Игры-экспериментирования
консультация
Игры-экспериментирования
Этот вид игры — самый древний. Игра возникает по инициативе
ребенка в созданных взрослым условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 640.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Игры-экспериментирования
Этот вид игры — самый древний. Игра возникает по инициативе
ребенка в созданных взрослым условиях. Как своеобразный эксперимент с
игрушкой (предметом), она присуща всему периоду детства, начиная с
Началом исследования является зрительная ориентировка, когда
ребенок ищет глазами звучащую игрушку. Получив ее в руки, он тянет
игрушку в рот, ощупывает, рассматривает. Позднее начинает свободно
манипулировать ею — хорошая игрушка всегда дает возможность экспериментировать с нею.
Преимущества игр-экспериментирований — это свобода детей, высокая
степень самостоятельности, наличие возможности для самореализации,
эмоциональная насыщенность, проявление высокой степени любознательности, удовольствия от познания.
В играх-экспериментированиях ребенок удовлетворяет потребность в
активном освоении окружающего мира и важнейшие социальные
потребности — участие в жизни взрослых и общении со сверстниками. В
этих играх совершенствуются знания об окружающем, возрастает
способность быстрой их мобилизации в процессе решения возникающих в
игре задач — игровых, познавательных, практических. Происходит
формирование некоторых новых знаний благодаря действиям с
предметами, материалами и игрушками, а также взаимообучению уча-
стников игры.
В играх-экспериментированиях развивается самостоятельность детей.
Решение экспериментальной задачи предоставляет дошкольнику
неограниченные возможности самостоятельно применить навыки и
умения в различных условиях (в группе, на прогулке и т. д.), развивается
инициатива ребенка, он учится мыслить.
Среди игр-экспериментирований наиболее распространены (хотя и не
так широко, как следовало бы):
—игры с игрушками, оптимизирующими эксперимент;
— игры с природным материалом;
— игры-экспериментирования с животными;
—особые игры, в которых ребенок экспериментирует на материале
общения со взрослыми и с другими детьми;
—современные игры-экспериментирования на основе компьютерных
программ для детей.
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРОВАЯ СРЕДА ДЛЯ ИГР-
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЙ
1 Образцы материалов: дерево, ткань, бумага, глина, камень, песок,
металл, стекло, а также предметы из этих материалов.
2 Сыпучие материалы: горох, желуди, мелкие камушки, семена бобов,
тыквы, подсолнуха и др. Приспособления для пересыпания: совочки,
коробочки, пластмассовые баночки, мешочки, корзинки и др. Мерные
емкости.
3 Наборы плотно закрытых флаконов для различения и узнавания
запахов.
4 Весы, термометры, линейки, лупы, магниты, часы, календари, мерные
емкости.
5 Мелкие предметы и игрушки для развития тактильных ощущений
(«Чудесный мешочек»).
6 Дощечки с наклеенными материалами, резко отличающимися по
тактильному восприятию.
7 Плавающие игрушки: животные5,1 птицы, корабли, лодки, парусники,
плоты (готовые игрушки и самоделки из различных материалов).
8 Инструменты: сачки, удочки, лопатки, совки.
9 Бросовый материал: мешки, пробки, гвозди, дощечки, пенопласт.
10 Технические игрушки с «секретом»: заводные игрушки, телефоны,
конструкторы, трансформирующиеся игрушки, разнообразные
простейшие часы и др.
11.Ленты, тесемки, веревочки, палочки, реечки, необходимые для
восприятия и сравнения размеров и проведения игр-экспериментов.
12.Дидактический материал — наборы мелких игрушек-моделей:
посуда, транспорт, мебель, орудия, животные, мозаики, конструкторы,
кубики-вкладыши, разрезные картинки.
13 Природный материал: сухие листья, цветы, каштаны, желуди, камни,
земля, шишки, песок, глина, мелкая галька, ракушки, а также
приспособления для экспериментирования по выращиванию рассады,
проращиванию различного рода семян и луковиц (поддоны, горшки, лей-
ки, деревянные ящики и др.).
14 Дидактические игрушки с характерными признаками цвета, формы,
величины, объема и т. п.
15 Наборы образцов различных тканей, лент; мотки и катушки ниток.
16 Звучащие игрушки: молоточки, бубны, музыкальные инструменты,
шумовые коробочки и баночки, колокольчики, различного рода предметы
для развития слухового анализатора.
