Практико-значимый проект на тему: «Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию у детей правовой воспитанности».
проект
Цель проекта- формирование у детей основ социально -правового сознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 52 Г.ДРЕЗНА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОРЕХОВО-ЗУЕВО
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Практико-значимый проект
на тему:
«Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию у детей правовой воспитанности».
Выполнила:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Сорокина Татьяна Валерьевна
Дрезна.
Формирование у детей основ социально - правового сознания.
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта.
Здесь он находит примеры для подражания
и здесь происходит его социальное рождение.
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта
Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с гражданско-правовой культурой. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка…». К сожалению, родители не всегда ответственно относятся к воспитанию детей. Все чаще можно увидеть и услышать о безответственном поведении родителей по отношению к своим детям. Но в Законе говорится и о том, что «в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений». Кроме того, согласно Концепции модернизации российского образования активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, в том числе семья и родительская общественность. И мы, педагоги детского сада, должны позаботиться о том, чтобы дети росли в правовой безопасности.
Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности.
Правовая воспитанность - комплексное качество личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольника глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, которое отвечает требованиям общества.
Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.
Защита прав — это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.
Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на мой взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.
В своей работе я придерживаюсь принципа, согласно которому ребенок рассматривается не как объект воспитательного воздействия, а как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрасту. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. И только от нас, взрослых, зависит, станет ли ребенок источником оптимизма, душевного тепла, понимания и терпимости.
Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И я убеждена, что воспитывая уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.
Паспорт проекта:
Тип проекта: практико-ориентированный.
Направление деятельности: нравственно-социальное.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: дети старшей группы
По продолжительности: долгосрочный.
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях играх, повседневной жизни).
Цель проекта:
Формирование у детей основ социально - правового сознания.
Задачи:
1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.
2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.
3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).
4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.
Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.
Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.
Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.
Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.
Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы:
- использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
- решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку ... , если бы я вдруг превратился в ...;
- дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?"
Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания.
Основной принцип в работе - дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий: «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Воспитательно-образовательный процесс проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей, я проводила ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» - право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.
Большую часть времени я посвящаю практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.
Работа с родителями:
Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Было опрошено 18 родителей моей группы.
Выявлен:
5 чел. - не знают о существовании Конвенции о правах ребенка.
10 чел. – слышали, но в его содержание не вникали.
7 чел. – знают о существовании Конвенции о правах ребенка.
Исходя из первоначальных показателей, и того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, я наметила следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения.
Предложив родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции», я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы поучить теоретические знания. Затем родители заинтересованность к таким формам работы, где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план моей работы включены такие мероприятия, как диспуты, беседы – тренинги, совместное проведение праздников, оформление выставок.
Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность. Взаимоотношения между детьми и родителями постепенно переходили от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно - ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка
Гипотеза:
Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.
План реализации проекта
Первый этап. Накопление информационной базы для работы над проектом. | |
Подготовка методических рекомендаций, материалов по правам ребенка. Создание условий для проведения проекта. Составления плана. Разработаны программы, перспективное планирование занятий по ознакомлению детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка. Разработана картотека игр по формированию нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе). Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте- консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы | |
Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию. Принятие задач. Создание игровой мотивации, доступно для понимания детей дошкольного возраста, с опорой на детский личный опыт. Заинтересовать каждого ребенка. | |
Цикл занятий с детьми по ознакомлению прав. | Цикл занятий с детьми по развитию речи и ознакомление с художественной литературой. |
«конвенция о правах ребенка» «Право на имя» «Право на жизнь» «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», «Право знать своих родителей и право на их заботу» | - К. Чуковский «Доктор Айболит» - К. Чуковский «Федорино горе» - Г. Х. Андерсен «Снежная королева» - Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка» - А. Толстой «Золотой ключик» |
Сюжетно – ролевые игры. Игра «Спасатели»
Цели:
- Ознакомление с профессией спасателя и правилами поведения в экстремальных ситуациях.
- Расширение тематического словаря, совершенствование диалогической формы речи; развитие слухового восприятия и логического мышления.
- Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки
Игра «Дружная семья»
Цель: Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства.
Беседы
«Я люблю свою мамочку».
