Рабочая программа кружка по бисероплетению художественно-эстетической направленности «Бусинка» - «Ӈодяко»
презентация к уроку (подготовительная группа)

Сэротэтто Юлия Дмитриевна

     Образовательная программа «Бисероплетение» направлена на художественно - эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

    Бисероплетение – это удивительное занятие, несущее в себе много пользы.

    Занятия по бисероплетению развивают память, внимание, мелкую моторику рук, приучают ребенка думать, анализировать, соизмерять, сравнивать, что создает предпосылку к успешному обучению в школе.

     Выполняя поделки и сувениры из бисера (бусин), дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Принято

на заседании педагогического совета

Детского сада «Солнышко»

Протокол № 5 от «15» мая 2021 г.

«Утверждаю»

Заведующая

Детским садом «Солнышко»

_________О.Е. Чечикова

Приказ № 126 – о

от «17» августа 2021 г.

Рабочая программа кружка по бисероплетению

художественно-эстетической направленности

«Бусинка» - «Ӈодяко» для детей 6 – 7 лет

 (срок реализации программы 1 год)

Составила

 педагог дополнительного образования

Сэротэтто Юлия Дмитриевна

Яр-Cале, 2021 г.

Содержание

Стр.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Актуальность

3

1.3. Цель и задачи

4

1.4. Принципы и педагогические подходы к реализации программы

4

1.5. Возрастные особенности детей группы

5

1.6. Планируемые результаты освоения дополнительной программы

5

1.7. Срок реализации программы. Объем образовательной нагрузки

6

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематический план

6

2.2. Содержание образовательной деятельности

7

2.3. Формы подведения итогов

21

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение

22

3.2. Методическое обеспечение

23

3.3. Список литературы

24

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

На Ямале мода на украшения, игрушки, сувениры из бисера стремительно растёт. В связи с этим актуальным становится организация кружков по бисероплетению в рамках дополнительного образования. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности, и наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы помочь реализовать их, увлечь, развить.

Образовательная программа «Бисероплетение» направлена на художественно - эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

1.2. Актуальность.

Бисероплетение – это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков. Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение. В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук. 

Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Занятия по бисероплетению развивают память, внимание, мелкую моторику рук, приучают ребенка думать, анализировать, соизмерять, сравнивать, что создает предпосылку к успешному обучению в школе. Сколько надо проявить настойчивости, трудолюбия, усердия, чтобы закончить свое «произведение» и убедиться, что все получилось так, как было задумано. Умение критически оценивать свои работы, признавать и исправлять ошибки то же дается детям не сразу. Здесь происходит большая внутренняя работа, а это важно для развития личности ребенка. Для того, чтобы ребенок мог раскрыть свои творческие возможности, своими рука изготовить изделие из бисера, необходимо овладеть навыками и умениями, знаниями о разнообразии используемых материалов. Конечно, не просто научить всему этому ребенка, это требует немало времени, энергии, желания, а главное надо самому педагогу многое знать и уметь, увлечь ребенка, внимательно и чутко относиться к его творчеству.

Программа направлена на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей. Выполняя поделки и сувениры из бисера (бусин), дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции. Дети научатся выполнять из бисера (бусин) украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные 4 сувениры, панно. Кроме того, эти поделки – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.

1.3. Цель программы:

Обучение детей различным видам техники бисероплетения, приобщение детей к национальным традициям, культуре ненцев.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
  • осваивать техники бисероплетения.
  • научить ребенка понимать, ценить, любить традиции, наследие родного края;
  • научить правильно организовывать рабочее место;
  • научить работать с различными материалами;
  • создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника;

Развивающие:

  • развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
  • развивать память, научить работать по памяти; развить пространственное мышление;
  • развивать самостоятельность и аккуратность в изделии.
  • формировать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

  • прививать интерес к культуре своего края, к истокам творчества ненцев;
  • воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы;
  • прививать основы культуры труда.

1.4. Основные принципы программы:

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

4. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

5. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом.

