Картотеки для развития диалогической речи детей
материал (старшая группа)

Андреева Галина Леонидовна

Позволяет повысить эффективность образовательного процесса по развитию диалогической речи  у детей  дошкольного возраста посредством организации театрализованной деятельности.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека театральных этюдов

Мы обратили внимание, что детям трудно даются задания, целью которых было изображение образов животных или знакомых сказочных персонажей с помощью невербальных средств общения. При создании игрового образа дети пользовались примитивными характерными жестами, забывая о мимике и пантомимике. Даже когда дети старались изобразить тот или иной образ, движения их были скованными, угловатыми, однообразными. Поэтому, я поставила перед собой цель развивать у детей невербальные средства выражения эмоций. Работу над развитием невербальных средств выражения эмоций ведём в трёх направлениях.

1.Работа над жестами. 2. Работа над мимикой. 3. Работа над пантомимикой. Вся эта работа проводилась в форме игр, этюдов и упражнений. Ведь этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства.

Этюд «Изобрази жестом»

Цель: развитие выразительности жестов, движений, мимики.

Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог: «высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др

Этюд «Глухая бабушка»

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог), которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Саша?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т.п. ребенок жестами отвечает.

Этюд «Тише»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «тише!».

Этюд «В магазине зеркал»

Ситуация. В магазин зеркал вошла девочка Маша, увидела себя в зеркало и топнула ногой – отражение ответило ей тем же. Затем строила различные гримасы. Детей разбить на пары, одному из них отвести роль зеркало. Задача состоит в том, чтобы второй ребёнок с точностью повторял всё, что показывает первый.

Игры на развитие выразительной мимики имеют определённую цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

«Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Лампочка потухла, зажглась», «Грязная бумажка», «Тепло-холодно», «Рассердились на драчуна», «Встретили хорошего знакомого», «Испугались забияку», «Умеем лукавить (подмигивание),

Игра – пантомима «Угадай, кого покажу»

Цель: развитие пантомимических навыков, умения отождествлять себя с заданным персонажем.

Педагог предлагает детям разделиться на две команды: одни дети изображают, а другие угадывают. Пантомимически передавая характерные особенности, иногда, помогая голосом, дети показывают щенка, петуха, мышонка, собаку, пчелу, кошку, лягушку. Затем дети меняются.

Загадки – пантомимы:

в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке; отгадать профессию (по характерным движениям и позе); отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке самолёте, поезде и пр.); отгадать, какая на улице погода; определить по походке прохожего (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т.д.)

Показать (руками или пальцами):

  • Стой на месте!
  • Идём со мной!
  • До свидания!
  • Давай, помиримся.
  • Я тебя люблю!
  • Я боюсь.

Дети, овладев на должном уровне невербальными средствами, использовали эти умения при выборе персонажа и выразительных средств, с помощью которых он будет создавать свой игровой образ. Это ярко проявилось в работе над сказками: «Теремок», «12 месяцев», «Золушка», «Муха-Цокотуха», а также на различных праздниках для детей. Дети без особого труда быстро и правильно находили те характерные и выразительные средства, с помощью которых они передавали характер и образ своего персонажа.

Для постановки спектаклей большое значение имеет выбор литературного произведения, который ложится в основу сценария будущей пьесы. Незаменимой в этой работе стала книга Светланы Мерзляковой «Театрализованные игры», в которой представлено большое количество театрализованных игр, начиная с малых форм (этюды, диалоги, инсценировки) и заканчивая спектаклями. Очень удобно ещё и то, что к каждой инсценировке уже подобран музыкальный репертуар.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи и интонационный строй. Театрализованные игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.



Предварительный просмотр:

РИТМОПЛАСТИКА.

Игра «Ходим кругом»

Цель. Учить детей «снимать» зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими детьми.

Дети встают в круг и выбирают водящего. Он встает в центр круга и громко произносит свое имя. Ребята, стоящие в кругу, медленно двигаются вправо или влево (по указанию педагога) и запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:

Ходим кругом,

Друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Ваня (Коля, Маша, Таня и др.)

Нам покажет,

Будем дружно повторять!

Дети останавливаются, ведущий показывает какое-либо движение (вращает руками, прыгает, как лягушка, становится на ногу, как журавль) или принимает какую-то смешную позу. Дети должны точно повторить его движения. После это-водящий подходит к кому-нибудь из ребят в круге и низко кланяется. Ребенок, которому он поклонился, идет в седину круга и становится водящим, а прежний водящий занимает его место. Игра повторяется.

Игра «Снеговик»

Цель. Развивать умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

Дети изображают снеговиков: стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены.

Игра «Заяц и охотник»

Цель. Учить детей ориентироваться в пространстве; равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом.

Двое ребят выбираются на роли «охотника» и «зайца». Остальные дети разбиваются на пары и строятся парами, повернувшись спиной друг к другу. Из сцепленных вверху рук каждая пара образует «домик» — убежище. Если «заяц», спасаясь от «охотника» (водящего), забежал в «домик», то тот, к кому он встал спиной, становится «зайцем» и в свою очередь должен убегать от «охотника». Если «охотник» успел до него дотронуться, то «заяц» становится «охотником». Игра проводится под музыку.

Игра «Пальма»

Цель. Развивать пластическую выразительность.

