Самообразование
материал

Фирсова Мария Александровна

Планы по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_gigiena.docx28.49 КБ
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение г. Иркутска

детский сад № 184

План  работы

по  самообразованию

на 2018-2019 уч. год

«Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей  раннего возраста»

                                             

 Воспитатель: Фирсова М.А.

Иркутск - 2018

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………...3

2. Этапы работы…………………………………………………………………...5

3. План работы на 2018-2019 учебный год……………………………………...6

4. Список литературы……………………………………………………………10

Пояснительная записка

Актуальность

Я  выбрала  тему по самообразованию «Воспитание самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков у детей  раннего возраста», так как считаю ее наиболее актуальной.

Дети в раннем возрасте нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные моменты (гигиенические процедуры, кормление, сборы на прогулку и возвращение с неё, укладывание на сон, подъём) занимают большую часть времени бодрствования.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались и это продиктовано не только правилами гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим и к самому себе, в частности, ведь уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, красоты и здоровья.

Цель: формирование у детей раннего возраста (2-3лет) простейших навыков самообслуживания, воспитание самостоятельности и основ гигиенической культуры.

 Задачи:

 – обучить выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры в детском саду и дома;

 – научить соблюдать самостоятельно или после напоминания взрослого элементарные правила поведения во время еды, умывания;

 – формировать элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;

 – научить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

 – воспитать интерес к участию в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

 – активно взаимодействовать с родителями по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;

 – заинтересовать родителей достижениями ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков.

Прогнозируемые результаты:

–  Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста.

– Повышение педагогической компетентности родителей по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Этапы работы

Этапы работы над темой

Сроки

Мероприятия (содержание работы)

1.Организационный

Сентябрь

Поиск информационных ресурсов по изучаемой теме. Составление  плана работы по самообразованию. Создание предметно-пространственной  развивающей среды.

2. Основной

Октябрь - апрель

Реализация плана.

3. Заключительный

Май

Подведение итогов работы по теме, отчет по результатам работы по самообразованию.

План работы на 2018-2019 учебный год

Месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Сентябрь

Сбор информации по выбранной теме.

Изучение информации по данной теме.

Составление  плана работы по самообразованию.

        

Подбор художественных произведений, игр и упражнений для детей.

Октябрь

Игровая ситуация «Как мама учила мишку правильно кушать»

Цель: Учить держать ложку в правой руке, брать пищу руками, есть с помощью взрослых.        

Дидактическая игра: «Оденем куклу на прогулку»

Цель: на примере игрушечного персонажа учить доставать из

Шкафа уличную одежду.

Дидактическое упражнение: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки».

Цель: Обучать детей, не обливаясь, с помощью взрослого мыть лицо и руки; самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место. Использовать процесс умывания для развития речи и ориентировки в пространстве.

Беседы по сюжетным картинкам. Чтение потешеки «Водичка- водичка..», «Гуси-лебеди летели..»        

Рассматривание картинок:

 « Как дети моют ручки», «Мама моет дочку».

Ноябрь

Игры детей в кукольном уголке с предметами гигиенического ухода.

Цель:-научить детей самостоятельно снимать одежду, обувь

Игровая ситуация: «Маша обедает».  Цель: закреплять умение держать ложку в правой руке, брать пищу губами, откусывать её небольшими кусочками, жевать коренными а не передними зубами.

        

Чтение потешеки: «Идет коза рогатая»,  «Кисонька мурысонька», З.Александрова «Вкусная каша»        

Консультация для родителей «Формирование КГН у детей 2-3 лет».

Игровая ситуация: «Водичка-водичка».

 Цель: Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца, с помощью взрослого вытирать руки, Приучать пользоваться носовым платком.    

   

Оформление фотовыставки «Любим, любим  умываться по утрам и вечерам!!»

