Статья «Использование игровых обучающих ситуаций в организации хозяйственно-бытового труда дошкольников»
статья (старшая группа)

В статье отражены задачи и значение хозяйственно-бытового труда дошкольников. Представлены игровые обучающие ситуации, дидактические игры по ознакомлению с хозяйственно-бытовым трудом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78                            комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт – Петербурга

Статья

«Использование игровых обучающих ситуаций в организации

хозяйственно-бытового труда дошкольников»

                                                                                                                                Подготовил:

                                                                                                                               Аббасова Л.А.    

                                   

Санкт-Петербург

2021г.

План статьи

  1. Задачи и значение хозяйственно-бытового труда.

  1. Игровые обучающие ситуации, дидактические игры по ознакомлению детей с                                     хозяйственно - бытовым трудом.

  1. Картотека хозяйственно - бытового труда.

  1. Список литературы.

В соответствии с ФГОС ДО основными задачами трудового воспитания выступают: расширение представлений детей о труде взрослых, воспитание эмоционально-ценностного, положительного и уважительного отношения к труду, развитие трудовых навыков и трудолюбия.

Трудовое воспитание положительно сказывается на воспитании личности ребенка. Большая часть современных исследователей (Р.С.Буре, И.В.Житко, А.И.Кочетов,      Е.И.Образцова, Д.В.Сергеева) отмечают, что труд способствует развитию нравственно-волевых качеств, привычки трудиться, которая в будущем перерастет в черту характера. В работах Т.А.Марковой, В.Г.Нечаевой говорится о развитии таких качеств, как трудолюбие, бережливость, заботливость, уважительное отношение к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда.

Ребенок в процессе всего дошкольного возраста вступает в различные виды трудовой деятельности, выполняет трудовые поручения взрослых, оказывает им посильную помощь.

Трудовая деятельность дошкольников, во-первых, предполагает наличие определенных практических умений (например, умений пользоваться простейшими орудиями), а также знакомство со свойствами некоторых материалов.

Во-вторых, она требует наличие интеллектуальных качеств, например, способности планировать свои действия и предусматривать их результаты.

В-третьих, она предполагает определенный уровень развития детской воли – устойчивого влечения к достижению поставленной цели, к получению заранее представляемого продукта и умения подчинить свое поведение поставленным целям.

Трудовая деятельность дошкольников выступает в виде самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в природе, ручного труда.

Хозяйственно-бытовой труд – вид детского труд, направленный на сохранение порядка в помещении (уборка игрушек, мусора), на приобщение к уличному труду (уборка мусора, веток, очистка дорожек от снега, грязи), формирование умение трудиться в столовой (накрывать столы, убирать за собой посуду, мытье посуды) и поддерживать свое рабочее место в порядке (наводить порядок и убирать свое рабочее место после занятия).

Своеобразие труда детей сводится к тому, что он связан с игрой. А.С.Макаренко обращал внимание на тесную связь игры и труда, по его мнению, игра должна плавно переходить в труд.

Поэтому организация трудового воспитания в ДОУ должна проходить именно в игровой деятельности. Например, дидактические игры по трудовому воспитанию углубляют и расширяют знания дошкольников о труде взрослых, о конкретном трудовом процессе той или иной профессии. В сюжетно-ролевых играх дети учатся трудовым умениям и навыкам, осуществляют ту или иную роль, связанную с трудовой деятельностью, включаются в воображаемые ситуации, также связанные с трудом или конкретным трудовым процессом какой-либо процессии.

Детям давались различные поручения: убраться в уголке природы; полить цветы, разрыхлить землю, протереть пыль с листьев цветов; дежурство по столовой и по занятиям.

Для обогащения представлений детей о труде, для формирования их трудовых навыков и умений был проведен комплекс сюжетно-ролевых игр. Были проведены следующие сюжетно-ролевые игры: «Дом. Семья», «Большая стирка», «Детский сад». В этих играх создавались проблемные ситуации с элементами труда: стирка и глажка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения, мытье посуды, помощь помощнику воспитателя по организации обеда в группе детского сада.

Кроме сюжетно-ролевых игр были проведены игровые обучающие ситуации, основная цель которых обогатить знания детей о труде, о профессиях, о трудовом процессе, трудовых действиях.

