Специфика развития способностей в процессе музыкальной деятельности
статья

Кузьминова Елена Петровна

В статье раскрываются особенности развития способностей в процессе музыкальной деятельности, которые по ряду параметров отличаются от развития способностей в иной деятельности. Также в статье дано определение каждой особенности. Проанализированы разные точки зрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx21.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Специфика развития способностей в процессе музыкальной деятельности

Е. П. Кузьминова,

студент 5 курса, напр. «Дошкольное образование»

Аннотация: В статье раскрываются особенности развития способностей в процессе музыкальной деятельности, которые по ряду параметров отличаются от развития способностей в иной деятельности. Также в статье дано определение каждой особенности. Проанализированы разные точки зрения.

Ключевые слова: особенности, музыка, музыкальная деятельность, музыкальность.

Дошкольный возраст - наиболее сензитивный период для развития фундамента музыкальной культуры, о чем говорят научные исследования последних лет. Отсутствие или недостаток музыкального образования в период развития дошкольника тяжело восполнить в старшему или преддошкольном периоде. С самого раннего возраста дошкольника важна помощь взрослых в изучении музыки.

Формирование способности к музыке является одной из главных задач, которые решают педагоги дошкольных учреждений, так как дошкольный период развития является самым важным в развитии всех психических процессов, способностей, тем более музыкальных.

Развитие педагогом музыкальных способностей, с помощью музыкальных видов деятельности - сложный и интересный раздел работы педагогов и детей-дошкольников.

Способности развиваются в различных видах деятельности, в которых требуется их проявление. Это утверждение является общепринятым в психологии и педагогике.

             По мнению Л. Н. Виноградова эмоции, которые появляются, во время прослушивания произведений, являются основой музыкальности и развивается во всех видах деятельности, связанных с музыкой. Восприятие, творчество, исполнительность - чувства, необходимые для осмысленного прослушивания произведений,  выражения её в творческой и исполнительской деятельности [3].

Н. Г. Куприн говорит о том, что восприятие музыки, является активным слухо-двигательным процессом, помогающим развить эмоциональную отзывчивость, что выражается в танцевальных, мелких движениях рук и т. д.

Восприятие музыки, движения - вид деятельности, в котором эффективно и успешно развивается восприятие музыки [7].

Музыкальная отзывчивость, как считает Л. С. Выготский, формируется у дошкольников в первые месяцы жизни. Младенец оживленно реагирует на весёлую музыку - возгласами, непроизвольными движениями, спокойно, внимательно - на медленную. Со временем реакция становится более произвольной, ритмически организованной и согласованной с музыкой [4].

Педагоги-музыканты также указывают на музыкально-слуховые представления, которые требуют воспроизведения и различения по слуху и развиваются у музыкальных видах деятельности. Наиболее успешно эти способности формируются в играх по слуху на звуково-высотных инструментах, пении и в процессе восприятия, который предшествует воспроизведению музыки.

В исследованиях Б. М. Тепловая отмечено, что для успешной работы музыкально-слуховых представлений крайне важна связь с восприятием только что прозвучавшей мелодии. Намного легче продолжить уже звучавшую мелодию, чем представить её сначала, без опоры на восприятие мелодии. Так как движения также способствуют наилучшему запоминанию мелодии, их важно использовать для формирования музыкально-слуховых представлений - моделирование, подпевание, соотношение высоты звука при помощи рук. [8]

Обучение пению дошкольников происходит постепенно. Дети пробуют и в результате "бесчисленных проб" у них формируется навык владения голосовым аппаратом и развиваются музыкальные слуховые представления.

В своих работах А. Л. Арисменди пишет, что использование игр на музыкальных инструментах, для формирования музыкально-слуховых представлений должно исключить воспроизведение мелодии "автоматически" минуя слух. Игры на музыкальных инструментах с применением цифр и цветов не развивает слух, а приводит только к запоминанию и воспроизведению мелодии по зрительным ориентирам.

Обозначения, как правило, приносят быстрый эффект, но не влияют на развитие музыкально-слуховых представлений. Это говорит о том, что овладение дошкольниками определёнными умениями и навыками не всегда является результатом формирования музыкальных способностей. Большее значение имеет способ формирования навыков и умений [1].

Для того, чтобы воспроизвести мелодию на музыкальном инструменте на слух, у ребёнка должны быть сформированы слуховые представления о звуковысотном, ритмическом движении, многократно слышать и помнить мелодию. Для лучшего запоминания можно пропевать звуки, что даст возможность детям соорентироваться в направлении движения звука с помощью вокальной моторики

            Исследования, проведённое Б. М. Тепловым указывает на то, что формировать звуко-высотный слух необходимо в условиях лада, при воспроизведении и прослушивании мелодий, а не отдельных звуков. Формировать звуковысотный слух сравнением отдельно взятых звуков неэффективно. В мелодии лучше ощущается лад, что помогает дошкольнику различить звук по высоте и воспроизвести наиболее точно [8].

