Развитие зрительного восприятия у детей с ОНР.
материал (старшая группа)

 

Развитие зрительного восприятия у детей с ОНР.

Обследование детей с общим недоразвитием речи пока­зало, что наряду с различными отклонениями в фонети­ке, лексике и грамматике у большинства из них в той или иной степени нарушены восприятие, память, внима­ние, мышление.

О значении зрительного восприятия в формировании речи Р.Е. Левина писала: «Под нарушением зрительного восприятия мы имеем в виду недостаточность тех анали­заторных процессов, которые связаны с восприятием пред­метного мира... При недостаточности предметных пред­ставлений нарушается познавательная работа ребенка, ко­торая непосредственно отражается на овладении речью.., В тесной связи с таким недоразвитием находится сни­женное понимание чтения и аграмматизм, который яв­ляется также очень стойким проявлением речевой недо­статочности».

Прежде чем начинать работу по развитию зрительного восприятия, необходимо провести исследования гнозиса детей с OHР. Можно для этого использовать методику Г. А. Волковой. Согласно этой методике одновременно изучается несколько видов зрительного восприятия. Чаще всего дети делают следующие ошибки - при исследовании знаний о предметах окружающего мира:

из предлагаемых предметов дети узнавали не все, только знакомые, часто встречающиеся в быту;

выделяя общие признаки для данной группы предметов, не видели частных (волка называли собакой, пальтошубой, на просьбу показать ресницы, показывали брови);

не узнавали предметы с не­достающими деталями (заяц без уха, корова без рогов)

затруднялись по отдельно : взятой части предмета назвать целый предмет (из-за дерева вид­но голову животного);

не узнавали предметы, изоб­раженные контурно, силуэтно, пунктирно, при наложении;

обобщающие понятия у боль­шинства детей отсутствовали;

узнавание и называние цве­та и формы было ниже возраст­ной нормы.

При исследовании навыков пространственных отношений:

большинство детей испыты­вали затруднения в нахождении левой и правой частей тела;

некоторые затруднялись в ориентировке относительно себя;

тяжелее всего определялось собственное положение относительно предмета (я стою впере­ди стола) и положения предме­тов относительно друг друга (кук­ла между рыбкой и кубиком, собака под столом);

При восприятии сюжетного изображения:

при восприятии картинки одни дети понимали смысл толь­ко частично, другие искажали его, третьи ограничивались пере­числением;

при выстраивании серии картин в определенной последо­вательности также наблюдались затруднения.

Работа по развитию зритель­ного восприятия должна идти параллель­но с коррекционным обучением. Формирование восприятия пред­метов и пространства можно проводить на занятиях по лексическим те­мам, это только помогает усвоению грам­матических средств языка. Навы­ки связной речи лучше развиваются с опорой на восприятие сюжетного изображения. Работа по станов­лению восприятия графического изображения букв позволит  эф­фективней решить задачу обуче­ния детей чтению и письму.

Развитие восприятия предметов окружающего мира

Работу по развитию восприятия предметов окружающего мира проводится поэтапно, со следующими предметами:

натуральными, муляжами;

в цветном изображении;

силуэтном и контурном;

неполном или разделенном на части.

Занятия начинает воспитатель. Дети рассматривают натуральные предметы, муляжи и их цветное изображение, используя план-символ (схему обследования). Последний включал в себя назва­ние, цвет, форму, величину, ма­териал, из которого сделан пред­мет, его части, действия (назна­чение) и классификацию. Такой план-символ должен быть использован при изучении каждой лексической темы (в течение недели).

Выделять существенные ха­рактерные признаки предмета ре­бенку помогают такие приемы, как узнавание на вкус, на ощупь, сравнение двух разных предме­тов, имеющих внешнее сходство: олень — лось, шуба — пальто, стакан — чашка. Обогащая словарь детей суще­ствительными, прилагательными и глаголами, воспитатель развивает понимание обобщающего значения слова. Такая работа повышает продуктивность после­дующих логопедических занятий и при усвоении лексических и грамматических средств языка и  позволяет использовать нагляд­ный материал в цветном, силуэт­ном, контурном изображении предметов (очередной этап разви­тия зрительного восприятия).

Первоначально логопед ис­пользует цветные иллюстрации на классификацию предме­тов (Кого ты встретишь в лесу?, В деревне? — овладение существи­тельными в винительном падеже);

выбор необходимого предме­та из множества (соедини стрел­кой Кто чем управляет? — овладение существительными в твори­тельном падеже, Кого из данных птиц девочка увидит на кормуш­ке? — в винительном);

соотнесение целого и части (Чьи это следы?, Чья морда? — образование притяжательных при­лагательных, С какой ветки дет­ки?, Семена какого фрукта? — относительных).

Кроме цветных иллюстраций, используется силуэтное изобра­жение. (Узнай свой фрукт — усвоение притяжательных местоимений, существительных с уменьшитель­но-ласкательными суффиксами), предметы, изображенные  в контуре.