Игровые ситуации направлены на формирование трудовых навыков по уборке помещений и участка; мытье игрушек; ремонту (совместно с воспитателем) книг и игрушек и др. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.

В процессе такого труда воспитатель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.

В труде формируются дружеские взаимоотношения между детьми. Они характеризуются проявлением доброжелательности, умением уступить, оказать услугу, предложить помощь. В совместном труде у дошкольников зарождаются деловые взаимоотношения. Правильное формирование дружеских и деловых взаимоотношений детей влияет на качество коллективных взаимоотношений.

Игровые обучающие ситуации по ознакомлению детей с                                              хозяйственно - бытовым трудом.

Игровая ситуация «Накроем стол для кукол»

Задачи: учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом).

Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к         ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетницу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).

Игровая ситуация «Убери со стола»

Задачи: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

Оборудование: посуда, щетка, совочек.

Ход игры: Педагог показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т. д. " Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"

Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

Игровая ситуация «Вымоем посуду»

Задачи: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.

Оборудование: кукла, посуда (тарелки, подносы, губка, два тазика).

Ход игры: Воспитатель привлекает внимание детей к кукле, которая сидит за накрытым столом, показывает стол с грязной посудой, просит детей помочь кукле вымыть посуду. Дети складывают грязную посуду на один поднос. Воспитатель демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.

Игровая ситуация «Купаем кукол»

Задачи: организовать практическую трудовую деятельность детей посредством ухода за куклами.

Оборудование: 2 таза, мыльница, мыло, губки, полотенце.

Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на грязную куклу. Просит помочь ее вымыть.

Игровая ситуация «Что хочет делать Маша?»

Задачи: уточнить представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры: Воспитатель обращается к детям от имени Маши:

- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

- Как вы думаете, что она будет делать? (стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (кукла хочет варить кашу). Как называется каша?

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы.

Игровая ситуация «Угадайте, что я делаю?»

Задачи: расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят слова:

Мы с тобой трудиться будем,

Порученье не забудем.

Не зевай, выполняй

И за мною повторяй!

Воспитатель имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке. Дети повторяют движение и угадывают его.

Игровая ситуация «День чистюль»

Задачи: научить мыть игровой инвентарь, формировать навыки владения орудиями труда (тряпка, мыло, вода, полотенце). Приобщить детей к сотрудничеству с другими детьми.

В этой игровой ситуации могут быть использованы два варианта:

1. Педагог предлагает одному из детей переодеться в доктора Чистюлькина, который ходит по группе и рассматривает игрушки. Вместе с педагогом они собирают в сумку или мешок грязные игрушки.

2. Педагог предлагает «Чистюлям» самим собрать, по их мнению, игровой материал, который бы они хотели помыть.

После того как игрушки собраны, воспитатель предлагает ребятам их помыть. Воспитатель вместе с детьми набирают воду и начинают мыть игрушки.

Во время трудового процесса педагог подходит к каждой подгруппе детей, задает вопросы каждому ребенку (Какую игрушку он хотел бы помыть? Почему именно эту игрушку он выбрал?), показывает действия как отжимать губку или тряпку, как можно повернуть игрушку, чтобы вода стекала, а также вместе с ребятами воспитатель приходит на помощь к тем, кто не успел помыть игрушку или нечаянно пролил воду.

Во время каждого трудового процесса педагог уделяет внимание не только индивидуальной беседе с ребенком или подгруппой детей, но он привлекает внимание ребенка к действиям его сверстника, например:

- Катюша, давай спросим у Сережи, может, ему нужна наша помощь?

- Посмотри, какой Сережа молодец, как он старается, он настоящий Чистюлька?

Игровая ситуация «Найди каждому свой дом»

Задачи: закрепить навыки ставить игрушки на место. Развивать наблюдательность, память, речь.

Порой тяжело попросить ребенка убрать игровой материал, подчас в семьях это заканчивается скандалом или тем, что взрослый сам все убирает, так как, во-первых, это проще, чем уговаривать малыша, а, во-вторых, быстрей.

Но можно пойти другим путем – предложить ребенку поиграть.

Распределить роли: кто-то будет управлять поездом и везти разбросанные игрушки, останавливаясь только на тех остановках, где должна находиться данная игрушка.

Например, педагог предлагает ребятам посмотреть на группу:

– Посмотрите, что-то произошло с нашими игрушками, мы в них поиграли, но вот беда, почему-то они потерялись, не могут найти свои домики?