Методы и приемы, используемые для реализации работы кружка:

  • постановка учебной задачи, рассказ, показ;
  • игровая ситуация;
  • схематическое изображение;
  • наблюдение, обсуждение;
  • исследование, эксперимент;
  • создание проблемной ситуации;
  • анализ и синтез.

1.5. Возрастные особенности детей группы

В этом возрасте у детей развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой личности. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности. Девочки стараются красиво выглядеть, любят носить украшения. Дети любят делать подарки своим близким и друзьям своими руками. Это вызывает восторг и благодарность у родных и друзей, чувство восхищения и некоторой зависти, а у самого ребенка чувство гордости и самовыражения.

У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. У многих детей плохо развита мелкая моторика рук, подвижность пальчиков. В дальнейшем при подготовке к школе этот недостаток становится причиной плохого почерка, медлительности во всём.

Занятия бисероплетением способствуют развитию мелкой моторики рук. В тоже время дети приучаются к усидчивости, терпению к работе, к аккуратности, учатся переживать чувство радости от самостоятельно выполненной работы, видеть красоту того, что от его радости и бисер переливается радостным, весёлым светом, ведь не зря называют бисер волшебный, загадочный, чарующий и даже «живой». Ведь бисер путешествовал по векам, странам, сословиям, а бисерные шарики могут поведать о том, как жили люди в дальние времена. Бусинки не только сохраняют прошлое, они меняются и развиваются вместе с человеком. Согреваясь в руках детей бисеринки впитывают их чувства и настроение и как бы оживают, превращаясь в чудесные цветы и украшения, забавные безделушки.

В этом возрасте ребенок все еще склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы. На занятиях по бисероплетению продуктивно решается проблема дифференцированного подхода к каждому ребенку.

1.6. Планируемый результат освоения программы

1. Ребенок освоил простые техники бисероплетения.

2. У ребенка сформирован познавательный интерес к технике бисероплетения: любознателен, задает вопросы.

3. У ребенка улучшилось внимание, усидчивость, целеустремлѐнность, глазомер, мелкая моторика пальцев рук.

4. У ребенка развивается воображение, умения воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания, проявляет инициативу, самостоятельность.

5. У ребенка расширен словарный запас. Использует речь для выражения собственных мыслей

1.7. Срок реализации программы. Объем образовательной нагрузки.

Срок реализации программы 1 год.

Набор детей для обучения по программе кружка по бисероплетению «Бусинка» - «Ӈодяко» осуществляется согласно заявления родителей, с учетом состояния здоровья ребёнка.  Формирование группы осуществляется в начале учебного года. Образовательная деятельность осуществляется с детьми 6 - 7 лет, имеющими желание заниматься бисероплетением.

Количественный состав группы – 8 - 10 человек.

Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и рассчитана на проведение 2 часа в неделю – 72 часов в год.  Периодичность проведения занятий – согласно сетке занятий, длительность – согласно возрастным особенностям дошкольников.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематический план

Месяц

Тема

Кол-во

Сентябрь

1.Знакомство с бисером

2.Собери бусы» – «Ӈодяко»

3.«Петелька» - «Ӈодяко ю»

4. «Листочек» - «Вэба»

2

2

2

2

Октябрь

1.Ягода «голубика» - «лынзермя»

2. «Листья голубики – лынзермя вэба»

3. «Ягода – брусника» - емзьдей

4. «Листья брусники – емзьдей вэба»

2

2

2

2

Ноябрь

1.Поделка из бисера первый снег– «Нюртей сыра»

2. «Чум – мя»

3. «Ягушка – паны»

4.«Украшение для мамы сердечко – Небя мядонзэй»

2

2

2

3

Декабрь

1.Снежинка – Сыра сэв

2.Сумочка – падкоця

3.Подвеска-ик тяхана мэта ӈодяко

4.Сувенир «Елочка» - хады

2

2

2

2

Январь  

1. Сувенир «рукавицы – ӈоба»

2. Сувенир «солнце – яля сэв»

3. Сувенир «шапка снегурочки – сава»

4. Игольница – нив ӈэся

2

2

2

2

Февраль

1. Сувенир «солнце – яля сэв» Сувенир «валенок – сырэй пива»