 

 

При уточнении представлений об основных цветах и их оттен­ках, а также овладении соответ­ствующими обозначениями у де­тей одновременно развивается зрительное восприятие цвета и формы предмета. Усвоение названий цвета и формы шло на занятиях по каж­дой лексической теме. Для того чтобы дети запоминали основные цвета, оттенки и последователь­ности цветов спектра.

Развитие восприятия пространственных отношений

В данной работе нужно придерживаться следующих этапов ориентировки:

в собственном теле;

малом пространстве (на сто­ле, листе бумаги);

большом пространстве (оп­ределение положения предметов относительно себя и друг друга, собственного тела относительно предмета).

Работу по развитию ориенти­ровки в собственном теле можно начинать с индивидуальной работы. Способность ори­ентироваться на столе и листе бумаги формируется у ребенка в течение всего процесса обуче­ния как на логопедических заня­тиях, так и на занятиях воспита­теля по подготовке руки к пись­му, математике, изобразительной деятельности.

При обучении употреблению предлогов, обозначающих про­странственное расположение пред­метов, а также глаголов с разны­ми оттенками действий, ребенку предлагают выполнить дей­ствие самому (Спрячься под кро­вать, за стул), затем с игрушкой (Поставь белку на стол, под стол; Машина въехала на мост, объеха­ла гараж). Это позволяло детям в конце занятия легче определять по­ложение предметов на картине. В работе с предлогами хорошо помо­гало использование символов.

Развитие восприятия сюжетного изображения

Подготовительную работу  начинают в период рассматривания предметов с использовани­ем плана-символа, с помощью игр Что забыл нарисовать При составле­нии описательных рассказов по игрушке и цветному изображению выбирались следующие приемы:

описание предмета с исполь­зованием плана-символа (Похва­ли игрушку, Дай объявление в га­зету, Загадай загадку про данный предмет, Чудесный мешочек, По­хвали наряд Красной Шапочки);

сравнение двух одинаковых предметов, имеющих небольшое отличие или разных предметов, имеющих внешнее сходство (Парные картинки, Узнай, кто спрятался за деревом, расскажи, как ты об этом догадался).

Работа по развитию зритель­ного восприятия способствует ак­тивизации внимания и зритель­ной памяти; целенаправленное, много­кратное, всестороннее восприятие одного и того же предмета, срав­нение его с другими предметами позволяет быстрее активизировать словарь ребенка, а также позволи­ло улучшить качество составления описательных рассказов;

силуэтные и контурные изоб­ражения предметов помогают раз­вивать зрительно-пространствен­ную ориентировку, подготавли­вая ребенка к овладению чтением и письмом, а усвоение графического изоб­ражения букв способствовало про­филактике дисграфии и дислек­сии у детей с ОНР.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_2_dlya_shury.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие зрительного восприятия у детей с ОНР.

Обследование детей с общим недоразвитием речи показало, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них в той или иной степени нарушены восприятие, память, внимание, мышление.

О значении зрительного восприятия в формировании речи Р.Е. Левина писала: «Под нарушением зрительного восприятия мы имеем в виду недостаточность тех анализаторных процессов, которые связаны с восприятием предметного мира... При недостаточности предметных представлений нарушается познавательная работа ребенка, которая непосредственно отражается на овладении речью.., В тесной связи с таким недоразвитием находится сниженное понимание чтения и аграмматизм, который является также очень стойким проявлением речевой недостаточности».

Прежде чем начинать работу по развитию зрительного восприятия, необходимо провести исследования гнозиса детей с OHР. Можно для этого использовать методику Г. А. Волковой. Согласно этой методике одновременно изучается несколько видов зрительного восприятия. Чаще всего дети делают следующие ошибки - при исследовании знаний о предметах окружающего мира:

из предлагаемых предметов дети узнавали не все, только знакомые, часто встречающиеся в быту;

выделяя общие признаки для данной группы предметов, не видели частных (волка называли собакой, пальто — шубой, на просьбу показать ресницы, показывали брови);

не узнавали предметы с недостающими деталями (заяц без уха, корова без рогов)

затруднялись по отдельно : взятой части предмета назвать целый предмет (из-за дерева видно голову животного);

не узнавали предметы, изображенные контурно, силуэтно, пунктирно, при наложении;

обобщающие понятия у большинства детей отсутствовали;

узнавание и называние цвета и формы было ниже возрастной нормы.

При исследовании навыков пространственных отношений:

большинство детей испытывали затруднения в нахождении левой и правой частей тела;

некоторые затруднялись в ориентировке относительно себя;

тяжелее всего определялось собственное положение относительно предмета (я стою впереди стола) и положения предметов относительно друг друга (кукла между рыбкой и кубиком, собака под столом);

При восприятии сюжетного изображения:

при восприятии картинки одни дети понимали смысл только частично, другие искажали его, третьи ограничивались перечислением;

при выстраивании серии картин в определенной последовательности также наблюдались затруднения.

