Экология и музыка
статья (подготовительная группа)

Кузичкина Лариса Николаевна

Статья: Музыкальное развитие и экологическая культура дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_i_muzyka.docx20.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Экология и музыка.

        Есть одна планета - сад

        В этом космосе холодном.

        Только здесь леса шумят,

        Птиц скликая перелетных.

        Лишь на ней одной цветут

        Ландыши в траве зеленой

        И стрекозы только тут

        В речку смотрят удивленно.

        Береги свою планету

        Ведь другой похожей нету.

        Я.Аким

Среди различных видов искусства большое значение в формировании экологической культуры принадлежит музыке.

В музыке звучит красота окружающего мира, она воспитывает бережное отношение к природе. Облагораживает душу человека, обладая способностью проникать в самые сокровенные уголки человеческой души.

Музыка – это одно из могучих средств общения и сплочения детей в переживании прекрасного.

Клод Дебюсси писал о том, что музыка, как раз то искусство, которое ближе всего к природе.

«…только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, и ритмически передать их необъятную интонацию».

Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своем творчестве теме природы отводили большое значение. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы…

Постепенно музыка научилась вызывать и зрительные ассоциации, в ней природа не только зазвучала, но и стала зримой, переливаясь разными красками, цветами, бликами.

Каждое время года, каждый цветок, запах несут в себе целый мир образов близких и понятных человеку с его вечным стремлением к красоте, любви счастью. Такая образно-тематическая сфера становится одной из центральных в творчестве романтиков, ей посвящаются песни, романсы, баллады и даже симфонии.

Среди ярких музыкальных картин природы – цикл П. И. Чайковского «Времена года». Сначала идет рассказ о создании цикла «Времена года», а потом звучит музыка… Слушая дети представляют осенний пейзаж, летящую тройку, просыпающуюся природу, звенящего в небе жаворонка. Читаем стихи рассматриваем репродукции картин художников иллюстрации. Сравниваем звуки музыки с красками живописи или мелодию с линиями в рисунке.  А чтобы было еще интереснее, рисуем, что нам представляется, когда слушаем любимую музыку. Немного фантазии и прослушав музыку, составляем из красок цветовую гамму и этими отображенными по характеру музыки цветами рисуем коврик. Для грустной музыки берем холодные, неяркие тона, для веселой яркие и теплые. Слушая музыку, с помощью красок мы придумываем узоры, украшения похожие на звучания инструмента.

Дети выражают свои музыкальные впечатления в движениях, представляя себя то мотыльком, то весенним ручейком, белоствольной березкой или котенком, свернувшимся на коврике. Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкального творчества, но и формируют представления о роли человека в жизни природы, воспитывая гуманное отношение к ней.

Импровизируя на детских музыкальных инструментах находят различные способы передачи звуков природы (голоса птиц, шелест листьев, звон капели).

Реализую задачи по экологическому воспитанию успешно использую народное творчество. Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в формы примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, легенд, сказок.

В своей работе я часто использую сказку. Предлагаю поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Через оценку взаимоотношений героев в сказке, подвожу к пониманию, решению проблемы противоречий в окружающем мире о защите флоры и фауны, о чистоте родного края. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, радоваться чужим удачам. Приобщение детей к народному творчеству во взаимодействии с экологией тема, несомненно, интересная.

Неслучайно важной частью моей работы стала организация фольклорного кружка «Ладушки». В процессе работы мною организованы детские праздники «В гостях у мухи Цокотухи», «Как козлик землю держал», «Волк и семеро козлят», «Небольшие приключения на острове Акуна-Матата».

 В продолжении этой темы хочется отметить огромное влияние песни на экологическое воспитание детей. Исполнение песен вызывает у детей положительное отношение ко всему прекрасному доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Особенно популярные у детей русские народные песни «Во поле береза стояла», «На горе-то калина», «А мы просо сеяли».

Для того чтобы песни, сказки, музыка прочно вошли в жизнь ребенка, я совместно с воспитателями использую их в разных ситуациях: в образовательной деятельности, в утренние и вечерние часы, при рассматривании репродукций, а также на праздниках и развлечениях.

Экологические праздники проводим регулярно, они посвящены временам года, воде, солнцу, цветам. Одним из наиболее значимых праздников является «День земли». Он создает масштаб видения планеты, ее значения для людей, побуждает любовь к родине и природе, как её важной части. Очень интересно, познавательно проходят поэтические праздники посвящённые композиторам, писателям, художникам: П.И. Чайковскому, Н. А. Римскому-Корсакову, А.С. Пушкину, С.А. Есенину.

Музыка в дошкольном возрасте должна стать средством общения взрослого с ребенком.

                                     Семейная викторина

  1. Слушая «Времена года» попытайтесь найти картину русского художника, стихи на эту тему.

    Посмотрите, послушайте как музыка, живопись и поэзия рисует

     разные        времена года.

  1. Музыкальный «цветик – семицветик».

Каждый лепесток имеет свое назначение (счастье, доброта, здоровье, смелость, удача. восторг, надежда)

Каждый из участников выбирает для себя лепесток и вспоминает случай, когда музыка подарила ему такое чувство.

 

  1. Прочитайте басню Авы Ардо «Ручеек».

Какие музыкальные инструменты могли бы озвучить персонажей этой басни.

  1. Представьте себя жителями города музыки.

Какая музыка звучит в вашем городе.

Нарисуйте ваш город и опишите.

Такая система работы дает возможность иметь хорошие результаты музыкального развития и экологической культуры дошкольников.

         МБДОУ «Детский сад № 6» пос. Механизаторов

Музыкальный руководитель: Кузичкина Лариса Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЯ В МУЗЫКЕ С САМЫХ РАННИХ ЛЕТ

ЭКОЛОГИЯ В МУЗЫКЕ С САМЫХ РАННИХ ЛЕТКонсультация для музыкальных руководителей и родителей Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с детьми в любых видах музыкальной деятел...

Интегрированное занятие по экологии и музыке «Путешествие капельки» для старшего дошкольного возраста.

Интегрированное занятие по  экологии  и  музыке  «Путешествие капельки»для старшего дошкольного возраста.Свинцова Елена Александровна, воспитатель I категорииМКДОУ детский са...

"Весеннее путешествие на воздушном шаре" Интегрированное занятие по теме : "Экология в музыке" для детей старшей группы

Это  интегрированное занятие , которое обьединяет знания детей об окружающем мире, дополняет их новыми интересными сведениями и эстетическими  переживаниями...

Экология в музыке

ЭКОЛОГИЯ В МУЗЫКЕ С САМЫХ РАННИХ ЛЕТКонсультация для музыкальных руководителей и родителей Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с детьми в любых видах музыкальной деятел...

Экология в музыке с самых ранних лет

Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей  к вопросу экологии, пробужд...

«ЭКОЛОГИЯ В МУЗЫКЕ С САМЫХ РАННИХ ЛЕТ» Консультация для педагогов и родителей

Данный материал можно использовать музыкальному руководителю  в работе с родителями...