2.  Рыба – халя

3.«Брелок для ключей в подарок папе»

4.« Подарочек» мядонзэй

2

2

2

2

Март

1.«Красивый цветок для мамы». (подарок маме) Ӈамдэд

2. «Узоры – мадавы»  

3. Ненецкий оберег

4. «Флаг ЯНАО»

2

2

2

3

Апрель

1.«Ворона» - варӈэ

2. «Ракета»

3. Сувенир –олень – ты

4. Рога оленя – ты нямд

2

2

2

2

Май

1.«Шарик»

2.«Ромашка» - ӈамдэд

3.«Бабочка – красавица и веселая стрекоза»

Оформление выставки

2

2

2

Итого: 72 занятия

2.2. Содержание образовательной деятельности

Месяц

Тема недели

Тема

Программные задачи

Техника

Материалы, инструменты, оборудование

Сентябрь

1 неделя Вводное занятие

1.Знакомство с бисером

Знакомить детей с историей бисероплетения, различными видами бисера, материалами для работы (леска, проволока, ножницы), украшениями из бисера, с техникой безопасности при работе с бисером. Вызвать у детей желание изготавливать поделки из бисера.

Рассматривание готовых изделий из бисера.

Изделия из бисера, леска, проволока, бусины различные виды бисера, ножницы

2.Собери бусы» – «Ӈодяко»

Изучение возможностей детей, различение цвета, счет, моторика, работоспособность. Низание бисера или бусин в одну нитку. Научить способу закрепления первой бусинки. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас (бисер-ӈодяко, ножницы-ӈэбтабэрць), побуждать  к проговариванию своих действий.

Низание бисера на леску.

Бисер, леска, бусины различные виды бисера, ножницы

3.«Петелька» - «Ӈодяко ю»

 Ориентирование от заданной точки (узелок). Упражняться в счете до пяти, набрав нужное число бисера (один – ӈопой, два – сидя, три – няхар, четыре – тет, пять - самляӈг ). Научиться соблюдать цвето-ритмический рисунок, различать 2 вида бисера (бисер и стеклярус).

Отрабатывать умение закреплять проволоку.

бисер, стеклярус, проволока, ножницы.

4. «Листочек» - «Вэба»

Упражняться в счете до 7. Выполнять ступенчатую инструкцию.

Отрабатывать умение закреплять проволоку. Учить детей составлять самые простые рабочие схемы, правильно пользоваться инструментами и приспособления к ним;

Развивать трудовые навыки, умение доводить дело до конца. Воспитание аккуратности, трудолюбия, гордости за выполненный труд

Тренировать движения пальцев рук и кисти.

Бисер, проволока, бусины различные виды бисера, ножницы

Октябрь

1 неделя

Осень

Ягоды

1.Ягода  «голубика» - «лынзермя»

Закреплять знания о ягодах тундры. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас (ягода-ӈодя, голубика –лынзермя, осень – ӈэрё), побуждать к проговариванию своих действий.

Нанизывание бусин на проволоку

Бисер, образцы изделий из бисера, проволока, ножницы.

2. «Листья голубики – лынзермя вэба»

Закреплять знания о ягодах тундры. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас (ягода-ӈодя, голубика –лынзермя, осень – ӈэрё, лист – вэба, голубой цвет - сюнраха), побуждать  к проговариванию своих действий.

Нанизывание бусин на проволоку

Бисер, образцы изделий из бисера, проволока, ножницы.

3. «Ягода – брусника » - емзьдей

Развивать умение правильно держать проволоку в руке, нанизывать бусины. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас (ягода-ӈодя, брусника – емзьдей, красный цвет - нярьяна, ножницы), побуждать  к проговариванию своих действий.

Нанизывание бусин на проволоку

Бисер, проволока, ножницы.

4. «Листья брусники – емзьдей вэба»

Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас (ягода-ӈодя, брусника – емзьдей, красный цвет - нярьяна, ножницы), побуждать к проговариванию своих действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым.

Способ параллельного плетения

Бисер, проволока, ножницы

Ноябрь

1 неделя

Первый снег

1.Поделка из бисера первый снег– «Нюртей сыра»

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.  