Работа по развитию зрительного восприятия должна идти параллельно с коррекционным обучением. Формирование восприятия предметов и пространства можно проводить на занятиях по лексическим темам, это только помогает усвоению грамматических средств языка. Навыки связной речи лучше развиваются с опорой на восприятие сюжетного изображения. Работа по становлению восприятия графического изображения букв позволит  эффективней решить задачу обучения детей чтению и письму.

Развитие восприятия предметов окружающего мира

Работу по развитию восприятия предметов окружающего мира проводится поэтапно, со следующими предметами:

натуральными, муляжами;

в цветном изображении;

силуэтном и контурном;

неполном или разделенном на части.

Занятия начинает воспитатель. Дети рассматривают натуральные предметы, муляжи и их цветное изображение, используя план-символ (схему обследования). Последний включал в себя название, цвет, форму, величину, материал, из которого сделан предмет, его части, действия (назначение) и классификацию. Такой план-символ должен быть использован при изучении каждой лексической темы (в течение недели).

Выделять существенные характерные признаки предмета ребенку помогают такие приемы, как узнавание на вкус, на ощупь, сравнение двух разных предметов, имеющих внешнее сходство: олень — лось, шуба — пальто, стакан — чашка. Обогащая словарь детей существительными, прилагательными и глаголами, воспитатель развивает понимание обобщающего значения слова. Такая работа повышает продуктивность последующих логопедических занятий и при усвоении лексических и грамматических средств языка и  позволяет использовать наглядный материал в цветном, силуэтном, контурном изображении предметов (очередной этап развития зрительного восприятия).

Первоначально логопед использует цветные иллюстрации на классификацию предметов (Кого ты встретишь в лесу?, В деревне? — овладение существительными в винительном падеже);

выбор необходимого предмета из множества (соедини стрелкой Кто чем управляет? — овладение существительными в творительном падеже, Кого из данных птиц девочка увидит на кормушке? — в винительном);

соотнесение целого и части (Чьи это следы?, Чья морда? — образование притяжательных прилагательных, С какой ветки детки?, Семена какого фрукта? — относительных).

Кроме цветных иллюстраций, используется силуэтное изображение. (Узнай свой фрукт — усвоение притяжательных местоимений, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), предметы, изображенные  в контуре.

При уточнении представлений об основных цветах и их оттенках, а также овладении соответствующими обозначениями у детей одновременно развивается зрительное восприятие цвета и формы предмета. Усвоение названий цвета и формы шло на занятиях по каждой лексической теме. Для того чтобы дети запоминали основные цвета, оттенки и последовательности цветов спектра.

Развитие восприятия пространственных отношений

В данной работе нужно придерживаться следующих этапов ориентировки:

в собственном теле;

малом пространстве (на столе, листе бумаги);

большом пространстве (определение положения предметов относительно себя и друг друга, собственного тела относительно предмета).

Работу по развитию ориентировки в собственном теле можно начинать с индивидуальной работы. Способность ориентироваться на столе и листе бумаги формируется у ребенка в течение всего процесса обучения как на логопедических занятиях, так и на занятиях воспитателя по подготовке руки к письму, математике, изобразительной деятельности.

При обучении употреблению предлогов, обозначающих пространственное расположение предметов, а также глаголов с разными оттенками действий, ребенку предлагают выполнить действие самому (Спрячься под кровать, за стул), затем с игрушкой (Поставь белку на стол, под стол; Машина въехала на мост, объехала гараж). Это позволяло детям в конце занятия легче определять положение предметов на картине. В работе с предлогами хорошо помогало использование символов.

Развитие восприятия сюжетного изображения

Подготовительную работу  начинают в период рассматривания предметов с использованием плана-символа, с помощью игр Что забыл нарисовать При составлении описательных рассказов по игрушке и цветному изображению выбирались следующие приемы:

описание предмета с использованием плана-символа (Похвали игрушку, Дай объявление в газету, Загадай загадку про данный предмет, Чудесный мешочек, Похвали наряд Красной Шапочки);

сравнение двух одинаковых предметов, имеющих небольшое отличие или разных предметов, имеющих внешнее сходство (Парные картинки, Узнай, кто спрятался за деревом, расскажи, как ты об этом догадался).

Работа по развитию зрительного восприятия способствует активизации внимания и зрительной памяти; целенаправленное, многократное, всестороннее восприятие одного и того же предмета, сравнение его с другими предметами позволяет быстрее активизировать словарь ребенка, а также позволило улучшить качество составления описательных рассказов;

силуэтные и контурные изображения предметов помогают развивать зрительно-пространственную ориентировку, подготавливая ребенка к овладению чтением и письмом, а усвоение графического изображения букв способствовало профилактике дисграфии и дислексии у детей с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...

Коррекционная направленность развития зрительного восприятия у детей

Средства и приемы коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения...