Проект: "Поздняя осень" для детей старшей группы
проект (старшая группа)

Мустаева Фируза Тауфиковна

Проект: "Поздняя осень" для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pozdnyaya_osen.docx894.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 27  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»

Проект по теме: «Поздняя осень»

для детей старшей группы №8

Воспитатель: Мустаева Фируза Тауфиковна  

г. Озерск
    2021 г.

Актуальность: К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Все листья с деревьев осыпались, деревья стоят голые, все цветы завяли, небо затянуто серыми тучами. Становится холодно, по ночам бывают заморозки, на листьях и траве появляется иней. От холода замерзают лужи. Поздней осенью становится еще холоднее. Осенью многие птицы улетают на юг – в теплые страны, звери начинают готовиться к зиме.
         Данный проект расширяет и укрепляет знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период. Дети смогут отличить признаки ранней и поздней осени. Развить взаимодействия и бережное отношение к природе. Проект позволит приобщить родителей к совместной работе с детьми. 
Цель: Обобщение  и систематизация представлений  у детей об изменениях, происходящих ранней и поздней осенью  в жизни людей, животных, растительности. 
Задачи:
 
Образовательные:
Расширять и обогащать представления детей о временах года (поздняя осень);
Систематизировать представления детей о характерных признаках поздней осени;
Закрепить знания детей о явлениях, происходящих поздней осенью в растительном и животном мире.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к окружающему миру природы, воображение, наблюдательность;
Развивать умение называть приметы осени, изменения в природе.

Воспитательные:
  
Воспитывать бережное отношение к природе;
Воспитывать умение видеть красоту природы, любить и беречь её;
Воспитывать желание помочь друг другу.


Продолжительность: Средне - срочный (с 15 ноября по 30 ноября)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, музыка); физическое развитие (физ. минутки, подвижные игры); речевое развитие (беседы, чтение стихотворений, отгадывание загадок).
Продукт проекта: Фото отчёт
Тип проекта: информационно - творческий, познавательный.
Вид проекта: групповой.
Результаты проекта: 
Дети: Проведены беседы, игры, читали стихотворения, отгадывали загадки по теме.
Родители: Проект помог в сближении с семьями детей, формированию сотрудничества детей и родителей. Надеемся на дальнейшее взаимодействие с родителями в проектной деятельности.
Средства и оборудование:
Технические (музыкальные записи).
Методические (наглядные пособия по теме «Осень», серии иллюстраций по теме «Осень»)
Организационные (столы, спортивные принадлежности, бумага, картон, клей, кисточки, ножницы).
Используемая литература:
1. Учебно – методическое пособие, издательский дом «Карапуз», «Как мы провожали осень», г. Дмитров 2001 год
2. Учебно – методическое пособие, издательский дом «Карапуз», «Круглый год» (сборник стихов),  г. Дмитров 2001 г
3. С. Вахринцева, дидактический материал «Лото», «Осень», издательство «Страна фантазий», г. Екатеринбург, 2003 г
4. М.В. Юдаева, «Времена года» (стихи русских поэтов), издательство «Самовар», г. Москва, 2007 год
5. Наглядно – дидактическое пособие «Осень», издательство «Мозаика - Синтез», г. Москва 2015 год
6. «Времена года в стихах», книжка – раскраска, издательство ООО «Хатбер - пресс», г. Москва 2010 год
7. https://mishka-knizhka.ru/stihi-dlya-detej/stihi-pro-vremena-goda-i-prirodu/stihi-pro-osen/stihi-pro-osen-dlja-detej-4-5-6-let/
8. https://zeltoday.ru/russkie-narodnye-poteshki-pro-osen/
9. https://kladraz.ru/blogs/blog5077/progulki-v-nojabre-v-starshei-grupe-kartoteka-s-celjami-po-fgos.html

Этапы

проекта

Деятельность воспитателя группы

1 этап

Организацион-
ный

1.Разработка и накопление методических материалов.