Педагог. Представьте, что вы — пальмы. Сейчас пальмы будут медленно расти. Вы поднимаетесь со стульчиков. Встали и пальма выросла большая-пребольшая: правую руку вытяните вверх, потянитесь за рукой, посмотрите на руку —«завяли листочки»; опустите кисть — «завяли ветки», опустите руку от локтя — «вся пальма завяла». Вы должны попеременно напрягать и расслаблять мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Игра «Птицы, на гнезда!»

Цель. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

Дети стоят в кругу; они — «птицы». Водящий (педагог) находится в середине круга. Он ходит мимо играющих и, обращаясь к кому-либо из ребят, говорит: «Птица улетает!» Ребенок, которому он сказал эти слова, идет за водящим. Так образуется целая вереница «птиц». Водящий на ходу выполняет разные движения, а «птицы» повторяют их за ним. Неожиданно водящий кричит: «Птицы, на гнезда!» и быстро занимает чье-нибудь место в кругу. Остальные игроки занимают любые свободные места. Тот, кто опоздал, становится водящим.

Игра проводится под музыкальное сопровождение: «птицы» идут за водящим танцевальным шагом, а стоящие на месте дети прихлопывают и притопывают.

Игра «Снеговик»

Цель. Развитие двигательных способностей.

Педагог дает детям задание: «Эта игра поможет вам научиться напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса, Встаньте в круг и превратитесь в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Пригрело солнышко, под его теплыми веселыми лучами снеговик начал медленно таять».

Дети постепенно расслабляют мышцы, опускают бессильно! голову, руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляются.

Игра повторяется 2—3 раза.

Игра «Смелые мышки»

Цель. Развивать образное мышление детей. Двигательные способности детей.

Сначала педагог читает стихотворение:

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре.

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон...

Убежали мышки вон!

Затем педагог предлагает детям превратиться в мышек и выразительно изобразить их, используя жесты и мимику. Игра повторяется 2—3 раза.

По окончании игры педагог отмечает, что все мышки были разные, не похожие одна на другую, и хвалит ребят за старание.

Игра «Животные во дворе»

Цель. Развивать воображение, выразительность жестов.

Педагог. Ребята, вспомните, какие домашние животные! живут на деревенском дворе. У них разные характеры, повадки. Даже животные одного вида отличаются друг от друга.

На сцену вызывается несколько ребят, которые будут под музыку изображать домашних животных: ленивого кота, голодного поросенка, крикливого щенка, наглую ворону, юркого воробья.

Игра «Семь сыновей»

Цель. Развивать умение детей произвольно реагировать на команду, снимать зажатость, скованность, согласовывать свои действия с другими детьми.

Дети выбирают водящего, повязывают ему платком голову и ставят в средину круга. Все играющие двигаются по кругу, взявшись за руки, и поют:

У одной бедной старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,

С большими ногами,

С длинными ушами,

Ничего не ели,

А все только пели,

Скакали да играли!

Как?

Все останавливаются и опускают руки на слова: «Делали все вместе так!» Водящий, изображающий старушку, быстро делает какое-нибудь движение или принимает смешную позу. Все играющие должны повторить это движение или позу, какую принял водящий.

Того, кто зазевался или делает что-то не так, как следует, старушка наказывает: заставляет обежать круг или поскакать на одной ноге. Затем выбирается новый водящий на роль старушки, игра продолжается.

Вместо наказания можно сделать «провинившегося» водящим; а бывший водящий встает в круг. Каждый новый водящий получает от предыдущего, как эстафету, платочек на голову.

Игра проходит под мелодию русской песни на две четверти или четыре четверти, например, «Во саду ли, в огороде». Игра повторяется 3—4 раза. Педагог отмечает лучших игроков.

Игра «Зернышко»

Цель. Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.

Педагог рассчитывает детей на первый-второй. Первые — зрители, вторые — исполнители. Каждый ребенок представляет себя маленьким зернышком какого-либо растения. Дети сидят на корточках (голова прижата к коленям), обхватив себя руками. Из зернышка пробивается росточек, он тянется к солнышку, растет, выпускает листочки... Зрители пытаются определить, что за растение выросло из каждого зернышка. Затем дети меняются ролями; игра повторяется.

Игра «Волшебное превращение»

Цель. Учить детей чувствовать, понимать и сопоставлять характер музыки с образом животного.

Ребята, в моем мешочке есть волшебная палочка. Стоит мне ею взмахнуть, и вы превратитесь в моих друзей — лесных обитателей, а я буду отгадывать. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть!

Педагог заранее подбирает музыку для каждого животного и дает детям некоторое время послушать ее, чтобы животное соответствовало характеру музыки. Педагог помогает детям наводящими вопросами.

Под музыку дети имитируют движения животных, Старичок-Лесовичок отгадывает и поощряет.

Игра «Художница Осень»

Цель. Учить произносить фразы с определенной интонацией и с разной силой голоса; формировать эстетическое восприятие природы и воспитывать бережное отношение к ней;

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья —

Красный, желтый, золотой,

Как хорош ты, лист цветной!

Держа в руках воображаемую кисть, дети «красят листья» движениями — вниз.

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул!

Дети делают глубокий вдох, надувают щеки и с силой выпускают воздух через сомкнутые губы.

Красный, желтый, золотой,

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно,

Листьев нет — лишь ветки видно.

Подняв руки вверх, дети качаются из стороны в сторону, постепенно приседая и опуская руки.

Игра «Баба Яга»

Цель. Развитие двигательных способностей.

