Индивидуализация
презентация

Старовойтова Наталья Ивановна
*

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «ЦРР – Пригородный детский сад» Теоретический семинар «Индивидуализация дошкольного образования как основное смысловое поле введения ФГОС ДО»

Слайд 2

Расширение вариативности воспитательных систем и технологий , нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка , с учетом его потребностей, интересов и способностей СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2015 – 2025) Цель Стратегии: Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей , основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии

Слайд 4

с 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов дошкольного образования , провозглашенных в ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

Слайд 5

В соответствии с данным принципом среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО выделяются: Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; Формирование социокультурной среды , соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Слайд 6

В общих положениях Стандарта Пункт 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования . Это и амплификация (обогащение) детского развития, и построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка . В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Пункт 3.2.5. - раскрыты условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей.

Слайд 7

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности; принятия самостоятельных решений детьми. Выражения своих чувств и мыслей. Поддержку детской инициативы и самостоятельности (игровой, проектной, исследовательской, познавательной и т.д.). П.3.2.5. Условия для поддержки индивидуальности и инициативы детей

Слайд 8

Актуальность Актуальной становится проблема новой траектории образовательного процесса , вариантов качественного изменения содержания образовательного процесса.

Слайд 9

Цель: освоение теоретических подходов в определении понятия «индивидуализация»

Слайд 10

Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества . Индивид- исходное состояние человека в развитии Личность - это конкретный человек , который является носителем сознания , способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей. Личностью не рождаются , личностью становятся. Индивидуальность - это конкретный человек , который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении. Субъект - активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид. Объект - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Перед тем, как дать определение индивидуализации, вспомним некоторые необходимые термины :

Слайд 11

Индивидуализация - построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования /Э нциклопедия социологии / Индивидуализация дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования / глоссарий ФГОС ДО/ Индивидуализация - это

Слайд 12

«Индивидуальный подход» и «индивидуализация» в воспитательно-образовательном процессе Индивидуальный подход организация педагогом воспитательно-образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка . Выявление проблемных (чаще всего) или сильных сторон в развитии ребенка (реже; как правило, под сильными сторонами подразумеваются способности, склонности к чему-либо) и определение путей коррекции (чаще) или дальнейшего развития . Индивидуализация процесс создания и осознания индивидом собственного опыта , в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности , свободно определяющего и реализующего собственные цели , добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. Неправильно отождествлять индивидуализацию с индивидуальным подходом

Слайд 13

Индивидуальный подход в «Хороший ребенок» Индивидуализация образования Индивидуальный подход в образовании инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

Слайд 14

Уровни индивидуализации Групповая индивидуализация Индивидуализация подгруппы внутри группы детей одного возраста Индивидуализация на персональном уровне

Слайд 15

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ НЕ ПОДДАЕТСЯ ЭТАЛОНАМ ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ НАЦЕЛЕН ПРЕЖДЕ ВСЕГО НА УКРЕПЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЯВЛЯЕТСЯ, КОГДА РЕБЕНКУ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ВЫБОР, КОГДА РАЗВИВАЕТСЯ ЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ . Основные идеи индивидуализации :

Слайд 16

Принципиальное различие между процессом индивидуализации и индивидуальным подходом в образовании ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ = Субъект – учитель (анализ успеваемости+ подбор условий и способов работы) → → Объект - ребенок/группа ═> ═> ЭФФЕКТИВНОСТЬ процесса обучения ГРУППЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ/ОБРАЗОВАНИЯ = Субъект – педагог↔ (анализ индивидуальных особенностей и запросов + подбор индивидуальной программы освоения + разработка индивидуальной траектории развития) ↔ Субъект - ребенок ═> ═> ЭФФЕКТИВНОСТЬ процесса обучения через ПРОГРЕСС РЕБЕНКА Так, индивидуальный подход в обучении направлен на поддержку эффективности самого процесса обучения , и в этом случае педагог является главным звеном в обучающей системе: Здесь позиция ребенка становится активной , т.е. ребенок выступает в качестве субъекта обучения. Задача индивидуализации – это, прежде всего, научить ребенка самостоятельно управлять своей образовательной траекторий. И тогда педагог выступает уже как помощник, наставник. педагог подбирает методы обучения не для отдельной личности , а для общей массы учащихся.

