внизу пластилином;

       вынув соломинку изо рта, залепите пластилином верхнее отверстие;

       положите соломинку в морозильник на несколько часов;

       достав соломинку, убедитесь, что одна из пластилиновых пробок выскочила и из отверстия соломинки виден лед.

Лед занимает больше места, чем вода, правда, не намного — всего на одну десятую.

Объясните ребенку, что вещества могут принимать различное состояние — быть твердыми, жидкими и газообразными. Проще всего это показать с помощью все той же воды, но сказать ребенку, что другие вещества ведут себя точно так же, все зависит только от температуры, до которой нагревают или охлаждают то или иное вещество. Вода, например, закипает при температуре 100 градусов, а масло — при температуре 200 градусов.

Подышите на стекло в автобусе зимой. Откуда взялся лед? В воздухе, который вы выдыхаете, есть водяной пар. Оказавшись на стекле, он мгновенно превратился в воду и так же мгновенно замерз, так как стекло очень холодное.

Снимите крышку с закипевшего чайника. Откуда на ней капельки воды? Как она поднялась вверх? Вверх поднялся пар и конденсировался, так как крышка холоднее самого чайника.

Пар превращается в воду, если его охладить ниже 100 градусов. Это называется конденсацией.

Придумайте другие опыты и игры с водой, используя сосуды разной формы, мельницы для воды, соломинки, воронки, сообщающиеся сосуды и многое другое. Сделайте макет водонапорной башни, водяных часов или водяной мельницы (особенно хорошо такие постройки получаются на дачном участке).

 

 

 

 

Приложение 3

 

Перспективное планирование поисково-экспериментальной деятельности по теме «Волшебница вода»

Младший дошкольный возраст.

 

№ п/п

Месяц

Эксперименты, наблюдение, опыты

Задачи, словарь

Материал

1

Сентябрь

1.«Как играть с водой»

2.«Наливаем – выливаем»

Вызвать интерес к данному объекту; способствовать расширению знаний детей о свойствах воды; развивать речь детей, активизировать словарь.

 

Словарь: жидкая, прозрачная, можно налить, перелить.

Разнообразные емкости для воды (большие-маленькие, круглые-квадратные)

2

Октябрь

1. «Поиграй со мной, водичка»

Дать представление о том, что некоторые предметы  могут держаться на воде; развивать интерес к игре с водой, обогащать словарь ребенка.

 

Словарь: кораблик, скорлупка, ветерок, волны.

Веточки, сухие листочки, скорлупа грецкого ореха, шарики от пинг-понга.

2. «Почему осенью бывает грязно?»

Знакомить детей со свойствами воды; развивать любознательность, интерес; активизировать словарь, воспитывать аккуратность, бережное отношение к воде;

 

Словарь: грязь, можно испачкаться, побрызгать, лужа.

Пульверизатор с водой, чашка с землей.

3

Ноябрь

«Мой веселый звонкий мяч»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность; развивать речь, активизировать словарь.

 

Словарь: плавает, выпрыгивает, легкий, упругий, легче, тяжелее.

Ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаши. Лист бумаги (на каждого ребенка)

4

Декабрь

1.«Превращение воды в лед»

2.«Изготовление цветных льдинок»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды в твердом состоянии; развивать наблюдательность, память, усидчивость; воспитывать аккуратное обращение с цветной водой.

 

Словарь: бесцветная, прозрачная, застывает, становится цветной, украсим елку на участке.

Формочки, акварельные краски, нитки, мелкие предметы, черпачек.

5

Январь

Наблюдение за снегопадом, метелями.

Вызвать интерес к данному объекту; развивать наблюдательность, внимание4 воспитывать чувство прекрасного

 

Словарь: влажный-липкий, сухой – твердый, тает – превращается в воду.

 

6

Февраль

1. «Что произошло со снежинкой?» (рассмотреть снежинку через лупу)

Продолжать знакомить со свойствами воды, развивать любознательность; развивать речь, активизировать словарь; учить любоваться красотой снегопада.

 

Словарь: лупа, красивая, мохнатая, тает на ладошке, холодная

Лупа, увеличительные стекла, салфетки (на подгруппу детей)

2. «Куда спряталась водичка?»

Продолжать знакомить со свойствами воды, развивать интерес, любознательность; воспитывать аккуратность в работе с водой.

 

Словарь: губка, впиталась, вытекает, мягкая, упругая, плавают, становятся тяжелыми, можно выжимать

Губка, тазик с водой, стакан.

7

Март

1. «Наблюдение за капелью»

Вызывать интерес к данному объекту; продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, внимание, воспитывать чувство осторожности, безопасность.

 

Словарь: капель, сосульки, замерзает, гладкая, холодная

 

 

 

2. «Зачем нужна вода растениям?»

Дать представление о значении воды в жизни растений; развивать наблюдательность, любознательность, интерес; воспитывать бережное отношение к растительному миру; активизировать словарь ребенка.

 

Словарь: появляются почки, набухают, листочки, пьют воду.

Сосуд с водой, веточки тополя, березы.

8

Апрель

«Волны»

Знакомить со свойствами воды, развивать умение наблюдать, сравнивать, воспитывать аккуратность.

