Организация диагностической работы в ДОУ
консультация

Организация диагностической работы в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_diagnosticheskoy_raboty_v_dou.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Организация диагностической работы в ДОУ

Основные подходы к организации диагностической работы

  Внедрение диагностической работы в деятельность дошкольных образовательных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами.

1. Реализация декларируемого в образовании личностно-ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе.

2. В настоящее время остается дискуссионным, что понимать под результатом деятельности дошкольных образовательных учреждений. Если исходить из того, что результатом педагогической деятельности являются изменения в развитии ребенка, произошедшие в процессе взаимодействия его с педагогом, то определение педагогами собственной профессиональной эффективности возможно только с помощью диагностики развития детей до и после проведения образовательной работы.

    В ряде дошкольных образовательных учреждений организованы диагностические службы, советы, творческие группы; диагностическая работа внесена в годовые и календарные планы дошкольного учреждения и педагогов; ведётся соответствующая документация (имеются диагностические программы и заключения по результатам диагностической работы). Таких дошкольных образовательных учреждений с каждым годом становится всё больше, но в настоящее время они скорее являются исключением, чем правилом.

Требования к диагнозу

  1. Диагноз должен включать три уровня (по Л .С. Выготскому):

• симптоматический, который ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, то есть своего рода ответ на вопрос: «Какой этот объект, в чем его особенности?»;

• этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей, но и вызывающие их причины, то есть — «почему объект такой?»;

• типологический — определяющий место и значение полученных данных в целостной, динамичной картине, то есть «что значит сейчас и что-то будет значить в будущем для объекта диагностики?»

  2. Диагноз должен содержать формулировку, которая определяет его предположительный характер.

  3. Диагноз должен заканчиваться рекомендациями, соответствующими целям диагностики, то есть должен давать ответ на вопрос о том, как учитывать полученные данные в последующей практической деятельности.  

Цели диагностической работы

1.«Выявление особенностей (объект и предмет диагностики конкретизируются) для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса». Такая формулировка цели диагностической работы предполагает, что рекомендации будут определять содержание и/или способы развивающей, а при необходимости коррекционной, работы со всеми, чьё состояние или развитие являлось объектом изучения. Например, «если целью диагностики было выявление особенностей сформированности психологической готовности к обучению в школе для последующего их учёта при проведении развивающей работы с детьми, то в рекомендациях должно быть описано, какую развивающую работу и как необходимо проводить с детьми (со всей группой, с подгруппами и индивидуальную).

2.«Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углублённого изучения». Диагностика с этой целью но¬сит профилактический характер и предполагает, что в рекомендациях будет определено, кто и что нуждается в углублённом обследовании или консультации у специалиста.

3.«Выявление изменений в развитии (объект и предмет конкретизируются) для определения эффективности педагогической деятельности». В этом случае в рекомендациях определяют, какие изменения необходимо внести в деятельность педагогов. Например, если целью диагностики было изучение эффективности работы по развитию игровой деятельности, то в рекомендациях может быть определена необходимость обобщения опыта педагога по данному направлению; или выявление причины недостаточной динамики развития игровой деятельности у детей данной группы.

Принимать участие в диагностической работе могут все сотрудники дошкольного образовательного учреждения: руководители, педагогический (включая педагога-психолога) и медицинский персонал.

Цели диагностики могут быть следующие:

• выявление детей с уровнем развития познавательных процессов ниже среднего для оказания им коррекционной помощи;

• определение эффективности работы ДОУ по развитию познавательных процессов у детей;

• создание оптимальных условий для реализации дифференцированного подхода к умственному развитию детей

В работе педагогом-психологом образовательного учреждения последовательно используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика.

Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.

2. Углубленная психологическая диагностика, которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться не¬сколько раз в течение одного коррекционного курса.

4. Итоговая диагностика.

Цель — оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

  При проведении любого вида диагностики педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения должен соблюдать следующие принципы:

— комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;

— изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения;

— педагогическая направленность: изучение, диагностирование не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем;

— участие в изучении и оценке развития ребенка всех включенных в его судьбу и заинтересованных сторон (родите¬лей, воспитателей, педагогов);

— оценка развития с учетом данных истории жизни ребенка в ее конкретных условиях и объективных обстоятельствах: открытость сделанного заключения о развитии для корректировки.

  Цели и задачи психодиагностики индивидуальны для каждого ДОУ, но они должны быть направлены на выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника. Другими словами, психодиагностика должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендации.

При заключении договора между ДОУ и родителя¬ми в письменном виде подтверждается согласие родителей на участие их ребенка в диагностическом обследовании. Тем самым соблюдается принцип законности, являющийся, по сути, основным в работе ДОУ.

  Система психодиагностической работы строится следующим образом. В начале учебного психолог проводит экспресс-диагностику уровня психического развития детей всех возрастных групп, кроме подготовительной. На его основе и анализе педагогической диагностики психолог проводит углубленную диагностику с детьми, предположительно имеющими проблемы в личностной сфере. Такие дети обычно и составляют «группу риска». На основе углубленной диагностики строится коррекционно-развивающая работа.

Диагностическое обследование детей подготовительной группы проводится по всем критериям и изначально является углубленной. Повторное диагностическое обследование этих детей проводится в апреле, чтобы иметь возможность оказать дополнительную помощь дошкольникам с низким уровнем готовности к обучению в школе.

Такой вариант приемлем для осуществления плановой диагностики. В случае запроса родителей и педагогов диагностическое обследование включается в процесс консультирования.

  Диагностическое обследование также проводится после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер.

  Особенности детей дошкольного возраста накладывают свой отпечаток и на процедуру диагностического обследования.

Сама непосредственная процедура обследования должна проводиться только при участии психолога и ребенка, она не должна прерываться посторонними. Поэтому лучше привести ребенка в кабинет.

Дети должны просто знать психолога, чему будут способствовать его систематические приходы в группу, игры с детьми.

  Важнейшим фактором, влияющим на получение объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка. Поэтому нельзя категорично настаивать на приведении ребенка в кабинет. Нельзя отрывать его от интересного дела. Тем самым снижается мотивация участия в обследовании, вплоть до полного отказа от взаимодействия.

  Развитие познавательных процессов определяет легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач, что имеет особое значение для подготовки к школьному обучению. Поэтому чрезвычайно важно раннее определение степени сформированности у ребенка различных психических функций.

Таким образом, диагностика направлена на изучение особенностей развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания у детей дошкольного возраста. Ее использование даёт возможность дошкольным работникам соотнести особенности познавательного развития каждого ребенка с примерной возрастной нормой. Это, в свою очередь, позволяет проанализировать актуальное состояние познавательных процессов и прогнозировать возможные варианты развития, а также вносить необходимые изменения в образовательную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к организации диагностической работы

Проблема диагностики чрезвычайно актуальна и значима для дальнейшего совершенствования воспитательно-образовательного процесса...

Презентация по теме: "Диагностическая работа в ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования Стандарта ...

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ОПЫТ, ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ В ДОУ.

Модернизация российского образования определяет осуществление мониторинга как одно из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения в режиме развития. Сегодня говорить об общем монито...

«Особенности проведения и организации диагностического исследования умственного развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»

     Одной из важнейших задач, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является изучение педагогом возможностей и успешного освоени...

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ....

Организация диагностической работы с родителями в ДОУ

Ведущая идея системы работы педагогического коллектива ДОУ с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов....