«Развитие детского эстетического восприятия в рамках художественной деятельности в ДОУ»
материал

Макарова Юлия Владимировна

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenar_makarova.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 «Снегирёк» общеразвивающего вида

Семинар для педагогов

«Развитие детского эстетического восприятия в рамках художественной деятельности в ДОУ»

по второй годовой задаче

Выполнил:

Воспитатель старшей группы

Макарова Юлия Владимировна

Дата проведения: 22.01.2020г.

 2020 учебный год

Ход семинара:

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластилином.

Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика - все это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.

Одним из аспектов в формировании эстетического вкуса у детей дошкольного возраста является – развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

- Как вы думаете, обладаете ли вы достаточным объемом знаний о сенсорных эталонах (нет). Сможет ли педагог, сформировать эти знания у детей, которые в свою очередь будут способствовать развитию эстетического восприятия у детей(дискуссия)

- Рассмотрите картину и скажите, какие цвета и оттенки использовал художник, рисуя небо? (синий, голубой). Для просмотра предлагается любой пейзаж.

- Хочу предложить вам для ознакомления таблицу спектра некоторых цветов и оттенков (Приложение №1). Все ли цвета и оттенки вам знакомы?

Давайте проведем эксперимент, который нам поможет ответить на этот вопрос. Если вам знаком цвет, то ставите «+», а если нет, то «-».

– Какая проблема перед нами определилась? (недостаточно высокий уровень сформированности сенсорных эталонов у педагогов).

– Предлагаю вам на время стать великими художниками. Что нам необходимо для создания художественного шедевра (краски, кисть, палитра, и т. п.).Как с можно получить новые цвета? (при помощи смешивания красок). Проводится игра «Спектр».

– С помощью каких средств художественной выразительности можно передать характер картины? (цвет, линии, формы)

- Художники по-разному выражают свои чувства и настроения. Например, грустными или веселыми цветами, злыми или добрыми формами, нежными или грубыми линиями.

- Цвета – теплый и холодный, тихий и звонкий, ритм цветовых пятен и линий, композиция помогут создать интересное произведение. Рассмотрим каждую из этих составляющих в отдельности.

- Что такое звонкие и тихие цвета? (звонкие – яркие насыщенные, а тихие спокойные, не броские).

- Как получить тихие цвета?) Чтобы цвет стал тихим, нужно добавить в него серую краску. Она может быть темной или светлой. Такие цвета придают картине тихое, волшебное настроение.

- А еще художник может использовать ритм. В изобразительном искусстве ритм – это повтор, чередование форм, линий, цветных, черных или белых пятен. Ритм пятен можно встретить в природе (фото цветов, ягод)

- Ритм пятен передает движение. Оно может быть спокойное, быстрое, беспорядочное. На картине А. Рылова «В голубом просторе» птицы парят высоко под облаками. Они создают торжественное движение и ритм.

Предложить педагогам составить свой ритм пятен (разложить на листе птичек):

- птицы летят цепочкой спокойно, ровно;

- вдруг одна птица вылетела, ритм нарушился;

- птицы в беспорядке слетаются на корм;

- птицы в страхе разлетаются.

- Таким образом с помощью ритма пятен мы показали разное настроение и характер композиции.

- А что же такое ритм линий и как можно с помощью линий повлиять на характер картины? Присмотрись к природе, и ты увидишь не только ритм пятен, но и ритм линий. В ритме линий можно заметить движение. Ритмом линий можно создать образ добрый или злой, печальный или веселый.

Стройные березки тянутся вверх. Их ровные стволы создают свой ритм (фото – березки, схема линий). Травы создают ритм спокойного движения. (фото – травы, схема линий). Ветер обдувает пески, и они создают ритм волнистых линий – змеек (фото – пустыня, схема линий).

– А теперь я предлагаю используя полученные знания, создать шедевр, со своим характером и настроением (рисунки педагогов).

– Что нового вы взяли сегодня из нашего семинара? Могут ли вам пригодиться эти знания в вашей работе и как?

      Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая ребенка среда откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. Так же эстетическое воспитание повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Эстетическое воспитание приобщает детей к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. Поэтому проблема эстетического воспитания детей является актуальной и значимой для современного общества.

Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной эстетической деятельности детей, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развития творческих задатков и дарований в области искусства.

Обучающая деятельность – один из путей осуществления эстетического воспитания. Потенциалом эстетического воспитания детей обладают многие виды детской деятельности: изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, литературное чтение, а также трудовое обучение и множество других видов деятельности.