2.Создание необходимых условий для реализации проекта.

3.Создание развивающей среды.

4.Подбор необходимой художественной  литературы по теме проекта  (методической литературы, игр, рассказов, стихотворений, картин, иллюстраций).

5.Разработка мероприятий.

2 этап

Подготовитель-
ный

1.Обработка результатов по реализации проекта

2.Выставка рисунков, поделок, аппликаций по теме

3. Оформление выставки 

3 этап

Практический

  НОД
Познавательное развитие:
«Поздняя осень»
Речевое развитие:
«Стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Рисование: «Поздняя осень»

Лепка: «Дерево поздней осенью»  
Прогулки:
Наблюдение за изменениями в природе 

Пальчиковая гимнастика по теме: «Осень»

Работа с родителями: Консультация (Пр.11)

4 этап

Заключитель -
ный

В проекте дети участвовали с удовольствием. Беседовали об осени, рассматривали картинки и иллюстрации. Наблюдали за изменениями в природе (деревьями, травой, птицами).  Родители стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада.

Перспективный план по проекту: «Поздняя осень» для детей старшей группы № 8

Образовательная область

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

РППС

Взаимодействие с родителями

Познавательное развитие

 НОД: «Поздняя осень» (Пр.1)

Сюжетные картинки, листики

Беседы с детьми о поздней осени. Наблюдения.

Социально-коммуникативное развитие

Беседа - наблюдение: «За изменениями в природе» (Пр. 2 )
Пальчиковые игры.
(Пр.3) 
Загадки
(Пр. 4)
Дидактические игры (Пр.5)

Сюжетные картинки, игрушки. Картинки по теме «Осень», мозаика.

Чтение художественной литературы

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Поздняя осень» (Пр.6)
Лепка: «Дерево поздней осенью»
(Пр.7)

Альб. листы,  цв.карандаши, кисточки, доска, пластилин.

Изготовление поделок совместно с детьми. Прослушивание аудио записи, просмотреть фото.

Речевое развитие

НОД: « Стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
 (Пр.8)
Рассматривание картин по теме

Сюжетные картинки, картинки по теме,

Физическое развитие

Физ. минутки (Пр. 9) 
Подвижные игры (Пр. 10)

Мячи, обручи, книги, аудио-записи.

Приложение 1


Конспект НОД по познавательному развитию «Поздняя осень» 

Программное содержание: помочь детям увидеть образ поздней осени в произведениях искусства, повседневной жизни.

закрепить знания детей о характерных признаках поздней осени; формировать образную выразительную речь, умение выразить свои чувства через слово; способствовать пополнению, активизации словарного запаса: воспитывать любовь к природе родного края.

Материалы: картинки с изображением лета, осени, поздней осени, одежды.

Ход НОД:

1. Воспитатель: - Ребята, послушайте стихотворение:

Льёт дождь, холодный, точно лёд,

Кружатся листья по полянам,

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелёт.

Воспитатель: - Про какое время года это стихотворение? (ответы детей). Давайте вспомним, какие осенние месяцы вы знаете - (сентябрь, октябрь, ноябрь). Молодцы!

Воспитатель: - Как осень называют в сентябре? (ранней). Почему её так называют? (дни еще стоят теплые, солнышко еще немного греет, деревья меняют свою листву, ещё цветут цветы, созревают овощи на огороде, фрукты на деревьях, люди собирают урожай)

- Как осень называют в октябре? (середина осени - становятся хмурыми, серыми, погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки).

Как называют осень в ноябре? (поздняя осень - последний месяц осени, после него наступает зима).

Воспитатель: - А какой сейчас месяц? (ноябрь) - поздняя осень, еще чуть-чуть и наступит зима.

2.  Воспитатель: - Послушайте стихотворение:

Поле чёрно-белым стало: падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало - льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

Воспитатель: - Ноябрь - это поздняя осень. Посмотрите на картинки. Какая это осень? А это? Чем отличаются? Что вы можете сказать о поздней осени? Какие приметы назовете? (ответы детей)

-Ранней осенью мы собирали грибы, а поздней их уже нет.