- Как вы думаете, нужна игрушкам наша помощь?

Дети дают свои ответы на вопросы. Взрослый предлагает ребятам отправиться на помощь игрушкам. Дети становятся паровозом и начинают имитировать движения паровоза. Останавливаясь возле каждой игрушки, дети подбирают их. Как только игрушки все собраны, паровоз совершает путешествие по групповой комнате, дети сами останавливают паровоз тогда, когда они подходят к тем игровым зонам, где должна находиться данная игрушка.

Проблемная ситуация «Почему игрушки убежали от Коли»

Задачи: воспитывать привычку убирать за собой игрушки, воспитывать бережное отношение к ним.

Ход игры: Содержание игры заключается в том, что мальчик Коля любит играть в игрушки, но ленится их убирать. Однажды машина, мяч, мишка, кубики убежали от мальчика. Ему стало скучно, и он заплакал: «Почему и игрушки не берег, не убирал на место? Вот если бы они ко мне вернулись, я стал бы их всегда убирать». Игрушки услышали его слова и вернулись к Коле. Он обрадовался мишке, кубикам, мячу, машине, все сложил аккуратно.

Обучающая ситуация «Поможем протереть стульчики»

Задачи: продолжать развивать трудовые умения и навыки, воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Ход: Стук в дверь, приходит зайка. Приветствует детей: «Здравствуйте, ребята!» Зайка обращает внимание на стульчики: «Ой, ребята, какие у вас пыльные стульчики, давайте поможем помощнику воспитателя их помыть. Ну что, ребята, поможем? Посмотрите, как я буду это делать». Процесс труда. После окончания выполненной работы напомнить детям, чтобы сложили аккуратно тряпочки в одно место, сняли фартуки, помыли руки.

Обучающая ситуация «Стирка кукольной одежды»

Задачи: учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды. Учить детей перед началом работы надевать фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а также рабочее место; уметь пользоваться мылом.

Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на куклу в грязной одежде, просит помочь постирать ее. Спрашивает: помогали ли маме стирать, что нужно для стирки, с чего нужно начать стирку?

Дидактическая игра «Кто что делает?»

Задачи: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.

Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…

Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…

Помощник воспитателя моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает…

Дидактическая игра «Чудесный мешочек (Кому, что нужно для работы)»

Задачи: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Задачи: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Задачи: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер учит детей.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т. д.

Дидактическая игра «Кому это нужно?»

Задачи: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры: Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например, это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов.

Дидактическая игра «Кто на фотографии?»

Задачи: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Ход игры: Детям предлагается назвать сотрудника детского сада, рассказать об этом человеке: как зовут, кем работает, какую работу выполняет.

Дидактическая игра «Кто это делает?»

Задачи: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

Подстригает, причесывает, сушит феном… парикмахер.

Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.

Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т. п.

Лото «Профессии»

Задачи: формировать у детей умение соотносить профессии с предметами и группировать предметы по назначению; закреплять название профессий.

Игровой материал: Карты-лото с изображениями: - доктор, шприц; - повар, кастрюля;    - плотник, пила; - прачка, утюг; - дворник, метла ;- продавец, касса.

Картотека хозяйственно-бытового труда

  1. «Учимся расправлять (заправлять) свои постели»

Задачи: учить детей, как надо правильно расправлять (заправлять) постель; воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым. Воспитывать                        ответственное отношение к труду по самообслуживанию, самостоятельность.

  1. «Помощь помощнику воспитателя в смене постельных принадлежностей»

Задачи: учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь помощнику воспитателя, уважение к труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.

  1. «Смена полотенец»

Задачи: поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение.

  1. «Дежурство по столовой»

Задачи: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды; сметать щеточкой со столов. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

  1. «Порядок в шкафу раздевальной комнаты»

Задачи: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, сложить аккуратно одежду и обувь на место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно.

  1. «Мытьё стульчиков»

Задачи: учить детей помогать помощнику воспитателя, поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

  1. «Мытьё строительного материала»

Задачи: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровом уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать строительный материал, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.

  1. «Мытьё кукол»

Задачи: учить детей помогать воспитателю в мытье кукол. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

  1. «Протираем от пыли полки для игр и игрушек»

Задачи: продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага других.