Обогащать речь детей, расширять словарный запас (снег-сыра, снежинка – сыра сэв)

Украсить поделку «первый снег» бисером

Фетр, Бисер, ножницы

Жилище ненцев

2. «Чум – мя»

Знакомить детей с жилищем ненцев. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Расширять словарный запас (чум-мя)

Работа с фетром, украсить чум бисером

Бисер, фетр, узоры ножницы

 Одежда ненцев

3. «Ягушка – паны»

Закреплять знания о традиционной одежде ненцев. Развивать мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из фетра. Прививать любовь к культуре.

Работа с фетром, украсить ягушку бисером, узорами

Бисер, образцы изделий из бисера, картон, клей, фетр ножницы, ненецкие узоры. Картины национальной одежды.

День матери

4.«Украшение для мамы сердечко – Небя мядонзэй»

Знакомство с международным праздником «День Матери». Развивать мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Расширять словарный запас (мама-небя, праздник – сава яля, небя яля)

Нанизывание бусин на проволоку

Бисер, проволока, ножницы

Декабрь

Зима

1.Снежинка – Сыра сэв

Использовать способ простого низания бисера. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Способствовать проявлению творчества в работе.

Воспитывать аккуратность в работе.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Закреплять знания  об истории появления украшений  из стекла,   бус  и  бисера

Способ простого низания бисера на проволоку.

Бисер, проволока, ножницы.

Наглядные картины зимы

Традиционная сумочка

2.сумочка - падкоця

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым

Работа с сукном, нанизывание бисера на нитку

Бисер, ножницы

Сукно, фетр, ненецкие узоры. Картины сумок ненецких, и виды изделий.

Украшение ненцев

3.подвеска-ик тяхана мэта ӈодяко

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым

Бисер, фетр клей, ненецкие узоры, ножницы.

Картины подвесок и их виды.

Новый год

4.сувенир «Елочка» - хады

Закреплять знания о новогоднем празднике. Формировать умение выполнять параллельное плетение, изготавливать фигурку ёлочки. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги. Воспитывать любовь к празднику, создать радостное настроение.

Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым

Способ параллельного плетения

Бисер, проволока, ножницы. Картины новогоднего праздника.

Январь  

Рождество, колядки, гуляния

1.сувенир «рукавицы – ӈоба»

Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий.

Украсить бисером, ненецким узором рукавицы

Бисер, фетр ножницы, узоры ненецкие

Рождество, колядки, гуляния

2.сувенир «валенок – сырэй пива»

Знакомство детей с рождеством. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий.

Обшить бисером края поделки, наложить ненецкий узор (заячьи ушки)

Бисер, фетр, сукно, узоры ненецкие, ножницы

Старый новый год

3.сувенир «шапка снегурочки – сава»

Продолжать знакомить детей с новогодними праздниками. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий.

Украсить бисером шапочку снегурочки

Бисер, фетр, узоры, ножницы

Игольница – нив ӈэся

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас (игла- нибя, нив ӈэся – игольница, напёрсток – ӈумбъя), побуждать  к проговариванию своих действий.

Украсить бусами, узором игольницу

Бисер, фетр, узоры, ножницы

февраль

масленица

1.сувенир «солнце – яля сэв»

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас (солнце – яля сэв, яля –свет) побуждать  к проговариванию своих действий.

Способ параллельного плетения

Бисер, проволока, ножницы

Рыбы

2. рыба - халя

Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас (халя – рыба, халя тэва – хвост рыбы, халя ӈэва –голова рыбы, сяв – чешуя), побуждать к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.

Параллельное плетение

Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы.

День защитника Отечества.

3.«Брелок для ключей в подарок папе»

Побуждать детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих выход на самостоятельное решение.

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым, дополнять или изменять её. Воспитывать любовь к близким.

Способ параллельного плетения

Бисер, проволока

ножницы

Итоговая неделя «Зима»

4.« Подарочек» мядонзэй

Закреплять знания о новогоднем празднике. Формировать умение выполнять параллельное плетение. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Воспитывать любовь к празднику, создать радостное настроение.

Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым.

Способ параллельного плетения

Бисер, проволока, ножницы

Март

Ранняя весна. День 8 марта

1.«Красивый цветок для мамы». (подарок маме) Ӈамдэд

Закреплять знания о празднике «8 марта». Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.

Параллельное плетение.

Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы.

Ненецкие узоры

2.«узоры – мадавы»

Знакомство детей с ненецкими узорами. Виды узоров. Наименования узоров. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий.

Наглядный материал: ненецкие узоры

Ненецкие узоры из сукна и фетра

Ненецкий оберег

3. ненецкий оберег

Знакомство с оберегом. Ненцы придавали орнаменту свойства оберегов и роль магической защиты самого предмета и его владельца. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Готовые трафареты узоров украсить бисером

Бисер, фетр, узор, ножницы

Мой поселок, мой край

4.«Флаг ЯНАО »

Знакомство с родным краем. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым

Трафареты узоров наклеить на фетр

Бисер, фетр, картон, клей, ножницы

Апрель

Праздник народов севера – вороний день

1.«ворона» - варӈэ

Знакомство с традиционным праздником. Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Способ параллельного плетения

Бисер, проволока, ножницы

Космос

2. «Ракета»

Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать  к проговариванию своих действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым

Способ параллельного плетения

Бисер, проволока, ножницы

Традиционный праздник ненцев -День оленевода

3.сувенир –олень – ты

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым

украсить оленя из фетра бисером

Бисер, проволока, ножницы

Оленеводство

4.рога оленя – ты нямд

Знакомство с оленеводством. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым

Способ параллельного плетения

Бисер, проволока, ножницы

Май

Праздники мая

1.« Шарик»

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым

Способ параллельного плетения

Бисер, проволока, ножницы

Растения

2.«Ромашка» - ӈамдэд

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым

Способ параллельного плетения

Бисер, проволока, ножницы

Насекомые

3.« Бабочка – красавица и веселая стрекоза»

Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера и дополнять ее деталями из бумаги.

Параллельное плетение

Бисер, образцы изделий из бисера, бумага, картон, клей, проволока, ножницы.

Итоговое занятие

Оформление выставки

2.3. Формы подведения итогов

Диагностика результативности прохождения образовательной программы

      Результаты образовательного процесса отслеживаются благодаря постоянному текущему контролю. Путем наблюдения за детьми на занятиях, выставках, конкурсах диагностируется интерес к бисероплетению. Через анализ поведения детей на занятиях, при подготовке к их выставкам, диагностируется развитие художественно-творческих способностей детей. Постоянно организуются выставки детских работ, которые позволяют показать уровень обученности детей, а тем, в свою очередь позволяют, самовыразиться, самоутвердиться в глазах сверстников.

       Критерии оценки детских способностей по ручному труду.

1. Способность самостоятельно выполнить работу после показа.

2. Полное выполнение задания.

3. Умение структурно распределять ход работы.

4. Способность образно представить будущий результат.

5. Степень проявления творчества.

Высокий уровень:

1. ребенок выполняет работу после показа воспитателя;

2. все действия с материалом правильные, целенаправленные, с

положительным результатом;

3. последовательно распределяет действия;

4. способен прогнозировать будущую работу;

5. способен внести в работу личную задумку;

Средний уровень:

1. ребенок выполняет действия при некотором участии педагога;

2. допускает ошибки при работе, не уверен в результате;

3. распределяет действия при помощи воспитателя;

4. частично уверен в выполнении задания;

5. способен внести в работу личную задумку только при помощи

воспитателя;

Низкий уровень:

1. ребенок не способен самостоятельно выполнить работу;

2. при работе с материалом действия неправильные;

3. не может последовательно выполнять действия;

4. действия сопровождаются участием педагога;

5. нет творческого подхода при выполнении работы

Дополнительная образовательная деятельность «бисероплетение» проводится 2 раза в неделю. Продолжительность 1 занятия в подготовительной группе 30 минут, в месяц – 8 занятий. в год – 72 занятия.

В середине занятий проводят физкультминутки, во время которых необходимо проветрить помещение, проводить гимнастику для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры.  