-Ранней осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней - листья под деревьями, опали.

-Ранней осенью мы собирали яблоки с деревьев, а поздней осенью их нет.

-Ранней осенью мы убирали овощи, а поздней осенью никаких овощей на огородах нет.

-Деревья стоят без листвы. Часто идёт дождь и первый снег. Понижение температуры воздуха. Лужи покрываются льдом.

-Какая погода поздней осенью? (холодная, ветреная, пасмурная)

-Какими становятся дни и ночи? (дни короче, ночи длиннее)

Воспитатель: - Правильно - ноябрь это холодный месяц, можно назвать месяцем встречи осени и зимы. Ноябрь- это самое тёмное время года. Еще ноябрь называют воротами зимы. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Холодно и птицам. Что происходит с ними? Правильно, перелетные птицы улетают в теплые края.

Физкультминутка "Листочки"

Осенние листочки закружились. Веселый ветер зашумел над ними,  (покружиться вокруг себя)

Весело они летели и на землю сели  (сесть на корточки)

Вот ветер снова тихо набежал, вдруг листочки красивые поднял (подняться и снова покружиться)

Весело они летели и на землю сели (сесть на корточки)

Ой, как много на ковре листочков.

Воспитатель: - Отгадайте загадки:   Без ног, а на большой скорости мчит и во все окна стучит (ветер).

Ветер что умеет делать? (выть, дуть, завывать, гудеть, бушевать).

На всех садиться, никого не боится (снег). 

А снежинки что делают? (летают, кружатся, падают, ложатся)

Воспитатель: - А как люди должны одеваться поздней осенью? Почему? (ответы детей)
Игра "Оденься по сезону"

Детям предлагаются предметные картинки с различными видами одежды, необходимо выбрать те, на которых изображена демисезонная одежда.

Игра «Назови лишнюю картинку, лишний признак»

- зеленеет травка, улетели птицы, низкие тучи, голые деревья;

- холодные дожди, листопад, бегут ручейки, снег с дождём;

- одна картинка с изображением лета и три картинки с осенним изображением.

Рефлексия. Молодцы, ребята. Мы сегодня много узнали о поздней осени. Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали?

Приложение 2

Наблюдение «За изменениями в природе»
Цель:
уточнить знания детей о последовательности осенних изменений в природе (уменьшение дня, понижение температуры). Учить видеть и ценить неповторимость пейзажей родного края. Воспитывать любовь к родной природе.
Ход наблюдения:
Не жаркие, не летние, встают из-за реки
Осенние, последние тёплые деньки  
(А.Исаковский)
Рассказ воспитателя: Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными. Попробуйте отгадать загадку: И не снег, и не лёд, А серебром деревья уберет. (Иней.) Предложить детям придумать загадки о поздней осени.

Исследовательская деятельность:  «Найди признаки поздней осени»
Подвижная игра: «Поезд» - дети встают друг за другом, образуя поезд. Поезд идёт от станции Берёзовой до станции Рябиновой. Ведущий открывает билетную кассу и продаёт билеты (геометрические фигуры). Поезд прибывает на Берёзовую станцию, дети с билетами до этой станции выходят – а поезд отправляется на другие станции. На обратном пути поезд берёт пассажиров, ожидающих на станциях.
Индивидуальная работа: «Не сбей флажок»
Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

Труд: чистка кормушек, закладывание корма

Приложение 3

Пальчиковая  гимнастика


«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять          (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.               (разжимают кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём,           (загибают пальчики, начиная с большого)
Маме осенний букет принесём.  (шагают по столу средним и указательным пальчиками)  

«Ходит осень в нашем парке»

Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)

Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

Фартук разовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам (прикладываем обе ладошки к груди)

«Осень»

Осень, осень листопад, листья жёлтые летят (дети изображают, как падают листочки)

Ветер дует, задувает (дети дуют)

Дождик капает с утра.

