Статья "Современные формы взаимодействия детей, родителей и педагогов ДОУ"
статья

Васюкова Ольга Анатольевна

Статья рассказывает о формах взаимодействия детей, родителей и педагогов нашего ДОУ: совместное участие в праздниках, фестивалях, конкурсах и соревнованиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasyukova_kuprina_statya.docx38.01 КБ

Предварительный просмотр:

Васюкова, О. А.,  Куприна, О. Д.,

МБДОУ г. Иркутска детский сад №159

       СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ,

                      РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ В ДОУ

Проблема взаимоотношения семьи и ДОУ остаётся актуальной на протяжении многих лет и требует к себе особого внимания.  Воспитание счастливого ребёнка, разносторонне развитого, здорового как физически, так и психологически невозможно без семьи, которая закладывает основы воспитания,   определяет  жизненные ценности, приоритеты, даёт ребёнку чувство защищённости, психологического комфорта.  Именно родители составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребенка.

Согласно ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» семейное воспитание признано ведущим.  Но для всестороннего развития ребёнка необходимо общение вне семьи. Такую возможность ребёнку может дать детский сад.

Согласно ФГОС  дошкольного образования (приложение пункт 1.4.), одним из основных принципов дошкольного образования является «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений».  И поэтому педагоги ДОУ  должны обеспечивать все условия для обучения и воспитания  здоровых  и счастливых детей, предоставлять возможность для совместного общения детей, родителей и педагогов.   Все родители желают видеть своего ребенка разносторонне развитым, здоровым, сильным, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, эстетического и физического развития необходимо постоянное взаимодействие с педагогами ДОУ. Лучший способ воспитать разносторонне развитую личность – это показать на собственном примере, как нужно относиться к музыке, физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.

Для всеобщего решения образовательно-воспитательных вопросов необходимо активизировать  взаимодействие родителей и детского сада. Термин «взаимодействие» можно рассматривать, как единство целей, мыслей, чувств.  Это  сотрудничество  или содружество  двух равноправных сторон, семьи и детского сада, где  родители являются  активными участниками  образовательно-воспитательного процесса, а воспитатели  - их активными помощниками.  Согласно основным принципам, заложенным в Конвенции ООН о правах ребёнка, отношения семьи и ДОУ должны носить «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых  (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей» (ФГОС дошкольного образования, приложение, пункт 1.2.).    

 Исходя из этого, данное содружество должно основываться на принципах доверия, взаимопомощи и взаимопонимания.  

Педагоги и родители часто испытывают затруднения в общении друг с другом, в решении вопросов, касающихся воспитания детей.  Взаимное непонимание происходит из-за ряда причин.  ( Написать причины). Одна из них – это выбор форм взаимодействия.

     Для более плодотворного взаимодействия родителей и специалистов ДОУ необходимо создать эффективную систему сотрудничества.  Педагогам необходимо повышать свою компетентность в этом вопросе, более активно заниматься просвещением родителей.                        

Мы, узкие специалисты (инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель), взаимодействуем с родителями посредством  актуальных для наших родителей форм. Выступаем на родительских собраниях с консультациями, проводим индивидуальные беседы, наблюдения.  Устраиваем дни открытых дверей.  Используем ИКТ при взаимодействии с родителями: своевременно информируем родителей,  занимаемся  их  просвещением  (статьи, ссылки), обмениваемся  видео-фотоматериалами через электронную почту, Viber, WhatsApp.  Делаем для детей и родителей слайд-шоу, фотовыставки.

У нас в ДОУ есть информационные уголки для родителей, где мы размещаем консультации, такие как «Музыка в жизни ребёнка», «Как сохранить детский голос», «Здоровье ребёнка в наших руках», «Роль подвижных игр в жизни ребёнка-дошкольника», «Развитие координационных способностей детей дошкольного возраста»  и др.

Из нетрадиционных форм общения используем анкетирование, опросы, которые помогают установить уровень музыкального или физического развития ребёнка.  Благодаря методу анкетирования  мы узнаём настрой родителей, их ожидания от пребывания их детей в детском саду, получаем знания о том, ходит ли ребёнок в музыкальную школу  или в спортивную секцию, занимается хореографией или гимнастикой, для того, чтобы в дальнейшем развивать способности ребёнка.  Данный метод позволяет узнать об уровне педагогической культуры в семье, об индивидуальных особенностях детей.

Для активизации взаимоотношений детей, родителей и педагогов, мы совместно проводим досуги, праздники, такие как, «Осенины», «Новый год», «Святки», «День защитника Отечества», «День 8 марта», «Выпускной бал».

Родители исполняют различные роли, такие как: лисичка, снеговик, кот, пират, Дед Мороз, Снегурочка, кошка, разбойник, волк и др.  Участвуют в играх, танцах, сценках.  Помогают в моделировании и изготовлении костюмов, атрибутов, декораций. Вовлекая родителей в образовательный процесс детского сада, мы делаем из них не только наблюдателей, но и активных участников развлечений, различных игр, спортивных праздников. Родители и другие члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внося свой вклад в образовательную работу.