 

Словарь: ветерок, слабый-сильный, маленькие-большие, волны

Тазик с водой, трубочки для коктейля (на подгруппу детей)

9

Май

«Кому нужна вода?»

Дать представления о значении воды для жизни;  расширять словарный запас ребенка; развивать познавательный интерес

 

Словарь: важна для всех, приходит в дом по трубам, водопровод, колодец.

Игрушка-варежка Капелька, картина с изображением колодца.

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование поисково-экспериментальной деятельности по теме «Волшебница вода»

Средний дошкольный возраст.

 

№ п/п

Месяц

Эксперименты, наблюдение, опыты

Задачи, словарь

Материал

1

Сентябрь

1.«Теплая капелька, или помоги Колобку умыться»

2.«Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы; закреплять культурно-гигиенические навыки; воспитывать аккуратность при работе с водой.

Тазики с горячей, холодной водой; емкости для смешивания воды, ковшик для набирания воды, дидактическая игрушка колобок.

2

Октябрь

1.«Вода жидкая, может течь»

2.«Встреча с ручейком»

3.«Капельки»

Продолжать знакомство со свойствами воды; развивать познавательную деятельность, образное, творческое мышление; воспитывать бережное отношение к воде, аккуратность.

 

Словарь: жидкая, может течь, капелька, большая – маленькая, густая масса.

Емкости для воды; для сравнения густая масса; небольшой желобок, пипетка.

3

Ноябрь

1.«Чем пахнет вода?»

2.«Есть ли у воды вкус?»

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; подвести к пониманию того, что вода не имеет запаха, вкуса. Объяснить, что вода приобретает вкус того вещества, которое в ней растворено; воспитывать бережное отношение к воде. Учить определять по запаху вещества, которые добавлены в воду.

 

Словарь: без запаха – без вкуса; добавки, красители, сладкая – кислая.

Емкости с водой, красители.

4

Декабрь

«Игра в прятки»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость, воспитывать аккуратность при работе с водой.

 

Словарь: капля медленно течет; «растворяется» на влажной поверхности; становится незаметной; окрашивает влажную поверхность

Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и подкрашенной водой, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка.

«Играем с красками»

Познакомить с растворением краски в воде; развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Словарь: Капля краски, если ее не мешать растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

Две баночки с прозрачной водой; краски; лопаточка; салфетка; лист бумаги.

5

Январь

«В каком стакане лед быстрее растает»

Продолжать знакомить со свойствами воды в разном состоянии; развивать наблюдательность, усидчивость; активизировать словарь

Словарь: лед, твердая вода тает, превращается в воду.

3 стакана с водой (холодной, теплой, горячей), кусочки льда.

«Лед легче воды»

Вызвать интерес к данному опыту; дать понять, что лед легче воды, поэтому он держится на поверхности и не тонет; развивать любознательность, усидчивость; воспитывать аккуратность при работе с водой.

Словарь: плавает – не тонет, тает.

Ванночка с водой, кусочки льда.

6

Февраль

«Радуга»

Вызвать интерес к данному объекту, развивать наблюдательность, усидчивость, терпение; познакомить с отражательной способностью зеркала; воспитывать осторожность при проведении данного опыта.

 

Словарь: радуга, «дуга», солнечный луч

Зеркало, тазик с водой

«Превращение в воду»

Уточнять представления о свойствах воды, развивать познавательную активность, образное мышление, любознательность; воспитывать культурно-гигиенический навыки, здоровье сберегающие навыки.

 

 Словарь: рыхлый, холодный, тает, талая вода, больше – меньше, грязная – чистая.

Два ведерка (одно со снегом, другое с водой)

 

 

«Пар – это тоже вода»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды в разном состоянии; развивать способности наблюдать, исследовать, формировать умение вести беседу, воспитывать осторожность при работе с водой.

 

Словарь: пар, кипяток, поднимается вверх.

Термос с кипятком, зеркальце или стекло.

7

Март

«Что вода размочит быстрее?»

Продолжать знакомство со свойствами воды; развивать наблюдательность, любознательность, сообразительность; учить определять на ощупь объект, который находится в воде; активизировать словарь; воспитывать аккуратность.

 

Словарь: салфетка, картон, тетрадный лист, намокла, размокла, развалилась в руках.

Ванночка с водой, кусочки бумаги различные по плотности.

 

 

«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

Продолжать знакомить со свойствами и качеством воды; развивать наблюдательность, усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при работе с водой; активизировать словарь

 

Словарь: песок, сахарный «песок»; растворяется, не растворяется, перемешали.

Два стаканчика с водой, речной песок, сахарный песок, ложка для размешивания, акварельные краски, листочки (на каждого ребенка)

8

Апрель

«Освобождение бусинок из ледяного плена»

Продолжать знакомить со свойствами воды в твердом состоянии; развивать мышление при выборе способов действий; стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми; воспитывать аккуратность в работе.

 

Словарь: попали бусинки в плен, теплая вода, лед растает, поставить на батарею

Замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки на каждого ребенка.

 

 

«Мыло-фокусник»

Познакомить со свойствами и назначением мыла при смешивании с водой.