В этой игре дети учатся напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу. Они ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя соответствующие тексту движения:

Бабка Ежка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала! (Дети ходят по залу)

А потом и говорит:

«У меня нога болит!»

Пошла на улицу —

Раздавила курицу,

Пошла на базар —

Раздавила самовар!

Вышла на лужайку —

Испугала чайку!

(Дети останавливаются!)

Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, потом правую ногу; прихрамывают.


Игра «Японская машинка»

Цель. Развивать координацию и быстроту движений.

Дети сидят в кругу и одновременно выполняют ряд движений: хлопают перед собой в ладоши; хлопают обеими руками по коленям (правой —по правому, левой —по левому); не выпрямляя локоть, выбрасывают правую руку вправо — вверх, одновременно щелкая пальцами; то же самое делают левой рукой.

Игра «Конкурс лентяев»

Цель. Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

Дети в творческом полукруге. Педагог ставит перед ними задачу по ритмопластике. Дети изображают ленивых барсуков—ложатся на ковер и стараются полностью расслабиться. Педагог читает стихотворение В. Викторова:

Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук —лентяй изрядный

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

Дети поднимаются с пола, игра повторяется.

Игра «Гипнотизер»

Цель. Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.

Педагог. Сейчас я превращусь в гипнотизера и буду вас «усыплять». (Делает плавные движения руками.) Спите, спите, спите... Ваши голова, руки и ноги становятся тяжелыми глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн.

Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются. Во время игры может звучать легкая медленная музыка. Педагог повторяет игру; следит за тем! чтобы мышцы и тело детей были расслаблены.

Игра «Руки-ноги»

Цель. Игра развивает внимание и быстроту реакции.

Хлопок- дети поднимают руки, два хлопка — встают. Если руки у ребят подняты, то на один хлопок они опускают руки, на два, садятся. Игра повторяется, меняется темп.

Игра «Считалочка»

Цель. Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом. Умение пользоваться жестами.

Педагог произносит текст считалки, дети запоминают его.

Раз, два —острова.

Три, четыре —мы приплыли.

Пять, шесть —сходим здесь.

Семь, восемь —сколько сосен!

Девять, десять —мы в пути.

Досчитал до десяти!

Дети повторяют текст, затем выполняют движения и одновременно произносят текст.

Раз, два — острова. (Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова.)

Три, четыре —мы приплыли. (Два хлопка обеими руками. Волнообразные движения руками в направлении ош себя.)

Пять, шесть —сходим здесь. (Два хлопка, поочередное движение правой рукой ладошкой вниз (отбиваем мяч), левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч).)

Семь, восемь —сколько сосен! (Два хлопка, правая рука вытягивается вверх; на слове «сосен» вытягивается вверх левая рука.

Девять, десять — мы в пути. (Два хлопка; средним и указательным пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги».)

Досчитал до десяти!

Дети должны выполнить 4 движения, по одному на каждый слог: 1) ладонь правой руки на голову, 2) тыльная сторона левой руки под подбородок, 3) ладонь правой руки касается правой щеки, 4) ладонь левой руки касается левой щеки.

Затем дети должны выполнить 3 движения: 1) правая рука вытягивается вперед, 2) левая рука вытягивается вперед, 3) звонкий хлопок в ладоши.

Игра повторяется 2—3 раза (медленно), до тех пор, пока дети не привыкнут соединять текст с движениями.

Игра «Вороны»

Цель. Учить произносить тексты с различной силой голоса и интонацией, сочетать движения и речь.

Потешка сопровождается движениями.

Вот под елочкой зеленой Дети разбегаются по группе

Скачут весело вороны и машут руками, как крыльями.

Кар-кар-кар! (громко)

Целый день они кричали, Дети подпрыгивают на месте

Спать ребятам не давали, и машут руками.

Кар-кар-кар! (громко)

Только к ночи умолкают Дети приседают, сложив

И все вместе засыпают. за спиной руки.

Кар-кар-кар! (тихо)

Игра проводится два-три раза с уточнениями движений и силы голоса.

Игра «Летает — не летает»

Цель. Развивать логическое мышление, воображение;

учить соотносить музыкальное произведение с характером движений выбранного персонажа;

Дети стоят произвольно. Педагог называет различные предметы, птиц и т.д., если летает, дети машут руками, как крыльями, и передвигаются по площадке, подражая голосом, а если нет, то приседают и сжимаются в комочек, например: кошка, ласточка, утюг, портфель, облако, ворона, книга, синица, медведь, самолет, воробей, лебедь.

Педагог уточняет, как летает воробей (он часто машет своими маленькими крылышками), как летает лебедь (он размеренно и плавно машет своими большими крыльями). Детям предлагается прослушать два музыкальных фрагмента.

-Как вы думаете, какая музыка соответствует полету воробья, а какая — лебедю?

-А теперь попробуйте полетать под музыку как воробьи и как лебеди.

Игра «Если весело живется»

Цель. Создавать положительный эмоциональный настрой; учить детей сочетать движения и речь.

Педагог предлагает детям встать в круг и начинает знакомую игру:

Если весело живется, делай так (2 раза),

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, делай так!

Педагог показывает различные движения (хлопает в ладоши, притопывает ногой, приседает, делает повороты), дети повторяют за ним.

Педагог обращается к детям: Ребята, если вам весело, что вы делаете? (Ответы детей.)

Игра «Море волнуется»

Цель. Развивать фантазию, подражательные навыки, побуждать детей к импровизации.