Декабрь

Игровая ситуация: «Застегни пуговичку». Цель: Учить расстёгивать застёжки липучки, упражнять в использовании других видов застёжек. Учить надевать обувь, ,с помощью взрослого застёгивать куртку, вешать в шкаф одежду. При раздевании перед сном снимать платье или рубашку, затем обувь, учить правильно снимать колготки, вешать одежду на стул. Продолжать приучать правильно вести себя в раздевалке.        

Консультация для родителей:  «Как

привить самостоятельность».

«Постелем зайке кроватку».

Цель: Знакомство с  постельными принадлежностями, умению последовательно и аккуратно заправлять кроватку.

Дидактическая игра «Научим Хрюшу (Филю) умываться».

Цель: Формирование культурно гигиенических навыков.

Январь

Вспомнить знакомые песенки, потешки о подготовке к столу, правилах личной

 гигиены и правилах поведения за столом.

Цель: Закреплять умения есть, правильно используя ложку.

Чтение; С. Капутикян «Маша обедает»

 Цель: Закреплять умения есть, отделять кусочки по мере съедания, не дробить заранее; брать хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости

Дидактическая игра «Чашки – ложки»

Цель: познакомить детей с предметами сервировки (ложка, чашка, тарелка).

Ситуацинный момент «Как и когда мы пользуемся салфеткой»

Цель: закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Февраль

Чтение стихотворения Н. Найденова « Наши полотенца».

Цель: Закреплять умения пользоваться полотенцем, вешать его на свое место.

Дидактическая игра «В страну вежливых слов»

Цель: Учить детей благодарить взрослых, сверстников за оказанную помощь, вежливо выражать свою просьбу: не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет».

Ручной труд в книжном уголке

 Цель: Воспитывать умения бережно относиться к игрушкам, вещам, по назначению пользоваться ими, убирать на место, замечать поломанную игрушку, попросить взрослого починить ее. 

Март

Дидактическая  игра «Фонтанчики»

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик»

Цель: знакомить с назначением и способами использования шкафчика для одежды;

формировать умение ориентироваться в предметном пространстве

обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: шкафчик, дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить, повесить.

Консультации для родителей

 «Как правильно одевать ребёнка на прогулку».

Рассказ воспитателя  «Что мы должны делать, когда кашляем и чихаем».

Цель: учить отворачиваться при кашле, чихании или закрывать рот платком.

Апрель

Продуктивная   деятельность: наведение порядка в раздевальных шкафчиках

Цель: учить  следить за своим внешним видом, поддерживать порядок в своем шкафу.

Образовательная ситуация «Каждая ножка - в свой домик»

Цель: учить ребенка самостоятельно надевать колготки, видеть части одежды и правильно действовать в соответствии с целью (брать колготки за резинку, ориентируясь на метку - кусочек ярко окрашенной ткани или вышивку.

Игра - занятие «Уложим куклу Катю спать»

Цель: познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом;

учить ласково обращаться с куклой.

Беседы с родителями:

«Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке».

Май

Продуктивная деятельность. «Наши красивые и аккуратные вещи»

Цель: совершенствовать навыки аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок одежду.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель: совершенствовать навыки, полученные в течение года.

Подведение итогов работы по теме, составление отчета по результатам проделанной работы.

Представление на педагогическом совете фото- и видео- материалов по результатам работы по самообразованию, показ презентации.

Список литературы

1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997 – 125 с.

2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 2 до 7. – 1991.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

4. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей - Российский гос. Пед Университет им. Герцина, СПб: Детство – ПРЕСС, 2000 – 192с.

4. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем., 2007 – 32 с.

5. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007 – 80 с.

6. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект: Айрис-пресс, 2007 – 12 с.

7. Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». – М.: Творческий центр Сфера, 2009.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение г. Иркутска

детский сад № 184

План  работы

по  самообразованию

на 2019-2020 уч. год

«Активная работа с родителями – путь к правильному развитию ребенка»

                                             

 Воспитатель второй младшей

 группы «Ладушки»:

 Фирсова М.А.

