Программа дополнительного образования детей
рабочая программа (старшая группа)

Кудашева Ярослава Сергеевна

Кружок "Город профессий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gorod_professiy.docx95.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №21»

Рабочая программа

дополнительного образования дошкольников

 «Город профессий»

Программа рассчитана на детей 5-7 лет

Срок освоения: 2 года

Составитель:  воспитатель

Кудашева Я.С.

г. Троицк

2021 г.

Содержание

стр

ВВЕДЕНИЕ

3

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.

Пояснительная записка.

3

1.1

Цели и задачи Программы

4

1.2

Принципы и подходы к формированию Программы

5

2.

Планируемые результаты

5

3.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

6

     II.     СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

Общие положения

6

2.2

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

6

   III.    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Организация развивающей предметно-пространственной среды

7

3.2

Кадровые условия реализации Программы

7

3.3

Материально-техническое обеспечение программы

8

3.4

Финансовые условия реализации Программы

8

3.5

Планирование образовательной деятельности

8

3.6

Перечень литературных источников

30

Введение

       Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ.Пятилетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

  В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

  Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.

Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка.

           Программа по дополнительному образованию дошкольников «Город профессий» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;  «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва); Требования СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26, зарегистрированные в Минюсте России 29 мая 2013 г. №2856.

  Актуальность программы продиктована потребностями детей и их родителей. Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания  детей всегда стоят на первом месте.

     А. С. Макаренко  отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

    Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие  в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

    Труд способствует развитию  способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

    Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач  общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

    Ранняя  профориентация  позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

   Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

1.1.Цели и задачи реализации Программы:

Данная программа разработана с целью обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации. 

             Задачи:

         Образовательные:

  • формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;  
  • формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;  
  • формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;

        Развивающие:

  • развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
  • развитие памяти, внимания, воображения;
  • расширять кругозор воспитанников;

        Воспитывающие:

  • воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;  
  • воспитывает любознательность и сообразительность;
  • воспитывает чувство ответственности и самостоятельности;

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

  • расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
  • расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
  • формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
  • формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
  • систематизировать знания о труде людей в разное время года;
  • знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

  • расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
  • расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
  • расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
  • расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
  • формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

1.2. Принцип и подходы к формированию Программы

     За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов.

   Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учетом следующих принципов:

1.Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2.Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3.Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4.Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5.Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6.Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

7.Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

  В основу реализации комплексно-тематического принципа построения работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка. Работа осуществляется во время дополнительной образовательной деятельности.

  1. Планируемые результаты.

Результатом реализации программы является развитие у детей:

  5 лет- имеет представление о различных видах профессий; проявляет интерес к разным профессиям; выражает желание, когда вырастет, стать такими, как мама и папа; имеет представление о соблюдении безопасности, элементарных правил поведения на работе.

  6 лет- имеет представление о разных профессиях; об истории возникновения и развития данных профессии; знает где и кем работают родители и в чем ценность их труда; соотносит результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии; имеет обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; использует предметы-заместители в качестве атрибутов для творческих игр.

  1. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

  Оценивание качества образовательной деятельности представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.  Концептуальные основания оценки качества образовательной деятельности определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО. Первичную педагогическую диагностику рекомендуется проводить в середине — конце сентября, так как в начале сентября у некоторых детей еще проходит адаптация к новым условиям детского сада (например, к смене помещения группы), и не все дети еще начинают посещать детский сад после летних отпусков. Итоговую педагогическую диагностику рекомендуется проводить в мае, в связи с тем, что большинство занятий носит характер закрепления полученных представлений и умений у детей. В середине учебного года (февраль) можно провести экспресс-диагностику (используя некоторые задания контрольной диагностики) с целью определения эффективности уже проведенной работы и определения перспективы дальнейшей работы.

Основные диагностические методы:  

наблюдение; проблемная (диагностическая) ситуация; беседа.  

