МАСТАР-КЛАСС Организация семейных творческих выставок и конкурсов в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Алякина Наталья Ивановна

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через занятия, досуги, развлечения. чтобы у детей развивалось чувство прекрасного как в искусстве так и в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ,

РЕАЛИЗУЮЩЕЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ КОЛОСОК»» ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЛИЦЕЯ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО)

С. ХРЯЩЕВКА

МАСТАР-КЛАСС

Организация семейных творческих выставок и конкурсов в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Р. Тагор говорил: « Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного…»

Задачи. Систематически, развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.  Развивать художественно - творческие способности детей.

Основные средства эстетического воспитания.

1. Окружающая действительность, но в ней есть свои плюсы и минусы. Больше уделять внимания положительному настроению ребенка, развивать желание действовать и развивать воображение

2. Природа.

3. Непосредственная образовательная деятельность: музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.

4. Эстетика быта.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом художественно - эстетического развития личности ребенка.

Под художественно-эстетическим развитием дошкольников понимается процесс целенаправленного взращивания чувства прекрасного, развития способности воспринимать и ощущать красоту, как в искусстве, так и в повседневной жизни.

Исходя из содержания федеральных государственных требований, художественно-эстетическое развитие ребенка представлено образовательными областями «Музыка», «Художественное творчество».

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении - это цель образовательной области «Художественное творчество», которая реализуется через такие задачи как развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), развитие детского творчества и приобщение к изобразительному искусству.

Конструктивное взаимодействие педагога с семьями воспитанников является важным направлением деятельности по реализации основной общеобразовательной программы и необходимым условием для художественно-эстетического развития детей. Поэтому для успешного сотрудничества мы планируем и проводим такие мероприятия, которые включают всех членов семьи ребенка в организацию жизни группы, в общее интересное дело, дают возможность проявить себя в какой-либо творческой деятельности (изготовление поделок, рисунков, составление рассказов и сказок и др.).

Наиболее эффективными формами являются семейные тематические конкурсы и выставки.

Конкурс - это способ активного взаимодействия участников образовательного процесса, индивидуальное или командное состязание в творческом мастерстве, он проводится с целью создания условий для творческого самовыражения детей и родителей.

Тематика конкурсов разнообразна и позволяет на основе принципа интеграции реализовывать задачи образовательных областей «Художественное творчество», «Музыка» - совместная музыкально - художественная деятельность в семейных праздниках, концертах, занятиях, «Коммуникация» - индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах,  «Чтение художественной литературы» - совместное чтение детей и родителей художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление родителями выставок, изготовление книг, «Познание» - интеллектуальное развитие ребенка через подготовку ребенка к конкурсам, совместные дополнительные занятия в семье и в детском саду, «Социализация» - знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, оформление портфолио, организацию выставок и др. Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

 Совместные тематические конкурсы организуются на лучшее оформление поделок, рисунков, на создание и реализацию семейных проектов, представление музыкального и сценического творчества семьи.

Творческая выставка – это итог творческой деятельности коллектива или одного участника, наглядно показывающий  художественно-эстетическое развитие и творческие возможности её участников. Выставки организуются с целью побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми, дать возможность семьям представить положительный опыт семейного воспитания.

Творческие выставки в нашем детском саду мы представляем в различных формах:

  • «Музей одной семьи» (традиции, увлечения, интересы семьи и др.),
  • фотовыставки,
  • выставки «Очень умелые ручки» (поделки, рукоделие и др.),
  • выставка совместных изданий литературно-художественных журналов, книг (соавторство детей и взрослых в придумывании и оформлении сказок, стихов, комиксов).

Такие формы совместной творческой деятельности сближают семейный коллектив, помогают детям и родителям учиться понимать друг друга, доверять друг другу, стать настоящими партнерами. Участие в конкурсах и выставках способствует появлению новых семейных интересов и увлечений, сплочению семьи, выстраиванию благоприятных взаимоотношений между детьми и родителями.

Федеральные государственные требования предполагают тематическое планирование образовательного процесса в ДОУ, исходя из этого, темы и цели семейных творческих выставок и конкурсов связаны непосредственно с темой и содержанием недели. Например, в течение учебного года планируются следующие семейные выставки и конкурсы:

«Осенины»: конкурс «Забавные овощата» (поделки из овощей),

                     выставка «Осенние мотивы» (рисунки, коллажи, аппликации из сухих

                     листьев);

«День пожилых людей»: фотовыставка «Я бабушкин и дедушкин друг и

                                            помощник»; досуг «Наши лучшие друзья»

«Любимый Новый год»: конкурсы «Лучший карнавальный костюм»,

                                         «Стихи о елочке» (литературное семейное творчество),

                                         «Елочные украшения своими руками»;

«День защитника отечества»: выставка детского рисунка «Буду в армии служить»,

                                                   фотовыставка «Мой папа служил в российской  армии»;

                                                 Спортивно-интеллектуальное развлечение для родителей

                                                  «Ай, да папы!»

«Первый праздник весны»: выставка поделок «Вместе с мамочкой любимой»,

                                               «Мир  увлечений»,

                                                конкурс рисунков «Портрет моей мамы»;

«Расту здоровым»: конкурс семейных проектов «Мы за здоровый образ жизни»;

«В мире животных»: литературный конкурс «Сказки о пушистых малышах»,

                                    фотовыставка «Наши пушистые любимцы»; выставка детских

                                    рисунков «Слетайтесь пичуги».

«История моей семьи»: конкурс «Родословное древо моей семьи», конкурс стенгазет

                                        «Наша дружная семья», конкурс семейных талантов,

                                        Фотовыставка «Край родной, навек любимый…».

Организация творческих выставок и конкурсов происходит поэтапно.

1 этап - совместное планирование, обсуждение тематики выставки (конкурса) на родительском собрании и с детьми в группе, что позволяет создать положительный настрой на совместную работу. Мнение тех, кто по какой либо причине не присутствовал на родительском собрании, выявляем через анкеты, где родители воспитанников имеют возможность внести свои предложения, проявить инициативу и предложить свои темы для творческого сотрудничества.

2 этап - разработка Положения выставки (конкурса).

3 этап - объявление темы выставки (конкурса) с оформлением рекламного плаката, который готовят дети совместно с педагогом.

4 этап - изготовление экспонатов выставки или конкурсных работ в условиях семьи. Данный этап является самым благоприятным моментом для развития детско-родительского сотворчества и художественно-эстетического развития ребенка в семье.

5 этап - оформление выставки (конкурса), презентация творческих работ, их оценка. На этом этапе наглядно видны результаты совместного творчества детей и взрослых, что вызывает чувство гордости у ребёнка за свою семью, побуждает желание рассказать о своей работе.

6 этап - подведение итогов творческого мероприятия: награждение, поощрение участников.

От участия родителей в творческой продуктивной деятельности выигрывают все субъекты педагогического процесса и, прежде всего, – дети. Они учатся с уважением и любовью смотреть на своих мам и пап, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают и умеют, и у которых «золотые руки». А мы, педагоги, в свою очередь имеем возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания .

Таким образом, содержательная организация семейных творческих тематических конкурсов и выставок обогащает связи детско-взрослого сообщества, является внешним выражением содержания семейного воспитания и художественно-эстетического развития ребенка в семье.

  Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Для осуществления полноценного развития

и воспитания ребенка необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...