Статья "Воспитание любви к родному городу у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с природными достопримечательностями Нижнего Новгорода"
статья (средняя группа)

Смолина Светлана Сергеевна

Целью нашего проекта было воспитать у детей любовь к родному городу через ознакомление с природными объектами Нижнего Новгорода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smolina_s.s._madou_no460.docx293.28 КБ

Предварительный просмотр:

Смолина Светлана Сергеевна,

МАДОУ «Детский сад № 460»,

Сормовского района, г. Нижнего Новгорода, воспитатель.

603158, проспект Кораблестроителей, д.46.

s.smolina@list.ru

71-45-45

«Воспитание любви к родному городу у детей 4-5 лет                                               в процессе ознакомления с природными достопримечательностями Нижнего Новгорода»

«Есть у каждого в жизни единственное место,                                                               где он впервые прикоснулся к природе, к истории России»                                                                                Ю.А. Адрианов (поэт, публицист, краевед)

Есть старинная славянская притча о том, как приехали в одну страну гости, которых радушно встретили и щедро одарили. Но когда они собрались уезжать, хозяева попросили гостей разуться и соскрести с обуви землю. «Родная земля для нас дороже всего! - заявили хозяева гостям. – И мы не хотим терять ни пылинки». Таким благоговейным отношениям к отчему краю отличались и наши предки, с любовью называвшие свою родину «светло светлой и украсно украшенной!» Им обязаны мы всем, что имеем сейчас, что должны свято сохранять и беречь. «Мы выживем, если спасем свою землю, воды, колыбель России – Волгу»  говорил русский писатель, поэт и сценарист Василий Иванович Белов.

В работе с детьми нашей группы мы руководствуемся таким девизом: «Не уничтожать, а изучать, охранять, приумножать богатства природы».

На первом этапе нашей работы мы провели мониторинг представлений детей о родном городе и выявили, что уровень знаний очень низкий. Для осуществления образовательной работы с детьми в данном направлении, мы поставили перед собой цель: воспитывать у детей любовь к родному городу через ознакомление с природными объектами Нижнего Новгорода.

Так же мы определили следующие задачи:

  1. Познакомить детей с особенностями месторасположения Нижнего Новгорода (на слиянии двух рек – Волги и Оки);
  2. Расширить представления детей о значении рек в жизни города;
  3. Расширять  представление детей о Светлоярском, Сормовском парках, набережных Верхневолжской и Нижневолжской и других природных местах отдыха нижегородцев;
  4. Развивать интерес к родному городу, умение видеть и ценить красоту родного края.

Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь различных видов детской  деятельности. Работа проходила через все образовательные области.

- социально – коммуникативное развитие: игра-путешествие «Прогулка по городу», игровая образовательная ситуация «Путешествие по реке»;

- познавательное развитие: краткосрочные проекты: «Парк Светлоярский», «Парк Сормовский», виртуальные экскурсии в парк, на водоем, просмотры познавательных передач о природных объектах и явлениях, изготовление макета «Парк Светлоярский», лэпбука «Природные достопримечательности Нижнего Новгорода»;

- речевое развитие: речевые образовательные ситуации «Знакомство с обитателями водоемов, рек и озер»; чтение детской познавательной литературы, отгадывание загадок;

- художественно-эстетическое развитие:  рисование, лепка, аппликация, конструирование на такие темы «Рыбки в аквариуме», «Река Волга», «Дикие животные зоопарка Лимпопо», «Вольеры для животных», оформление различных тематических  выставок и фотоотчетов – совместная работа детей и воспитателей;

- физическое развитие: разучивали и проводили такие подвижные игры, как «Хитрая лиса», «Караси и щука», «Удочка», физкультминутки «Обезьяны», «Деревцо», «Медвежата» и т.д.

Процесс нравственно-патриотического воспитания детей не ограничивается лишь одними занятиями. В совместной деятельности с детьми использовали упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные природные объекты и достопримечательности нашего города.

Для реализации задач нравственно-патриотического воспитания нами была пополнена развивающая предметно-пространственная среда группы:

  • изготовлен лэпбук «Природные достопримечательности Нижнего Новгорода»;

  • изготовлен макет «Парк  Светлоярский»;

  • изготовлены атрибуты для игровой деятельности: макет корабля, маски для подвижных игр;
  • собраны наборы открыток о Нижнем Новгороде;
  • изготовлены дидактические папки «Реки Волга и Ока», «Зоопарк Лимпопо», «парк  Светлоярский».

Для родителей были изготовлены и представлены папки-передвижки по патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста, консультации с рекомендациями, какие природные объекты Нижнего Новгорода можно посетить с детьми в свободное время; оформлена выставка фотоколлажей «Мое любимое место отдыха».

Таким образом, разработанный нами проект «Природные достопримечательности Нижнего Новгорода» и его реализация доказали свою эффективность:

  • у детей сформированы начальные представления о родном городе, его природных достопримечательностях;
  • у детей появился интерес к своей малой Родине;
  • дети проявляют доброжелательное, бережное отношение к природным объектам родного города.

 Таким образом, подводя итоги нашей работы, можно сделать следующий вывод: приобщение детей непосредственно к истории и культуре малой Родины способствует формированию надежной основы, является первой ступенью воспитания чувства патриотизма у дошкольников.

Библиографический список:

  1. Н.Г.Комратова , Л.Ф. Грибова «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» - М.:ТЦ Сфера, 2007.
  2. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина» - Нижний Новгород, 2005.
  3. Н.Н.Леонова «Художественно- эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ»  - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
  4. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2019.
  5. Э.П.Костина, Н.Н.Кочнева, Л.Г.Каримова, Л.А.Семикова «Мой Родной  Дом» - Н.Новгород: Талам, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Достопримечательности Нижнего Новгорода»

Цель:-   Расширять и закреплять знания детей о достопримечательностях родного города-  Воспитывать в детях чуство привязанности и любви к родному городу-   Продолжать знакомить детей с ...

«Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с природным миром»

Жизнь любого человека неразрывно связана с общением с дру­гими людьми и огромную роль в этом играет речь. Наблюдение природных явлений, беседы, чтение художественных произведений о природе, использова...

Достопримечательности Нижнего Новгорода

Статья о достопримечательных местах Нижнего Новгорода....

Презентация "Достопримечательности Нижнего Новгорода"

Расссказать детя о нашем любимом городе Нижнем Новгороде....

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с достопримечательностью Нижнего Новгорода – Чкаловской лестницей

Данное занятие знакомит старших дошкольников с достопримечательностью Нижнего Новгорода - Чкаловской лестницей....

«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края» (из опыта работы)

laquo;Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста  в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края» (из опыта работы)...