Осень грустная пара (дети изображают грустное настроение)

Приложение 4

Загадки про осень

Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.  Когда это бывает?
(Осенью)            

Утром мы во двор идём –Листья сыплются дождём,  Под ногами шелестят... И летят, летят, летят... (Осень)

Несу я урожаи, Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,  Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек.  Я - ... (Осень)

Опустели наши грядки. Огород и сад в порядке. Ты, земля, еще рожай. Мы собрали... (урожай)

В сентябре и в октябре Их так много во дворе! Дождь прошел - оставил их, Средних, маленьких, больших. (Лужи)

Красные, желтые листья По ветру вьются, летят. В городе ясно и чисто, В наших краях... (листопад).

Растут — зеленеют. Упадут — пожелтеют, Полежат — почернеют.   (Листья)

Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не дает, Других он подгоняет.   (Ветер)

Кто плывет по небосводу В черной шапке до бровей? Кто по небу носит воду? Подскажи-ка нам скорей!  (Туча)

Покуда было малым, Не падало оно,
А выросло — упало. Не правда ли, смешно?   
(Яблоко)

Птицы с длинными ногами До весны простились с нами, Машут крыльями вдали  И курлычут... (журавли)

С деревьев сыплются монетки
От сильного дождя и ветра. Я подниму десять монеток и соберу большой букетик.
(Осенние листья)

Бываю я лишь раз в году, За летом жарким я иду Пред белою зимою. Подружишься со мною? Догадались, кто я? (Осень)

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)

Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад — Это просто... (листопад)

Ветер тучу позовет, Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ Моросит холодный...
(дождь)

Льется он косой стеной И стучит по нашим окнам. Сам холодный, проливной, А в саду беседки мокнут. Лист осенний долго кружит, Чтоб потом спуститься в лужу (Осенний дождь)

Осенью он часто нужен - Если лупит дождь по лужам, Если небо в черных тучах, Он для нас помощник лучший. Над собой его раскрой И навес себе устрой! (Зонтик)

Приложение 5

Дидактические игры 

  • «Опиши дерево (куст) по плану»

 -  Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)                                        

 -  Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)                                      

 -  Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...)

  • «Наоборот» - подобрать к слову противоположное значение.
    Погода холодная –
    погода (тёплая). Осень ранняя – осень (поздняя) Птицы прилетают – птицы (улетают) Одежда летняя – одежда (зимняя) Земля сухая – земля (мокрая). Солнце высоко – солнце (низко) Дождь начался – дождь (закончился) Листья на деревьях – листья (на земле).
  • «Украсим словами» - подобрать слова-признаки к именам существительным.
    Погода осенью какая? (дождливая, пасмурная, туманная, хмурая, прохладная, сырая).
    Лес осенью какой? (золотой, расписной, разноцветный, красивый).
  • «Подбери действие» - активизировать в словаре детей глаголы.
    Листья осенью что делают?
    (желтеют, опадают, летят и т. д.) Дождь осенью (идёт, моросит и т. д.). Птицы осенью (улетают, готовятся и т. д.). Деревья осенью (роняют листья, засыпают и т. д.) Звери осенью (готовятся к зиме, меняют шубки и т. д.)
  •  Игра «Один – много»

Цель: Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными при изменении числа.

Ход: солнечный день - солнечные дни; красивое дерево-, хмурая туча-, серое облако-, холодный дождь-, сильный ветер-, птичья стая-, глубокая лужа-, резиновый сапог-…и т. д.

  • Игра «Чьи листья»

Цель: Продолжать учить детей образовывать прилагательные

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у него в руках (лист тополя – тополиный, берёзы, ивы, рябины, дуба, клён и т.д.)

Приложение 6

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию (рисование) «Поздняя осень»
Программное содержание:  
- учить передавать в рисунке впечатления об осени, отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно выразительными средствами. Развивать чувство цвета, умение располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании гуашью. Вызвать интерес к художественному творчеству.