    Формы проведения педагогической диагностики:

индивидуальная; подгрупповая; групповая.  

II.     СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1        Общие положения

Актуальность составления данной программы вытекает из потребностей современного общества. Актуальность определяется рядом факторов, среди которых наиболее важными являются:

  • научно обоснованная целесообразность ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых;
  • потребность педагогической практики в разработке и внедрении научно- обоснованной педагогической системы, обеспечивающей более полное согласование задач и преемственность дошкольного и общего образования в части профессиональных ориентировок детей;
  • необходимость более эффективного использования возможностей образовательного процесса в ДОУ в части формирования профессиональной составляющей дошкольника.

2.2        Взаимодействие педагога с семьями дошкольников

В данной программе указанные задачи и основополагающие принципы решаются в процессе целенаправленной деятельности: на дополнительных занятиях, различных  мероприятиях, в практической деятельности, в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.

Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями:

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

в соответствии с Рабочей программой базируются на созданных следующих психолого -педагогических условиях, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

  Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность, а не просто воспроизведение информации. Ситуации, которые могут стимулировать познавательное развитие (то есть требующие от детей развития восприятия, мышления, воображения, памяти), возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику и т. д.

  Стимулировать детскую познавательную активность педагог может:

  • регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;
  • регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе — проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
  • обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
  • позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;
  • организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения;
  • строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии;
  • помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;
  • помогая организовать дискуссию;

3.2. Кадровые условия реализации Программы

Реализация Программы осуществляется педагогом с высшим профессиональным образованием.

 

3.3. Материально-техническое обеспечение Программы

Дошкольное учреждение, реализуя Программу, обеспечивает материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи:

─ осуществление всех видов деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;

─ организация участия родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;

─ использование в образовательном процессе современных образовательных технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);

─ обновление содержания основной образовательной программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;

─ обеспечение эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной,  правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;

─ эффективно управлять организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Программой предусмотрено также использование Учреждением обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч.  информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

3.4. Финансовые условия реализации Программы

Финансовое обеспечение реализации дополнительной образовательной программы дошкольного образования опирается на внебюджетный источник.

3.5. Планирование образовательной деятельности

        НОД в соответствии с программой проводятся 1 раз в неделю. Количество НОД в месяц - 4, в год – 34 (с сентября по май месяц).

        Формы организации образовательной деятельности в дошкольной группе: совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность детей в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Режим занятий: реализация программы строится на адекватных дошкольникам видах деятельности: проведение бесед, дидактических, сюжетно-ролевых игр, компьютерных программ, экскурсий, встреч с людьми разных профессий, культурно-досуговых мероприятий, с использованием ИКТ.

 Работа с детьми планируется воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы, проводится в свободной деятельности детей. В соответствии с планом реализации программы 1 раз в неделю проводится одно мероприятие. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:  

  • словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);  
  • наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);  
  • практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);  
  • игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).  В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.  

Образовательная деятельность осуществляется с учетом:

- построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.     

В основе планирования образовательной деятельности лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Цель: построение воспитательно–образовательного процесса, направленного на обеспечение единства  воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных  особенностей, социального заказа родителей.

Перспективно-тематическое планирование по ранней профориентации дошкольников.

 

Меся ц

Недели

Темы занятий

Тема занятия по профориентации

Цель

Сентябрь

1 неделя

Диагностика

Выявить уровень        сформированности детей о трудовой

деятельности взрослых.

2 неделя

Диагностика

Беседа «Есть много профессий хороших и нужных»

Познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей. Воспитывать доброжелательное отношение к людям разных профессий.

3 неделя

Детский сад. Игрушки.

Игры.

Наш        любимый детский сад.

Помочь лучше узнать детский сад, полюбить его.

4 неделя

Овощи. Огород

Путешествие        на тепличный комбинат. Профессия                –

овощевод.

Формировать представление об особенностях работы сельского труженника.