  1.  «Наведение порядка в группе»

Задачи: формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры. Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необходимые материалы для предстоящей деятельности.

  1. «Порядок в игрушках»

Задачи: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать уважение к собственному труду и труду других люде

  1. «Стирка кукольного белья»

Задачи: учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды. Учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а также рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно- гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

  1. «Ремонт книг»

Задачи: приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками. Развивать трудовые умения и навыки, глазомер, мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать желание трудиться для блага других, бережно относится к книгам.

  1. «Дежурство по занятиям»

Задачи: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.

  1. «Нарезать салфетки»

Задачи: продолжать учить правильно держать ножницы и действовать ими. Воспитывать положительное отношение к труду, желание помогать взрослым.

Воспитатель просит помочь нарезать салфетки. Показывает, как это сделать: берем салфетку и аккуратно, со стороны сгиба отрезаем тонкую полоску также с той стороны, где два сгиба. В итоге получаем 4 маленьких квадратных салфетки, которые ставим в салфетницу.

  1. «Заточим карандаши»

Задачи: закреплять умение детей приводить в порядок оборудование для изо деятельности. Приучать выполнять поручение старательно и аккуратно. Воспитывать любовь к труду.

 Воспитатель просит помочь заточить карандаши. Показывает, как надо это делать с помощью точилки. Хвалит детей за помощь.

  1. «Моем поддоны цветов»

Задачи: учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание трудиться. Учить соблюдать правила безопасности и личной гигиены.

  1. «Почистим доски от пластилина»

Задачи: закреплять умение детей приводить в порядок оборудование для лепки. Воспитывать аккуратность, желание трудиться.

Воспитатель объясняет, как салфеткой вытереть доску, прикладывая небольшое усилие.

От организации любого вида деятельности зависит и успех. Педагог должен знать, как организовать детский коллектив, чтобы интерес с тому или иному виду деятельности не пропал. Нужно учитывать, конечно, психофизиологические особенности детей того возраста, с которым он работает, где-то дать возможность отдохнуть, где-то заинтересовать, и помочь.

Литература

  1. Т. С. Комарова «Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации» / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова - Москва: Высшая школа, 2009 г.

  1. Л. В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет» / М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.

  1. Н. В. Лабутина «Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы» / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. - М.: Вентана-Граф, 2016 г.

  1.  Т. А. Шорыгина «Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях» /            М.: Сфера, 2014 г.

  1.  М. Д. Маханева «Учим детей трудиться» / М.Д. Маханева, О.В. Скворцова -             М.: Сфера, 2012 г.

  1. Т. М. Бондаренко «Приобщение дошкольников к труду». Методическое пособие /   Москва: ИЛ, 2014 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей

В материале представлены фрагменты непосредственно образовательной деятельности для разных возрастных групп с использованием ИОС...

конспект интегрированного занятия по теме "Осень" с использованием игровой обучающей ситуации, в группе для детей с ОНР "Письмо для Лауры"

Это занятие с использованием игровой обучающей ситуацией - проблемная ситуация. Перед детьми ставится проблема - сочинить письмо для Лауры об осени, в этом детям помогают интерактивные герои Березка, ...

Материал из опыта работы -презентация по теме: "Использование игры и игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании старших дошкольников"

Использование игры и игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании старших дошкольников...

Использование игровых обучающих ситуаций в процессе экологического воспитания дошкольников.

Воспитатель МБДОУ «Атемарский  д/с № 1  «Теремок» Глазкова И.В.Детский сад – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитани...

Использование игровых обучающих ситуаций в работе воспитателя

Педагогические мероприятия по организации самостоятельной деятельности детей...

Мастер -класс "Использование игровых обучающих ситуаций для организации познавательной деятельности детей 3-4 лет."

Цель: Ознакомление педагогов с игровыми обучающими ситуациями и их использованием для организации познавательной деятельности детей. Материалы:- кукла-Лесовичок, заяц, лиса, белка, волк;- мягкий ...

Мастер- класс для педагогов МАДОУ на тему «Использование игровых обучающих ситуаций в развитии познавательной активности дошкольников»

На современном этапе, в условиях динамичного развития общества, повышается потребность в самостоятельных, инициативных, критически мыслящих специалистах, умеющих видеть и творчески решать возникающие ...