Ход НОД:
Воспитатель:
- Ребята, послушайте стихотворение Александра Сергеевича Пушкина:
Уж небо осенью дышало
, Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день.  Лесов таинственная сень.
С печальным шумом обнажалась
Гусей крикливых караван тянулся к югу.
Приближалась довольно скучная пора. Стоял
 ноябрь уж у двора.
Воспитатель:  - Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года? (ответы детей) Какой бывает осень? (ранней, золотой, поздней) Сейчас какая осень? (поздняя)
Воспитатель: - А теперь давайте представим, что мы попали в сказочный лес и поиграем в игру «Назови деревья».
Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте. Чем деревья похожи между собой
(у всех деревьев есть ствол, корень, ветки)
Чем деревья отличаются друг от друга (у одних есть листочки, у других иголочки, а ещё отличаются по цвету коры)
Физ. минутка
Руки подняли и покачали, это деревья в лесу   (поднимаем и качаем руками)
Руки согнули, кисти встряхнули, ветер сбивает росу (сгибаем руки)
В сторону руки плавно помашем – это птицы на юг летят (машем руками)
Как они сядут тоже покажем, крылья сложили назад (присесть, руки за спину)
Воспитатель: - Сейчас мы с вами будем изображать позднюю осень на альбомных листах. Какая же она поздняя осень? Какого цвета? (Показать приёмы рисования).
Практическая часть
Воспитатель: - Прежде чем приступить к работе, подумайте, что именно вы хотите изобразить на своём листе бумаги, как вы будете располагать свой замысел. Какие краски вам понадобятся, чтобы получить другие оттенки, у вас есть палитра.    
Рефлексия. Рассматривание и оценивание работ.

Приложение 7

Конспект по художественно – эстетическому развитию Лепка «Дерево поздней осенью»
Программное содержание:
Учить лепить дерево, передавая его характерные особенности.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку:
Природа скинула наряды, стоят деревья без листвы
Седые плотные туманы, к нам в этом месяце пришли
(ноябрь)
Воспитатель: - Какие изменения происходят в природе осенью? (ответы детей) Почему не слышно весёлых птичьих голосов? (ответы детей) А вся ли осень одинаковая? Что бывает поздней осенью? (деревья стоят голые, падает снег, птицы улетели, день стал короче).

Дыхательное упражнение «Ветер»
Воспитатель: -
 Ребята, подул ветер, как ласково можно назвать слабый ветер? (ветерок). А если сильный ветер? (ветрище).
- Подул слабый ветер
(делаем глубокий вдох носом и выдох через рот)
- А теперь подул сильный ветер (глубокий вдох носом и протяжный выдох ртом)
Воспитатель: - А что же происходит с деревьями осенью? (осенью листья на деревьях меняют цвет и опадают). Деревья обнажают свои ветки и их становится хорошо видно на фоне домов и неба. Как можно изобразить дерево, его сучья и ветки? (ответы детей).
Воспитатель: - Дерево можно вылепить из пластилина. С помощью нескольких жгутов, вылепленных из пластилина мы будем делать дерево.
Показ способа лепки
Воспитатель:
- Мы лепим дерево поздней осени, будут ли на нём листочки? (если и будут, то очень мало)
Работа детей.
Рефлексия.
Прочитать стихотворение: «Лес точно терем расписной». Чем мы сегодня занимались? Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали.

Приложение 8

Конспект НОД по художественной литературе  

Тема: Стихотворение  А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

 Программное содержание: Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы.  Закреплять представления детей о характерных признаках осени. Учить детей называть приметы осени, описывать изменения в природе, используя образные слова и выражения. Развивать мышление, память, связную речь, воображение и творчество.   Материалы и оборудование: «Сундучок с осенними листочками», кукла-осень, иллюстрации осенних месяцев.

