Рабочая программа разновозрастной группы «А» составлена на основе ООП «МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма» срок реализации программы 2020 -2021 г.г.
рабочая программа (младшая группа)

Канева Людмила Митрофановна

Рабочая программа разновозрастной группы «А»

составлена на основе ООП «МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

срок реализации программы 2020 -2021 г.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raznovozrastnaya_gruppa.docx78.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

 педагогическим советом учреждения

________________________________

Утверждаю :

Заведующий МДОУ «Белоснежка»

г. Надыма

___________________________Ю.М.Горбунова

Рабочая программа разновозрастной группы «А»

составлена на основе ООП «МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

срок реализации программы 2020 -2021 г.г.

Воспитатели: Канева Л.М.

Антипина Е.С.

Надым 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.        Целевой раздел………………………………………………………………………….3

1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………………....3

1.2 Цели и задачи…………………………………………………………………………...........4

1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса…………….………....4

1.4 Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования в разновозрастной группе……..5

II.        Содержательный раздел…………………………………..………………………….10

2.1 Возрастные и индивидуальные особенности детей 1,5-3  лет…………………..……….10

2.2 Содержание образовательной деятельности по освоению образовательных областей..10 

III.        Организационный раздел…………...……………………………………………….23

3.1 Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении……………..23

3.2. Материально-техническое обеспечение программы……………………………………25

3.3 Предметно- развивающая среда ………………………………………………………….26

3.4 Взаимодействие с родителями………………………………………………………..…...27

 

     I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа разновозрастной группы «А» разработана на основе основной общеобразовательной программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма.

Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.

При разработке рабочей программы разновозрастной группы «А» учтены следующие нормативные документы:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384),

- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»,

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» от 10.01.2014г. № 08-5,

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038),

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564),

- Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года №55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе",

- Устав МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма».

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. В дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

1.2       Цели и задачи

Цель ДОУ: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в различных видах деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Цель рабочей программы: обеспечить благоприятные условия для адаптации и комфортного психологического состояния детей.

Задачи ДОУ:

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

Задачи рабочей программы:

Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Личностно-ориентированный подход – все поведение ребенка определяется непосредственными и социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

Основными принципами личностно-ориентированного подхода являются:

- принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка;

- принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому;

- принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве (А.В.Запорожец): развитие ребенка через амплификацию (через обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психику).

Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития: развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

Для детей дошкольного возраста ведущими видами деятельности являются:

Игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

Изобразительная (рисования, лепки, аппликации);

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

Двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка, с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Принцип научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

1.4 . Целевые ориентиры образования в раннем возрасте :

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движения.

  • Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в игре;    
  • Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру;    
  • Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;      
  • Ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;  

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?). 

Планируемые результаты освоения программы детьми 1,5-3 лет.

Целевые ориентиры

Динамика освоения целевых ориентиров

1. Развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет соответствующими возрасту основными движениями.

Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.

Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками самообслуживания.

Имеет первичные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей тела, их функции.

2.Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых), проявляет интерес к игровым действиям сверстников.

Проявляет интерес к окружающему миру природы, участвует в сезонных наблюдениях.

Принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

С интересом слушает сказки, рассказы воспитателя; рассматривает картинки, иллюстрации.

3.Обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный  отклик на различные произведения культуры и искусства;

Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной деятельности.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно- художественные произведения (потешки, песенки, сказки, стихотворения).

Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх – драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.

Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные).

Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии.

4. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в  движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.

Речь становится полноценным средством общения с другими детьми

5. Использует специфические, культурно фиксированные  предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.)  и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице (не бегать, не кричать, выполнять просьбы взрослого) и соблюдает их.

Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).

Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

6. Владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по названию, цвету, размеру.

Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»...).

Выполняет простейшие поручения взрослого.

Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций.

7. Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

 «Физическое развитие»

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).

При небольшой помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Умеет самостоятельно есть.

Умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на других детей.

Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т.д.

Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.

Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.

 «Социально-коммуникативное развитие»

Может играть рядом, не мешая другим детям, подражать действиям сверстника.

Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.

Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект.

Использует в игре замещение недостающего предмета.

Общается в диалоге с воспитателем.

В самостоятельной игре сопровождает свои действия речью.

Следит за действиями героев кукольного театра.

Выполняет простейшие трудовые действия (с помощью педагога).

Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы.

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.

Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

 «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений.

Может образовать группу из однородных предметов.

Различает один и много предметов.

Различает большие и маленькие предметы, называет их размер.

Узнает шар и куб.  

Различает и называет предметы ближайшего окружения.

Называет имена членов своей семьи и воспитателей.

Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей.

Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида).

Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида).

Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях.

 «Речевое развитие»

Может поделиться информацией («Ворону видел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).

Сопровождает речью игровые и бытовые действия.

Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы.

Рассматривает иллюстрации в знакомых книгах с помощью педагога.

 «Художественно-эстетическое развитие»

Знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать.

Различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.

Умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.

Лепит несложные предметы; аккуратно пользуется глиной.

Различает основные формы деталей строительного материала.

С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм.

Разворачивает игру вокруг собственной постройки.

Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий — низкий).

Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.

Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.

Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен. Подыгрывание на детских ударных музыкальных инструментах народные мелодии.

II. Содержательный раздел

2.1 Возрастные и индивидуальные особенности детей 1.5–3 лет.

На втором-третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

2.2. Содержание образовательной деятельности по освоению образовательных областей

В данной рабочей программе запланированная работа проводится с детьми 1,5-3 лет в специально организованной деятельности по следующим образовательным областям:

  • «Социально- коммуникативное развитие»
  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно- эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие»

Методики проведения непосредственно — образовательной деятельности по разным видам построены таким образом, что программные задачи могут быть реализованы на различном материале. Знания, умения и навыки, полученные детьми, рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка. Форма организации НОД как групповые, так и по подгруппам.  При организации педагогического процесса осуществляется оптимальный отбор методов, средств, форм обучения. В практической деятельности применяются исследовательские и опытно-экспериментальные методы, позволяющие анализировать и прогнозировать педагогический процесс. 

    Работа с детьми организуется в следующих формах:

- Непосредственно образовательная деятельность. Специально организованная деятельность педагога с детьми.

- Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры, творческие, спортивные мероприятия на территории   дошкольного учреждения.

- Самостоятельная деятельность дошкольников. Педагоги создают условия для игровой, художественно-эстетической и физкультурной деятельности по интересам и желанию детей.

Предельно допустимая образовательная нагрузка не превышает установленных норм СанПиНа 2.4.1.1249-03  (не более 10 занятий в неделю по 8-10 минут  с детьми 1,5-3  лет).

Во все виды НОД включаются пальчиковые упражнения с целью развития мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие психических процессов, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы.

Физкультурные минутки проводятся с целью смены деятельности физической нагрузки на группы мышц с музыкальным сопровождением.

Музыкальные занятия проводятся музыкальным руководителем.

Обучение заканчивается в мае. К этому времени дети овладевают знаниями, умениями и навыками согласно Основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:

• физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

• социально-коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

 • речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур); • познавательное развитие: построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); ситуативные беседы при проведении режимных моментов;

• художественно – эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

Самостоятельная деятельность детей:

• физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);

• социально-коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

 • речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра,

 • познавательное развитие: сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, дидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

• художественно - эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня); рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

 Образовательная область «Физическое развитие»

Цель: охрана и здоровье детей, формирование основы культуры здоровья:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

«Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание образовательной области  направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности

и физическом совершенствовании.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.

При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.

Специальные закаливающие процедуры проводить по решению администрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания родителей.

Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Во время еды учить детей правильно держать ложку.

Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки —смотреть, ушки —слышать, носик - нюхать, язычок — пробовать (определять) на вкус, ручки—хватать, держать, трогать; ножки—стоять, прыгать, бегать, ходить; голова—думать, запоминать; туловище — наклоняться и поворачиваться в разные стороны.

Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта.

Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной активности.

Закреплять навыки ползания, лазанья, разнообразные действия с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).

