«Умение слушать»
консультация

Елена Васильевна Крылова

Уровень образовательной организации, семинар «Слушаю и слышу», МАДОУ детский сад №10 «Лучик», 09.10.2019г.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prikaz.pdf582.31 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_2_umenie_slushat.ppt620.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умение слушать

Слайд 2

«Я — это то, как я слышу мир», — говорили восточные мудрецы. Хочешь — живи в мире светлом и осмысленном, хочешь — в несправедливом и угрожающем.

Слайд 3

«ДжиН 5+» Когда слушает, внимательно смотрит на говорящего и не перебивает

Слайд 4

«ДжиН 7+» Когда слушает, внимательно смотрит на говорящего, не перебивает и может повторить сказанное собеседником

Слайд 5

«ДжиН 10+» Когда слушает, внимательно смотрит на говорящего, не перебивает и даёт понять собеседнику, что он услышан (например, задаёт уточняющие вопросы, даёт обратную связь)

Слайд 6

Льюис Кэролл. Зазеркалье «Начала она довольно робко: — Ваше величество, я подошла к вам с надеждой… Королева хмыкнула и, пытаясь завернуться в шаль, проворчала: — Если хотите, можете называть это на-деждой. Но я до сих пор называла это несколько иначе. Алиса, подумав, что разговор никогда не следует начинать с пререканий, улыбнулась и сказала: — Если Вашему величеству угодно, о надежде я больше не буду говорить. — А что? Что-нибудь не в порядке? — забеспокоилась Королева и стала осматривать свой наряд. — Я этой на-деждой, как вы изволите выражаться, уже два часа только и занимаюсь. По мнению Алисы, гораздо вернее было бы доверить это занятие кому-нибудь другому. Королева была удивительно неумело одета».

Слайд 8

Феликс Кривин. Задушевный Разговор «Козел горячился: — Тоже придумали! Слыхано ли дело — не пускать козла в огород? Баран был холоден. — Забор поставили, — горячился Козел. — Высокий забор, а посередине ворота… — Что? — оживился Баран. — Новые ворота? — Не знаю, какие они там — новые или старые. — Вы что же — не рассмотрели? — Отстаньте, — холодно бросил Козел. — Какое это может иметь значение? — Ну как же не может? Ну как же не может иметь? — горячился Баран. — Ну как же это не может иметь значения? Козел был холоден. — Если бы не ворота, — горячился Баран, — то зачем все? И зачем тогда городить огород? — Да, да, зачем? — загорелся Козел. — Я то же самое спрашиваю.

Слайд 9

— Я не знаю, — пожал плечами Баран. — Нет уже, скажите, — горячился Козел. — Вы мне ответьте: зачем городить огород? Баран был холоден. — Вот так — нагородят, — горячился Козел, — не пролезешь ни в какие ворота. — Ворота?… Баран горячился — Козел был холоден. Козел горячился — Баран был холоден. И до чего же приятно — встретиться вот так, поговорить о том, что волнует обоих…»

Слайд 10

Несовпадение слушания и слышания, неумение концентрировать внимание на речи другого человека порождает недооценку или непонимание передаваемой информации.

Слайд 11

Слушать – направлять слух на производимые кем-нибудь или чем-нибудь звуки, чтобы услышать; изучать что-нибудь на чьих-нибудь лекциях, под чьим-нибудь руководством; быть в числе слушателей, присутствовать при чьем-нибудь пении, чьей-нибудь игре на каком-нибудь музыкальном инструменте; следовать чьим-нибудь советам, доверяя кому-нибудь; повиноваться кому-нибудь, (ср. слушаться).

Слайд 12

Слышать – обладать слухом; обладать какими-нибудь сведениями о ком-нибудь или о чем-нибудь, знать; замечать, чувствовать.

Слайд 13

Слушание предваряет слышание У слушания пассивная, подчиненная роль, слушают или слушаются кого-то. В то время как слышание – это чувствование, знание, обладание. Это активный процесс. Можно слушать, но не осознавать, оставлять это в области бессознательного, тогда не происходит слышания.