     Организованный в нашем ДОУ «Музыкальный салон» мы  используем для совместного музицирования.  Дети и родители выполняют  творческие задания, например, совместно изготавливают дома музыкальные инструменты, затем презентуют  их друг другу, играют на них. Совместная игра в оркестре очень сближает детей и взрослых, помогает им проявить своё творчество, повысить свой уровень знаний, умений и просто получить удовольствие от игры и общения.

Так же нами проводятся родительские встречи «Давайте поиграем», где для взрослых и детей подбираются и организовываются подвижные игры, даются рекомендации по изготовлению игровых атрибутов из подручного материала.

Мы обратили внимание, что на неформальные встречи, как правило, приходят мамы, бабушки, они более активны, легче откликаются на просьбы о помощи в изготовлении пособий, поучаствовать в хоре, сыграть роль на празднике. Для того, чтобы вся семья поучаствовала в воспитании и развитии детей, мы организовываем в феврале праздник, посвящённый Дню защитника Отечества и приглашаем на него пап, дедушек и братьев. На этом празднике папы и мальчики активно соревнуются, танцуют, выполняют разнообразные задания, а девочки их поддерживают, «болеют» за своих близких.

       Одной из форм взаимодействия детей, родителей и педагогов в нашем ДОУ является участие в городских фестивалях хорового пения «Я сердцем славлю отчий край» и «Мы вместе», где они поют в хоре вместе с детьми и педагогами. После совместных выступлений, мы, как правило, организуем совместные чаепития, вручаем подарки детям,  благодарности родителям и педагогам. Так же активными помощниками выступают родители при подготовке к городским спортивным соревнованиям и во время их проведения в качестве сопровождающих и болельщиков.

Таким образом, выбранные нами  формы взаимодействия значительно повышают активность родителей в совместных мероприятиях. Общие эмоциональные переживания очень сближают детей, родителей и педагогов, устанавливает между ними особые доверительные отношения.

В перспективе мы планируем поддерживать и разнообразить  взаимодействие с родителями для укрепления здорового психологического комфорта в нашем ДОУ.

                                                     

                                                      Список литературы:

  1. Березина, В. А., Виноградова, Л. И., Волжина, О. И.   Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча [Текст] - СПб.: Каро, 2005.
  2.  Евдокимова, Н. В., Додокина, Н. В., Кудрявцева, Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей [Текст] /М: Мозаика – Синтез, 2007. С. 167.
  3. Миленкова, В. Учимся работать с родителями [Текст] / В. Миленкова, Н. Бутырина, Г. Лысенко // Ребенок в детском саду. - 2005.-№5 - С. 2.
  4. Пастухова, И. Семейный клуб в детском саду [Текст] / Дошкольное воспитание-2006.- №5 - С. 31.
  5.  Тонкова, Ю.М.,  Веретенникова Н. Н.  Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74. — URL

                                                Электронные ресурсы

                                                     Web- страница

  1. Савицкайте, Н.  Современные формы взаимодействия с родителями – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-sovremenye-formy-vzaimodeistvija-s-roditeljami.html 
  2. Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2308/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация вечера взаимодействия детей, родителей и педагогов - "Осенняя прогулка".

Фоторепортаж вечера развлечений "Осенняя прогулка", проведённого в подготовительной группе с детьми, имеющими тяжёлое нарушение речи. Это одно из мероприятий, запланированных в рамках  долгосрочн...

Презентация вечера взаимодействия детей, родителей и педагогов - "Как мы весну выручали".

В презентации представлен фоторепортаж одного из вечеров взаимодействия детей, родителей и педагогов детского сада коррекционной направленности (коррекция речи). Предлагаемый сюжет является частью дол...

Сценарий вечера взаимодействия детей, родителей и педагогов "Осенняя прогулка"

"Осенняя прогулка" - сценарий к презентации вечера взаимодействия детей подготовительной группы с ОВЗ (тяжёлое нарушение речи), родителей и педагогов....

Нетрадиционные формы взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов «Семья Я»

Привлечь родителей к анализу семейной эмоциональной атмосферы, к тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка. Вызвать желание родителей к сотрудничеству и совместной деятельн...

План-конспект занятия по нетрадиционной форме взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов «Семья Я»

Нетрадиционные формы взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов «Семья я»...

«Квест-игра, как инновационная форма взаимодействия с родителями и педагогами ДОУ» «Поиски Колобка» (из опыта работы)

Я много лет работаю с детьми младшего возраста. Это самый интересный и особенный возраст, это начало  формирования самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности. И чтобы заинтерес...

Музыкальная гостиная «ЗАКОЛДОВАН НЕВИДИМКОЙ, ДРЕМЛЕТ ЛЕС ПОД СКАЗКУ СНА» Взаимодействие детей, родителей и педагогов

Музыкальная гостиная для детей и родителей. "Очарован невидимкой, дремлет лес под сказку сна"....