Статья
статья

Голендухина Лариса Владимировна

Критерии оценивания развивающей среды в младшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии оценивания развивающей среды в младшей группе

Есть две группы основных критериев, на которые следует ориентироваться при оценке развивающей среды, – требования ФГОС и СанПиН. Также необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей младшей группы.

Требования ФГОС. Согласно этим требованиям развивающая среда дошкольной организации должна обеспечивать эмоциональное благополучие детей и быть благоприятной для их развития. Кроме возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников ее содержание должно учитывать интересы и потребности детей младшего дошкольного возраста. Чтобы выполнить эти требования, развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Чтобы правильно оценить развивающую среду, важно понимать, что подразумевает каждое из требований ФГОС2. Например, содержательная насыщенность – это не только достаточное количество средств обучения и воспитания, игрового, спортивного, оздоровительного оборудования и инвентаря в группе. Игровое оборудование должно соответствовать потребностям игровой деятельности детей младшего возраста.

Игрушки должны быть максимально открытыми, чтобы воспитанники могли по-разному их использовать, наделять новыми функциями. Пространство группы должно быть организовано так, чтобы у детей была возможность заниматься разными видами деятельности.

Другое требование ФГОС к развивающей среде – доступность – подразумевает свободный доступ детей к помещениям для образовательной деятельности, а также играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают основные виды детской активности. Если воспитатели закрывают игрушки в шкафах, чтобы сохранить их товарный вид, и достают только в день проверки, они нарушают данное требование. Доступность развивающей среды означает также исправность и сохранность материалов и оборудования. Если у игрушки нет каких-то деталей, то ребенок не сможет с ней играть.

Вариативность предполагает наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечат свободный выбор детей. Объекты среды должны отражать региональный компонент. Кроме того, данное требование ФГОС подразумевает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, которые будут стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Требования СанПиН. Вторая группа критериев оценки развивающей среды – требования СанПиН 2.4.1.3049–13 к санитарному содержанию и освещению групповых помещений, маркировке мебели и крупного игрового оборудования в соответствии с возрастом детей, исправности и сохранности материалов. Согласно этим требованиям пространство группы должно быть зонированным. В группе должен быть соответствующий температурный режим и освещение. Мебель должна быть исправной и соответствовать количеству детей, чтобы они могли одновременно ею пользоваться. Большое значение имеет внешний вид группового помещения: стиль оформления, цветовая гамма.

Чтобы оценить, насколько развивающая среда в младших группах соответствует требованиям ФГОС и СанПиН, организуйте мониторинг. Для этого включите его в положение о ВСОКО и определите сроки. Контроль качества образовательного процесса, условий, которые для него созданы в дошкольной организации, и его результатов – основная процедура ВСОКО. Поэтому оценивать развивающую среду вы можете в рамках тематического контроля, который также необходимо отразить в положении. Для мониторинга используйте готовые листы оценки РППС. Они составлены с учетом методических рекомендаций по организации развивающей предметно-пространственной среды, которые разработали специалисты ФИРО3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...