«Преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования»
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Раева Анна Васильевна

Образование не должно сводиться только к усвоению современных знаний и технологий, а предполагает развитие мыслящей деятельной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_shkoly_i_dou.docx22.08 КБ
Office presentation icon preemstvennost._2.ppt1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №25»

394010, Воронежская область, город Воронеж, улица Артамонова, дом 38/2

«Преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования»

                                                                     Подготовил:

 воспитатель 1КК Раева А. В.

г. Воронеж 2021г

1 слайд. Демократические преобразования в российском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного и начального школьного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этих ступеней образования.

Образование не должно сводиться только к усвоению современных знаний и технологий, а предполагает развитие мыслящей деятельной личности.

Общая стратегия всего современного Российского образования 

– обеспечение высокого уровня развития личности ребёнка, что повлекло за собой серьёзные изменения содержания начального и дошкольного образования.

Важнейшая особенность Концепции непрерывного образования:

Преемственность между дошкольным и начальным образованием определена на уровне целей и задач образования.

Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе:

  • как одно из условий непрерывного образования ребёнка
  • и определяется степенью готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания. 

2 слайд. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

3 слайд. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

5 слайд. Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как:

-воспитание нравственного человека;

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

-сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.

6 слайд. При отборе содержания непрерывного образования учитываются устоявшиеся в дидактике принципы, но особое внимание обращается на те из них, которые либо недостаточно реализуются в современной теории и практике дошкольного и начального образования, либо являются новыми.

Таковыми являются:

Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.

7 слайд. Принцип гуманитаризации содержания образования рассматривается как усиление гуманитарной направленности предметов естественно-научного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.

8 слайд. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время – сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Одним из путей реализации этого принципа является создание интегрированных курсов.

9 слайд. Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Возможный путь реализации этого принципа – сочетание, взаимосвязь и взаимодополняемость федерального и регионального компонентов содержания образования.

10 слайд. Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка – гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.

11 слайд. Содержание дошкольного образования представлено следующими направлениями развития:

• физическое

• познавательно-речевое

• социально-личностное

• художественно-эстетическое.

12-13 слайды. Физическое развитие

Падение уровня жизни, социальные потрясения, ухудшение общедоступной медицинской помощи, отмечаемые в последнее время, не дают основания  ожидать позитивных сдвигов в формировании здоровья детей.

В этой сфере происходит становление ценностей здорового образа жизни, совершенствуется двигательная активность детей, развиваются представления о своем теле и своих физических возможностях.

14-17 слайды. Познавательно-речевое развитие

В этой сфере происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на возникающие у него вопросы, решении проблемных ситуаций. Развиваются общие представления ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях. На протяжении дошкольного возраста совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из необходимых условий познания.

18-19 слайды. Социально-личностное развитие

В этой сфере происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.).

20-21 слайд. Художественно-эстетическое развитие

В дошкольном возрасте развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Ребенок знакомится с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества.

22 слайд. Таким образом, непрерывность в содержании образования достигается, если: 

  • в основной школе речь идет – об Образовательных областях в соответствии с БУП (базисный учебный план)
  • в начальной школе  речь идет   о Введении в образовательные области «Словесность», «Математика», «Человек и окружающий мир», «Искусство и художественный труд», «Физическая культура»
  • в дошкольном образовании речь идёт об основах приобретения знаний и освоения разных видов деятельности

23 слайд. Итог:

  • Актуальная проблема преемственности образования позволяет говорить о необходимости построения системы непрерывного образования
  • В построении данной системы должны принять участие все категории специалистов, работающих в народном образовании
  • Документ, на который следует ориентироваться в своей деятельности каждому педагогу, - Концепция непрерывного образования, обсуждённая широкой общественностью и утверждённая на государственном уровне
  • Концепция непрерывного образования во многом определяет содержание стандартов образования


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования Подготовил воспитатель 1КК Раева А. В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №25» 394010, Воронежская область, город Воронеж, улица Артамонова, дом 38/2

Слайд 2

Общая стратегия всего современного Российского образования – обеспечение высокого уровня развития личности ребёнка, что повлекло за собой серьёзные изменения содержания начального и дошкольного образования Важнейшая особенность Концепции непрерывного образования: Преемственность между дошкольным и начальным образованием определена на уровне целей и задач образования. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания. 2

Слайд 3

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития Таким образом, преемственность - это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития Непрерывное образование понимается как согласованность и перспективность всех компонентов системы целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка 3

Слайд 4

должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения и других Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка Ведущей целью подготовки ребёнка к школе 4

Слайд 5

Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста сформулированы в Концепции как воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей; развитие мыслящей деятельной личности 5

Слайд 6

ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности Принципы отбора содержания непрерывного образования, на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач, при этом усвоенные детьми знания, умения и навыки рассматриваются как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования реализация которых направлена на развитие самостоятельной, творчески мыслящей личности: Принцип развития предполагает 6