Ниже приводится описание нескольких игр-экспериментирований.
Игра «ПИСЬМО ИЗ КЛУБА “МУР”»
Задачи:
1) побуждать детей вести элементарную экспериментальную
исследовательскую деятельность, делать простейшие умозаключения;
2) в игровой форме закрепить знания детей о свойствах воды, магнита;
упражнять в различении звуков и сопоставлении их со звуками природы;
3) учить объединяться для игры-экспериментирования.
Ход игры.
Родитель:я сегодня Главный Ученый, пригласил вас к
себе и сообщаю, что Каркушка, младшая сестра Каркуши, принесла
письмо. Вот оно. От кого же это письмо? А чья это печать? Чей след на
печати? Да, это след кота. Давайте прочитаем письмо.
Послание от Ученого Кота из клуба «Мур»
Милые дети! Я узнал, что вы любознательны и
любите экспериментировать. Решил послать вам задания. Если вы
справитесь с ними, то вас ожидает сюрприз. Поручаю проверить
правильность выполнения заданий Главному Ученому.
С уважением, Ученый Кот.
Задание 1
Подберите для Каркушки различные звуки природы, используя
предметы из вашей лаборатории.
Задание 2
Железный Дровосек просит собрать для своего ремонта железные
предметы.
Задание 3
Я сам очень люблю опыты. Попробуйте в тазике из воды и мыла сделать
густую мыльную пену и выясните, какие предметы она выдержит, а какие
— нет.
Задание 4
Соломинка, Лапоть и Пузырь ждут у речки вашей помощи. Подскажите
им, на чем можно переплыть реку?
Родитель :Как вы думаете, мы правильно выполнили задание
Ученого Кота?
(Дети рассказывают о результатах своих игр-экспериментирований.)
Игра «ПОМОЖЕМ МЫШАТАМ »
Дети строят норки для мышей, нагребая небольшие кучки песка с
помощью совков, утрамбовывают его, используя небольшие дощечки.
Затем начинается игра.
Ход игры.
Мышата бегают и резвятся на полянке, вдруг появляется кот. Мышата
убегают и прячутся в норки. Коту мышек не найти. Мыши выбегают из
норок, кот устает ловить мышей. Потом дети играют друг с другом по
своему желанию.
Игра «БАБУШКИН СЕКРЕТ»
Дети в песочнице «пекут пироги» с помощью маленьких формочек.
Родитель предлагает напечь пирогов с начинкой: ягодами, творогом,
рыбой, картошкой и т. д. На дно формочки дети кладут то, что есть под
руками: камушки, веточки, ракушки, листики и т. д.
Ход игры.
Открывается «Пирожковая». Там праздничная распродажа: все
приходят, пробуют, хвалят, покупают, делают заказы.
Игра в «Пирожковую» может перейти в игры «Столовая», «Семья»,
«День рождения» и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/29/picture-37849.jpg)
Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающих технологий.
Игры- экспериментирования для детей младшего и среднего возраста. Безопасность детей вовремя проведения экспериментов....
Образовательная область «Здоровье» Игра – экспериментирование:
"Кто расскажет мне друзья, почему же заболела я?"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/18/picture-60265.jpg)
Консультация "Игры - экспериментирования а воспитание младшего дошкольника, как субъект здоровьсберегающей деятельности" для воспитателей
Консультация "Игры - экспериментирования в воспитаниии младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности" для воспитетелей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/17/picture-141517-1366211370.jpg)
Модель игры – экспериментирования «Путешествие Капельки» Вторая младшая группа
Эксперименты с водой...
«Играя, запоминаем» (Игра-экспериментирование как современное средство закрепления познавательного материала в совместной деятельности дошкольника)
Дети в коррекционных группах отличаются от своих сверстников тем, что имеют более развитые непроизвольные процессы. Это мешает им запомнить нужную информацию, воспроизвести уже выученное, проана...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/31/picture-899554-1490971642.jpg)
Конспект игры –экспериментирования «Знакомство со свойством гипса», сюжетно -ролевая игра «Больница» (старшая группа)
Конспект-занятия по экспериментированию "Знакомство со свойством гипса",сюжетно-ролевая игра "Больница"...
Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Игры - экспериментирования с водой»
Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста на тему :"Игры-экспериментирования с водой!"...