Море волнуется раз, Море волнуется три,

Море волнуется два, Морская фигура, на месте замри!

Игра проводится несколько раз под музыкальное сопровождение. Предварительно надо уточнить с детьми, что растет, плавает, живет в море: медузы, кораллы, рыбы, киты, корабли, пингвины и т. д.

Игра «Медведь и пчелы»

Цель. Уточнять знания детей о весне, насекомых;

развивать артикуляцию при произнесении звука Ж и интонационную выразительность речи;

учить сочетать движения и речь.

Ребята, какое сейчас время года? Весной вся природа просыпается. Просыпаются и насекомые. Ребята, вы знаете насекомых? (Дети перечисляют.) Вы слышали, как жужжат пчелы? Пчелы собирают нектар с цветов и делают из него мед. Кто из вас любит мед? А кто из животных очень любит полакомиться медом? Правильно, медведь. И мы поиграем в игру «Медведь и пчелы». Выбираем считалочкой медведя: «Раз, два, три — медведем будешь ты!» Остальные дети — пчелы.

Дети подбирают себе маски-шапочки и элементы костюмов для инсценировки. Педагог: полетели пчелки собирать мед с цветочков.

Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет.

Пчелки, домой!

Пчелки: Этот улей — домик наш, уходи, медведь, от нас!

Жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж……………..

Пчелки летают и жужжат. Медведь ходит по «поляне» и приближается к улью. Пчелки машут крылышками, прогоняя медведя. Игра проводится несколько раз.

Игра «Веселые превращения»

Цель. Развивать имитационные навыки и умение использовать все окружающее пространство;

учить отождествлять себя с заданным персонажем.

Педагог обращается к детям:

  • Ребята, вы ребята-жеребята? (Да!)

(Дети скачут под музыку, подражая жеребятам.)

  • Ребята, вы ребята-телята? (Да!)

(Дети «мычат» и под музыку подпрыгивают, изображая телят.)

— Ребята, вы ребята-козлята? (Да!)

(Дети, наклонив вперед головы и глядя исподлобья, говорят «мее-е...» и изображают козлят.)

— Ребята, вы ребята-поросята? (Да!)

(Дети «хрюкают» и изображают веселых поросят.)

Игра « Снежинки»

Цель. Развивать фантазию

- Представьте себе, что вы превратились в маленькие снежинки, а я
ветер.

Педагог делает вдох и дует на детей. Включается грамзапись («Времена года» П.И.Чайковского).

- Разлетелись снежинки, кружатся в воздухе, как будто танцуют.
Сначала спокойно, плавно и медленно ложатся на землю. Но поднялся
ветер, закружила вьюга и намела целый сугроб.

Дети собираются в плотную группу.

Игра «Снег-снежок»

Цель. Развивать память физических действий.

— Как много снега! Скатаем из него большой ком.

Дети, подражая педагогу, «лепят снежок», катят его по воображаемому снегу, и постепенно у каждого ребенка получается «снежный ком», а из них педагог предлагает сделать «снежную бабу».

— Снежная баба готова! А теперь поиграем в снежки. (Включается веселая подвижная мелодия.) Дети лепят воображаемые снежки и «бросают» их
в разные стороны.

Игра «Пингвины на льду»

Цель. Учить детей сочетать движения и речь.

Лед да лед, лед да лед, а по льду пингвин идет.

(Дети идут на внутренней стороне стопы, переваливаясь с ноги на ногу, похлопывая себя ладошками по бокам.) Игра проводится два-три раза.

Игра «Пчелы в улье»

Цель. Учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли.

Дети строят из крупного конструктора (подручного материала) «улей» и собираются в нем. На полу разложены плоские бумажные цветы. Педагог читает под музыкальное сопровождение.

Пчелы в поле полетели, Сели пчелы на цветы,

Зажужжали, загудели, Пчелка я и пчелка ты.

Дети передвигаются по группе вокруг цветов. Присаживаются возле цветов и «собирают» нектар. Возвращаются в «улей».

Игра «Поиграем — угадаем» (АБосева)

Цель. Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх, вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать воображение, логическое мышление, инициативу; развивать пантомимические навыки;

Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка, там конец.

Кто подскажет — молодец!

Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.

Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.

Только это, верно, был никакой не крокодил,

А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)

(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, трясут головой, болтая в это время языком во рту.)

Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!

С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!

Стал он лаять и рычать, по земле хвостом стучать.

Я запутался, однако, он верблюд или...? (Собака.)

(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)

Не зовут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко и мяукает как... (Кошка.)

(Под музыкальное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и фыркают, показывают «когти».)

Верно, верно угадали, будто где ее видали!

А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.

(Дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)

Тр-р-р, приехали!

Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,

Ну а ЭТО на ПОЛЯНКе — ЯДОВИТЫе ... (Поганки.)

(Дети расходятся по залу («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)

Игра «Танец»

Цель. Развивать двигательнык способности.

Всем знаком «Танец утят». Придумайте на эту же мелодию, например:

  1. Танец маленьких котят.
  2. Танец лягушат.
  3. Танец обезьянок.

В выполнении этого задания участвуют взрослые вместе с детьми.

Игры на пальцах (М.С.Рудина, С.А.Афонькин)

Цель. Развитие мелкой моторики.

Наши красивые цветки расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши красивые цветки закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.