Октябрь

1 неделя

Фрукты. Сад.

Путешествие в плодово-ягодное хозяйство. Профессия- садовод.

Формировать представление об особенностях работы сельского труженника. Пополнить знания детей о том, как и где растут фрукты и как хранят и заготавливают на зиму люди урожай фруктов.

2 неделя

Растительный мир осенью.

Путешествие по улицам нашего города.

Воспитывать любовь и интерес к родному городу. Формировать представление об особенностях работы для поддержания порядка и чистоты города.

3 неделя

Одежда

Мы идём в ателье. Профессия  - швея.

Расширять знания и представления детей об одежде о профессиях, связанных с изготовлением одежды

.

4 неделя

Обувь

Путешествие в мастерскую сапожника.

Профессия – сапожник

Формировать представление об особенностях работы сапожника. Познакомить с интересными фактами изготовления обуви в жизни человека.

5 неделя

Поздняя осень

Путешествие на шахту. Профессия – шахтёр.

Формировать представление об особенностях и необходимости работы шахтёра.

Ноябрь

1 неделя

Я        и        мое здоровье

Путешествие        в детскую поликлинику. Профессия – детский врач

Познакомить с профессией врача, расширить словарный запас. Формировать представление об особенностях и необходимости работы медицинского работника, формировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье и о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

2 неделя

Моя семья.

Профессии моих родителей

Воспитывать интерес к истории своей семьи Воспитывать гордость за        профессии        родителей. Поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых. Вызывать желание следовать тому, что достойно подражания.

3 неделя

Продукты питания.

Путешествие в столовую. Профессия- повар.

Расширить знания о профессии повар, воспитывать уважение к людям труд, обогатить словарный запас.

См. прило жение

4 неделя

Посуда

Путешествие        в мастерскую посуды. Профессия        –художник.

Формировать представление об особенностях и возможностях работы художника в разных сферах человеческого общества.

Декабрь

1 неделя

Дом. Мебель

Путешествие на мебельную фабрику. Профессия столяра.

Формировать        представление        об особенностях        и        необходимости работы столяра.

2 неделя

Зима. Зимние забавы.

Путешествие        на детскую площадку. Делаем снежные

фигурки.

Формировать представление об особенностях работы скульптора на примере изготовления снежных

фигур.

3 неделя

Зимующие птицы.

Профессия – учёный.

Развивать интерес к изучению природы.        Формировать представление об особенностях работы учёных – исследователей природы.

4 неделя

Новый        год. Новогодняя елка.

Мы идём в театр. Профессия - актёр.

Формировать представление о работе актёра. Развивать интерес к участию        в        театральной деятельности.

Январь

1 неделя

Каникулы

2 неделя

Домашние птицы.

Путешествие на птицекомбинат. Труд работника птицефабрики.

Формировать представление об особенностях        работника птицефабрики.

3 неделя

Домашние животные        и их детеныши

Путешествие в ветеринарную клинику. Профессия – ветеринар.

Познакомить с профессией ветеринар, расширить знания об уходе за животными, воспитывать доброжелательное отношение к людям и животным.

См. прило жение

4 неделя

Дикие животные        и их детеныши

Путешествие в цирк. Профессия - дрессировщик.

Формировать        представление        об особенностях                работы дрессировщика.

Февраль

1 неделя

Животные Севера

Путешествие на стройку. Профессия – строитель.

Расширить представления детей о труде строителей, уточнить знания о профессиях маляра, плотника, каменщика,        формировать уважительное отношение к труду строителей.

См. прило жение

2 неделя

Животные

жарких стран.

Путешествие                в пожарную        часть.

Профессия -  пожарный.

Расширить и углубить знания детей о труде пожарных, познакомить со средствами пожаротушения – огнетушителем,        воспитывать уважение к труду пожарных.

.

3 неделя

Профессии. Орудия труда и инструменты.

Путешествие на металлургический завод. Профессии горнового, сварщика.