Слайд 17

Рассмотрим различия индивидуализации образования и индивидуального подхода в образовании Индивидуализация образования Индивидуальный подход в образовании Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности Цель: организация процесса передачи предпосылок к знаниям, умениям, навыкам с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии Способы общения : признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности Способы общения: прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата Тактика: сотрудничество и партнерские отношения Тактика: диктат и опека

Слайд 18

Индивидуализация образования Индивидуальный подход в образовании Убеждение: ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта Убеждение: ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития Вывод: индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего Вывод: индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы) Рассмотрим различия индивидуализации образования и индивидуального подхода в образовании

Слайд 19

Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания .

Слайд 20

Индивидуализация образования детей дошкольного возраста рассматривается в нескольких направлениях Как индивидуальной программы развития, присущей каждому ребенку Как самостоятельной деятельности ребенка , в ходе которой он: по личному желанию избирательно обращается к различным источникам информации; конвертирует воспринятую информацию; использует полученные знания при решении разнообразных жизненных ситуаций; в определенной мере (на доступном для него и вместе с тем уникально-творческом уровне) открывает новые для себя знания и способы хранения информации; Как синтез организуемого обучения и самоорганизуемого и саморегулируемого учения (в самом широком смысле) – процессов, в ходе которых свободно воспринятая из разных источников информация приобретает статус субъектного (персонального) знания; Как результата жизнедеятельности в виде личностных смыслов.

Слайд 21

Сущность детского сада должна получить признаки открытой образовательной системы в которой: Высоко ценится личный выбор и соучастие детей в определении содержания и форм образования; больше половины всех занятий должно инициироваться самими детьми; Соблюдается баланс между обучающими занятиями , которые предлагают взрослые и которые проводятся на высоком качественном уровне, и занятиями, выбранными самими детьми , прежде всего игрой; Педагоги относятся к детям уважительно, внимательно, позитивно, позитивно реагируют на их поведение; учитывают их потребности и интересы и выстраивают свои предложения в соответствии с ними ; это позволяет обеспечивать переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»

Слайд 22

Педагогический мониторинг Цель: выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольников. Задачи Выявление зоны актуального развития воспитанников , определение динамики их развития. Установление причин , влияющих на качество организации образовательного процесса. Поиск эффективных технологий и методов , позволяющих скорректировать педагогический процесс. Совершенствование условий образовательного процесса и развивающей среды детского сада с учетом полученной в процессе педагогического мониторинга информации

Слайд 23

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей , соответствующих ФГОС : «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Слайд 24

Результаты педагогического мониторинга могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития). Оптимизации работы с группой детей.

Слайд 25

Индивидуальные особенности Возраст/ уровень развития Пол Стиль учения Способности (потребности/сильные стороны) Характер и темперамент Интересы и самосознание Семейная культура/семейная среда Умение распознать индивидуальные особенности, их причины и следствия, видеть достоинства и достижения прежде, чем недостатки (дефицитарные состояния в развитии), позволяет взрослым лучше понимать детей, принимать их, доверять им.

Слайд 26

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод плантографии в индивидуализации физкультурно-оздоровительной работе в дошкольном возрасте

В современных образовательных программах по физическому воспитанию и здоровьесберегающих технологиях большое внимание уделяется профилактике и коррекции такого стопного нарушения, как плос...

характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-­пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...

индивидуализация предметной развивающей среды

Использование отдельных компонентовпредметно­-пространственной среды дошкольного учреждения ...

Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения: опыт организации и проведения экспериментальной работы ДОУ

В статье обобщен опыт работы  педагогов МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №25»  по реализации экспериментального проекта «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитыв...

Выступление «Проект индивидуализации предметно-развивающей среды в ДОУ»

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования. ...

Индивидуализация предметно-развивающей среды в группе ДОУ

Практические советы по индивидуализации предметно -развивающей среды....

Индивидуализация предметно-развивающей среды группе ДОУ

Практические советы по индивидуализации предметно -развивающей среды....