Иркутск - 2019

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………...3

2. Этапы работы…………………………………………………………………...5

3. План работы на 2019-2020 учебный год……………………………………...6

4. Список литературы……………………………………………………………9

Пояснительная записка

Актуальность

Я  выбрала  тему по самообразованию «Активная работа с родителями – путь к правильному развитию ребенка», так как считаю ее наиболее актуальной.

Большую часть времени ребенок проводит в стенах ДОУ. И что бы воспитание ребенка было последовательным и непрерывным, в приоритете деятельности воспитателя и всего дошкольного учреждения в целом, является работа с родителями. Родители  встречаются разные, ко всем нужно уметь найти подход – это заставляет искать новые формы взаимодействия. Важно помнить, что педагога и родителя объединяет одна общая цель: обеспечить ребенку условия и возможности для полноценного проживания всех этапов детства. Детский сад – только помощник в воспитании ребенка, и потому родителям нужно не перекладывать всю ответственность на педагогов, а активно включаться в воспитательно-образовательный процесс и обеспечить ребенку счастливую, интересную и разнообразную жизнь.  

Цель: способствовать включению семьи в жизнь ребенка в детском саду для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника.

 Задачи:        

 - повысить собственный уровень знаний посредством изучения литературы по теме и информации в интернете;

- осуществить поиск действенных путей сотрудничества педагогов и родителей;

- разработать и реализовать перспективный план работы с родителями;

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, для дальнейшего объединения усилий в воспитания детей;

- привлечь родителей к активному и продуктивному сотрудничеству и совместной деятельности с целью развития и воспитания детей.

Принципы взаимодействия с родителями:

- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;

- индивидуальный подход;

- сотрудничество, а не наставничество.

Формы работы:

- индивидуальные беседы с родителями;

- родительские собрания, консультации, оформление информационных стендов, создание памяток для родителей;

- участие родителей в творческих конкурсах, благотворительных акциях, акциях добрых дел и массовых мероприятиях д/сада.

- совместное оформление с родителями группы и участка в соответствии с сезоном.

Прогнозируемые результаты:

- повышение качества воспитательно-образовательного процесса;

- повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей;

- создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;

Этапы работы

Этапы работы над темой

Сроки

Мероприятия (содержание работы)

1.Организационный

Сентябрь

Поиск информационных ресурсов по изучаемой теме. Составление  плана работы по самообразованию.

2. Основной

Октябрь - апрель

Реализация плана.

3. Заключительный

Май

Подведение итогов работы по теме, отчет по результатам работы по самообразованию.

План работы на 2019-2020 учебный год

Месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Сентябрь

1. Сбор информации по выбранной теме.

2. Создание родительской группы (родительского чата) в сети viber для объявлений.

3.  Проведение организационного родительского собрания с целью подготовки к учебному году.

Изучение научной и методической литературы по данной теме.

1. Составление  плана работы по самообразованию.

2. Сбор сведений о семье, оформление социального паспорта семей.

        

Изготавление наглядного и раздаточного материала информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).

Октябрь

1. Совместное украшение группы в соответствии с осенней тематикой.

2. Привлечение родителей к участию в благотворительной ярмарке «Осенняя пора» (изготовление товаров своими руками, продажа урожая с собственного огорода, помощь в организации и проведении ярмарки).

1.Индивидуальные беседы с родителями об адаптации детей

2. Консультации для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду», «Советы специалистов по адаптации ребенка в детском саду».

Оформление стендов для родителей в приемной.

Оформление наглядной информации для родителей: «Режим дня», «Сетка организованной деятельности», «Советы психолога» «Что должно быть в шкафчике», и т. д.

Ноябрь

Индивидуальные беседы с родителями о необходимости        

проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.

1. Консультация для родителей «Какие сказки читать детям?»

2. Памятка для родителей «Пальчиковые игры для детей».

1. Папка-передвижка «Ко Дню матери»

2. Изготовление подарков для мам на праздник «День матери».

2. Отправка видео-поздравления для мам в общий чат группы.

1. Привлечение родителей к созданию украшений для группы зимней тематики.

2. Создание совместно с родителями вырезок на окна в стиле сказки «Снежная королева».

Декабрь

1. Совместное украшение группы и оформление окон на зимнюю тематику.

2. Совместный с родителями выбор зимней постройки на участке детского сада.

1. Участие родителей в создании зимних построек на участке детского сада.

2. Задание родителям к подготовке к новогоднему утреннику: повторение с детьми стихов и песен дома.

1. Материал в уголок для родителей: «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания».

2. Совместное творчество родителей и детей в выставке «Новогодняя игрушка своими руками».

Памятка для родителей: «Безопасность при проведении новогодних развлечений для детей».

Январь

1. Задание родителям к подготовке к мероприятию для детей «Прощание с елочкой»: повторение с детьми стихов и песен дома.

2. Оформление и пополнение стендов для родителей в приемной.

Помощь родителей  в организации мероприятии «Прощание с елочкой» (фото- и видео- съемка, помощь в одевании костюмов, в организации детей на праздник).

1. Консультация для родителей «Речь ребенка 3-4 лет».

2. Привлечение родителей к созданию пособий для развития мелкой моторики рук.

Февраль

Консультация «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах».

1. Создание и знакомство родителей с картотекой упражнений после сна (гимнастикой после сна) для использования дома.

2. Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».

1. Изготовление подарков для пап к «23 февраля».

2. Совместное участие пап и детей в спортивной эстафете, посвященной «Дню защитника Отечества».

1. Задание родителям: повторять стихи и песни к утреннику дома.

2. Привлечение родителей к участию в масляничным гуляниях: организация фото- и видео- съемки, оказание помощи в организации игр и конкурсных развлечений с детьми на улице, угощение детей блинами.

Март

1. Изготовление подарков для мам к празднику «8 марта».

2. Организация и проведение первого совместного с родителями утренника, посвященного Международному женскому дню. Привлечение родителей к оказанию помощи в ходе утренника.

Наглядная информация для родителей «Как уберечься от ОРВИ и гриппа!».

1. Консультация для родителей «Поиграй со мной, мама» (дид. игры дома).

2. Индивидуальные беседы с родителями: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания».

Акция добрых дел: оказание посильной помощи группе (ремонт стульчиков, лавочек, пополнение книжного уголка и игрового центра игрушками для детей и т.д.)

Апрель

Участие родителей в создании проекта по экологическому воспитанию «Красная книга».

Индивидуальные беседы: «Если ребенок дерется».

1.Консультация для родителей: «Как одеть ребенка на прогулку?».

2. Привлечение родителей к созданию в группе «огорода на окне», знакомству детей с растениями, уходу за ними.

Участие родителей в мини-проекте «Мой домашний питомец»

Май

1. Привлечение родителей к участию в дне памяти 75-летия ВОВ.

2. Оформление папки-передвижки  «День Победы».

1. Консультации для родителей:

 - «Игры с детьми на отдыхе в летний период».

 - «Питание ребенка летом».

2. Буклет «Что нужно знать о насекомых?».

1. Итоговое родительское собрание «Чему научились наши дети за год».

2. Видео – презентация: «Вот так мы жили в детском саду».

1. Подведение итогов работы по теме, составление отчета по результатам проделанной работы.

2. Представление на педагогическом совете фото- и видео- материалов по результатам работы по самообразованию, показ презентации.

Список литературы

1. Антипина, Г. А. «Новые формы работы с родителями в современном ДОУ». Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.

2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.

3. Дронь А.В., Данилюк О.Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников». Из-во: Детство-пресс, 2011г.

4. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.

5. Осипова, Л.Е. «Работа детского сада с семьёй». Изд. центр «Скрипторий», 2011 . – 72с.

6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155.

Изучение статей, конспектов  по самообразованию и проектной деятельности  на интернет-сайтах:

http://www.maam.ru,  http://vospitateljam.ru,  http://dohcolonoc.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...