Статья "История открытия первого детского сада в Санкт- Петербурге"
статья

Анисимова Инна

В статье говорится о создании первого детского сада в России, который был открыт в Санкт- Петербурге Софией Люгебиль..Даётся описание видов деятельности для детей в этом учреждении, методы и подходы к воспитанию этих детей. Так же кратко рассказывается о создании других детских садов в городах России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_pervom_detskom_sade_v_sankt-_peterburge.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

История открытия первого  детского сада в Санкт- Петербурге.

День  дошкольного  работника отмечается в России каждый год 27 сентября, начиная с 2004 года.

Именно в эту дату - 27 сентября 1863 года- в Петербурге открылся первый русский детский сад.

В Росси, прообразом детского сада в то время, были дневные детские комнаты при Демидовском доме трудолюбия, открытые 15 мая 1837 А. Н. Демидовым по просьбе матерей- работниц. Первоначально здесь приняли 6 мальчиков и 11 девочек, через год число детей возросло до 112. Однако педагогические принципы воспитания детей в то время еще не были выработаны.

Дворяне считали, что и сами справляются с детьми. А у бедных попросту не было денег водить малышей в специальные учреждения.

Шли годы, и у «фребелевской» педагогической системы нашлось немало последователей в России. В числе первых была Люгебиль София Андреевна. Многие ошибочно считают создателем детского сада в России Аделаиду Симонович, но это не так. Детский сад Симонович появился в Петербурге только через 3 года.

В 1863  Люгебиль София Андреевна при поддержке мужа, известного филолога профессора Карла Якимовича Люгебиля, открыла первый в Санкт -Петербурге на Васильевском острове детский сад нового типа – платное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста.

         Это был небольшой деревянный домик, в котором разместились 30 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Дети находились в детском саду с10.30 до 14.30. Сначала дети занимались гимнастикой и физическими упражнениями. Второй час был посвящен шитью, вырезанию, наклеиванию и другому ручному труду.Затем дети обедали. После обеда они играли. Так проходил третий час нахождения в детском саду Люгебиль. Четвертый час был посвящен танцам, пению, чтению. Но детей не заставляли делать то, что они не хотят. Если они не желали вырезать из золоченой бумаги или танцевать, то им разрешалось делать то, что им хочется.

Детский сад Люгебиль создала не для работниц швейной фабрики, как раньше считали, а для родителей, способных оплачивать пребывание в детском саду. Оплата равнялась среднему заработку квалифицированного рабочего.

Игры и занятия в детском саду проводились без строгой регламентации, детям предоставлялась возможность играть и заниматься «по своему вкусу», но при постоянном надзоре воспитательницы. В теплое время года все активные развлечения проходили на природе - в цветочно-фруктовых садах, а зимой дети забавлялись ледяными горками. Воспитательницы приглашали понаблюдать за детьми родителей, параллельно давая им профессиональные советы для благоприятной атмосферы в доме. Люгебиль часто участвовала в играх и занятиях лично, чем снискала уважение и расположение большинства семей воспитанников. Она делала упор на развитие воображения, поэтому без сказок и живых бесед не проходил ни один день в ее заведении.

Люгебиль вела записи своих наблюдений за индивидуальным поведением и развитием детей.

Надо сказать, что открытие этого детского сада в сентябре 1863 года прошло почти незамеченным. Только спустя год журнал «Современник» спохватился и опубликовал статью, впрочем, весьма подозрительную и недоверчивую к «немецким выдумкам».

Правда, заведение пришлось закрыть в 1869 из-за нехватки средств.

Последующие 10 лет платные детские заведения появились в Воронеже, Смоленске, Иркутске, Москве, Тбилиси. Организация и направления воспитательной работы в этих садах полностью зависели от взглядов покровителя. В некоторых, преимущественно открытых российскими немцами, методично реализовывалась система Фребеля. В других же кураторы с воспитательницами искали новые векторы работы, критикуя немецкого педагога и следуя высказываниям Ушинского, Толстого и иных отечественных педагогов.

Первый бесплатный народный детсад, доступный низшим слоям населения, открыт в Петербурге в 1866-м при благотворительном «Обществе дешевых квартир» для детей домработниц. Занятия там были организованы все по той же фребелевской системе. Самые старшие дошкольники изучали священное писание, молитвы, плели, рисовали и занимались аппликацией. В народном саду оборудовали швейную мастерскую для пошива детского белья, прачечную, общую кухню и даже начальную школу для детей, родители которых работали на выезде. Старшие дети час в день элементарно обучались чтению и письму, а также беседам с педагогом. Но и этот сад закрылся из-за безденежья.

И только после революции 1917 года, детские сады вошли в массы. Государство начало финансировать отрасль. В сады принимали детей в возрасте от 3 до 5 лет.

С  30-х годов прошлого века детские сады начали свое победное шествие по стране Советов. Детей в детских садах стали учить иностранным языкам, хорошим манерам, да и педагогическое образование тоже было важно. К началу первой мировой детские сады в России посещали почти 4 тысячи малышей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по теме,, Санкт-Петербург,,

Открытое занятие было проведено как выпускное.Занятие было интересным и увлекательным для детей и пришедших гостей.Занятие было показано на район.После занятия были высказаны положительные отзывы и ре...

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург

Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»

Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с  Санкт-Пет...

Конспект открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню рождения Санкт-Петербурга «Виват, Петербург»

Конспект открытого мероприятия для старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню рождения Санкт-Петербурга «Виват, Петербург»...

Конспект занятия по Петербурговедению в подготовительной группе детского сада «Храмы Санкт-Петербурга"

Конспект занятия по Петербурговедению в подготовительной группе детского    сада «Храмы Санкт-ПетербургаЦель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного гор...