Слайд 7

усиление гуманитарной направленности предметов естественно-научного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей Принцип гуманитаризации рассматривается как 7

Слайд 8

создание образовательных программ, которые помогут ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечат осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, формируют умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет; создание интегрированных курсов, обеспечивающих формирование у ребёнка целостной картины мира. Принцип целостности образа мира предполагает 8

Слайд 9

создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов наполнение регионального компонента таким содержанием, которое будет дополнять, углублять, расширять федеральный компонент Принцип культуросообразности предполагает Посещение музеев Дети и театр Выставки 9

Слайд 10

возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей; обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка – гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования. Принцип вариативности содержания образования предполагает 10

Слайд 11

представлены следующими направлениями развития ребёнка: физическое познавательно-речевое социально-личностное художественно-эстетическое Основные содержательные линии дошкольного – начального образования 11

Слайд 12

4. удерживает равновесие 4. не до конца развиты координация и произвольность движений 3. знает и выполняет правила гигиены, ухода за телом, охраны своей жизни и приёмы закаливания 3. имеет представления о гигиене, своем теле и своих физических возможностях 2. не всегда может поддерживать темп движения, дозировать мышечные движения 2.. движения приобретают произвольный характер 1. выполняет различные двигательные упражнения 1. активно и с удовольствием выполняет различные доступные упражнения; проявляет интерес к подвижным играм Ребёнок: Ребёнок: Начальное образование Дошкольное образование Физическое развитие 5. может проводить утреннюю зарядку, организовывать двигательный режим во время приготовления уроков, прогулок 12

Слайд 13

4. развивает интерес к различным видам спорта 3. способствует становлению у детей ценностей здорового образа жизни; помогает осознать пользу рационального питания 1. формирует осознанное отношение к физической культуре 1. создаёт возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях Взрослый: Взрослый: Начальное образование Дошкольное образование Физическое развитие (продолжение) 2. помогает осознать необходимость двигательной активности, систематических физических упражнений; предупреждает уменьшение двигательной активности, проявление гиподинамии 2. создаёт возможности для двигательной активности детей 13

Слайд 14

3. проявляет интерес к познавательной литературе, символам, схемам 3. проявляет интерес к познавательной литературе, символам, схемам 2. любит наблюдать, экспериментировать 2. любит наблюдать, экспериментировать 1. самостоятельность в игровой деятельности преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности, возникает инициативность в познавательной деятельности 1. развивается любознательность, инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений, разных способов действия, ответов на возникающие вопросы, решении проблемных ситуаций Ребёнок: Ребёнок: Начальное образование Дошкольное образование Познавательно-речевое развитие 14

Слайд 15

7. совершенствуется и обогащается речь, становясь одним из необходимых условий познания; развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение 6. осваивает знаково-символическую деятельность – умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями 5. развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление 5. имеет общие представления об окружающем мире, о себе, о других людях, развивается наглядно-действенное мышление 4. проявляет готовность к совместной с учителем учебной деятельности 4. умеет следовать образцу, правилу, инструкции Ребёнок: Ребёнок: Начальное образование Дошкольное образование Познавательно-речевое развитие (продолжение) 6. умеет понимать изображения и описывать изображённое 15

Слайд 16

2. формирует произвольность психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания), поведения 2. опирается в работе с детьми на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение 1. формирует учебно-познавательную активность и интерес к экспериментирова-нию, организует образовательную среду, стимулирующую познавательную актив-ность детей 1. поощряет познавательную инициативу ребенка; организует образовательную среду, стимулирующую познавательную активность детей Взрослый: Взрослый: Начальное образование Дошкольное образование Познавательно-речевое развитие (продолжение) 16

Слайд 17

4. формирует готовность к совместной учебной деятельности 4. приобщает детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание художественных произведений, обсуждение их содержания 3. развивает и обогащает мотивы речевой деятельности и речевой практики, ее содержательности, точности, правильности, выразительности, благозвучности 3. уделяет внимание обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи, развитию диалогической речи в процессе общения ребенка с другими детьми Взрослый: Взрослый: Начальное образование Дошкольное образование Познавательно-речевое развитие (продолжение) 17

Слайд 18

Социально-личностное развитие 3. стремится расширять границы собственных знаний и умений, то есть появляется способность к самоизменению. 3. способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции 2. самооценка остаётся оптимистичной и высокой, но становится все более дифференцированной, независимой, рефлексивной; 2. отличается положительным самоощущением: уверен в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят; 1. появляется достаточно осознанная система представлений о самом себе, о своих индивидуальных качествах; о нравственно-этических нормах; 1. проявляет положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру; Ребёнок: Ребёнок: Начальное образование Дошкольное образование 18