Формировать представление об особенностях        работы        на металлургическом предприятии.

4 неделя

День Защитника Отечества. Военные профессии.

Есть такая профессия

  • Родину защищать.Профессия
  • военный.

Уточнить и обобщать знания детей о Российской армии, воспитывать уважение к солдатам и офицерам; приучать чтить память павших бойцов.                Формировать представление об особенностях профессии                        военного. Активизировать        знания        о Российской Армии, защитнице страны; вызвать желание побольше узнать о трудовых буднях наших

воинов.

См. прило жение

Март

1 неделя

Животный мир морей и океанов.

Путешествие на корабль. Профессия – капитан дальнего плавания.

Формировать представление об особенностях        работы представителей морского флота.

2 неделя

Весна. Мамин праздник.

Профессия моей мамы.

Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре; желание помогать им. Учить составлять небольшие рассказы из личного опыта.

Женские профессии.

Путешествие        в парикмахерскую.

Профессия        –

парикмахер.

Формировать        представление        о важности работы парикмахера.

3 неделя

Растительный мир весной.

Путешествие в цветочную мастерскую.

Профессия –

цветовод.

Развивать        интерес        к        изучению природы.

4 неделя

Перелетные птицы.

Профессия – учёный- биолог.

Развивать интерес к изучению природы.                Формировать представление о необходимости и важности        работы учёных, изучающих живую природу.

Апрель

1 неделя

Транспорт.

Путешествие        на автобазу. Профессия -

водитель

Формировать        представление        о важности работы водителя.

2 неделя

Космос. День Космонавтик и.

Путешествие в космическом пространстве. Профессия – космонавт.

Воспитывать у детей интерес к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек. Расширять представления детей о космических полетах.

3 неделя

Весна. Лес. Животные

Путешествие в типографию.

Профессия –

писатель.

Формировать        представление        о работе типографии.

4 неделя

Весна. Сад. Огород. Поле

Путешествие в поле. Профессия        – комбайнёр.

Расширять знание детей о значении хлеба в жизни человека; знакомить с процессом выращивания хлеба. Расширять и углублять знания детей о труде взрослых, познакомить с профессией комбайнёра, расширить и уточнить знания детей о сельхозтехнике, ввести в активный словарь детей слова: сеялка, комбайн, элеватор.

5 неделя

Моя Родина. Мой город. Моя улица.

Путешествие по улицам нашего города. Профессия – инспектор ГИБДД

Закрепить      у      детей      понятие

«безопасности», убедить в необходимости соблюдения правил безопасности        Формировать представление об особенностях представителей патрульно-постовой

службы.

Май

1 неделя

День Победы

Путешествие        по семейному альбому. Профессии наших дедушек и бабушек.

Формировать бережное отношение к памяти своих предков. Воспитывать гордость и уважение к своим родным Воспитывать интерес

к истории своей семьи.

2 неделя

Поздняя

весна. Цветы

Беседа «Кем я хочу

быть»

Обобщить        знания        о        профессиях

нашего региона.

3 неделя

Поздняя весна.

Насекомые

Тренинг «Мои шаги к профессии»

Закрепить знания детей о профессиях, развивать логическое мышление, пополнить активный словарь детей. Формировать эмоциональное отношение к труду

взрослых.

См. прило жени е

4

неделя

Времена года Лето.

Большая игра «Моя профессия»

Обобщить знания о профессиях нашего региона. Расширить и уточнить представления о профессиях людей, закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей.

См. прило жени е

(2 год обучения)

Месяц

Недели

Темы занятий

Тема занятия по профориентации

Цель

Прим ечани е

Сентябрь

1 неделя

Диагностика

2 неделя

Диагностика

Беседа «Есть много профессий хороших и нужных»

Познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей. Воспитывать доброжелательное отношение к людям разных профессий.

См. прило жение

3 неделя

Детский сад. Игрушки.

Игры.

Наш        любимый детский                сад. Профессия воспитателя детского сада.

