Мониторинг
материал (старшая группа)

Петрова Марина Юрьевна

Мониторинг проводится 2 раза в год в соответствии с «Мониторинг в детском саду» Бабаевой А.Г., Гогоберидзе А.Г., Михайловой З.А. ООО «Издательство Детство - Пресс», 2011г., соответствует «Федеральным государственным образовательным стандартам, к структуре Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования».  ООО «Издательство Детство – Пресс». 2014г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика педагогического процесса
в старшей группе (с 5 до 6 лет)
дошкольной образовательной организации
на 2020 – 2021 учебный год

Группа: старшая № 11                                  Воспитатель: Петрова М.Ю.

Мониторинг проводится 2 раза в год в соответствии с «Мониторинг в детском саду» Бабаевой А.Г., Гогоберидзе А.Г., Михайловой З.А. ООО «Издательство Детство - Пресс», 2011г., соответствует «Федеральным государственным образовательным стандартам, к структуре Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования».  ООО «Издательство Детство – Пресс». 2014г.

   Мониторинг разработано с целью оптимизации образовательного процесса в  учреждении, работающим с группой детей 5—6 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей.

    Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

  1. балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  2. балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
  3. балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
  4.  балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа.

Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания обще групповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета обще-групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

     Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или обще групповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру / данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

Сформирован – более 3,8

В стадии формирования - 2,3 – 3,7

Не сформирован – менее 2,2

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие

Методика проведения

1. Беседа, проблемная ситуация.

Цель: Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается.

Материал: сказка «Теремок».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

2.  Дидактическая игра «Разложите картинки так, кто кем мог бы работать. Почему?», «Кому что нужно?».

Цель: Выявить имеющие представления о мужских и женских профессиях.

Материал: сюжетные картинки с изображением людей различных профессий (воспитатель, повар, врач, водитель, полицейский, пожарный, портной, учитель, парикмахер, строитель).

Картинки с изображением профессиональных принадлежностей.

3. Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.

Цель: Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении с взрослыми и сверстниками, в природе.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: игрушки герои сказок по количеству детей.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Давайте расскажем сказку „Колобок"».

Образовательная область «Познавательное развитие»

Методика проведения

1. Дидактическое упражнение «Семейная фотография».

 Цель: Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей.

Методы: беседа. Форма проведения: индивидуальная.

Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.)

Методы: беседа. Форма проведения: индивидуальная. Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут папу/маму?»

2. Дидактическое упражнение «Город - деревня».

Цель:  знать и назвать адрес проживания.

Материал: сюжетные картинки с изображением города и деревни.

3. Дидактическое упражнение «Родной город».

Материал: иллюстрации достопримечательностей города.

4.  «Найди, что к чему подходит по цвету, размеру, форме, назначению».

Цель: умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению. Методы: проблемная ситуация. Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда, одежда, мебель. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Найди, что к чему подходит по цвету, размеру, форме, назначению».

5. Дидактическая игра «Соотнеси форму с геометрической фигурой».

Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь), геометрические фигуры (круг, квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и др.)

6. Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики». Материал: кубики (по 6-7 шт.) разной величины и цвета.

7. Дидактическая игра «Найди такие же фигуры».

Цель: Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Материал: два набора (у воспитателя и у ребенка) фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб) разных размеров - большие и маленькие.

8. Игровое упражнение «Когда это бывает?». Материал: картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.

9. Дидактическая игра «Где, чей дом?».

 Материал: иллюстрация леса с изображением жилища животных (берлога, нора, логово, дупло). Набор предметных картинок с изображением диких животных. Картинки, на которых изображено, чем питаются животные (рыба, грибы, ягоды, мышь, орехи и т. д.).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Методика проведения

1. Узнает песни по мелодии.

Цель: Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми — начинать и заканчивать пение.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: ситуация пения детьми знакомой песни (на выбор).

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Сейчас все вместе будем петь песню»

2. «Укрась вазу».

 Цель: выявить умения правильно держать ножницы, резать по прямой линии, закруглять углы, делить на части, располагать на листе. Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат, треугольник), заготовка ваза.

 Форма проведения: подгрупповая.

Задание: «Укрась вазу».