Развивать наблюдательность и любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом

 

 

Словарь: теплая – прозрачная, пузыри воздуха, скользкое, пена, изменился цвет, мыльный пузырь из трубочки, легкий, переливается на свету.

Ванночка с водой, кусочек мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги.

9

Май

«В какую бутылку быстрее нальется вода?»

Продолжать знакомить  со свойствами воды, предметами разной величины; развивать смекалку, любознательность; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

 

Словарь: погружать, песочные часы; широкая труба просторнее, чем узкая;  вода поступает быстро в бутылку широким горлышком и издает громкий звук; в бутылку с узким горлышком поступает медленно – издает мелодичный звук.

Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани, песочные часы.

«Друзья»

Познакомить с составом вода/кислород; развивать смекалку, наблюдательность, любознательность; воспитывать интерес к данному эксперименту.

 

Словарь: пузырьки – это кислород; при движении воды пузырьков становится больше.

Стакан с водой; бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетки из ткани.

Перспективное планирование поисково-экспериментальной деятельности по теме «Волшебница вода»

Старший дошкольный возраст.

 

№ п/п

Месяц

Эксперименты, наблюдение, опыты

Задачи, словарь

Материал

1

Сентябрь

1. «Послушная водичка»

по рассказу Л.Н. Толстого «Умная галка»

Познакомить детей с объемом тел (предметов) развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, наблюдательность, любознательность, смекалку, учить соблюдать правила безопасности при работе со стеклом водой.

 

Словарь: поднимается вверх – увеличивается в объеме; впиталась; стекает; вытекает;

Две стеклянные банки с водой, заполнены на половину, шесть небольших камешков, пластина из оргстекла, поролоновая губка, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка для зарисовки)

2. «Фокусник бальзамин»

Познакомить со структурой стебля бальзамина; развивать познавательный интерес, наблюдательность, наблюдательность, усидчивость; воспитывать бережное отношение к растительному миру, к воде; активизировать словарь; учить зарисовывать опыт.

Словарь: бальзамин, черенок, обильный сок, волокна, надрез, стебель, «пьет воду», закрасилась

Две стеклянные банки с водой (в одной вода красного цвета), черенок бальзамина, лупа, лопатка, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка для зарисовки эксперимента)

2

Октябрь

Три состояния воды:

1.«Замораживание»

2.«Растаивание»

3.«Нагревание»

4.Эксперименты со льдом

Вызвать интерес к данному объекту; развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; воспитывать аккуратность, осторожность при работе с водой.

 

Словарь: жидкость, газ, превращается.

Емкости для воды разной формы, карандаши (на каждого ребенка для зарисовки) листы бумаги.

3

Ноябрь-декабрь

1.«Тонет – не тонет»

2. «Опыты с соленой водой»

3. «Растворить соль, сахар, марганцовку»

4. сравнить вязкость воды и  масла»

5.«Что стало, когда воду налили?»

6.«Предложить найти воду в разных предметах и состояниях»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде. Воспитывать аккуратность, осторожность при работе с водой; активизировать словарь; учить зарисовывать свой эксперимент.

Словарь: жидкость, раствор, растворять, впитывать, горячая – холодная, пар, вязкая, соленая – пресная, тонет – не тонет

Разные сыпучие вещества, масло, оргстекло, тяжелые предметы, легкие предметы; карандаши (на каждого ребенка) листы бумаги.

4

Январь

1. «Иней»

Вызвать интерес детей к данному эксперименту; формировать представление о данном объекте; развивать наблюдательность, терпение, воспитывать осторожность при данном проведении опыта, учить делать зарисовки, активизировать словарь.

Словарь: иней, покрылся снегом.

Горячая вода, ветка, карандаши, лист бумаги на каждого ребенка.

 

 

2. «Спичка-пленница»

Продолжать знакомство со свойствами воды в разном состоянии; развивать любознательность, наблюдательность; воспитывать аккуратность, осторожность при проведении данного опыта, активизировать словарь.

 

Словарь: вмерзает в лед, соль заставляет таять лед, замерзает.

Спички, лед, соль.

5

Февраль-март

1.Наблюдение за снегом: «Где быстрей растает; измерение температуры снега»

2.Наблюдение за испарением воды: «В каком блюдце испарилась вода быстрее»

3.«Что происходит с холодным блюдцем если его поднести к пару?»

4.Наблюдение за сосульками: «Где быстрее растает  сосулька?»

5.«Делаем облако»

6.«Можно ли склеить бумагу водой?»

Вызвать интерес к данному объекту, закреплять знания детей о состоянии воды; показать где, в каком виде существует вода; развивать наблюдательность, любознательность; дать понять, что вода самое удивительное вещество на земле; воспитывать аккуратность, осторожность; развивать и активизировать словарь; учить делать зарисовки, отвечать на вопросы, делать выводы.

Словарь: термометр, температура, выше – ниже, испарение; холодный воздух, склеилась, тает – не тает.

 

Емкости для воды; различные предметы (блюдце, чайник с горячей водой, бумага, термометры)

6

Апрель-май

1.«Вода защищает растение от низких температур»

2.«У растений внутри есть вода»

3.«Вода нужна всем» (наблюдение за прорастанием семян)

3.«Куда уходит вода после дождя?»

