"Интолерантность, особенности, уровни, формы проявления"
статья

Татьяна Викторовна Мишина

В статье описаны особенности интолерантных людей, детская интолерантнось,уровни интолерантности, формы ее проявления, а так же основные причины интолерантного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intolerantnost.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

 Содержание.

Введение……………………………………………………………....…..……….3

1. Особенности интолерантных людей.…..……..………………………………4

2. Уровни интолерантности. ……………………………………………………..5

3. Детская интолерантность………………..……………………………….....6   4. Формы проявления интолерантности…………………………………………7

4.1 Крайняя форма проявления интолерантности………………………………8

4.2Основные причины экстремистского поведения в обществе……………..10

 Заключение…………………………………………………………….….….….11

Список литературы……………………………………………………….……12

Введение

Толерантность - сложный и противоречивый социальный феномен. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В случае отсутствия указанных качеств мы можем говорить об интолерантности.

интолерантность — ж. Несклонность к компромиссу; нетерпимость, агрессивность, деструктивность.

интолерантность как отношение порождает негативизм, недоброжелательность, а также негативные эмоции – гнев, досаду, злобу и злость [5]. В интолерантных отношениях отсутствует доверие к индивиду. В целом под явлением «интолерантность» можно понимать совокупность установок индивида, которые определяют его негативное отношение к объектам (одному, многим или большинству), процессам, явлениям окружающего мира. У подобных индивидов их интолерантность может становиться чертой характера. Через интолерантные отношения, порою, индивиды стремятся к самоутверждению: систематически занимаются критической или критиканской деятельностью; склонны действовать поперек других; проявляют интолерантность выгоды – «погромче заявить о себе» непримиримо и разжигая страсти; проявляют интолерантность борьбы своим вмешательством в естественное течение дел («борцы за что-либо»). Так, «борясь», к примеру, за мир, подобные борцы могут (готовы) не оставить камня на камне от этого мира.

1.Особенности итолерантных людей.

1. Знание самого себя. Интолерантные люди замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность. Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что не он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении. Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях). Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.

6. Чувство юмора. Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

7. Авторитаризм. Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

Таким образом, интолерантный путь развития личности характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти.

2. Уровни интолерантности.

Высокий уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. [8, с. 50-51].

 Это проявляется в склонности человека характеризовать культурные отличия как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям, в желании «очистить» от них пространство собственного бытия. Это проявляется в нежелании даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Это осознанная, отрефлексированная позиция.

Невысокий уровень интолерантности характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости человек пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие вопиющие проявления интолерантности как фашизм, геноцид, сегрегация, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных». Такого рода интолерантность проявляется не только в непринятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок.

3. Детская интолерантность.

Главной отличительной чертой интолерантных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Ряд исследователей не сводят такое отношение к недостатку коммуникативных навыков, а полагают, что "это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага" [7, с. 20-21].

В основе детской враждебности может лежать различная мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя; достижение своих целей; подавление и унижение другого. Но, несмотря на все различия, всех враждебно настроенных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. В основе такого отношения, по мнению Е.О. Смирновой и Г. Р. Хузеевой, лежит "особое строение самосознания ребенка, а именно фиксированность на себе и внутренняя изоляция от других" [8, с. 24]. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет ребенку увидеть другого и пережить чувство связи и общности с ним, поэтому сочувствие или содействие недоступно для таких детей. Данные исследователи подчеркивают, что именно такое мировосприятие создает ощущение своего острого одиночества во враждебном мире, которое порождает все большее противостояние и отдаленность от других.

Причины интолерантного поведения кроются как в генетических факторах развития психики ребенка, так и в социальных, раскрывающихся в условиях социализации. То есть социальная среда, стиль воспитания в семье и школе, психолого-педагогическая некомпетентность родителей часто являются фактором возникновения социально-проблемного, враждебного отношения к окружающим людям. [9, с. 20-21].

4. Формы проявления интолерантности.

Интолерантность (от лат. intolerantia — непереносимость, нетерпимость) как социальный и культурный феномен — сложное и неоднородное явление[1]. И если основным компонентом понятия «толерантность» является активная нравственная позиция личности и готовность человека к сотрудничеству с людьми иных культур, взглядов, убеждений, то основой интолерантности является позиция личности и готовность к неприятию, нетерпимости людей иных культур, взглядов, убеждений. Интолерантность базируется на представлениях, что свое, наше — это нормальное, родное и естественное. Следствием этого могут стать призывы к агрессивным, насильственным действиям против других, «не наших». В основе интолерантности лежит неприятие «другого» за то, что он выглядит, думает, поступает иначе. Нетерпимость порождает стремление к господству и уничтожению, к отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных норм жизни.

Основными формами проявления интолерантности являются:

1.оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;

2.негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основывающиеся на отрицательных чертах и качествах;

3. этноцентризм;

4. дискриминация по различным основаниям в виде лишения социальных благ, ограничения прав человека, искусственной изоляции в обществе;

5. расизм, национализм, эксплуатация, фашизм;

6. ксенофобия в форме этнофобии, мигрантофобии;

7. осквернение религиозных и культурных памятников;

8. изгнание, сегрегация, репрессии;

9. религиозное преследование;

10.Экстремизм.

11. Геноцид.

4.1 Крайняя форма проявления интолерантности.

