Использование технологии проектной деятельности в ДОУ
методическая разработка

Буркова Инна Станиславовна

ПРОЕКТ -  инновационная педагогическая технология, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Основная цель  метода  проектов -   развитие свободной творческой личности ребенка.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии проектной деятельности в ДОУ

Слайд 2

ПРОЕКТ - инновационная педагогическая технология, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения . МЕТОД ПРОЕКТОВ – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели Основная цель метода проектов - развитие свободной творческой личности ребенка .

Слайд 3

Э тапы проектной деятельности

Слайд 4

Типология проектов в ДОУ (по Е.С. Евдокимовой) По доминирующей деятельности: Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные. По характеру контактов: Внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. По характеру содержания: Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности. По количеству участников: Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный По продолжительности: Краткосрочный 1день-1 месяц; средней продолжительности – несколько месяцев, долгосрочный – 1.2, 3 года.

Слайд 5

Проект- -это «пять П»

Слайд 6

Цель Результат Ценность Структура Форма продукта Форма презентации Создание творческого продукта Творческий продукт Формируются умения планировать предстоящую деятельность и действовать в соответствии с планом. Создание проблемной ситуации, выдвижение гипотез, определение предполагаемого творческого продукта, планирование деятельности, практическая деятельность. Концерт, утренник, спектакль, коллаж, макет, книга, газета, выставка. Выставка, утренник, спектакль. Классификация проектов Творческий проект Оформление результатов требует четко продуманной структуры – сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана книги, дизайна альбома

Слайд 7

Исследовательский проект Цель Результат Ценность Структура Форма продукта Формирова-ние познаватель-ной активности, самостоятель-ности . Новое знание Формируется познаватель-ная активность Создание проблемной ситуации выдвижение гипотез - проверка каждой гипотезы, либо выбор одной гипотезы и ее исследование. Модель, схема, календарь Форма презентации Доклад, мультиме-дийная презентация, в Word документе, в PowerPoint . Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, обозначение задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования.

Слайд 8

Информационный проект Этот проект направлен на сбор информации о том или ином объекте, явлении. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры. Информационные проекты хорошо интегрируются с исследовательскими и становятся их частью . Цель Результат Ценность Структура Форма продукта Сбор и представление информации Полная и достаточная необходимая информация Формирование умения работать с разными источниками, самостоятельно добывать информацию и доносить ее до сверстников в полном объеме. Создание проблемной ситуации, выдвижение гипотез по разрешению проблемы, определение способа работы по поиску информации, поиск информации, рефлексия . Книга, альбом, доклад, фотографии, макет, коллаж, игра, газета, стенд, выставка, мини – музей .

Слайд 9

Ролевой проект Цель Результат Ценность Структура Форма продукта Форма презентации Решение проблемных ситуаций Осознание проблем в игровой ситуации Ребенок проживает предполагаемую ситуацию в игре Создание проблемной ситуации, распределение ролей, игра, представление результатов. Игра Фильм, альбом, портфолио Как и в случае творческого проекта, структура здесь только намечается и остается открытой до завершения работы. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности является игровая.

Слайд 10

Практико - ориентированный проект Цель Результат Структура Форма продукта Решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Четко обозначенный результат деятельности, который может быть использован в жизни группы, детского сада. Создание практико – ориентированной проблемной ситуации, выдвижение гипотезы по разрешению проблемы, распределение на группы, практическое разрешение проблемы, представление результатов Модель, алгоритм, памятка, альбом, рисунки детей. Работа над такого рода проектами доступна при условии совместной работы родителей и детей.

Слайд 11

Этапы работы над проектом Поисковый: определение темы проекта. Аналитический: постановка цели проекта, определение задач . Подготовительный этап: подбор литературы, иллюстраций и пр. Основной (практический) этап: работа с детьми, родителями, оснащение предметно-развивающей среды. Заключительный: результат, продукт деятельности.

Слайд 12

Этапы работы над проектом Тип проекта Группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подгото-вительная группа Исследовательский + + Творческий * * + + + Ролевой + + Информационный + + Практико -ориентированный * * + + + * - Вводятся элементы проектной деятельности. Целесообразно начинать использовать метод проектов в работе с родителями. В данном случае дети являются лишь наблюдателями, помощниками родителей. Этапы Содержание работы Предполагаемые результаты Подгото-витель-ный Выбор темы, обозначение проблемы. Определение цели и задач проекта, его мотивации. Обсуждение проекта с родителями и детьми, выбор возможных источников информации. Составление плана работы над проектом. Подготовка «Пакетов домашних заданий» для семьи. Наличие у участников понимания цели и задач проекта. Накопление информации по теме. Консультация родителей по проблеме. Наличие четкого плана работы. «Пакет домашних заданий» Основной ( практи-ческий ) Изучение информационных источников по вопросам. Сбор и систематизация материалов. Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта. Осуществление взаимодействия между участниками проекта (беседа, консультация, информационный стенд). Обсуждение и оказание помощи в изготовлении продуктов проекта. Оформление и подбор необходимых материалов для исследования. Общая работа участников проекта. Организация выставки продукта по проблеме. Организованная познавательная, игровая , экспериментальная и творческая деятельность детей в группе. Наличие методических разработок, игр, альбомов, схем, картинок по теме. Заключи-тельный Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Доработка проекта с учетом замечаний и пожеланий. Подготовка к защите проекта. Презентация проекта. Наличие методических материалов и продуктов проекта. Уровень знаний и умений детей.

Слайд 13

Использование метода проектов по возрастным группам Тип проекта Группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подгото-вительная группа Исследовательский + + Творческий * * + + + Ролевой + + Информационный + + Практико -ориентированный * * + + + - Вводятся элементы проектной деятельности. Целесообразно начинать использовать метод проектов в работе с родителями. В данном случае дети являются лишь наблюдателями, помощниками родителей.

Слайд 14

ПРОЕКТ - это « Модель трёх вопросов»

Слайд 15

МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Последовательность работы педагога над проектом: педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей; вовлекает дошкольников в решение проблемы; намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей); обсуждает план с родителями на родительском собрании; обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ; вместе с детьми составляет план - схему проведения проекта; собирает информацию, материал; проводит занятия, игры, наблюдения (мероприятия основной части проекта), поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.); - организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг); подводит итоги ( обобщает опыт работы, делает выводы).

Слайд 16

Название проекта Вид проекта Возраст детей. Длительность. Актуальность. Проблема или гипотеза (если это исследовательская деятельность). Девиз проекта (цитата, пословица, поговорка, стихотворение). Цель и задачи проекта. Подготовительный этап (подбор литературы, иллюстраций и пр.) Основной этап (через какие виды деятельности осуществляется реализация проекта: проведение НОД, чтение художественных произведений, экскурсии, наблюдения, продуктивная деятельность, проведение праздников, развлечений, с/р , д /и и т.д. Заключительный этап (оформление проекта; итоговое занятие, концерт, выпуск стенгазеты, журнала, изготовление макета и т.д.; защита проекта. В качестве приложения в папку с проектом вкладываются: конспекты , беседы, фотографии, рисунки, схемы, графики и пр. Оформление проекта

Слайд 17

Позиция взрослых как участников проекта Имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности. Не претендуют на право единственно верного источника знания. Предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. Позиция детей как участников проекта Влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта. Устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности. Выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых. Реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование технологии проектной деятельность в развитии познавательной активности дошкольника»

выступление в рамках Круглого стола «Современные технологии в дошкольном образовании»в рамках  конференции «XIVЛомоносовские чтения»...

Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников

Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практико-ориентированный проект «Льняные полезности» для детей старшей группы. Данный проект позволяет решать задачи экологического воспитания дошкольник...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно исследовательской деятельности с использованием технологии проектной деятельности «Водная лаборатория»

Образовательная область: Познавательное развитиеОбласти интеграции: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей и «Коммуникация».Используемые педагогические технологии:...