4.Что произойдет с растением, если накрыть его стеклянной банкой? Что можно увидеть на банке?»

Способствовать уточнению и закреплению знаний о свойствах воды; развивать познавательную активность; умение выражать правильно свои мысли; обогащать словарь; развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы; воспитывать бережное отношение, аккуратность; учить детей делать зарисовки своего опыта.

 

Словарь: низкая температура – высокая; набухают – прорастают, впитывается, остается больше влаги, испарина.

Термометры, растения, семена, стеклянная банка, карандаши, листы (на каждого ребенка)

 

 

 

Приложение 4

 

Не бойтесь быть «Плюшкиным».

 

Игры с водой.

 

Цель:

  1. Углублять представление о неживой природе.
  2. Учить самостоятельно проводить исследования, размышлять, обобщать результаты опытов
  3. Развивать наблюдательность, любознательность
  4. Воспитывать аккуратность при работе с водой
  5. Формировать бережное отношение к воде.

 

1. Как перелить воду из миски в бутылку и не пролить ни капли?

 Методическая разработка "Развитие поисково-экспериментальной деятельности  у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сколько маленьких стаканчиков с водой можно перелить в бутылку? Посчитаем?Методическая разработка "Развитие поисково-экспериментальной деятельности  у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"

Выливая в бутылку каждый следующий стакан, делайте на стенке бутылки отметки маркером.

 

 

 

 

 

 

 

 Методическая разработка "Развитие поисково-экспериментальной деятельности  у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"

3. Бросьте в воду ложки:

         Деревянную

         Металлическую

         Пластмассовую

Что произошло с ними?

 

 

4. Поэкспериментируйте с самыми разными предметами:

  • Две резиновые игрушки. В дне одной из них проделайте большую дыру.

 

 Методическая разработка "Развитие поисково-экспериментальной деятельности  у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Возьмите лоскутки разных тканей (лен, хлопок, шелк, махровую ткань) бросьте их на воду и понаблюдайте.

 Методическая разработка "Развитие поисково-экспериментальной деятельности  у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Опускайте в воду кусочки бумаги и картона различной плотности и смотрите, что и как долго будет намокать. Как легко будет разваливаться у вас в руках мокрая бумага.

 Методическая разработка "Развитие поисково-экспериментальной деятельности  у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Попробуйте, выжимая губку, налить воды в стаканчик.

 Методическая разработка "Развитие поисково-экспериментальной деятельности  у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. В стаканчики можно налить горячей, теплой и холодной воды и бросить в них по льдинке. В каком стаканчике льдинка быстрее растает?

 

 Методическая разработка "Развитие поисково-экспериментальной деятельности  у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Один стаканчик со льдом обернуть шарфом, а другой нет. В каком стаканчике лед быстрее растает?

 

 Методическая разработка "Развитие поисково-экспериментальной деятельности  у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"

 

 

 

 

 

 

 

7. Положите в воду немного: меда, варенья, сахара. Размешайте. Как изменилась вода?

 Методическая разработка "Развитие поисково-экспериментальной деятельности  у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Соберите емкости разной формы и размера и проделайте в них дырочки. Понаблюдайте, как из них будет выливаться вода.

 

 Методическая разработка "Развитие поисково-экспериментальной деятельности  у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"Методическая разработка "Развитие поисково-экспериментальной деятельности  у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Методическая разработка "Развитие поисково-экспериментальной деятельности  у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"Методическая разработка "Развитие поисково-экспериментальной деятельности  у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Секреты природы – это так интересно!

 

Вода – самое удивительное вещество на земле.

 

Цель:Методическая разработка "Развитие поисково-экспериментальной деятельности  у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"

1.      Вызвать интерес к данному объекту

2.      Закрепить знание детей о состоянии воды, показать, где, в каком виде существует вода.

3.      Развивать у детей наблюдательность, изобретательность,  познавательную активность в процессе экспериментирования.

4.      Дать детям понять, что вода – самое удивительное вещество на земле.

5.      Воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность.

6.      Развивать и активизировать словарь.

7.      Учить делать зарисовки и отвечать на вопросы, делать выводы.

 

Экспериментируем!

Опыт № 1.

Выберите правильные на ваш взгляд ответы:

 

  1. Если опрокинуть стакан с водой:
  • Ложится горкой
  • Растекается

 

2. Если опрокинуть ведро с песком:

  • Ложится горкой
  • Растекается

 

Опыт № 2.

Убедитесь, что вода бесцветна. Приготовьте два одинаковых стаканчика. В один налейте воды, в другой молока. Цветными карандашами или фломастерами нарисуйте на листе бумаги какую-нибудь картинку. Начинайте опыт. Поставьте на картинку стакан с водой. Рассмотрите сверху свою картинку. А теперь поставьте на то же место стакан с молоком. Что вы обнаружили?

 

Сделай вывод:

  1. Через воду рисунок:
  • Виден
  • Не виден
  1. Через молоко рисунок:
  • Виден
  • Не виден
  1. Вода:
  • Прозрачная
  • Не прозрачная
  •  

А есть ли еще какие-нибудь прозрачные вещества?

 

Опыт №3.