Формой подведения итогов являются выставки работ детей, проведение тематических выставок, конкурсов. Участие педагога, детей и родителей в различных конкурсах.

III. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение программы:

Для занятий творческого объединения имеется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно - гигиеническим нормам. Правильно организованное рабочее место способствует привитию культуры труда детей. Это дисциплинирует детей и способствует их творческой активности.

Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, где храниться инструменты, материалы, приспособления, необходимые для организации занятий. В кабинете есть учебную доску, стенд для демонстрации образцов изделий. Для выполнения работ имеются материалы, инструменты и приспособления.

Материалы:

- Бисер и стеклярус разной формы и цветов, крупные и мелкие. бусины, пайетки;

- Нитки капроновые разных цветов;

- Леска 0,17 - 0,2 мм;

- Проволока 0,2 ~ 0,3 мм;

- Кусок мягкой ворсистой однотонной ткани.

Инструменты и приспособления:

- Иголки для бисероплетения (отечественные - № 0 или № 1, импортные № 12, 13);

- Булавки, желательно с гвоздиковыми окончаниями,

- Нитковдеватель;

- Ножницы с острыми концами;

- Пчелиный воск для обработки нитки;

- Карандаши - простой и цветные, фломастеры, резинка;

- Тетрадь или альбом в мелкую клетку;

3.2. Методическое обеспечение

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядные (наблюдение, демонстрация);

- практические (упражнения воспроизводящие и творческие).

В распоряжении педагога самые разнообразные формы проведения занятий: игры, беседы, встречи, праздники (семейно-клубного типа), конкурсы, свободное общение.

Технологии, применяемые при реализации программы:

- игровые технологии,

- коллективно-творческое дело,

- технология партнерства,

-личностно-ориентированные технологии,

- здоровьесберегающие технологии.

Дидактическое оснащение программы

Для реализации программы необходимо:

- наличие образовательной программы;

- альбомы образцов по всем темам обучения;

- папки наборов рисунков по всем темам обучения;

- специальная литература (журналы, книги, пособия);

-различные дидактические материалы (трафареты, карточки, образцы изделия);

- методические разработки учебных занятий по тематическому плану;

- инструкции по технике безопасности работы.

Работа по данной программе предусматривает постоянное изготовление нового

наглядного материала по темам, который систематизируется и пополняет коллекцию

наглядных пособий к занятиям.

3.3. Список литературы:

  1. Артамонов, Е «Бисер практическое руководство» Москва-Эксмо 2005г.- 266с.
  2. Аротамонова Е. Модные фенички и украшения из бисера. – М., Эскимо 2008.
  3. Белов Н.В. «Фигурки из бисера» Н.В.Белов.- Минск: Харваст,2010г.-144 с.
  4. Белякова О. «Бисероплетение. Самый полный и понятный самоучитель» Москва- Эксмо2014г-95с.
  5. Белая, А.Е. Пальчиковые игры. [Текст]/ А.Е. Белая - М.: Астрель, 2001.
  6. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2004.
  7. Стародуб К.И., Исакова Э.Ю. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. Ростов-на-Дону, 2014.
  8. Шнуровозова Т.В. 100 самых красивых фигурок из бисера. М, «Рипол классик», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования по хореографии "Бусинки"

Данная рабочая программа была разработана в соответствие с ФГОС ДО для детей 4-5лет. Будет полезна для музыкальных руководителей, хореографов и педагогов дополнительного образования....

Рабочая программа кружка по духовно-нравственному направлению "Добрый мир"

Цель: развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.Задачи: Образовательные:...

Рабочая программа кружка по бисероплетению "Разноцветные бусинки"

Рабочая программа кружка по бисероплетению "Разноцветные бусинки"...

Рабочая программа кружка «Солнышко» (фольклорно-патриотическое направление)

В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»...

Рабочая программа кружка «Лего- мир» технической направленности в старшей группе

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Осо...

Рабочая программа кружка по техническо — творческому направлению «Робототехника»

Введение  ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам: ·...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МИР ТЕНЕЙ»

Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в к...