Экстремизм является последней формой интолерантности, соединенной с агрессией и насилием как методами выражения непримиримости к «другому».   Экстремизм – сегодня одно из наиболее опасных явлений социальной жизни. Это приверженность к крайним взглядам и мерам. Среди таких мер можно отметить: провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Экстремизм (франц. extremisme, от лат. extremus — крайний) — один из тех факторов, который дестабилизирует жизнь общества и подрывает устойчивость развития государства [2]. Увеличивается количество преступлений, повышается уровень насилия.

 Необходимо различать разновидности форм экстремизма.

  Политический экстремизм - крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов.

  Националистический экстремизм – радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы.

  Религиозный экстремизм – жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления [3].

  Экологический экстремизм – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды. Представители экологического экстремизма используют крайние, даже террористические средства для того, чтобы обратить внимание общественности на наиболее актуальные и болезненные экологические проблемы. К примеру, радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих мех животных.

  Антиглобалистский экстремизм – радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве. Непримиримость к созданию единого рынка, политических и экономических монополий. Экстремисты в антиглобалистском движении склонны к организации массовых беспорядков, применению прямого насилия для борьбы с транснациональными компаниями, международными экономическими и политическими институтами глобального характера.

 Моральный экстремизм – крайняя нетерпимость к нравственным нормам и правилам поведения, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия, ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести» и др.

  Подростково-молодежный экстремизм – взгляды и типы поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении [4].

4.2 Основные причины экстремистского поведения в обществе.

Рассмотрев основные виды экстремизма можно заметить, что причина во многом кроется именно в интеллектуальной и нравственной ограниченности личности. Также хотелось бы выделить основные причины экстремистского поведения в обществе:

  ослабление и отсутствие воспитательной работы в школах, училищах, институтах и на предприятиях;

 упразднение массовых детских и молодежных общественных организаций;  разлагающее влияние средств массовой информации, в первую очередь телевидения, с его пропагандой насилия всех видов, преступности;

  смена подлинных общечеловеческих ценностей ценностями мнимыми;

  отсутствие высоких идеалов у молодежи и взрослого населения;

 массовое распространение и доступность для детей и подростков алкоголя и наркотиков;

  общее снижение культурного уровня;

 политическая нестабильность. [12, с. 20-21].

Заключение.

Интолерантности можно дать однозначную оценку – отрицательную. Установка, будто твоя система взглядов и ценностей, твой образ жизни и суждений лучше, чем у соседа, таит в себе угрозу – бомбу замедленного действия. Как только эта установка получит возможность реализации в социуме, она приобретет устрашающие формы:

-господство, доминирование, диктат;
- этнические чистки, геноцид, уничтожение инакомыслящих.

Человеческая цивилизация не раз сталкивалась с подобными проявлениями интолерантности. Достаточно вспомнить Вторую Мировую, которую распалил Третий Рейх, будучи уверенным в исключительности и превосходстве арийской расы над другими нациями.

Мы считаем, что рассмотрев причины возникновения интолератности и экстремистского поведения, общество будет стараться искоренять эти причины на этапе их зарождения. Таким образом, в жизни могут быть самые разные проявления интолерантности задача каждого человека – не допускать их крайних, в том числе насильственных форм, которые подрывают общественный порядок, основы государственности, и конечно психику людей. Неуважение к другим людям, подобным «тебе» – это «зло», и чтобы искоренить это «зло» важно попытаться донести до людей об отрицательной стороне интолератного отношения, хотя положительную сторону мы и не наблюдаем, важно также проинформировать о таком понятии как «толерантность».

Список литературы:

1. -Философский словарь «Интолерантность» - [Электронный ресурс] URL: http://enc-dic.com/philosophy/Intolerantnost-918.html- свободный - Заглавие с экрана.- Яз.рус.

2. Пашкова Е. Е. Экстремизм в молодежной среде: виды и особенности.//Молодой ученый. 2012. № 12. -С. 417-419.

3. Мусаева Э.Ш. Религиозный экстремизм - [Электронный ресурс] URL: http://www.ekstremizm.ru - свободный - Заглавие с экрана.- Яз.рус

 4. Баева Л. В. «Экстремизм и формы его проявления» - [Электронный ресурс] URL: http://www.aspu.ru - свободный - Заглавие с экрана.- Яз.рус. МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОС

5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: 1995

6.Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.

7. Муратов С. ТВ - эволюция нетерпимости. (История и конфликты этических представлений). М.: 2001.

8. Родионов Т.П. Толерантность как социоприродное явление // Толерантность. Якутск, 1994.

9. Толерантность и проблема понимания. М.: 2000.

10. Толерантность. Якутск, 1994.

11. Шалин В.В. Толерантность. Ростов-на-Дону, 2000.

12. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности поведения и проявление эмоций у ребенка адаптирующегося к новому организационному коллективу

поможет родителям разобраться в причинах легкой  адаптации детей к детскому саду...

Статья на тему: "Особенности возникновения и проявления тревожности в дошкольном возрасте"

Проблема тревожности в дошкольном возрасте в настоящее время является наиболее актуальной и изучаемой, так как понимая причины возникновения детской тревожности, можно грамотно простроить коррекционно...

«Формы проявлений одаренности в детском возрасте»

Выступление на педогогическом овете...

"Причины и формы проявления детской агрессии".

Консультационный материал для родителей....

Формы проявления отклоняющегося поведения»

отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим зако...

Доклад «Агрессия - как форма проявления девиантного поведения»

Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Причины и предпосылки девиации необходимо искать, начиная с дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), так как именно...

Статья на тему: Рисунок, как одна из форм проявления и характерный показатель развития ребенка

В статье содержится вступительная часть, основная,где предоставлены некоторые тесты, и заключительная часть....