«Беседы об ответственности и правах ребенка».
«Ознакомление дошкольников с конвенцией о правах ребенка».
«Беседы о правах ребенка».
«Дети и взрослые. Что такое «право».
«Правила поведения по которым живем».
Совместная деятельность воспитателя и родителей
Оформление уголка для родителей «Я человек и я имею право!» Побуждение к созданию благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимопонимания. Беседы, «Ребенок и его права», «Семь правил для всех», «Права ребенка — соблюдение их в семье». Анкетирование «Какой вы родитель? Родительское собрание «Повышение правовой культуры родителей» Сотворчество детей и родителей (подбор стихов, открыток, фотографий, пополнение и оформление коллажей по данной теме: изготовление «Генеалогического древа», выставки рисунков «Моя семья», «Дом в котором я живу», изготовлении папок: «Я и моя семья», «Мое имя»).
|
Конкурс «Что я знаю о своем ребенке»
«День семьи», в ходе которого каждая семья планирует и организует (совместно с детьми) — игры, конкурсы, викторины сюрпризы, совместное чаепитие детей и взрослых.
|
Второй этап. Организационно-практический
Занятия художественно-творческого цикла | Цикл бесед и занятий с детьми по ознакомлению с окружающим миром. |
Рисование «Цветочки для любимой мамочки», «Подснежники зимой (по сказке «Двенадцать месяцев»)» Лепка «Красивый букет милой маме» Аппликация «Гадкий утенок», | Тема: «С кем ты живешь» Тема: «Мое право на имя, отчество и фамилию»
Тема: «Что такое семья?» Тема: «Чем порадуем» |
Сюжетно-дидактические игры.
Цель: Побуждать детей проявлять интерес к действиям детей, оказывать друг другу посильную помощь, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам
«Подбери пуговицы для костюма, платья, кофты, блузок.
«Дружная семейка», «Семейный праздник», «Назови по имени», «Поликлиника», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь».
Словесные игры:
Играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.
«Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Можно – нельзя»
«Приветствие», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Покажи», «Моих родителей зовут…»
Коммуникация:
Беседы о правовых праздниках: «День прав человека», «День защиты детей» , «День народного единства».
Оформление фотоальбома «Мои самые любимые» с рисунками и рассказами детей о своей семье.
Физическая культура:
Подвижные игры: «Поводырь», «Разноцветный букет». Хороводные: «Друг, дружочек, становись в кружочек», «Угадай по голосу», «Я знаю много имен девочек мальчиков».
Музыкальное воспитание:
Организация совместного с родителями праздника, посвященного Дню Матери. Слушание и обсуждение песни «Мамонтенок».
Экологические игры:
Цель: Формировать целостный взгляд на взаимоотношения человека с окружающей средой, подводить к осмыслению взаимосвязей явлений в природе, бережному отношению к ней.
«Что было бы, если из леса исчезли…»,«Береги природу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:" Взаимодействие с родителями по формированию у детей чувства патриотизма к Родине"
Любовь к Родине начинается с семьи где воспитывается ребенок....
ПРОЕКТ на тему « Взаимодействия семьи,детского сада и начальной школы.»
Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – пространственной развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодейст...
Практико-значимый проект на тему «Взаимодействие воспитателя с семьёй»
Проект на тему: "Взаимодействие семьи, ДОО и начальной школы в современном образовательном пространстве" ...
Проекты на тему: «Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования»
В настоящее время российское дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный период в своей истории. Повод для грядущих перемен хорошо известен педагогам и родителям - это изменения в Ф...
Проект на тему: «МОЯ СЕМЬЯ» (разновозрастная группа общеразвивающей направленности детей 2-4 лет)
Проект на тему:«МОЯ СЕМЬЯ»(разновозрастная группа общеразвивающей направленности детей 2-4 лет)...
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Занятие на тему: Ангел – хранитель»
Актуальность темы: В современном обществе в связи с изменениями социально – экономической ситуации наблюдается смещение ценностей; материальные ценности доминируют над духовно – нравственн...
Презентация на тему "Взаимодействие с родителями по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на улице
Здесь наглядно представлено то, как можно реализовать различные формы работы с родителями по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на улице...