Формировать представление об особенностях работы воспитателя детского сада. Помочь лучше узнать детский сад, полюбить его.

4 неделя

Овощи. Огород

Путешествие        на тепличный комбинат. Профессия                –

овощевод.

Формировать представление об особенностях работы сельского труженника.

Октябрь

1 неделя

Фрукты. Сад.

Путешествие в плодово-ягодное хозяйство. Профессия

– садовод.

Формировать представление об особенностях работы сельского труженника. Пополнить знания детей о том, как и где растут фрукты и как хранят и заготавливают на зиму люди урожай фруктов

2 неделя

Растительны й мир осенью.

Путешествие в архитектурное бюро. Профессия -

архитектор.

Формировать представление об особенностях работы архитектора.

3 неделя

Одежда

Мы        идём        в        ателье. Профессия модельер.

Расширять знания и представления детей об одежде, о профессиях, связанных с моделированием иизготовлением одежды.

4 неделя

Обувь

Путешествие на обувную фабрику. Профессия – дизайнер обуви.

Формировать представление об особенностях работы на обувной фабрике. Познакомить с интересными фактами изготовления обуви в жизни человека.

5 неделя

Поздняя осень

Путешествие на шахту. Профессия –

шахтёр.

Формировать представление об особенностях и необходимости работы шахтёра.

Ноябрь

1 неделя

Я        и        мое здоровье

Путешествие        в детскую поликлинику.

Познакомить с профессиями людей, работающих        в детской поликлинике, расширить словарный запас. Формировать представление об особенностях и необходимости работы медицинского работника, формировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье и о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

2 неделя

Моя семья.

Профессии моих родителей

Воспитывать интерес к истории своей семьи. Воспитывать гордость за        профессии        родителей. Поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых. Вызывать желание следовать тому, что достойно подражания.

3 неделя

Продукты питания.

Путешествие в столовую. Профессия- повар.

Расширить знания о профессии повар, воспитывать уважение к людям труд, обогатить словарный запас.

См. прило жение

4 неделя

Посуда

Путешествие        в мастерскую посуды. Профессия        –

художник.

Формировать представление об особенностях и возможностях работы художника в разных сферах человеческого общества.

Декабрь

1 неделя

Дом. Мебель

Путешествие на

мебельную фабрику. Профессия столяра.

Формировать        представление        об особенностях и         необходимости работы столяра.

2 неделя

Зима. Зимние забавы.

Путешествие        на детскую площадку. Профессия                –

скульптор.

Формировать представление об особенностях работы скульптора на примере изготовления снежных

фигур.

3 неделя

Зимующие птицы.

Профессия – учёный- орнитолог.

Развивать интерес к изучению природы.Формировать представление об особенностях работы учёных – исследователей природы.

4,5

неделя

Новый        год. Новогодняя елка.

Мы идём в театр. Профессия - актёр.

Формировать представление о работе актёра. Развивать интерес к участию        в        театральной деятельности.

Январь

1 неделя

Каникулы

2 неделя

Домашние птицы.

Путешествие на

птицекомбинат. Труд животновода.

Формировать        представление        об

особенностях        работника птицефабрики.

3 неделя

Домашние

животные        и их детеныши

Путешествие в ветеринарную клинику. Профессия – ветеринар.

Познакомить с профессией ветеринар, расширить знания об уходе за животными, воспитывать доброжелательное отношение к людям и животным.

См. прило жение

4 неделя

Дикие

животные        и их детеныши

Путешествие в цирк. Профессия        –

дрессировщик.

Формировать        представление        об особенностях                работы

дрессировщика.

Февраль

1 неделя

Животные Севера

Путешествие на стройку. Профессия – строитель.

Расширить представления детей о труде строителей, уточнить знания о профессиях маляра, плотника, каменщика,        формировать уважительное отношение к труду

строителей.

См. прило жение

2 неделя

Животные жарких стран.