Слайд 19

Социально-личностное развитие (продолжение) 3. поддерживает коммуникативную инициативу ребёнка по организации сотрудничества со взрослыми и сверстниками. 3. заботится об эмоциональном благополучии ребенка; уважительно, независимо от достижений, достоинств и недостатков, относится к его интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одеж-де и др.). 2. помогает овладеть нравственными нормами поведения в природе, общественных учреждениях, помогает осознать ответственность за самого себя и других людей; 2. способствует развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод; 1. формирует умение оценивать своё положение в системе социальных отношений “взрослый - сверстник” - я”; 1. формирует коммуникативную и социальную компетентности детей; Взрослый: Взрослый: Начальное образование Дошкольное образование 19

Слайд 20

2. способен создавать вокально-музыкальные, ритмопластические, живописные, словесные художественные образы, адресованные не только себе самому, но и другим людям – зрителю, слушателю, читателю. 2. любит фантазировать, воображать, рисовать, придумывать сказки, играть словами, проявляет интерес к ролевой и режиссёрской игре, танцам, пению. 1. учится преобразовывать игру в художественное творчество 1. проявляет интерес к эстетической стороне действительности, к разным видам и жанрам искусства, в том числе народного творчества; Ребёнок Ребёнок: Начальное образование Дошкольное образование Художественно-эстетическое развитие 20

Слайд 21

3. учит понимать доступные произведения разных видов искусства и авторские оценки, в них заключенные. 3. поддерживает детскую непосредствен-ность, поощряет, стимулирует фантазии и воображение ребенка. 2. помогает претворять впечатления от восприятия окружающего мира в выразительные художественные образы (пластические, музыкальные, изобразительные и т.п.); 2. предоставляет ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла; 1. развивает художественно-творческие способности детей; 1. обогащает чувственный опыт ребенка во всех видах активности, организует художественную деятельность, адекватную данному возрасту; Взрослый: Взрослый: Начальное образование Дошкольное образование Художественно-эстетическое развитие (продолжение) 21

Слайд 22

Таким образом, непрерывность в содержании образования достигается, если в дошкольном образовании речь идёт об основах приобретения знаний и освоения разных видов деятельности в начальной школе речь идет о Введении в образовательные области «Словесность», «Математика», «Человек и окружающий мир», «Искусство и художественный труд», «Физическая культура» в основной школе речь идет – об Образовательных областях в соответствии с БУП 22

Слайд 23

Концепция непрерывного образования во многом определяет содержание стандартов образования Подведём итоги Актуальная проблема преемственности образования позволяет говорить о необходимости построения системы непрерывного образования В построении данной системы должны принять участие все категории специалистов, работающих в народном образовании Документ, на который следует ориентироваться в своей деятельности каждому педагогу, - Концепция непрерывного образования, обсуждённая широкой общественностью и утверждённая на государственном уровне 23

Слайд 24

1.Белошистая А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. // Начальная школа: плюс – минус. – 2002. - № 2. 2.Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. - 2000. - №1. 3.Дошкольное образование в России в документах и материалах. Сборник. – М., 2001. 4.Закон Российской Федерации “Об образовании” (любое издание). 5.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (любое издание). 6.Международная Конвенция о правах ребенка (любое издание). Литература по теме: 24

Слайд 25

7.Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М., 2001. 8.Петрова И.А. Комментарии к Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа: плюс – минус. – 2000 - №8. 9.Санина Л.Д. Преемственность и перспективность начального образования: теория и практический опыт. // Начальная школа: плюс – минус. – 2001. - №9. 10.Содержание образования в двенадцатилетней школе. / Под ред. Киселёва А.Ф. – М., 2000. 11.Справочник учителя и руководителя начальной школы. Сборник действующих норма-тивно-правовых документов и программно-методических материалов. – М., 2001. Литература по теме: 25

Слайд 26

Успехов в работе ! 26 Выход


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста в контексте преемственности дошкольного и начального ступеней образования.

В статье раскрыта степень значения дидактических игр в работе со старшими дошкольниками по развитию произвольной памяти, как важного психического процесса для успешного перехода на новую ступень образ...

консультация для педагогов "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием"

Цель консультации - психологическое просвещение педагогов по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. На консультации педагогам предоставляется информация о преемствен...

Доклад на пед час: "Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования"

краткий доклад на тему "Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования"...

«Преемственность между дошкольной и начальной ступенями в использовании образовательных технологий по физическому воспитанию дошкольников»

Сообщение на тему:«Преемственность между дошкольной и начальной ступенями в использовании образовательных технологий по физическому воспитанию дошкольников»...

Интерактивные технологии в сфере взаимодействия ДОУ и начальной школы как фактор обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступени образования

В статье раскрыта  актуальность изучения проблемы преемственности в условиях внедрения ФГОС, представлен анализ возможностей взаимодействия ДОУ и начальной школы с использованием интерактивных те...

Реализация преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования - залог качества образования.

В настоящее время, одной из самых существенных проблем нашего образования и общества, является возрастание большого процента детей с речевыми патологиями. В связи с этим проблема преемствен...