Развивать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

Формирование потребности в двигательной активности

и физическом совершенствовании.

Воспитывать желание выполнять физические упражнения на прогулке.

Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Развивать умение играть в игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание, катание). Формировать выразительность движений, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т.п.).

Образовательная область

«Социально - коммуникативное развитие»

        Содержание образовательной области „Социально-коммуникативное развитие " направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

        - развитие игровой деятельности детей;

        - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

        - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».

         Формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

        - развитие трудовой деятельности;

        - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

        - формирование первичных представлений о труде взрослых, его рели в обществе и жизни каждого человека»".

        Содержание образовательной области направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

        - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

        - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

        - передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

        - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Развитие игровой деятельности

Сюжетно-ролевые игры

        Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками.

         Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

        Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

        Подвижные игры

        Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).

        Театрализованные игры

        Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор).

        Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и нет живой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).

        Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

        Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

        Дидактические игры

        Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (крут, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).

        Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый —холодный», «Легкий —тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.).

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)

        Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.

        Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

        Продолжать формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

        Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,

патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

        Образ Я. Начать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада. Закреплять умение называть свое имя.

        Семья. Развивать умение называть имена членов своей семьи.

        Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

        Развитие трудовой деятельности

        Обучать детей порядку одевания и раздевания; формировать умение складывать в определенном порядке снятую одежду. Приучать к опрятности. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.

        Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

        Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

        Развивать умение совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

        Воспитывать интерес к труду взрослых. Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поддерживать желание помогать взрослым.

        В помещении и на участке привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит).

        Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т. д.).

        Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

        Знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из детского сада только с родителями; не разговаривать и не брать предметы и угощение у незнакомых людей и т.д.

        Объяснять детям, что нельзя брать в рот несъедобные предметы, никакие предметы нельзя засовывать в ухо или в нос —это опасно!

        Учить детей правилам безопасного передвижения в помещении: быть осторожными при спуске и подъеме по лестнице; держаться за перила.

        С помощью художественных и фольклорных произведений знакомить с правилами безопасного для человека и окружающего мира поведения.

        О правилах безопасности дорожного движения. Дать детям элементарные представления о правилах дорожного движения: автомобили ездят по дороге (проезжей части); светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; на красный свет светофора нужно стоять, на зеленый—двигаться; переходить улицу можно только со взрослым, крепко держась за руку.

        Рассказать детям, что по дороге ездят различные автомобили. Ведет автомобиль водитель. В автобусах люди едут на работу, в магазин, в детский сад.

        Объяснять элементарные правила поведения детей в автобусе (в авгобусе дети могут ездить только со взрослыми; разговаривать нужно спокойно не мешая другим; слушаться взрослых и т. д.).

        Читать детям рассказы, стихи, сказки по теме «Дорожное движение».

        Формирование предпосылок экологического сознания

        Формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых.

Объяснять детям, что рвать любые растения и есть их нельзя

Образовательная область «Познавательное развитие»

        Содержание данной образовательной области направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

Формирование элементарных математических представлений;

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

        Сенсорное развитие

        Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.

        Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч — маленький синий мяч).

        Формировать умение называть свойства предметов.

Развитие познавательно-исследовательской

и продуктивной (конструктивной) деятельности

        Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность.

        В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

        Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

        Способствовать пониманию пространственных соотношений.

        Предлагать использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).

        По окончании игры приучать убирать игрушки на место.

        Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

        Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины.

        Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

        Формирование элементарных математических представлений

        Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Формировать умение различать количество предметов: много — один (один - много).

        Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т.д.)

        Форма. Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

        Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

        Учить находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты.

        Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

        Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

        Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

        Предметное и социальное окружение

        Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель.

        Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.

        Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).

        Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

        Ознакомление с природой

        Знакомить детей с доступными явлениями природы.

        Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.) : называть их.

        Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.

        Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.).

        Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

        Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

        Сезонные наблюдения

        Осень. Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья; о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

        Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег, лед, скользко, можно упасть. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.п.).

        Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

        Лето. Наблюдать с детьми природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

Образовательная область «Речевое развитие»

 

        «Содержание данной образовательной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

        - развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

        -развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи—диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

        -практическое овладение воспитанниками нормами речи» .

        Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

        Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).

        Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных). На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д.

        Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

        Формирование словаря.

        На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

        Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

        Обогащать словарь детей:

        - существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

        - глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький,

        - наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).        

        Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. К концу года дошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов.

        Звуковая культура речи.

        Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов),

        Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, вечевого дыхания, слухового внимания.

           Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

           Грамматический строй речи

          Совершенствовать грамматическую структуру речи.

          Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

         Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

        Связная речь

          Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).        

          Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

            Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

           Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

«Содержание данной образовательной области направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

        - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

        - развитие детского творчества;

        - приобщение к изобразительному искусству».

         Направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

Развитие литературной речи;

•приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса».

        Развитие продуктивной деятельности

        Рисование

        Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.

        Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.

           Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Поощрять желание следить за движением карандаша по бумаге.

        Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов.

        Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др.         Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

        Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует малыш).

        Формировать умение бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.

        Приучать держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

        Лепка

        Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами.

        Развивать умение отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

        Формировать умение раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.

        Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

        Развитие детского творчества

        Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной. Формировать представление о том, что карандашами, фломастерами и красками рисуют, а из глины лепят.

        Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, подводить к простейшим ассоциациям: на что это похоже.

        Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать дополнять изображение характерными деталями; осознанно повторять ранее получившиеся штрихи, линии, пятна, формы.

        Приобщение к изобразительному искусству

        Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.

        Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.

        Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цвет.

        Эстетическая развивающая среда. 

        Развивать интерес детей к окружающему: обращать их внимание на то, в какой чистой, светлой комнате они играют и занимаются, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки, на которых они спят.

        На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.

             Формирование интереса и потребности в чтении

        Регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.

        Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

        Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.

        Читать детям художественные произведения, предусмотренные Программой для второй группы раннего возраста,

        Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.         Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

            Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

        Поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

III. Организационный раздел.

3.1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима влияет и окружающий социум. Образовательный процесс реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания детей в разновозрастной группы: С 7.00 до  19.00.

Организационно-педагогические условия образовательного процесса, созданные в ДОУ, обеспечивают выбор оптимальных форм организации детской деятельности, как по содержанию (игровая, исследовательская, трудовая деятельность, экспериментирование, так и по форме: групповая, подгрупповая, индивидуальная). Проектирование образовательного процесса в ДОУ представлено гибким режимом жизнедеятельности,  который корректируется в зависимости от сезона.

Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

   При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:  

  • время приёма пищи;
  • укладывание на дневной сон;
  • общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.

Режим дня составлен с расчетом на 10,5-часовое пребывание ребенка в детском саду.

При осуществлении режимных моментов учитываются также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер и т.д.).

В представленном режиме дня выделено специальное время для чтения детям. Это не является обязательным элементом режима дня, и чтение может быть заменено самостоятельной деятельностью детей, однако для эффективного решения программных задач ежедневное чтение крайне желательно. Для детей 2-3 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного рекомендуется до 5-10 минут. При этом ребенка не следует принуждать, надо предоставить ему свободный выбор - слушать либо заниматься своим делом. Часто дети, играя рядом с воспитателем, незаметно для себя увлекаются процессом слушания. Режим дня соответствует возрастным особенностям детей 1 младшей группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей составляет 5,5 - 6 часов. Организация жизни и деятельности детей спланирована согласно СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"  от 15 мая 2013 г. N 26.

Режим дня в разновозрастной группе «А»

                 Режимные моменты

Время

Прием детей. Игровая деятельность.

7.00 - 8.00

Утренняя гимнастика.

8.00 - 8.10

Гигиенические процедуры.

8.10 - 8.20

Завтрак.

8.20 - 9.00

Непосредственно образовательная деятельность

(Музыка, физическая культура.)

9.00 - 9.15

Подготовка к прогулке, прогулка

9.15 – 11.20

Возвращение с прогулки.

Возвращение с прогулки. Водные процедуры.

11.20 – 11.25

Подготовка к обеду. Обед.                    

11.30 – 12.05

Подготовка ко сну.                    

12.10 – 12.30

Дневной сон с использованием музыкотерапии.

12.30 – 15.00

Постепенный подъём, гимнастика, воздушные и водные закаливающие процедуры.                  

15.00 – 15.30

Подготовка к полднику, полдник

15.30- 15.40

Непосредственно образовательная деятельность

(Музыка, физическая культура.)

16.20-16.45

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой.

17.15- 19.00

Учебный план реализации ООП в разновозрастной  группе

По действующему СанПиН для детей 1,5-3 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8-10 минут  (СанПиН 2.4.12660-10). Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

Сбалансированность всех компонентов, обеспечивающих образовательный процесс, способствует формированию системного подхода в работе всех подразделений ДОУ и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях .

Сетка

непосредственной образовательной деятельности

Пн

Сенсорное развитие 9.00-9.10

Физическое развитие 15.40-15.00

Вт

Музыка9.00-9.10

 Рисование 15.40-15.00

Ср

Развитие речи 9.00-9.10

Физическое развитие 15.40-15.00

Чт

Лепка 9.00-9.10

Музыка 15.40-15.00

пт

Физическое развитие 9.00-9.10

Музыка 15.40-15.00

3.2. Материально – техническое обеспечение программы.

Группа имеет необходимую материально — техническую базу для создания комфортных условий и гармоничного развития детей. Группа оснащена магнитной доской, средствами ТСО: проектор, экран, ноутбук.

Помещение

Вид деятельности, процесс

Оснащение

Спальня

Дневной сон

Гимнастика после сна

  • Спальная мебель

Раздевалка

Информационно – просветительская работа с родителями

Самообслуживание

  • Информационный уголок
  • Выставки детского творчества
  • Наглядно – информационный материал

Групповая комната

  • Сенсорное развитие
  • Развитие речи
  • Ознакомление с окружающим миром
  • Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством
  • Развитие элементарных математических представлений
  • Сюжетно – ролевые игры
  • Самообслуживание
  • Трудовая деятельность
  • Самостоятельная творческая деятельность
  • Ознакомление с природой, труд в природе
  • Игровая деятельность
  • Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения
  • Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи
  • Муляжи овощей и фруктов
  • Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей, рептилий
  • Аудиозаписи
  • Детская мебель для практической деятельности
  • Книжный уголок
  • Уголок для изобразительной детской деятельности
  • Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница»,
  • Природный уголок
  • Конструкторы различных видов
  • Мозаики, пазлы, настольные игры, лото.
  • Развивающие игры по математике, логике
  • Различные виды театров
  • Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, скакалки, обручи, кубики.
  • Для прогулки используется «Корзина со спортинвентарем»

3.3. Предметно-развивающая среда.

Для полноценного разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха и занятий. Правильно организованная предметно-развивающая среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Предметно - развивающая среда в группе создана с учётом возрастных особенностей.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства  группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию образовательной программы; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

  • зона умеренной активности: «Центр познания»; «Центр книги»; «Центр природы»;
  • зона средней активности: «Центр конструирования»; «Центр по ПДД»; «Центр творчества»;
  •  зона повышенной активности: «Центр двигательной активности»; «Центр театра»; «Центр игры».

Все зоны развивающей среды в группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в программе под редакцией Н.Е.Вераксы:

- Удовлетворять потребность детей в движении;

- Формировать положительный эмоциональный настрой;

- Побуждать детей к активной речи.

3.4. Взаимодействие с родителями.

Семья  для  дошкольника – необходимая  социальная  среда,  в  которой  развивается  личность  ребёнка. Цель сотрудничества  педагога, воспитателя  с  семьёй  понимается  как процесс  межличностного  общения,  формирующего  у  родителей  сознательное  отношение  к  собственным  взглядам  в  воспитании  ребёнка. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка.

Основными задачами взаимодействия с родителями являются следующие:

- Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей;

- Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития важных интегративных качеств ребенка (любознательности, эмоциональной отзывчивости, способности выстраивать взаимодействие с взрослыми и сверстниками и др.), а так же знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании детей.

- Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье;

- Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогом мероприятиях.

Формы  работы  с  родителями:

Информативные:

- индивидуальные беседы, консультации

- родительские собрания

- дни открытых дверей

- информационные стенды

- выставки детских работ

- экскурсии  по  детскому  саду (для  вновь  поступающих  детей  и  родителей);

- консультации  по  вопросам  адаптации  ребёнка к  детскому  саду, развитие  речи и  речевой  коммуникации  по  развитию  у  детей  любознательности,  воображения и  др.

    Методы  изучения  семьи:

- анкетирование  родителей;

- беседы  с  родителями;

- беседы  с  детьми;

- наблюдение  за  ребёнком;

- посещение  семьи  ребёнка;

- организация конкурсов и выставок детского творчества.

Перспективный план по взаимодействию с родителями.  

Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.

Сентябрь:

1. Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей.

Цель: нацелить родителей к активной совместной и педагогически правильной работе по проведению хорошей адаптации к новой группе и воспитателям

2. Анкетирование родителей «ДОУ, которое посещает ваш ребенок»

Цель: выявление запросов, интересов и пожеланий при организации воспитательно – образовательной работы с детьми.

Октябрь.

1. Беседа с родителями на тему «Одежда детей в группе и на улице», «Живем по режиму»

Цель: настроить родителей на плодотворную работу по плану и правилам группы.

2. Родительское собрание «Психологические особенности детей 1,5-3  лет»

Цель: познакомить родителей и психологическими особенностями данного возраста.

Ноябрь.

1. Совместный вечер с родителями «Поиграем вместе»

Цель: дать знания родителям о важности игр, их значения для развития ребенка.

2. Консультация для родителей «Здоровье ребенка в наших руках»

Цель: укрепление здоровья детей и пути совершенствования работы по физическому развитию детей.

Декабрь.

1. Родительское собрание «Роль дидактической игры в семье и детском саду»

Цель: дать знания родителям о важности развивающих игр, ознакомление с картотекой развивающих игр.

2. Фоторепортаж с рассказами «Играем дома»

Цель: выяснить, в какие игры играют дома.

3. День добрых дел «Снежные постройки»

Цель: организовать совместную деятельность по оформлению участка зимними постройками.

Январь.

1. Консультация «Меры предупреждения и лечения гриппа»

Цель: приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху, спорту. Включение родителей в совместную деятельность.

2. Оформление стенда «Зимняя прогулка»

Цель: дать информацию о прогулках в детском саду, подвижных играх, воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице.

Февраль.

1. Игры – развлечения «Играем вместе с папой»

Цель: предложить рекомендации для пап по воспитанию детей.

2. Фотовыставка «Лучше папы не найти»

Цель: побуждать родителей принимать участие в жизни группы, вовлечь как можно больше пап.

3. Консультация «Здоровый ребенок- счастливый родитель»

Цель: привлекать родителей к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой, воспитывать активное участие в укрепление здоровья детей.

Март.

1. Совместное развлечение «Мама, я так тебя люблю»

Цель: получить положительные эмоции, удовлетворения от участия, способствовать сплочению семьи.

2. Круглый стол «Давайте поговорим».

Цель: обсуждение насущих проблем, обмен опытом воспитания.

Апрель.

1. Совместное развлечение «В гостях у сказки всей семьей»

Цель: дать родителям представление о значимости сказок в речевом развитии детей 2-3 лет.

2. День добрых дел «Выносной материал»

Цель: привлечь родителей к оснащению игровым материалом на прогулке.

3. Консультация  «В царстве упрямства и капризов»

Цель: дать рекомендации родителям по устранению капризов у детей.

Май.

1. Родительское собрание «Успехи наших детей»

Цель: дать информацию об успехах детей в конце учебного года, рассказать о летней оздоровительной работе.

2. Консультация «Прогулки их значение»

Цель: дать знания о важности активного отдыха на улице, участие родителей в играх.

3. Фотовыставка «Моменты из жизни группы»

Цель: обсуждение работы с родителями, которая велась в течение года.