Приготовьте небольшой пузырек, тоненькую прозрачную пластмассовую трубочку и кусочек пластилина. Пузырек до края наполните самой холодной водой. Трубку в горлышке бутылочки закрепи пластилином. Осторожно погрузите пузырек в кружку с горячей водой. Наблюдайте!

 

Сделайте вывод.

Объясни, почему ставя  чайник на плиту, нельзя наливать воду до краев?

 

Задание детям:

Зарисовать результат опыта.

 

Опыт № 4

Приготовьте холодное блюдце (заранее можно положить в холодильник) и столовую ложку. Будьте очень осторожны! Поднесите к носику чайника, из которого идет пар, холодное блюдце. Наблюдайте!

 

1. Блюдце:

  • Становится мокрым
  • Остается сухим

2. Капли:

  • Стекают вниз
  • Поднимаются наверх

3. Их становится:

  • Больше
  • Меньше

 

Поймайте несколько капель ложкой. Попробуй! Что это?

 

Опыт № 5.

Нам понадобится блюдце и 5 чайных ложек воды. Подумай, куда поставить воду, чтобы блюдце кто-нибудь случайно не опрокинул. Через два-три дня посмотри цела ли вода. Что ты обнаружил?

Подбери самое точное слово.

 

Вода:

  • Исчезла
  • Пропала
  • Испарилась

 

Опыт № 6

Возьмите две одинаковые формочки. В одну насыпьте рыхлого снега. В другую снег постепенно насыпайте и утрамбовывайте, чтобы как можно больше вошло. Взвесьте эти формочки на ладонях вытянутых рук. Какая тяжелее? Внесите формочки со снегом в тепло. Продолжайте наблюдать. Где скорее растает снег? Где оказалось больше воды?

 

Опыт № 7.

Наберите в банку снега. Воткните термометр в снег и наблюдайте за движением столбика, сначала он будет ниже отметки на шкале, которая называется «нуль». Про такую температуру говорят, что она ниже нуля. Потом столбик медленно ползет вверх и ненадолго остановится на нуле. А когда столбик поднимется выше нуля, снега в банке не останется. Только вода.

 

Сделайте вывод:

1. Температура снега:

  • Выше нуля
  • Ниже нуля

 

2. Температура воды:

  • Выше нуля
  • Ниже нуля

 

Опыт № 8.

На внутренней стороне формочки сделайте отметку – нарисуйте черточку. Наберите воды в банку и осторожно перелейте ее в формочку. Уровень воды должен совпадать с твоей пометкой. Теперь поставь формочку с водой в морозилку на 2-3 часа.

Достаньте формочку из морозилки. Попробуйте отыскать свою пометку!

 

Сделайте вывод:

1. При замерзании вода:

         Расширяется

         Не расширяется

2. Замерзшая вода занимает места:

  • Больше
  • Меньше

Методическая разработка "Развитие поисково-экспериментальной деятельности  у детей дошкольного возраста "Волшебница-вода"

 

Опыт № 9.

Накройте сухой банкой цветок в горшке, наблюдение начинается через 2-3 часа. Бумажной салфеткой промокните жидкость, которая собралась капельками на дне и стенках банки. Как ты думаешь, что это?

 

Опыт № 10.

Над открытым чайником с горячей водой подержите тарелку со снегом или льдом из холодильника. Наблюдайте!

 

Вывод:

Пар поднимается из чайника, сталкивается с холодным предметом, образуются капли. Они становятся все больше и, наконец, начинают падать обратно в чайник. Пошел дождь!

 

Задавайте детям больше вопросов:

 

  1. Какого цвета вода?
  2. Назови прозрачные вещества.
  3. Всегда ли вода прозрачная?
  4. Что происходит с водой при нагревании?
  5. Что происходит с водой при охлаждении?
  6. Как работает термометр? Для чего он нужен?
  7. Что такое пар?
  8. Почему его можно назвать невидимкой?
  9. При какой температуре испаряется вода?
  10.  Из чего состоят снежинки?
  11.  Где теплее: на снегу или под снегом?
  12.  При какой температуре вода превращается в лед?
  13.  Что легче вода или лед? Как это доказать?
  14.  Что происходит с водой при замерзании?
  15.  Куда уходит вода после дождя?

 

 

 

Приложение 6

 

требования к оформлению и содержанию

ЗОН ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

 

1.  Материалы, находящиеся в Зоне экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

2. В зоне экспериментирования необходимо иметь:

  Основное оборудование

-          приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

-           разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

-          природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

-          утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

-          технические материалы: гайки, скрепки, болты, . гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

     -   разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

     -    красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

     -медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые. груши и др.;

     -прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

 

Дополнительное оборудование:

детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

 

3. Карточки-схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.

4. В индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент.

5. В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

6. Материал, находящийся в Зоне экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

Занятие с детьми младшего дошкольного возраста

"Игра в прятки"

 

Цели:

1.      Способствовать накоплению у детей конкретных представлений  о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная.

2.      Подвести к тому, что вода может менять цвет

3.      Развивать любознательность, усидчивость

4.      Активизировать словарь ребенка (жидкость, бесцветная, разноцветная, прозрачная)

5.      Воспитывать аккуратность при работе с водой.

 

Материал: краски, кисточки, емкости для воды (прозрачные), тряпочки, дидактическая игрушка Почемучка, игрушки из киндер-сюрприза.

 

Предварительная работа: экспериментирование с водой, умывание, мытье игрушек, стирка кукольного белья, игра "холодное - горячее"

 

Ход занятия.

 

В группу приходит Почемучка и предлагает детям поиграть.

— Раз, два, три, четыре, пять — будем в прятки мы играть. Сейчас моя подружка Водичка спрячет от вас игрушку, попробуйте ее найти. Раз-два, раз-два — начинается игра. Раз, два, три, четыре, пять — пора глазки закрывать.

Почемучка опускает игрушку в баночку с прозрачной водой.

— Раз, два, три, четыре, пять— можно глазки открывать и игрушку называть.

Дети быстро находят игрушку (вода прозрачная, в ней игрушка хорошо видна).

Почемучка: Почему вы так быстро нашли мою игрушку?

Воспитатель: А как можно спрятать игрушку в воде? Какой должна быть вода, чтобы игрушка могла спрятаться?

Ребята предлагают покрасить воду. Совместно с воспитателем дети готовят баночки, наливают и окрашивают воду, прячут игрушки. Воспитатель подводит детей к выводу, что чем темнее вода, тем менее видна игрушка, и говорит:

«Раз, два, три, четыре, пять — можно Почемучке глазки открывать. Раз, два, три — игрушки отыщи!»

Почемучка ищет игрушки и выясняет у детей, почему их не видно.

Выводы:

Мы добавили в воду краску, она стала непрозрачной и игрушки не видно; темная водичка спрятала игрушки; в черной водичке. игрушку совсем не видно, а в желтой она немного видна.

 

 

 

 

Тема «Теплая капелька, или поможем Колобку умыться»

(для детей среднего дошкольного возраста)

 

Цели:

         Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной.

         Развивать умения детей планировать свою деятельность, делать выводы;

         Закреплять культурно-гигиенические навыки;

         Развивать чувство взаимовыручки;

         Воспитывать аккуратность при работе с водой.

 

Материал: тазики с горячей и холодной водой, емкости для смешивания воды по количеству детей, ковшики для набирания воды, тряпочки, дидактическая игрушка Колобок.

Предварительная работа: экспериментирование с водой, умывание, мытье игрушек, стирка кукольного белья, игра «Холодное - горячее»

 

Ход занятия

 

Приход в группу Колобка с грязными руками и щечками. Дети предлагают ему умыться, но в тазиках только горячая и холодная вода.

Игра с холодными и горячими капельками. Воспитатель выясняет ощущения детей и Колобка: приятнее им умываться холодной или горячей водой и почему.

Дети объясняют, почему плохо умываться холодной водой (можно простудиться, неприятно, замерзнут руки, плохо отмывается грязь) и горячей ( можно обжечься, даже получить ожог).

Воспитатель: Можно ли помочь Колобку?

Дети выдвигают и анализируют гипотезы:

Подождать, когда горячая вода остынет (но это долго);

Поставить холодную воду на батарею, чтобы она согрелась (на это тоже нужно время);

Смешать горячую и холодную воду (это быстро и легко).

Воспитатель выясняет у детей, чем и для чего они будут заниматься: получать теплую капельку путем смешивания горячей и холодной воды.

Что необходимо взять? (Уточняется, для чего необходим каждый предмет.)

Ребята планируют свою деятельность : необходимо взять емкость, чтобы смешивать воду; ковшик, чтобы набирать воду; тряпочки, чтобы вытирать воду, если она прольется. Дети рассказывают Колобку о правилах при работе с водой.

В процессе самостоятельной деятельности они получают теплую воду путем смешивания холодной и горячей воды и предлагают Колобку умыться:

Водичка, водичка, умой Колобку личико! Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок! В конце экспериментирования дети делают выводы :

- чтобы получить теплую воду, нужно смешать горячую с холодной;

- в кране тоже можно получить теплую воду, открыв синий (холодный) и красный (горячий) краны одновременно.

После занятия дети инсценируют сказку «Колобок» на новый лад: Колобок, встречаясь с героями сказки, спрашивает у них, каким образом можно получить теплую воду. Дети в образах героев сказки отвечают Колобку. Таким образом, закрепляется умение формулировать выводы.

 

 

 

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста.

"Путешествие капельки"

 

Программное содержание:

1.      Вызвать интерес к данному объекту

2.      Закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года: зимой, весной, летом, осенью. Объяснить, как образуется дождь.

3.      Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

4.      Воспитывать бережное отношение к воде, аккуратное обращение с ней.

 

Материал: глобус, стаканы с пресной и соленой водой, поднос, губка, иллюстрации с изображением разных времен года.

 

Ход занятия.

 

В начале занятия дошкольники подходят к столу, на котором стоят глобус и два подноса со стаканами соленой и пресной воды. Педагог предлагает рассмотреть глобус, объясняет, что это — модель нашей Земли, нашего общего дома. Какую форму имеет глобус? (Округлую.) Что обозначено на глобусе желтым цветом? (Суша.) А вот голубым цветом обозначена вода — океаны и моря. Маленькие овалы — это озера, тонкие синие линии — это реки. (Дети ищут на глобусе указанные объекты.) Вода в морях и океанах не такая, как в реках, прудах и озерах. Чем она отличается? В этом поможет разобраться опыт.

 

Опыт 1

Педагог предлагает детям рассмотреть, что находится на подносах (стаканчики с водой). Что можно сказать о воде? Какая она? (Прозрачная, чистая.) Затем дети пробуют воду и выясняют, есть ли у нее вкус. Оказывается, что в одном стаканчике находится соленая, «морская» вода, а в другом безвкусная — пресная, «речная», «озерная». Пьем мы пресную воду, но ее на нашей планете очень мало. Как ребята думают, должны ли мы се беречь? Если да, то как? (Обычно дошкольники говорят, что нужно закрывать краны, расходовать воду экономно.) Воспитатель снова предлагает рассмотреть воду в стаканчиках и налить небольшое количество жидкости на поднос: из чего состоит вода? Из маленьких капелек. Эти капельки — известные путешественницы. Вместе с одной из них ребята отправятся в путешествие по временам года. (Педагог показывает детям изображение веселой бумажной капельки.)

 

Первая остановка путешествия

Дети рассматривают фотографию с изображением осенней природы. Какое время года изображено на снимке?

Педагог загадывает загадку. Отгадав ее, ребята узнают, где можно встретиться с капелькой воды осенью.

 

Крупно, дробно зачастило

И всю землю напоило.

(Дождь.)

 

Пляшет дождик по дороге,

Чтоб мочили люди ноги.

                                               Оставляет он следы —

Мелководные пруды.

(Лужа.)

 

Каким бывает осенний дождь? (Грустный, печальный, серый, холодный.) Где еще мы можем обнаружить осеннюю капельку воды? (В озере, в реке, которые к этому времени еще не замерзли.)

 

Вторая остановка

Дошкольники рассматривают фотографию зимнего пейзажа. Какое это время года? Почему дети так думают?

Можем ли мы увидеть водяную капельку зимой? Какой она становится? Об этом тоже помогут узнать загадки.

 

Что за звездочки сквозные

На платке и рукаве

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь — вода в руке?

(Снежинка.)

 

Что происходит со снежинкой, когда она попадает на ладошку? (Тает, превращается в воду, так как ладошка теплая.)

 

Прозрачен как стекло,

Но не вставишь в окно.

(Лед.)

 

Без дел мне не сидится,

Я пошутить люблю,

Вам брови и ресницы

Я мигом набелю.

(Иней.)

Удивительный художник

На окошках побывал.

Удивительный художник

Нам окно разрисовал.

Пальмы, папоротники, клены

На окошках лес густой.

Только белый, не зеленый

Лес чудесный, не простой.   (Морозные узоры.)

 

Лед, снег, иней, морозные узоры — что это? (Это тоже она, наша знакомая капелька.) Но вот солнышко пригрело, и капелька отправилась дальше.

 

Третья остановка

Дети рассматривают фотографию с изображением весенней природы. Ребята, как вы думаете, какое это время года? Почему вы так решили? А теперь — загадки о весенней капельке:

 

С крыши белый гвоздь торчит,

Солнце взойдет

И гвоздь упадет.

(Сосулька.)

 

Сосулька — это твердая вода.

 

Четвертая остановка

Педагог показывает фотографию с изображением летнего пейзажа. Какое время года изображено на снимке? Где мы в природе встречаемся с водой летом? (Капелька попадает в море, в реку; летом выпадает град, идет дождь, появляется роса.)

Итак, в результате путешествия стало понятно, что капелька в течение года выглядит по-разному. Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь то в капельку тумана или росы, то в большую градину или в иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку. Но лучше всего мы знаем капельку дождя. А как получается дождь? Мы уже знаем, что на нашей планете много воды — моря, ' океаны, реки, ручьи, озера. Солнце нагревает их. Капелька под лучами солнышка испаряется — становится прозрачным и невидимым паром. Этот теплый пар вместе с теплым воздухом поднимается над Землей все выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар встречается с холодным воздухом, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Они собираются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над Землей. Случается так, что в туче собирается слишком много капелек, им всем уже не хватает места, а сама туча становится тяжелой. Вот тогда-то на Земле начинается дождик, и мы бежим за зонтами.

Из мелких капелек получается «моросящий» дождик. Чаще всего он бывает осенью. Веселые ливни с крупными теплыми каплями выпадают весной или летом.

А как образуются снежные тучи? Так же, как и дождевые, только высоко в небе пар замерзает и превращается в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки — снежинки. Миллионы снежинок собираются в снеговую тучу. Ветер уносит ее далеко от того места, где испарилась вода из океана и где в воздухе родились снежные звездочки. Снежинки-звездочки медленно опускаются на землю: идет снегопад.

 

Опыт 2

Педагог предлагает дошкольникам «создать» дождь. На столах у ребят лежат подносы с фигурными голубыми и белыми, чуть влажными губками. Дети высказывают свои предположения о том, на что похожи эти губки (на подушку, на конфетку, на облако). Воспитатель предлагает представить, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный — весенний или летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.

            В заключение педагог читает стихотворение Н.А. Рыжовой.

 

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает - и снова в поход.

 

По горным вершинам

Широким долинам

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

 

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта Волшебница - наша вода.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

 

Сказка о капельке


 


Ты хочешь снова сказку слушать?

И чтоб придумала сама.

А ты прибрал свои игрушки,

Закончил все свои дела?

Ах!.. Все ты сделал аккуратно,

Давай же вместе сочинять;

И чтобы было всем приятно,

Мы будем сказку начинать.

На лесной опушке,

Где роса сверкает,

Встретились Лягушки,

Громко распевая.

Пели они звонко

Про друзей и дружбу,

Капелька-девчонка

Слушала про дружбу.

Захотелось Капле

Тоже быть подружкой,

Ну, хотя бы этой

Мокренькой Лягушке.

Покатилась Капля

По траве зеленой,

Потекла по камню

К стороне болотной.

Там на мшистых кочках

Восседали дружно

Мама и три дочки -

Милые Лягушки.

И сказала Капля:

«Мне нужны подружки

-Буду дружить с вами,

Добрые Лягушки!».

Замигали разом

Закричали хором:

«Не нужна такая!»

-Выгнали с позором.

Зарыдала Капля

И к листу прижалась.

«Не нужна такая?!»

Снова разрыдалась.

Горько жить на свете

Без друзей и ласки,

Трудно Капле нашей

У истоков сказки.

Что же было дальше

С нашей героиней?

Помоги, малыш, мне.

Превратилась в иней?

Нет, наверно, лучше

Сделать ее паром,

И не будем больше

Время тратить даром.

Облачком прозрачным

Полетела Капля:

«Под лучами Солнца

Превратилась в пар я!».

Вот летит и видит

На цветке красивом

Бабочка цветная

Крыльями поникла.

Опустилась Капля

И спросила быстро:

«Бабочка-плясунья,

Что с тобой случилось?».

Бабочка, пестрея,

Тихо отвечала:

«Пить я захотела,

Слишком жарко стало».

Капля вдруг уселась

На нежную травку,

В воду превратилась,

Напоив бедняжку.

Попила плясунья

И воспряла духом:

«Милая Росинка,

Будешь ты мне другом!».

«Рада слышать это,

Бабочка лесная,

Ведь давно по свету

Друга я искала.

Буду помогать я

Тебе в зной и жажду,

И не буду ждать я

От тебя награду!».

С той поры все больше

Этих Капель стало,

Утром на травинках

Солнце отражали

И не только Солнце -

Небо голубое,

Словно на листочке

Озеро большое.

Каждую Букашку

Капля напоила,

И Росою Пташка

Клювик свой помыла.

А Лягушки в тине

Про Росу не знают,

Словно в паутине,

В тину все ныряют.

Объяснить бы это

Лягушатам местным -

Важно быть кому-то

Нужным и полезным.

Счастье повстречала

Капелька-Росинка

И как жемчуг стала

Утром на травинках.

Прикоснется Солнце

Теплыми лучами,

Испарятся Капли,

Улетят с ветрами.

А на утро снова

Капли на травинках

Будут ждать Букашек

И поить росинкой.

Быть полезным важно

И не ждать награды,

Беззащитным, слабым

Помогать - отрада.

Пусть побольше будет

Доброты и ласки, -

Вот тогда и в жизни

Будет словно в сказке.

Все ты понял, милый,

В этой новой сказке?

«Помогать я буду

Всем им без подсказ.


 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 9

 

Литература

 

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г. – 159 с.

 

  1. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор-составитель: Зубкова Н.М. – С-Пб.: Речь, 2006 г. – 64 с.

 

  1.  Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». – 2004 г. – 128 с.

 

  1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2003 г. – 56 с.

 

  1. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М.: «Линка-Пресс», 2004 г. – 72 с.: ил.

 

  1. организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации./ под общей редакцией Прохоровой Л.Н. – 3-е издание., исправленное и дополненное. М.: АРКТИ, 2005 г. – 64 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

Методическая разработка «Развитие поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста "Волшебная вода"»

данный материал нацелен на развитие поисково-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста...

Методическая разработка "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии в работе по программе А.А. Матяшиной "Путешествие в страну "Хореография" - 2016

Методическая разработка тематического плана по хореографии в детском саду для  для включения его в образовательную деятельность с детьми (дополнительное образование)....

Методическая разработка: "Развитие навыков эффективного общения у детей дошкольного возраста"

Данная методическая разработка представляет собой описание организации мероприятий, направленных на развитие навыков эффективного общения у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного оборудования»

Развитие мелкой моторики. Формирование у детей эстетического    отношения к изобразительной деятельности. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской дея...

Методическая разработка: «Развитие эмоциональной экспрессивной сферы у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка: «Развитие эмоциональной экспрессивной сферы у детей дошкольного возраста» В дошкольном образовании большое внимание уделяется эмоциональному развитию ребенка, пони...

Методическая разработка "Развитие координации и гибкости у детей дошкольного возраста в двигательной деятельности"

Методическая разработка "Развитие координации и гибкости у детей дошкольного возраста в двигательной деятельности"...