Путешествие                в пожарную        часть.

Профессия        – пожарный.

Расширить и углубить знания детей о труде пожарных, познакомить со средствами пожаротушения – огнетушителем,        воспитывать уважение к труду пожарных.

.

3 неделя

Профессии. Орудия труда и инструменты.

Путешествие на металлургический завод. Профессии плавильщика, горнового, электромонтёра, сварщика, дозировщика.

Формировать представление об особенностях        работы        на металлургическом предприятии.

4 неделя

День

Защитника Отечества. Военные профессии.

Есть такая профессия

– Родину защищать. Профессия – военный.

Уточнить и обобщать знания детей о Российской армии, воспитывать уважение к солдатам и офицерам; приучать чтить память павших бойцов.                Формировать представление об особенностях профессии                        военного. Активизировать        знания        о Российской Армии, защитнице страны; вызвать желание побольше узнать о трудовых буднях наших

воинов.

См. прило жени е

Март

1 неделя

Животный мир морей и океанов.

Путешествие на корабль. Профессия – капитан дальнего

плавания.

Формировать представление об особенностях        работы представителей морского флота.

2 неделя

Весна. Мамин праздник.

Профессия моей мамы.

Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре; желание помогать им. Учить составлять небольшие рассказы из личного

опыта.

Женские профессии.

Путешествие        в парикмахерскую.

Профессия        –

парикмахер.

Формировать        представление        о важности работы парикмахера.

3 неделя

Растительны й мир весной.

Путешествие в цветочную мастерскую.

Профессия – флорист.

Развивать интерес к изучению природы.        Формировать представление об особенностях

работы составителя букетов.

4 неделя

Перелетные птицы.

Профессия – учёный- биолог.

Развивать интерес к изучению природы.                Формировать представление о необходимости и важности        работы учёных,

изучающих живую природу.

Апрель

1 неделя

Транспорт.

Путешествие        на автобазу. Профессия -

водитель

Формировать        представление        о важности работы водителя.

2 неделя

Космос. День Космонавтик и.

Путешествие в космическом пространстве. Профессия – космонавт.

Воспитывать у детей интерес к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек. Расширять представления детей о космических полетах.

3 неделя

Весна. Лес. Животные

Путешествие в типографию.

Профессия –

писатель.

Формировать        представление        о работе типографии.

4 неделя

Весна. Сад. Огород. Поле

Путешествие в поле. Профессия        – комбайнёр.

Расширять знание детей о значении хлеба в жизни человека; знакомить с процессом выращивания хлеба. Расширять и углублять знания детей о труде взрослых, познакомить с профессией комбайнёра, расширить и уточнить знания детей о сельхозтехнике, ввести в активный словарь детей слова: сеялка, комбайн, элеватор.

5 неделя

Моя Родина. Мой город. Моя улица.

Путешествие по улицам нашего города. Профессия – инспектор ГИБДД

Закрепить      у      детей      понятие

«безопасности», убедить в необходимости соблюдения правил безопасности        Формировать представление об особенностях представителей патрульно-постовой

службы.

Май

1 неделя

День Победы

Путешествие        по семейному альбому. Профессии наших дедушек и бабушек.

Формировать бережное отношение к памяти своих предков. Воспитывать гордость и уважение к своим родным Воспитывать интерес

к истории своей семьи.

2 неделя

Поздняя

весна. Цветы

Беседа «Кем я хочу

быть»

Обобщить        знания        о        профессиях

нашего региона.

3.6 Перечень литературных источников

1. Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет  /  Е. А. Алябьева —  «ТЦ Сфера»,  2014 — (Библиотека воспитателя (Сфера);

2. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 251 с. - (Школа развития);

3. Потапова Т.В. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Серия «Вместе с детьми»);

4. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред.: Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.

  1. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)

Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...

Программа дополнительного образования детей «Основы современного танца» Возрастная категория: 5-7 лет Программа рассчитана на 2 года

       Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасн...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"

Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...