СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья (младшая группа)

Гайдарова Алина Ровшановна

В статье представлена актуальность проблемы социализации ребенка младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Авторы уточняют понятие социализации ребенка, раскрывают особенности социализации детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 330

СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Гайдарова Алина Ровшановна,

Мохна Елена Александровна,

воспитатели,

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 7 «Семицветик» г. Белгорода

Аннотация: в статье представлена актуальность проблемы социализации ребенка младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Авторы уточняют понятие социализации ребенка, раскрывают особенности социализации детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: социализация, адаптация, социальные отношения, младший дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение.

SOCIALIZATION OF A CHILD IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Gaidarova Alina Rovshanovna,

Mokhna Elena Aleksandrovna

Abstract: the article presents the relevance of the problem of socialization of a child of younger preschool age in a preschool educational institution. The authors clarify the concept of socialization of a child, reveal the features of socialization of children of younger preschool age in a preschool educational institution.

Key words: socialization, adaptation, social relations, junior preschool age, preschool educational institution.

В настоящее время одной из актуальных проблем является социальное развитие подрастающего поколения. Родители и педагоги хотят, чтобы дети входили в мир без затруднений, были уверенными, умными, добрыми и успешными. Это сложный процесс, который зависит от степени адаптации ребенка в мире людей, а также  включается определение своего места в жизни, реализация собственного потенциала.

И.С. Кон определяет социализацию комплексом социальных процессов, с помощью которых осуществляется усвоение и воспроизведение определенной системы знаний, норм и ценностей индивидом, которые позволяют в качестве полноправного члена социума [3].

Социальное развитие (социализация) является процессом усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, который нужен, для того чтобы включится в общественные отношения [2]. Данный процесс включает следующие компоненты [1] (рис. 1):

Рис. 1. Компоненты социального развития (социализации)

На социализацию ребенка большое влияние оказывают психофизиологические и возрастные особенности детей, в частности младшего дошкольного возраста. К этим особенностям относятся следующие:

- воспитание, представленное в виде относительно осмысленного и целенаправленного взращивания человека;

- деятельность, как известно, ведущим видом деятельности дошкольников является игра, которая представляет собой своеобразную форму приобщения детей к жизни взрослых;

- семья, являющаяся определяющей процесс социализации.

В младшем дошкольном возрасте социализация осуществляется при максимальной поддержке воспитателя, которая представляет собой, наравне с родителями детей, образцом для овладения ими этических норм и правил. В этом возрасте ребенок активно интересуется окружающими людьми, для него значимым является общение со сверстниками.

Организуя процесс социализации ребенка в ДОУ,  педагогу необходимо помнить, что следует реализовывать ряд педагогических условий, обеспечивающих успешность данного процесса (рис. 2):

Рис. 2. Педагогические условия социализации ребенка в ДОУ

Главным способом организации социализации ребенка в младшем дошкольном возрасте выступает включение его в игровую деятельность. Игре отводится значимая роль, т.е. именно игра – это основной вид деятельности ребенка, а также способ усвоения общественного опыта. В игре происходит становление личности ребенка, усвоение им социальнокультурного опыта.

В многочисленных исследованиях (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,              С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) игра представляет собой важную и эффективную форму социализации ребенка в дошкольный период детства, что, в свою очередь, обеспечивает освоение им мира человеческих отношений. По мнению авторов, игры включает «идеальную форму», образец будущей жизни во взрослом состоянии на доступном и понятном для ребенка уровне. Игра не разъединяет, а объединяет «мир взрослых» и «мир детей».

Перед воспитателями стоит задача, которая предполагает организацию специального игрового процесса, в которой включается ребенок. Можно выделить следующие направления игр, которые рекомендуется организовывать с детьми для их социализации (рис. 3).

Рис. 3. Направления игр для социализации детей

Рассмотрим функции игры, в которых раскрывается значимость использования игры в процессе социализации детей.

Первой и важной функцией выступает обучающая, с помощью которой решаются задачи по усвоению конкретного материала в соответствии с программой и правил, согласно которым играют дети.

Развлекательная функция повышает эмоционально-положительный тонус, развивает двигательную активность, обогащает интеллект детей разнообразными впечатлениями, создавая при этом  благоприятную атмосферу, чтобы установить эмоциональный контакт между взрослым и ребенком.

Коммуникативная функция заключается в том, что в игре развиваются потребности к обмену с другими детьми представлениями и умениями в ходе игровой деятельности, в общении и установлении на данной основе дружеских отношений, проявлении речевой активности.

Воспитательная функция способствует выявлению индивидуальных особенностей дошкольников, устранению нежелательных проявлений в поведении детей.

Развивающая функция состоит в развитии детей, коррекции того, что в них заложено и проявлено.

Релаксационная функция связана с восстановлением физических и духовных сил детей.

Психологическая функция подразумевает развитие творческих умений у детей.

Таким образом, процесс социализации детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения является весьма сложным и длительным процессом, который требует от педагогов тщательной, целенаправленной и планомерной организации деятельности детей, что обеспечило бы успешность их социализации. Ведущим видом деятельности в дошкольный период является игра, поэтому вхождение в социальный мир будет позитивным, если ребенка включать в игровую деятельность, в которой он безболезненно сможет накопить социальный опыт, стать увереннее, научиться общаться со сверстниками и взрослыми, приобретет образцы повеления в обще, узнает нормы и правила поведения в социуме и др.

Список литературы

  1. Алексеенко О.Н. Социализация личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения// Обучение и воспитание: методики и практика. – 2012. – С. 292-294.
  2. Антонова Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. – 2004. – №5. – С. 54-69.
  3. Кон И.С. Социологическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 560 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование валеологической культуры ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения

Здоровье человека - это великое благо и неотъемлемое условие его счастья. Когда человек здоров, он строит свою жизнь по собственным планам и легко преодолевает любые трудности....

Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируетс...

Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения

Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения...

Статья "Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Статья "Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения"....

План мероприятий по адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

План мероприятий по адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения....

«Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения».

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение, все дети проходят через адаптационный период, который является кардинальным изменением   условий жизни, социального окружения. ...