            Л. С. Выготский в своём исследовании говорил о том, что чувство ритма активнее развивается в ритмических, соответствующих по эмоциональной окраске мелодии, движениях. Согласованность ритма и музыки - необходимое условие для формирования чувства ритма. Ритмика помогает почувствовать и выразить в движении смену настроения в произведении, улучшить чувство ритма, помощь координации музыки и движения.

             Занятия важно подчинить не только обучению двигательным навыкам, но и формированию способностей музыкального восприятия дошкольников [5].

            Чувство ритма развивается не только в музыкально-ритмических движениях, но и в другой деятельности, в пенсии и игре на инструментах.

             Для того, чтобы преодолеть ритмические неточности важно не только воспроизводить ритм мелодии в хлопка. Ритм является неотъемлемой частью выразительности музыки, поэтому нужно осознать выразительно значение мелодии, что будет иметь больший развивающий эффект.

Кроме трех основных музыкальных способностей, в музыкальной деятельности развиваются и другие необходимые для музыкального развития способности: тембровый и динамический слух, исполнительские способности, музыкальное мышление.

Так Н. А. Ветлугина определяет тембровый и динамический слух как разновидности музыкального слуха, которые позволяют слышать музыку во всей полноте ее выразительных, красочных средств. При анализе понятия музыкальный слух было показано, что основное его качество – различение звуков по высоте. Тембровый и динамический слух формируются на основе звуковысотного. Развитие тембрового и динамического слуха способствует выразительности детского исполнительства, полноте восприятия музыки. Дети узнают тембры музыкальных инструментов, различают динамику как выразительное средство музыки. В практике работы используются музыкально – дидактические игры, с помощью которых моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков. Принимая во внимание наибольшую сложность развития звуковысотного слуха и его важную роль в структуре музыкальности, необходимо уделять ему больше внимания. Поэтому игры на развитие тембрового и динамического слуха должны применяться лишь по необходимости, для знакомства с выразительными возможностями музыкальных средств и закрепления представлений о тембре и динамике [3].

Н. Г. Куприна определяет развитие исполнительских и творческих способностей как наиболее важную задачу музыкального воспитания детей. Творческие способности делятся на способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально – ритмические движения), а также к творческому восприятию музыки [7].

Творческие способности необходимо развивать с младшего дошкольного возраста, когда дети охотно выполняют посильные для себя творческие задания. Развитие исполнительских способностей позволяет ребенку полнее выразить свои впечатления от музыки.

Исполнительские и творческие способности могут проявляться у детей по- разному, в зависимости от наличия природных задатков, развития основных музыкальных способностей. У одних обнаруживается способность к творческому восприятию в музыке, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества.

Л. А. Безбородова в своих работах говорит, что музыкальное мышление – способность проследить за сменой настроений в музыке, осмыслить взаимосвязь интонаций, тем, образов, частей, замысел произведения в целом, выразительность музыкальной речи, различить музыкальные средства, передающие содержание. Для развития этой способности необходим «словарь эмоций», с помощью которого дети могут высказаться о характере произведения, оценить услышанную мелодию, определить количество частей (форму). Музыкальное мышление полезно формировать также, начиная с раннего детства, когда дети еще не могут сами высказаться о музыке. Вначале ее характер поясняет педагог, нацеливая тем самым ребят на грамотный анализ музыкального произведения. Постепенно «словарь эмоций» усваивается детьми, накапливается и расширяется.

Таким образом, способности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности. Каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве.

Список литературы:

[1] Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. M., 2003. 176 с.

[2] Безбородова Л. А. Теория и методика музыкального образования учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2014. 236 с.

[3] Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание». М.: Просвещение, 1989. 270 с.

[4] Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. С.-П., 2009. 160 с.

[5] Выготский Л.С. Психология искусства. - 2-е изд., испр. и доп. М: Искусство, 1968. 576 с

[6] Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986. 320 с.

[7] Куприна Н. Г. Теория и методика музыкального развития детей дошкольного возраста: учеб. пособие. Урал. гос пед. ун-т.  Екатеринбург, 2003. 234 с.

[8] Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. 335 с.

©Е. П. Кузьминова 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности

Отчет о работе, для выступления на КМО перед музыкальными руководителями города Саров...

Развитие творческих способностей у детей в процессе музыкальной деятельности

Для развития творчества наиболее благоприятным видом искусства является музыка. Благодаря своим особенностям музыка активно воздействует на развитие воображения, которое лежит в основе любого ви...

"Творческое развитие дошкольников в процессе музыкальной деятельности

Развитие детей в дошкольный период во многом определяет их дальнейшую жизнь, именно поэтому ему следует уделять большое внимание и использовать каждую свободную минуту для игр и занятий со своим ребён...

Развитие музыкальных способностей в процессе певческой деятельности.

Пение, как основной вид музыкальной деятельности ребёнка. Консультация предназначена педагогам....

Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности

Методическая разработка       Развитие творческих способностей детей  в процессе музыкальной деятельности...

Методическая разработка «Восприятие как основное средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Все знания и умения, всё то новое, что открывает детский сад детскому уму, должно приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые ещё ум...