Сомкнутые и чуть округлые ладони — бутон цветка. Затем пальцы медленно расходятся в стороны, немного прогибаются, чуть-чугь шевелятся кончики пальцев, пальцы медленно смыкаются.

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. Кто это? (Бабочка.)

Руки скрещены в запястьях, ладони разведены в стороны. Сначала ладони неподвижны — «бабочка сидит на цветке», ладони двигаются вверх и вниз- «бабочка порхает».

В лесу у пня суетня, беготня,

Народ рабочий весь день хлопочет. Кто это? (Муравьи.)

Дети ставят пальцы обеих рук на стол, и, перебирая пальцами по столу. Руки двигаются в разные стороны.

Зелены мы, как трава, наша песенка: «Ква-ква!»

КТО ЭТО? (Лягушки.)

Ладони рук лежат на столе. Затем резко сжимаются в кулачок, и опять ладони распрямляются.

Театр рук «Кораблик» (В.Цвынтарный)

Цель. Учить детей сочетать движения и речь;

расширять голосовой диапазон детей при проговаривании стихотворения.

Плывет по морю пароход, А из трубы-то дым идет.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Дети вместе с педагогом читают стихотворение низким голосом (как гудит труба) и покачиваются вправо — влево.

Игры на пальцах «Жук»

Цель. Развивать мелкую моторику рук

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

Пальчики в кулачок, указательный и мизинец разведены в стороны, дети проговаривают слова и шевелят «усами».

Игра на пальцах «Гусь» (В.Цвынтарныи)

Цель. Развивать мелкую моторику рук.

Гусь стоит и всё гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье поднято вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу. Дети выполняют движения руками и приговаривают: «Га-га-га».

Игры на пальцах «Лошадка» и «Коза»

Цель. Развивать мелкую моторику рук и сочетание движений рук с речью.

Дети, работая пальцами рук, проговаривают фразы.

— У лошадки вьется грива, бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

— У козы торчат рога, забодать может она.

Ладонь опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Игры на пальцах «Собака» и «Кошка»

Цель. Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью;

Собака: У собаки острый носик, есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя, большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Кошка: У кошки ушки на макушке, чтоб лучше слышать мышь в норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую! (Т.Сикачева.)

Пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

«Мизинчик» (ЛЛ. Савипа.)

Маленький Мизинчик плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет: что все это значит?

Средний пальчик очень важный, не желает слушать.

Указательный спросил: «Может, хочешь кушать?»

А Большой бежит за рисом, тащит рису ложку,

Говорит: «Не надо плакать, на, поешь немножко!»

(Перевод И. Токмаковой)

Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

«Сороконожки»

Две сороконожки Как друг дружку догнали,

Бежали по дорожке. Так друг дружку обняли.

Всё бежали и бежали, Так друг дружку обняли,

Всё друг дружку догоняли. Что едва мы их разняли!

Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, затем по плечу другой руки и сцепляются в крепкий замок на затылке. При последних словах игры ведущий разнимает руки детей. Игра проводится несколько раз. Необходимо добиваться, чтобы дети громко и четко проговаривали слова и двигали пальцами рук.



Предварительный просмотр:

                                                   ИГРЫ

1. "Угадай эмоцию"

На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

2.  "Лото настроений"

Материал: наборы картинок,  на которых изображены животные с различной мордочкой. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

3.  "Пиктограммы"

Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.

а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или

добрый и др.;

б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны

перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;

в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и,не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

4. "Как ты себя сегодня чувствуешь?"

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.

5. "Классификация чувств"

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Разложить карточки по следующим признакам: какие нравятся, какие не нравятся.

 Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.

6. "Встреча эмоций"

Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.

Ведущий изображает "хорошую", ребенок "плохую". Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.

7.  "Испорченный телефон"

Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза ("спят"). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, "разбудив" второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник "будит" третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что "телефон" был полностью исправен.

Вопросы при обсуждении:

1.  "По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?";

"Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?";

"Трудно ли было тебе понять другого участника?";

"Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?".

8. "Снимается кино"

Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.

9. "Рисуем настроение"

Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:

1.  Выполнение рисунка на тему: "Мое настроение сейчас".

Каждый  рисует  эмоцию,   какую  он  хочет.  После  выполнения  задания  дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.

Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Рисунки могут быть сюжетные ("нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился"), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние ("абстрактные рисунки") в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения.

10.    "Рассматривание картинки"

Материал:   сюжетные   или  предметные   картинки  с   изображением различных  настроений.

Вопрос: "Какое настроение испытывает девочка на одной и на другой картинке?".

11. Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую эмоцию

(например: "слон" и "радость"). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.

12. Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.

Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой - названия эмоций.

1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.

13."Зеркало"

Один ребенок "зеркало", другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.

14. "Тренируем эмоции"

Попросите ребенка нахмуриться - как:

-         осенняя туча,

-         рассерженный человек,

-         злая волшебница.

улыбнуться, как:

-         кот на солнце,

-         само солнце,

-         как Буратино,

-         как хитрая лиса,

-         как радостный ребенок,

-         как будто ты увидел чудо.                                              

позлись, как:

-         ребенок, у которого отняли мороженое,

-         два барана на мосту,

-         как человек, которого ударили.

испугайся, как:

-         ребенок, потерявшийся в лесу,

-         заяц, увидевший волка,

-         котенок, на которого лает собака.

устань, как:

-         папа после работы,

-         муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

-         турист, снявший тяжелый рюкзак,

-         ребенок, который много потрудился, но помог маме,

-         как уставший воин после победы.

