«Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС»
методическая разработка

Тимербаева Эльвира Василевна

ПЛАН

 

1. Пояснительная записка

2. Актуальность темы «Создание развивающей предметно-пространственной среды  ДОО в соответствии с ФГОС».

3.Технологическая карта по теме: «Создание развивающей предметно-пространственной среды  ДОО в соответствии с требованиями ФГОС»

4. Система средств к  технологической ситуации (планы, структура методических мероприятий, которые были запланированы в технологической карте, любые другие приложения по теме.

 5.Список литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx43.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного  вида №3 «Балачак»

Мензелинского муниципального района РТ

НА ТЕМУ:

 «Создание развивающей предметно-пространственной среды  ДОО в соответствии с требованиями ФГОС»

Воспитатель:

Тимербаева Э.В..

 

г. Мензелинск

2021г.

ПЛАН

1. Пояснительная записка

2. Актуальность темы «Создание развивающей предметно-пространственной среды  ДОО в соответствии с ФГОС».

3.Технологическая карта по теме: «Создание развивающей предметно-пространственной среды  ДОО в соответствии с требованиями ФГОС»

4. Система средств к  технологической ситуации (планы, структура методических мероприятий, которые были запланированы в технологической карте, любые другие приложения по теме.

 5.Список литературы. 

  1. Пояснительная записка

«Предметно развивающая среда –

 это система материальных объектов деятельности ребёнка,

содержание его духовного и физического развития,

 это единство социальных и предметных средств».

 

Согласно толковому словарю Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность людей, связанных общностью условий обстановки.

Известно, что именно среда может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физических планах) или стимулировать его развитие (благоприятная развивающая среда). Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она не тормозит, но и не стимулирует развитие ребенка.

   Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды,  как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающегося  отечественного  ученого  двадцатого столетия – Л.С. Выготского.

Исследования показывают, что развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение, специальным образом организованная среда, способна оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в себе.

На основании ряда документов: ФЗ «Об образовании», СанПиНа, основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая реализуется в дошкольном учреждении, ФГОС, каждый воспитатель создает детям условия пребывания в группе.

Согласно закону «Об образовании» статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»  п.4  развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

Статья 64 Дошкольное образование, п. 1 Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей.

  1. Актуальность темы  «Создание развивающей предметно-пространственной среды  ДОО в соответствии с требованиями ФГОС»

 Новый ФГОС содержит требования  к предметно – пространственной среде.

Содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности.

То есть предметы, объекты окружающего мира должны стимулировать игровую, двигательную, познавательную и другую активность детей.

  • Гибкость игрового пространства.
  • Полуфункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов - заместителей).
  • Вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала.
  • Доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно – пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная  среда в учреждении, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Именно грамотно организованная предметно – пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи.

    Так, как организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны   обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях,  а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

  1. Технологическая карта на тему:

«Создание развивающей предметно-пространственной среды  ДОО в соответствии с требованиями ФГОС».

Цели

Действия

(способы, методы по реализации целей)

Средства

Время

Результат

 1.Осознание  педагогами необходимости получения системы знаний по вопросу  организации современной развивающей предметно пространственной среды для разностороннего развития детей в

 соответствии с

 требованиями ФГОС.

2.Представления  о

 современных требованиях и   подходах к организации  развивающей предметно-поисковой среды для детей дошкольного возраста  на основе требований  ФГОС.

 

3.Проектирование, организация и защита  реализуемой модели развивающей предметно-пространственной среды группы с учетом требований ФГОС,

 возрастных и

 индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

4. Согласование

 совместных действий в коллективе при решении задач деловой игры, и определения компромиссного решения (умение слушать других, чётко излагать свои мысли).

1.Целевое пространство.

 1.1.Задание. Цитата с пропусками. Вставит пропущенное словосочетание

1.2 Постановка общих целей

 

 

1.3.Деловая игра «Что такое среда»

  Совместное выполнение задания  «Основные характеристики РППС в ДОУ по требованиям ФГОС».

 

1.1. Карточка задание с цитатой «………………… – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств».

(Ответ: «Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка,

содержание его духовного и

 физического развития, это единство социальных и предметных средств».)

1.2.Вопросы:  

- В каком нормативном документе определены Требования к   РППС?

- Что такое «развивающая предметно-пространственная среда» и «образовательная среда»?

 Какую роль Вы определяете  РППС в развитии ребенка и почему?  

Что необходимо сделать для создания РППС среды в нашем ДОУ?

Письменная информация из педагогического словаря: «развивающая предметно-пространственная среда.

Брошюра «Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования».

 

 Столы и стулья для формального разделения педагогов на мини группы, педагоги тянут треугольники  красного, синего,  зеленого и желтого цвета.

 45мин

 

Интерес к теме.

Понимание значимости создания предметно пространственной среды для разностороннего развития детей  в ДОУ.

2.Поисковое пространство:

2.1. Семинар

 «Создание развивающей предметно-пространственной среды  ДОО в соответствии с ФГОС».

Компьютер, видеопроектор, экран, брошюра «ФГОС»,  презентация  «Создание  РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС».

 

 

 

1ч.30 мин.

 

Понимание педагогами   теоретических основ  

специфики создания РППС в соответствии с ФГОС, возрастными и индивидуальными особенностями детей и для разных видов детской деятельности.

 Организация рефлексивного пространства.

2.2. Командная игра «Разработать РППС для группы своего возраста и разработка дидактических материалов в методический кабинет для всех педагогов ДОУ».

2.3 Рефлексия: Обсуждение результатов деятельности коллектива по проблеме «Создание развивающей предметно-пространственной среды  ДОО в соответствии с требованиями ФГОС».

Карточки задания,

записи предложения педагогов:

картотека смайликов, мини-музей Ростовская финифть, дидактические пособия «разноцветные прищепки», набор шумовых музыкальных инструментов.

 

 

 Осмысление содержания деловой игры и деятельности коллектива по проблеме.

Постановка целей для дальнейшего саморазвития в

 организации РППС для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждого

 воспитанника с

 предоставлением  возможности проявлять свою   индивидуальность и творчество.

4. Система средств, к  технологической ситуации.

 4.1. Тематический контроль  старшего воспитателя и заведующего на тему: «Развивающая предметно пространственная среда».

 Цель: Составление рекомендаций по созданию развивающей предметно пространственной среды в ДОУ.

1 неделя

Изучение особенностей групповых помещений, физкультурного и музыкального залов, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

2 неделя

  Подбор и организация выставки методической литературы и наглядного материала (фотоматериалов, схем, публикаций из методических журналов) по созданию развивающей предметно пространственной среды в группе, физкультурном и музыкальном залах.

4.2. Школа начинающего воспитателя. (задание для педагогов)

 

Самостоятельное изучение педагогами интернет-сайтов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Педагогические чтения: по итогам самообразования

За круглым столом обсуждались интересные находки, изучались особенности групповых помещений ДОУ, создавались схемы распределения игровых и рабочих зон, обговаривалось насыщение центров детской активности игровым материалом с ориентировкой на требования к РППС (ФГОС п.3.3.) и Перечень РППС, составленного с учетом ФГОС ДО.

  4.3. Семинар-практикум «Создание развивающей предметно-пространственной среды  ДОО в соответствии с ФГОС».

Цель:  Формирование у педагогов ДОУ системы знаний в организации РППС для разностороннего развития детей в ДОУ.

 Развивающая предметно - пространственная среда ДОО  в соответствие с ФГОС: требования, принципы, содержание.

1. Семинар-практикум  старшего воспитателя.

2. Просмотр презентации старшего воспитателя «Организация  РППС для разностороннего развития детей в ДОУ».

3. Задания, разминки для педагогов по теме семинара.

4. Закрепление основных характеристик по РППС в ДОУ по ФГОС

5. Закрепление особенностей РППС в ДОУ по ФГОС.  

 

 4.4. Открытые мероприятия:

 Посещение педагогами помещений 2 группы раннего возраста, младшей группы,  подготовительной группы,  физкультурного и музыкального залов,  с целью обмена опытом, в организации и оформлении развивающей  предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС.

5. Используемая литература:

1.    ФЗ об образовании от 29 декабря 2012 года № 273

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 28.02.2014г. № 08-249.

3.     СанПин 2.4.1.   от 15  мая 2013 года №26;

4. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева авторская общеобразовательная программа «От рождения до школы» 2014г.

5.    Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

«Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС»

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности,которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.Тот, ко...

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Материал может быть использован при подготовке и проведении консультации для педагогов по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду....

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной...

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

«Развивающая предметно-пространственная среда  – часть образовательной среды,  представленная  специально  организованным  пространством,  материалами, оборудованием и ин...