Ход НОД:

Воспитатель:  - Ребята сегодня мы с вами будем говорить об удивительном времени года, а о каком вы узнаете, отгадав загадку: Что за волшебница краски взяла? Листья покрасила, с веток сняла,
Мошек упрятала спать до весны, Что за волшебница, скажите вы? Дети: (осень) -Правильно, сегодня к нам пришла сама осень (кукла - осень)
Воспитатель: - Какая бывает осень? (золотая, разноцветная, скучна, хмурая, дождливая, пасмурная)
Осень предлагает сыграть в игру «Доскажи словечко»
1. На смену лету пришла (осень). 2. Люди осенью одеты (тепло). 3. Моросит мелкий… (дождь). 4. По небу гуляют серые (тучи).5. Часто дует холодный… (ветер). 6. Листья на деревьях стали… (желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные). 7. С деревьев падают… (листья). 8. Птицы улетают… (в теплые края). 9. Зайчик меняет серую шубку на … (белую).10. Солнце греет слишком… (мало). 

Воспитатель:  -  Ребята, Осень хочет поиграть еще в одну игру.

Игра «Да и нет», если ваш ответ означает «да», то вы хлопаете в ладоши, а если «нет», то топаете ножками.

Осенью цветут цветы? – нет. Осенью растут грибы?- да. Туманы осенью плывут? – да. Ну, а птицы гнёзда вьют?- нет. А букашки прилетают?- нет. Урожай все собирают?- да. Птичьи стаи улетают?- да. Солнце светит очень жарко? – нет. Можно детям загорать?- нет. Куртки, шапки надевать? – да. Часто, часто льют дожди?- да. С деревьев листья опадают? - да

Воспитатель: - Осень умеет творить чудеса: Раз, два, три… как листочки лети.

Физминутка «Листики» 
Мы листики осенние, на ветках мы сидим  (
стоят на месте, качаются)

Дунул ветер - полетели (на носочках бегут)
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели 
(приседают)

Ветер снова набежал и листочки все поднял. Закружились, полетели  (кружатся, бегут)

И на землю снова сели (приседают)

Воспитатель: - А какие вы знаете осенние месяцы?  Дети: (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель: - А знаете, как осенние месяцы назывались в старину?
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время поспевают ягоды рябины).

2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой). 

Воспитатель:- Многие поэты писали об осени, а сегодня мы послушаем, как Пушкин описывает осень в своём произведении: (прочитать стихотворение)

Воспитатель: - Сегодня мы постараемся запомнить это стихотворение. Помогут нам запомнить стихотворение рисунки.

«Уж небо осенью дышало…» показ рисунка  - Небо какое осенью? (Хмурое, серое, низкое)

«Уж реже солнышко блистало…» показ рисунка - Почему? - Потому что его часто закрывают тучи.

«Короче становился день…» показ рисунка. Ночь становится длиннее, а день короче.

«Лесов таинственная сень. С печальным шумом обнажалась…» показ рисунка. Как это понять? Листья с деревьев в лесу осыпаются, т.е. в лесу  листопад.

 «Ложился на поля туман…» Туман это явление, когда холодный воздух опускается на тёплые поверхности земли или воды.

«Гусей крикливых караван тянулся к югу…» показ рисунка. Мы знаем, что осенью птицы… (что?) улетают… (куда?) на юг.

«Приближалась довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора…» Какой сейчас месяц? (ноябрь – последний месяц осени.)

Давайте попробуем вместе рассказать стихотворение по рисункам.
Дети повторяют стихотворение.

Заключительная часть.
Рефлексия.
Что нового вы узнали об осени. Запомнилось ли вам стихотворение?