-          

-         УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛОВАРНОГО  ЗАПАСА.

-         1.  "Назови похожее"

-                     Цель: активизировать словарный запас за счет слов,  обозначающих различные эмоции.

-         Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

-         2.  Рассматривание картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадываем и

-         называем, какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое. Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.

-         3.  Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз.

-      Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое.

-         4.Подобрать слова к картинке, на которой изображены веселящиеся дети.

-          Словарь: радость, веселье, праздник, восторг, ликование.

-         5.Подбираем слова к картине с печальным сюжетом.

-                   Словарь: грусть, тоска, печаль, уныние, горе, хандра.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ, ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ

-         1."Кто скажет о нем (имя) хорошее".

-         (ребенок, не сумевший "вписаться" в отношения со сверстниками).

-         2."Кто может найти добрые, хорошие слова для ..." (ребенка, воспитателя, куклы, книги и т.п.).

-         3."Кто расскажет о себе хорошее".

-         Вариант: упражнение с зеркалом. Начало: "Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее ...", а дальше нужно придумать "гимн" себе, или другу, маме, папе, бабушке, дедушке.



Предварительный просмотр:

Игры-превращения, образные упражнения

Игры-превращения развивают у детей фантазию, воображение, творческие способности.

«Зеркало»

Дети стоят в парах лицом друг к другу. Один из них Показывает движения, другой их повторяет как отражение в зеркале.

Игра с тем же содержанием может называться «Обезьянки».

«Чудо-юдо»

Дети присаживаются, опускают голову и обхватывают руками колени, изображая таинственный кокон. Под музыку из коконов начинают появляться фантастические обитатели других планет.

«Насос»

Играющие располагаются по кругу. Дети приседают и превращаются в ненадутые резиновые игрушки, каждый задумывает про себя свой будущий образ. В центре взрослый или ребенок. Он начинает «надувать» игрушки, изображая «насос» и произнося звук «Ш». Дети постепенно поднимаются и изображают задуманную игрушку.

Вариант. Можно играть в парах, меняясь ролями. Сначала один придумывает фигуру, потом другой.

«Мокрые котята»

Дети изображают промокших под дождем котят, которые лежат на ковре, «свернувшись клубочком». После дождя котята вытягивают лапки, стряхивают капельки, выгибают спинку, умываются, греются, веселятся.

«Снеговик»

Дети стоят врассыпную: ноги широко расставлены, руки на поясе, тело напряжено, спина прямая, осанка горделивая. Играющие изображают «толстых» снеговиков. Под словесные указания взрослого: «Выглянуло солнце, стаю пригревать, снежок стал таять» — «снеговики» постепенно расслабляют мышцы, начинают «оседать», «таять», опуская голову, плечи, руки по очереди. В конце опускаются на пол, превращаясь в «лужицу».

«Снежинки-ручейки»

Игра развивает ориентировку в пространстве, пластику движений. Сопровождается нежным звучанием колокольчиков или металлофона. Все действия выполняются по словесному указанию взрослого.

Снегопад. Дети-«снежинки» плавно кружатся по илу. Руки разведены в стороны — это лучики снежинок, их нельзя «сломать», снежинки очень хрупкие. Замирают звуки металлофона — дети застывают в красивой позе или опускаются на одно колено.

Выглянуло солнышко и растопило снежинки (глиссандо). Снежинки тают и превращаются в капельки. Дети опускают руки вниз, округляют их, изображая капельку. Капельки стекаются в ручеек. Ручейков может быть несколько. Дети встают друг за другом паровозиком и двигаются под музыку в разных направлениях. Ручейки стекаются в лужицы. Дети из «паровозиков» перестраиваются в кружочки и двигаются по кругу, держась за руки. Эти лужицы стекаются в озеро. Кружочки объединяются в одни большой круг, дети приседают с окончанием музыки.

По желанию педагога капельки испаряются, поднимаются в Облачко, там превращаются в снежинок и, снова кружась, надают на землю. Игра повторяется сначала.

«Прекрасные цветы»

Дети располагаются врассыпную по залу, изображая бутоны, из которых с началом музыки начинают «распускаться прекрасные цветы».

Музыкальное сопровождение побуждает играющих к пластичности движения, выразительной мимике.

Под палящими лучами солнца цветы начинают вянуть; дети, медленно расслабляясь, опускаются на одно колено. А под дождиком снова оживают, поднимаются. Действия сопровождаются соответствующей мимикой.

Роли Солнышка и Дождика могут исполнять дети.

«Зернышко»

Дети изображают зернышко, которое, прорастая, превращается в растение или дерево. Каждый ребенок придумывает, во что он будет превращаться. Характерные особенности этого растения или дерева должны отразиться в жесте, позе, движении, мимике. Например: ель — ветки вниз, тополь — вверх, ива — руки расслаблены, кактус — пальцы растопырены.

«Карнавал животных»

Под музыку Сен-Санса «Карнавал животных» дети должны изобразить характерные движения тех персонажей, о которых рассказывает произведение.

Можно использовать наиболее образные фрагменты сюиты: «Куры и петухи», «Слоны», «Кенгуру», «Аквариум», «Королевский марш львов», «Лебедь».

«Цыплята»

Для танцевальной миниатюры используется музыка из сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» — «Балет невылупившихся птенцов». Дети изображают птенчиков, которые постепенно появляются из скорлупок, отряхиваются, чистят перышки, учатся ходить, радуются, знакомятся, танцуют.