Слайд 14

Слышать – всегда в контексте: кто говорит, в связи с чем, какова его история, как он это говорит, какими жестами сопровождает. Это целостное восприятие говорящего. Слышащий распознает истинное сообщение говорящего.

Слайд 15

Умение слушать (1) концентрация внимания, выбор наиболее значимого сигнала из общего шумового фона (непосредственно слушание ), (2) слышание истинного послания говорящего, то есть осознавание услышанного ( упражнение 1 ). Осознавание включает в себя как слышание извне, так и слышание внутреннего голоса ( упражнение 2 ).

Слайд 16

Стивен Кови Пять уровней бытового слушания Игнорировать говорящего, не слушать его вообще. Делать вид, что слушаешь: «Угу! Да-да! Так!» («Ты на рыбалку?») Слушать избирательно, выхватывая из речи только отдельные фразы («Задушевный разговор»). Слушать, концентрируя внимание на произносимых словах, игнорируя чувства. Эмпатическое слушание.

Слайд 17

Причины, по которым мы не слышим друг друга Поглощенность собственными мыслями, желанием показать себя в выгодном свете. Оценивание ситуации, для того чтобы справиться с тревогой. Слышимое воспринимается как покушение на наш авторитет. Готовность защищаться, нападая. Состояние эмоциональной неуравновешенности, невладение собой. Отсутствие навыка слушания и слышания.

Слайд 18

Виды ответов, характеризующие умение слушать Совет — ответ, содержащий в себе инструкцию, как надо действовать в данной ситуации. Оценка — ответ, в котором отвечающий судит о том, является ли проблема говорящего существующей, правильной... Интерпретация — ответ, подразумевающий, что именно говорящий может или должен думать, чувствовать. Прояснение — задавание вопросов с целью найти необходимую информацию. Поддержка — ответ, цель которого — успокоить, умиротворить говорящего, уменьшить взрыв его чувств. Понимание — намерение выявить у говорящего, правильно ли понято то, что он говорит.

Слайд 19

ПРИМЕР ДОЧЬ : Никогда больше не пойду к зубному! Я больше не выдержу. Знаешь, как было больно! МАТЬ : 1) Ты настройся, соберись, потерпи. Думай о чем-нибудь приятном. На завтра у нас талончик, надо долечивать твой зуб. 2) Ты как маленькая, совсем не умеешь терпеть. В жизни часто приходится это делать. Надо быть мужественной. А не будешь лечить, останешься без зубов. 3) Зубы связаны с умением разгрызать проблемы. Похоже, ты не очень умеешь это делать, раз они у тебя не в порядке. 4) Почему ты не хочешь? Что тебе делал врач? А ты как при этом себя вела? Не кричала? 5) Поход к зубному – это как на амбразуру. Добровольно подвергаешь себя болезненным ощущениям. Я тоже боюсь лечить зубы. Всегда тяну до последнего, а потом иду, трясусь от страха. 6) Тебе было очень больно. Ты больше не хочешь терпеть такую боль. Это действительно на грани возможности выдержать.

Слайд 20

Через слова передается 10% информации Через интонацию — 30% Язык мимики и жестов — 60%

Слайд 21

Пылесос сломан! Муж, включив пылесос, говорит раздраженным тоном: «Черт возьми, пылесос сломан!» Жена в этом случае может осуществить следующий процесс рассуждения:

Слайд 22

а) Он говорит мне о состоянии электроприбора, на котором он собирался работать. б) Но он имеет в виду не только это. Он сообщает мне, что раздражен. Его «черт возьми» и тот тон, которым это было сказано, дают мне это понять. в) Он критикует меня? Он говорит мне, что я в ответе за состояние бытовых приборов?

Слайд 23

г) Если он критикует меня, чего он от меня хочет? Чтобы я сделала всю работу за него? Извинилась? Или что-то другое? д) Или же его критика направлена против него самого, и он раздражен тем, что работа не идет, и что он должен винить только самого себя в том, что прибор сломался? е) Если он винит главным образом себя, чего он ожидает от меня? Чтобы я ему посочувствовала? Послушала его? Или еще что-то?

Слайд 24

ж) В ходе нашей совместной с ним жизни я узнала, что он гордится своей хозяйственностью и считает, что особо силен в том, что касается электроприборов. Очевидно, что его уверенность в себе поколебалась. Должно быть, он зол на самого себя. И, наверно, он ждет, что я ему посочувствую. з) Но как показать ему сочувствие? Хочет ли он, чтобы я помогла ему справиться с работой, или принесла ему кофе, или что? Как мне нужно вести себя, чтобы он понял, что я ему сочувствую?

Слайд 25

Вместо того, чтобы говорить «черт возьми, он сломан», муж мог бы сказать: «Да, это не так просто. Принеси мне, пожалуйста, кофе».

Слайд 26

Джон Энрайт «Позиции слушателя-терапевта» Позиция пассивного слушания Позиция отражающего слушания Позиция сознательного или активного слушания Позиция эмпатического слушания

Слайд 27

Активное слушание Задача — понять говорящего и дать ему знать об этом. Не начинать слушать, если нет времени. Не применять, когда собеседник находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения.

Слайд 28

Эмпатически слушать ребенка - значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства. Такой ответ не оставляет ребенка наедине со своим переживанием. Он показывает, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.

Слайд 29

Дочь : У-у-у-у! Мама : Миша тебя обидел. (Пауза) Дочь (продолжает хныкать): Он меня урони-и-ил! Мама : Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась... (Пауза) Дочь (переставая плакать, но все еще обиженным тоном): Нет, он меня не поймал. Мама : Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты упала... (Пауза) Миша , который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой. Дочь (уже спокойно): Да... Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени). Мам а: Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть.

Слайд 30

Мысль обладает очень большой силой и может причинить огромное количество вреда. Задача : обрести контроль в мире мысли, научиться правильно использовать свой ум, чтобы не оставлять негативной информации в виде негативных мыслей, а позитивно использовать мыслительные возможности при разработке творческого плана (сначала появляется мысленный импульс , за которым следует желание , которое, в свою очередь, усиливается чувством , побуждающим к действию ).

Слайд 31

Научиться слышать подсказки Вселенной. Когда Геракл отправился за золотыми яблоками сада Гесперид, он долго не мог найти этот сад. Напрасно представал перед ним морской вещий старец Нерей в различных обличьях, пытаясь помочь Гераклу. Но Геракл не признал в нем вестника, не распознал помощь, так тонко предложенную.

Слайд 32

Список литературы 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? 3. Дерябо С.Д. Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель профессионального мастерства. 4. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития. 5. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. 6. Кривцова С.В. Навыки жизни: в согласии с собой и миром. 7. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. 8. Кривцова С.В. Патяева Е.Ю. Семья. Искусство обращения с ребенком / Под. ред. А.Г. Асмолова. 9. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. 10. Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. 11. Энрайт Дж. Позиция слушателя-терапевта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Умение слушать и слышать"

Всегда ли мы слышим о чем нам хотят сказать?В этом тренинге мы попробуем научится слышать человека и непросто слушать....

Презентация к тренингу "Умение слушать и слышать"

Что бы освоить навык эффективного слушания нам нужно немного теории. Которую мы освоим в данной презентации....

Консультация для родителей: «Воспитание у детей желания и умения слушаться взрослых!»

Одна из важнейших задач нравственного воспитания - это воспитание психически здорового и жизнерадостного ребенка с адекватными нормами поведения, воспитание у него желания у умения слушаться старших.С...

Организация социоигровой деятельности для развития у детей умения слушать, умения доводить начатую работу до конца, умения следовать полученной инструкции.

В материале подобраны игровые приемы для работы воспитателей с детьми, имеющими недостаточно сформированные социальные навыки ("умение слушать", "умение доводить начатую работу до конца", "умение след...

"От умения слушать музыку к умению слушать друг друга"

Консультация предназначена как для педагогов ДОУ, так и для родителей...

Тренинг с педагогами "Азбука общения и умение слушать"

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....