Приложение 9

Физкульт. Минутки
«Дождик»
Капля раз. Капля два       (Прыжок на носочках, руки на поясе)

Очень медленно сперва   (4 прыжка)

А потом, потом, потом    (8 прыжков)

Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли (Руки развести в стороны)

От дождя себя укрыли.   (Руки полукругом над головой)

                                          

 «Листья»

Листья осенние тихо кружатся        (кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги ложатся          (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят,    (движения руками вправо - влево)

Будто опять закружиться хотят.       (поднимаются  кружатся)

 «Листопад»

Утром мы идём во двор      (идут на месте)

Листья сыплются кругом  (показывают кистями рук, как падают листья)

Под ногами шелестят        (наклонившись, машут около ног)

И летят, летят, летят          (машут руками имитируя полёт листьев)


 «Листики» 
Мы листики осенние, на ветках мы сидим   (
стоят на месте качаются)

Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели (на носочках бегут)

И на землю тихо сели               (приседают)

Ветер снова набежал и листочки все поднял

Закружились, полетели              (кружатся, бегут по залу)

И на землю снова сели             (приседают)

Приложение 10

Подвижные игры
 «Листопад»

Листопад! Листопад! Листья желтые летят! Кружатся красивые жёлтые листочки! Кружатся красивые красные листочки!

 Сели! (Уселись и замерли. Не шевелятся)

 Прилетел легкий ветерок, подул. (Дуют)

 Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. Закружились, закружились!

 Листопад! Листопад! Листья по ветру летят! Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья (Игра повторяется несколько раз).    


 «Поймай листок»

Цель: развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.
 
Ход игры: Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху. 

«Ветер и листья»

По сигналу «Ветер!» - дети бегают по площадке в разных направлениях, помахивая листочками («ветер кружит в воздухе осенние листья»). 
По сигналу «Нет ветра!» - приседают
(«листья упали на землю») (1,5-2 мин).
Бегать, не наталкиваясь, уступать дорогу друг другу; действовать по сигналу.

 «А нас дождик не намочит»

В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пёстрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.
При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

 

Приложение 11


Консультация для родителей на тему: «Осень»

Отгадать загадку: «Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает?»

Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребёнку об осени, о том, какие изменения происходят в природе;
  • рассмотреть картинки с изображением ранней и поздней осени, при этом обратить особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью стоят голые;
  • вместе с ребенком сравнить одежду людей ранней и поздней осенью;
  • обратить его внимание на то, как изменилась погода: дни стали длиннее или короче, стало теплее или холоднее на улице? Рассказать, куда и почему улетели птицы.

 Выучить с ребёнком стихотворение: «Подарки осени»

Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине, фартук розовый – осине,

Зонтик жёлтый – тополям, фрукты осень дарит нам.
Выучить загадку:

Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки (дерево)

 Дидактическая игра: «Какие деревья ты знаешь? Назови их? ».

Должны знать и называть части деревьев (ствол, корни, ветки, листья) .

Учиться образовывать прилагательные: лист берёзы - берёзовый, лист дуба - дубовый, лист клёна - кленовый, лист осины - осиновый.

Учиться правильно образовывать множественное число от слов: дерево, ствол, берёза, дуб, рябина, тополь, осина, клён.

 

Любая ваша совместная деятельность на осенней природе будет вдвойне полезна, если добавить к ней улыбки и хорошее настроение! Тогда никакая осенняя депрессия вам не будет страш

Фотоотчёт
IMG20211115102242.jpg IMG20211115102254.jpg    IMG20211115102309.jpg


IMG20211115102634.jpg  IMG20211115102652.jpg           IMG20211203171512.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности воспитания и обучения детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»

Предлагаю вашему вниманию уважаемые педагоги и родители использовать данную консультацию   в обучении детей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.

Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...

Занятие по формированию навыков культуры общения для детей старшей группы «Вежливые путешественники» (для детей старшей группы).

позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам общества....

«В гости к ежику» Конспект музыкального занятия по развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель. Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.

laquo;В гости к ежику»Конспект музыкального занятияпо развитию чувства ритма для детей старшей группы Цель.  Развитие музыкально-ритмического слуха у детей старшей группы.Задачи:- учи...