«Магазин игрушек»

Дети изображают какую-нибудь игрушку, принимая для этого необходимую позу. Из числа играющих выбирается продавец, который «заводит» игрушки, и покупатель, который пришел в магазин подобрать подарок.

Задача покупателя: по движениям, мимике, жестам угадать образ задуманной ребенком игрушки.

«Марионетки»

Дети изображают кукол-марионеток и по сигналу должны принять любую позу. Необходимо обратить внимание детей на то, что в движении участвуют все части тела.

«Передай настроение»

По просьбе взрослого дети изображают: походку бабушки, движения веселого клоуна, задумчивого или рассеянного человека, радостно бегущего к маме ребенка, походку малыша, который учится ходить, походку осторожного охотника.

Вариант. Чтобы детям было интересней, можно приготовить карточки, на которых изображены сказочные герои: Буратино, Мальвина, Винни-Пух и так далее. Дети изображают данного персонажа



Предварительный просмотр:

Игры на развитие мимики и пантомимы.

  1. Угадай настроение.

Задачи:

• Развивать у детей внимание, умение различать

эмоциональный настрой речи.

• Развивать умение передавать голосом определённое

эмоциональное состояние, настроение.

Задание:

Дети стоят по кругу, повернувшись спиной к центру, глаза

закрыты. В руках у водящего ребёнка, который за спинами

детей, - мимическая картинка (страх, удивление, радость,

печаль, злость). Именно с этой эмоциональной окраской речи

ребёнок обращается к тому, напротив кого он остановился

(на конец музыкальной фразы). Нужно угадать настроение

поющего. Если задание выполнено правильно, то игру

продолжает ребёнок, напротив которого остановилось

движение, но с другой мимической картинкой.

По кружочку иду,

И к кому-то подойду,

Ну, а ты не зевай,

Настроенье угадай.

Ай-ай-ай, ай-ай-ай,

Настроенье угадай.

Ребёнок идёт и поёт.

Останавливается.

Поглаживает по спине товарища.

Грозит пальцем.

Говорит с заданной эмоциональной окраской.

hello_html_74879606.jpg

Мимика и пантомимаhello_html_598e0405.png

2. Игра «Маски».

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, понимание мимики.

Ход: дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление, страх. Дети мимикой воспроизводят эти состояния. После этого маски передаются по кругу.

3.Игра «Свет мой, зеркальце, скажи».

Цель: понимание другого человека и развивать внимание к невербальным формам общения.

Ход: дети разбиваются на пары, становятся друг напротив друга. Ведущий произносит предложение, которое дети должны сопровождать определенной мимикой.

4. Игра «Немое кино».

Цель: понимание жестов и мимики.

Ход: дети становятся в круг. Воспитатель движениями, жестами, мимикой сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения.

5. Игра «Большой - маленький».

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений: мимики и пантомимики.

Ход: дети по заданию воспитателя изображают детеныша животного, а затем самого взрослого животного.

6.  Игра «Облака».

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Ход: воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

По небу плыли облака,

А я на них смотрел

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался в высь

И даже щурил глаз.

А что увидел я, то всем

Всё расскажу сейчас.

Вот облачко весёлое, Смеётся надо мной:

- Зачем ты щуришь Глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

- Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьёз:

Что от мамы ветерок

Вдруг далеко унёс.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

И вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное

Страшилище лежит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутёк.

А маленькое облачко

Над озером плывёт,

И удивлённо облачко

Приоткрывает рот:

- Ой, кто-то в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый, мягонький?

Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл

И всем хочу сказать

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

НА. Екимова.

7. Игра «Прочитай письмо».

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Ход: «Почтальон» приносит письма, но необычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо и он рассказывает, что «прочитал» в своем письме.

8. Игра «Люблю - не люблю».

Цель: развитие воображения и мимических движений.

Ход: Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

9. Игра «Снежинки».

Цель: развития внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображениям.

Ход: детям раздаются снежинки, предлагается рассмотреть и рассказать, что она чувствует.

10. Игра «Кубик».

Цель: развитие выразительности движения, внимания, произвольности; понимание мимики.

Ход: воспитатель бросает кубик, дети изображают соответствующую эмоцию.

11. Игра «Через стекло».

Цель: обучать детей общаться с помощью жестов, мимики.

Ход: дети делятся на две группы: одна показывает, например, мне холодно, я хочу пить, а другая группа отгадывает.

12. Игра «Пантомима».

Цель: формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработка прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

Ход: водящий произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние. Фразы могут быть такими:

- О горе мне, горе; - Ах, какой счастливый день.

13. Игра «Тень».

Цель: развитие внимания к чувствам другого.

Ход: дети разбиваются на пары: один – человек, другой – тень. Человек делает движения, тень повторяет.

14.. Игра «Встань на кого посмотрю».

Цель: воспитание чувств партнера (общение через взгляд) .

Ход: ведущий смотрит на одного из детей. Ребенок, поймав взгляд, встает. После этого, предлагают ему сесть.

15. Игра «Я чувствую».

Цель: развитие внимания к эмоциональным состояниям других.

Ход: детям раздаются карточки, ребенок называет настроение, и рассказывает, когда он его испытывает.



Предварительный просмотр:

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ.