Эстетическое воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагога и ребенка, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Важно, чтобы работа педагога строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Методы и средства воспитания эстетической деятельности. В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребёнка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.

Методы воспитания эстетической деятельности очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объёма и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребёнка.

Любой вид деятельности в ДОУ  может эстетически воспитывать, физкультура, окружающий мир вызывают в ребенке определенные эмоции посредством своего материала. «(Многие естественнонаучные понятия (гармония, пропорция, мера симметрия и другие) имеют непосредственное эстетическое содержание. В математических представлениях можно рассматривать пропорциональность различных форм, фигур - во всех этих случаях можно обнаружить красоту и гармонию, то есть проявление эстетического».

Эстетическая  работа должна включать следующие методы:

  • открытые занятия;
  • беседы;
  • утренники, праздники, развлечения;
  • экскурсии в музеи;
  • посещение театров (оперный, драматический), филармонии;
  • прогулки и экскурсии в природу;
  • привлечение детей с детского сада в секции и кружки (живописи, конструирования, сценического искусства, танцев, музыки).

В формировании  нравственных убеждений,  эстетических представлений важное значение имеют беседы, открытые занятия.

Беседы необходимы для ответов на вопросы ребенка, возникающие во время познавания окружающего мира. Они помогают научиться отличать прекрасное от безобразного, гармонию от хаоса, возвышенное от низменного.

Открытое занятие отличается от обычного тем, что методику работы педагога могут видеть и перенимать его коллеги.

Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор эстетического воспитания. Здесь существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность педагога. В своей работе, педагог влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. Внешний вид педагога помогает формировать у детей правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них "нравственно-эстетический критерий достоинства человека"

Кроме того, необходимо на всех занятиях и в свободной деятельности одной из решаемых задач ставить задачу эстетического воспитания личности. Каждый вид деятельности  в той или иной мере решает задачу эстетического воспитания. Развитие речи способствует развитию интереса, умению понимать богатство и красоту речи, родного языка, литературное чтение учит искусству слова богатством литературных образов и средствами их выражения. Окружающая действительность развивает эстетические чувства, наблюдательность, воображение и т.д.  Изобразительное искусство развивает художественное, творческое, системное, композиционное, пространственное, ассоциативное и другие виды мышления, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления и т.д. Другими словами, для педагога нет никаких ограничений для плодотворной деятельности в эстетическом воспитании детей, как на занятиях, так и в свободной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Контрольная работа «Методика развития детской речи» «Обучение детей пересказу художественного текста»

Контрольная работа  по методике развития детской речи "Обучение детей перессказу художественного текста"Тема: «Обучение детей пересказу художественного текста» План Введение.1. Значение...

Учебно - методическое пособие: мониторинг "Развитие познавательно - эстетического восприятия через приобщение к русской народной культуре детей с нарушением зрения".

Предсавлен паспорт мониторинга, критерии уровней развития, игровые упражнения для старшего и подготовительного возраста детей с нарушением зрения....

Учебно - методическое пособие: диагностика "Развитие познавательно - эстетического восприятия через приобщение к русской народной культуре детей с нарушением зрения".

Представлен диагностический материал по программе дополнительного образования "Приобщенеие к русской народной культуре детей с нарушением зрения". Разработаны : паспорт диагностики, игровые упражнения...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Доклад из опыта работы

laquo;Корень – источник доброты в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброе неразрывно связано с красотой, и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства, ко...

Опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей детей в рамках проектной деятельности»

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. В данной работе я отражаю  развитие познавательных способностей де...

Аттестационное задание № 2.15 Каким образом педагог может решать задачи развития детского изобразительного творчества в рамках коллективной деятельности? Разработайте коллективный творческий проект для детей дошкольного возраста.

Аттестационное задание выполняется педагогом в текстовой форме, имеет объем до 10 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, 14 кегль, одинарный интервал). В структуре выделяется пояснительная за...

Итоговое детско-родительское мероприятие в рамках проектной деятельности «Волшебный мир сказок К.Чуковского» и «Семейные традиции» Тема: «Чудо-дерево группы №6 «Ягодки»

Тема: «Чудо-дерево группы №6 «Ягодки»Цель мероприятия:Подведение итогов совместного воспитательно-образовательного процесса, как средства всестороннего развития ребёнка за 2022-2023 ...