Статья "Знакомство с профессиями в детском саду по средствам сюжетно-ролевых игр"
статья

Мехнина Наталья Николаевна

Ознакомление с профессиями в период детства может выступать как способ профориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.

«Знакомство с профессиями в детском саду по средствам сюжетно-ролевых игр»

Материал подготовила: Мехнина Н.Н

Воспитатель, ГБДОУ детский сад № 61

Наряду с интеллектуальным, личностным и нравственным развитием в период дошкольного детства достаточно много внимания уделяется трудовому воспитанию. С одной стороны - это развитие необходимых навыков для жизни, с другой - расширенных представлений о мире профессий взрослых, их социальной значимости, актуальности и востребованности в современном обществе. Не менее важным является формирование положительного эмоционального отношения как к конкретным профессиям, так и к трудовой деятельности в целом.

Н.В. Литвина и Е.В. Смолер отмечают, что особое внимание важно уделять ознакомлению с профессиями в старшем дошкольном возрасте. В этот период воспитанников все больше интересует мир взрослых и все, что с этим связанно - их деятельность, окружающие предметы и т.д. Дошкольники знакомы с различными видами труда (производственным, сельскохозяйственным, в сфере обслуживания и т.п.). В перечне профессий, известных детям, выделено более 90 наименований. Каждый ребенок знает от 4 до 13 профессий. Бесспорно, это не означает, что о каждой названной профессии он имеет исчерпывающие представления, однако такой широкий диапазон наименований убедительно демонстрирует огромную заинтересованность детей трудовой сферой человека.

Ознакомление с профессиями в период детства может выступать как способ профориентации. В.П. Кондрашов под ранней профессиональной ориентацией понимает «профессиональное просвещение детей дошкольного и младшего школьного возраста, то есть их ознакомление с различными видами труда, разнообразием и особенностями профессий, выявление первоначальных склонностей в выборе профессий».

О значении игры в развитии ребенка многократно писали, как в педагогике, так и в психологии. М.В. Урбанская отмечает, что игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре -важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Е.И. Туревская отмечает, что «сюжетно-ролевая игра - это вид игровой деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. В структуру сюжетно-ролевой игры входят:

- роли, взятые на себя играющими;

- игровые действия как средство реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных предметов игровыми, условными;

- реальные отношения между играющими».

Согласно учебной программе дошкольного образования, основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Роли ясно очерчены и выделены. Ролевые функции взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику.

В сюжетно-ролевых играх формируются представления о правилах общения, влияющих на характер взаимоотношений участников игры.

Д.Б. Эльконин, рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры, показал, что центральным компонентом ее выступает «роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способов поведения людей в различных ситуациях. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им».

Сюжетно-ролевые игры играют большую роль в формировании представлений о профессиональной деятельности взрослых. Постепенно дети начинают повторять действия людей разных профессий, моделируют их профессиональное поведение. В ходе игры дети отражают содержание деятельности представителей различных профессий. Для осуществления замысла ребенку необходимы игрушки, но, если нет под рукой нужных игрушек, дети заменяют предметы, наделяя их воображаемыми признаками.

М.В. Королева также отмечает, что в работе с дошкольниками важным этапом является организация сюжетно-ролевых игр, которые в данном случае являются профориентационными. Важным здесь является подбор игрового материала и обогащение пространственной среды. Дети брали на себя различные роли и воплощали в игре современные профессии. При этом, через такие игры решались задачи полоролевого воспитания, разграничивались мужские и женские роли. В играх дошкольники не только имитировали трудовые действия, свойственные определенной профессии, но и вступали в деловые взаимоотношения друг с другом, развивая коммуникативные умения. Такие игры полезны и для сплочения коллектива, так как каждый дошкольник задействован. Со временем, роль педагога в организации профориентационных сюжетно-ролевых игр уходит на второй план.

В.П.Кондрашов по возрастам описал то, каким профессиям через игру нужно учить воспитанников. Так, во второй младшей группе (3-4 года) используются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, трактористов, летчиков и др. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе (4-5 лет) появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водитель автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготавливать некоторые необходимые для игр предметы, игрушки, моделировать профессиональное поведение.

В старшей группе (5-6 лет) поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, почта, аптека, поликлиника и т.п.), совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, повара, милиционера, шофера, моряка, летчика и т.п.). В играх на тему «Транспорт» совершенствуются знания правил движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей, моделируют их профессиональное поведение.

Постепенно развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг. Они выбирают роли, обмениваются ролями, «вживаются» в роль.

В последнее время помимо традиционных профессий детей необходимо знакомить с новыми или более востребованными в будущем профессиями: программист, журналист, дизайнер, стоматолог, архитектор и др.

Важно в работе с воспитанниками использовать различные способы, формы и методы работы (занятия, беседы, игры, видеофильмы, слайд-презентации); задействовать родителей воспитанников в формировании знаний о профессиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной речи у дошкольников с ограниченными умственными возможностями средствами сюжетно-ролевых игр

статья, в которой представлен опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью...

Программа по формированию связной речи у дошкольников с ограниченными умственными возможностями средствами сюжетно-ролевых игр

Программа состоит из сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие свыязной речи у дошкольников с ограниченными умственными возможностями...

Консультация для педагогов ДОУ "Воспитание предпосылок гуманности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры".

        В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать». Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему ж...

Краткосрочный проект «Сюжетно-ролевые игры о профессиях в детском саду» Автор проекта: Козлова Э.А.

Краткосрочный проект «Сюжетно-ролевые игры о профессиях в детском саду»Автор проекта: Козлова Э.А.Продолжительность проекта: краткосрочный, февраль – апрель 2017 годТип проекта:...

Методическая разработка для воспитателей детского сада по планированию сюжетно-ролевых игр.

ПЕРЕЧЕНЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР С СОВРЕМЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ .   Название игрыМладшие группыСредние группыСтаршие группыАтрибутыСловарная работаАптека++ Халат, «лекарственные препа...

Краткосрочный проект «Сюжетно-ролевые игры Профессии в детском саду»

В детском саду дети проводят много времени, поэтому важно, чтобы дети знали о своём ”втором доме” как можно больше полезного и интересного. Каждый день ребят встречают взрослые, которые ст...