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий. В статье собраны игры, которые я использую в своем  общении с детьми и которые нами очень любимы. По секрету сообщу, что играла в них и с педагогами, когда проводила с ними  занятия по теме развития общения у детей. И даже «взрослые тети» играли в них с удовольствием!

Желаю Вам радостных игр! Начинайте играть в коммуникативные игры вместе с нами.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 1. «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с  помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 2. «ПУТАНКА»

В этой коммуникативной игре может быть два варианта.

Вариант 1. «Путанка в кругу». Игроки встают в круг и берутся за руки. Руки расцеплять нельзя! Игроки запутывают круг – не расцепляя рук, перешагивая через руки, оборачиваясь и так далее. Когда путанка готова, в комнату приглашается водящий. Ему нужно распутать игроков обратно в круг, не расцепляя их рук.

Это очень веселая и увлекательная игра, в которую с огромным удовольствием играют  и малыши, и подростки, и взрослые. Попробуйте – Вам понравится!

Вариант 2. «Змейка» (автор варианта – Н.Ю.  Хрящева). Игроки встают в линию и берутся за руки. Затем они запутываются  ( первый и последний игроки – то есть «голова» и «хвост» змеи проходят под руками игроков, переступают через руки и так далее). Задача  водящего – распутать змею, не расцепляя рук игроков.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 3. «ПАРОВОЗИК»

Игроки встают друг за другом. Первый в цепочке – это паровоз. У него глаза открыты. У всех остальных  игроков – «вагончиков» — глаза закрыты. Паровоз везет свой поезд и прямо, и змейкой, и с препятствиями. Задача «вагончиков» – идти за «паровозом» вперед, не расцепляя рук.  Задача «паровоза» — идти так, чтобы не растерять вагончики сзади себя. Если «вагончик» отцепился, то поезд «ремонтируется» и отправляется дальше.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА  4.  «КЕНГУРУ И КЕНГУРЕНОК»

Авторы – Лютова Е.К., Монина Г.Б. В этой игре игроки учатся двигаться в паре, подстраивая свои действия к действиям партнера.

Играют парами. Один игрок – «кенгуру». Он стоит. Другой игрок – «кенгуренок». Он встает к кенгуру спиной и приседает. Кенгуру и кенгуренок берутся за руки. Задача игроков в паре – дойти до окна (до стены). В игру можно играть даже с самыми маленькими детками и дома, и на прогулке.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 5. «ЗЕРКАЛО».

Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока!

Затем, когда дети освоят вариант игры в парах,  можно будет играть в  эту игру и с группой детей.  Дети стоят в линию, а водящий  находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 6. «ДЕРЖИ МЯЧ»

В этой игре мы научимся подстраиваться в своих движениях к движениям партнера по игре.

Игроки встают парами и держат один общий большой мяч. Каждый игрок держит мяч двумя руками. По команде игроки должны присесть, не выронив мяч из рук, пройти с ним по комнате, попрыгать вместе. Главная задача – действовать согласованно и не выронить мяч.

Когда игроки без проблем будут держать мяч двумя руками,  задача усложняется – мяч нужно  будет удержать только одной рукой у каждого игрока в паре.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 7. «ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»

Все встают в круг. В руках у  ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее  ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.

Игрушку передают  в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые  и мягкие ушки».

Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», « У тебя красивые…».

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА 8. «ПРИВЕТСТВИЕ» («ХЛОПУШКА»).

Я очень люблю разные ритуалы, придуманные с детьми. Нам, взрослым, очень часто кажется, что это мелочь, ерунда. Но как же важны они для детей!

Мы с детьми делаем  при встрече «хлопушку». Все встают в круг,  руки вытягиваем вперед. Я открываю ладонь, дети  кладут на мою ладошку свои ладошки одна на другую (получается «горка»  из наших ладошек). Затем мы поднимаем эту «горку» вверх и все вместе делаем по команде «хлопушку». Я говорю: «Раз, два, три» (на эти слова мы поднимаем руки и тянемся вверх – причем тянемся очень высоко как только можем достать, не разъединяя рук) . «Хлоп!» На слово «хлоп» наша общая хлопушка хлопает к всеобщей радости – руки быстро разводятся в стороны «фонтаном».

Если детей мало, то во время круга до хлопка мы приветствуем друг друга: «Здравствуй, Таня (Танины ладошки легли в нашу «хлопушку»), здравствуй, Саша» и так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театральной деятельности в развити диалогической речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

Развитие речи- это целенаправленная и последовательная работа. Одной из важнейших задач на пятом году жизни является целенаправленное развитие диалогической речи. Театральная деятельность так же позво...

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи....

Картотека стихов - диалогов для развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

В картотеке собранны стихи - диалоги для детей среднего дошкольного возраста, которые существенно облегчают понимание правил ведения диалога, развивают диалогическую речь. Стихи - диалоги можно исполь...

Картотека игр для развития диалогической речи детей.

В картотеке представлены игры для развития активной устной речи детей дошкольного возраста....

Развитие диалогической речи детей с нарушением речи.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе р...

Картотека пальчиковых игр, направленных на развитие диалогической речи детей дошкольного возраста

Предназначена для совместной игры взрослого и ребенка, направлена на развитие речевой активности, формирование диалогической речи, овладение навыками и умениями речевого и тактильного взаимодействия р...

КАРТОТЕКА подвижных и дидактических игр на развитие диалогической речи детей

Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми компонентами устной речи и школой формирования социальных навыков и привычек....