Образовательная область «Физическое развитие»

Методика проведения

1. «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой»

Цель: Ловит мяч с расстояния, метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Материал: мяч, корзина, стойка-цель.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем попасть в стойку-цель.

2. Игра «Лови мяч и отбивай».

Цель: упражнять детей в умении ловить и кидать.

3. Игра „Солнышко и дождик“.

Цель: Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Материал: зонтик.

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Сейчас мы будем играть в игру „Солнышко и дождик“. Когда я скажу «солнышко», дети бегают. Когда скажу „дождик“, дети бегут под зонт.

Образовательная область «Речевое развитие».

Методика проведения

1. Игра «Опиши предмет».

Цель: Рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме. Может повторить образцы описания игрушки. Материал: различные предметные картинки.

2. Дидактическая игра «К нам пришел почтальон».

Цель: в какое время года происходит действие.

Материал: сюжетные картинки «Времена года».

3. Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове».

Цель: назвать первый звук. Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, как он голосом будет выделять первый звук.

4. Поддерживает беседу, использует все части речи.

Цель: Понимает и употребляет слова-антонимы. Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

5. «Пузырьки воздуха в воде»

Цель: опытно-экспериментальная деятельность. Материал: опытно-экспериментальная деятельность «Пузырьки воздуха в воде», ситуация ответа детей на вопрос взрослого. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Как увидеть воздух? Можно подуть в трубочку в стакан с водой. Это пузырьки воздуха. Что легче — воздух или вода? Почему?»

5. Дидактическая игра «Закончи предложение». 

Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Закончи предложение». - Я буду начинать предложение, а ты - подумай, как его можно закончить.

Сводная таблица данных по диагностике детей старшей группы №11

Обследовано: 31 детей

         Параметры

                                                       Образовательные области

     

                  %

Социально-коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-

эстетическое

развитие

Физическое развитие

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Входная

Итоговая

Сформирован

60

83

59

76

68

76

62

80

71

83

64,0%

79,6%

Стадия формирования

26

11

29

24

20

24

26

20

23

17

24,8%

19,2

Не сформирован

16

6

12

-

12

-

12

-

6

-

11,2%

1,2

Вывод:

- Итоговые результаты мониторинга свидетельствуют о достаточном уровне освоения образовательной программы.

- Полученные результаты говорят о стабильности в усвоении программы ДОУ детьми по всем разделам.

Факторы, положительно повлиявшие на результаты педагогической диагностики:

Результаты получены за счет достаточно сформированных предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого. Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми отсутствует, различия в высоком, среднем и низком уровне не значительны, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.

 

Планируемая работа по совершенствованию и корректированию образовательной работы с детьми:

 

1.  Продолжать работу, направленную на улучшение посещаемости детей (укрепление здоровья детей, закаливающие мероприятия и т.д.).

2.  Продолжать работу по индивидуальным образовательным маршрутам воспитанников с признаками одаренности и детьми, имеющими затруднения.

3.  Самообразование педагогов.

4.  Работа по взаимодействию педагогов ДОО с семьями воспитанников.

5. Продолжать работу по освоению и реализации современных педагогических технологий, направленных на развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган балаларның сөйләм үсеше мониторингы» («Количественный мониторинг речевого развития детей с ОНР»)

В методическом пособии систематизирован практический материал по мониторингу речевого развития детей-билингвов с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития,...

Мониторинг развития музыкальных способностей по кружковой деятельности "Звук-волшебник" (вопросы и задания к мониторингу, условные обозначения, на 1-ый и на 2-ой год обучения)

Данный материал представлен музыкальным руководителям детских садов для отслеживания результатов усвоения детьми программы по музыкальному воспитанию Т.Н. Девятовой "Звук-волшебник", используемый для ...

"Роль службы мониторинга в реализации технологий мониторинга качества"

Технология мониторинга - это прорыв в будущее музыкально – педагогического процесса детского сада, ориентированного на успехи каждого ребенка в музыкальном образовании....

Презентация "Мониторинг физического развития дошкольников (единая российская система мониторинга)"

Мониторинг  физического развития  дошкольников  (единая российская система мониторинга...

1.2 Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)

1.2  Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)...