Проект "Откуда хлеб пришел?"
проект

Содержание проектной деятельности

 

Паспорт проектной работы

Этапы работы над проектом

Актуальность проекта

Основные цели и задачи проекта

Глава 1. Теоретическая часть проекта

  1. Когда и где родился хлеб?
  2. Значение хлеба в жизни человека
  3.  Интересное о хлебе
  4. История возникновения хлеба

Глава 2.Основная часть

 2.1.     Беседы о хлебе

2.2.      Пословицы, поговорки о хлебе

2.3.      Народные приметы и советы о хлебе и соли

2.4.      Загадки о хлебе

2.5.      Стихи о хлебе

2.6.      Песни о хлебе

2.7.      Правила обращения с хлебом

2.8.      Просмотр презентаций

2.9.      Сценарий праздника «Хлеб всему голова»

2.10.      Совместные мероприятия с детьми и родителями

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_otkuda_hleb_prishel.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бажинская основная общеобразовательная школа

ПРОЕКТ

«ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ?»

2017 год

Содержание проектной деятельности

Паспорт проектной работы

Этапы работы над проектом

Актуальность проекта

Основные цели и задачи проекта

Глава 1. Теоретическая часть проекта

  1. Когда и где родился хлеб?
  2. Значение хлеба в жизни человека
  3.  Интересное о хлебе
  4. История возникновения хлеба

Глава 2.Основная часть

 2.1.     Беседы о хлебе

2.2.      Пословицы, поговорки о хлебе

2.3.      Народные приметы и советы о хлебе и соли

2.4.      Загадки о хлебе

2.5.      Стихи о хлебе

2.6.      Песни о хлебе

2.7.      Правила обращения с хлебом

2.8.      Просмотр презентаций

2.9.      Сценарий праздника «Хлеб всему голова»

2.10.      Совместные мероприятия с детьми и родителями

Заключение

Список литературы

Приложения

Паспорт проектной работы

1

Название проекта

 «Откуда хлеб пришёл?»

2

Предмет

Чтение худ. лит-ры, развитие речи, рисование, лепка, аппликация

3

Тип проекта

Творческий,познавательный,речевой,продуктивный,познавательно-исследовательский,краткосрочный

4

Продолжительность проекта

Сентябрь-октябрь

5

Состав проектной группы

Воспитатели-дети-родители

6

Руководители

Воспитатели:

Злобина Татьяна Алексеевна

Меновщикова Нина Николаевна

7

Цель проекта

Сформировать у детей представление о ценности хлеба

8

Задачи

  • Расширить знания детей о значении хлеба в жизни человека
  • Сформировать представление о выращивании хлеба от зерна до колоска
  • Уточнить знания о процессе приготовления хлеба,как полезно и необходимого продукта для жизни человека
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу
  • Развивать мелкую моторику в процессе работы с тестом

9

Продукт проектной деятель- ности

  • Лэтбук «Хлеб- всему голова»
  • Изготовление книжек-малышек

- стихи о хлебе

-пословицы, поговорки, загадки о хлебе

-виды хлебобулочных изделий

  • Изготовление книжки-раскладушки

- «от зёрнышка до каравая»

  • Хлебобулочные изделия из соленого теста
  • Изготовление гербариев (пшеница,овёс,рожь)

     

10

Ресурсы

Ватман ,белая и цветная бумага, клей, соленое тесто (соль,мука,вода), книги о хлебе, картинки о хлебе, картины  И.Шишкина «Рожь» и Г.Мясоедова «Жатва»

11

Планируемый результат

  • Знание детей информации о злаковых культурах
  • Понимание детьми ценности и пользе хлеба
  • Знание детей о производстве хлеба
  • Умение детей применять трудовые навыки
  • Понимание детьми важности труда хлебороба
  • Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении
  • Проявление заботы и уважение к труженикам села, бережного отношения к хлебу

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Деятельность авторов проекта

1.Подготовительный

  • Поиск материала по данному проекту (методической и художественной литературы)
  • Разработка педагогического проекта (конспекты познавательно-речевых и творческих занятий, бесед)
  • Подбор худож. лит-ры, разучивание стихов и пословиц о хлебе
  • Экскурсия на механизированный ток
  • Экскурсия в пекарню
  • Подбор информационного материала в уголок родителей

2.Практический с детьми

1. Познавательное развитие

 *презентация «Сельскохозяйственные профессии»

 *   беседа «Откуда хлеб пришел?»

                   «Какой бывает хлеб»

                   «Хлеб- наше богатство»

 *  рассматривание книг и сюжетных картинок о хлебе

 *  презентация «Откуда хлеб пришел?»

 * знакомство со злаками: пшеница, рожь, кукуруза, овёс, гречка,просо,ячмень

 *  экскурсия на мех.ток

 *  экскурсия в пекарню

 *  дид. игры «подбери словечко»

                     «золушка»

                     «да или нет»

2.Речевое развитие

 * составление рассказа-описания с опорой на план

 * беседа о правильном поведении за столом

 * знакомство с загадками, поговорками, пословицами  о хлебе

 * народные приметы и советы о хлебе и соли

 * чтение детских стихотворений про хлеб

 * чтение сказки Н. Телешова  «Крупеничка»

 * чтение  П. Дацкевич  «От зерна до каравая»

 *рассказ- беседа по картинам И.Шишкина «Рожь» , Г.Мясоедова « Жатва»

3.Социально-коммуникативное развитие

*беседа о тех, кто выращивает хлеб.

* беседа «Кто такой пекарь?»

*разработать правила обращения к хлебу

*составление алгоритма «От зерна до каравая»

*сюжетно-ролевые игры «пекарня», «хлебный магазин»

*дид. игры «что сначала, что потом»

                  «из чего сделано»

                  «назови профессию»

                  «кто больше назовет хлебобулоч. изделий»

                  «сложи картинку»

                  «четвертый лишний»

                  « игра в слова»

4.Художественно-эстетическое развитие

*заучивание песен « Я пеку, пеку…», «Отличные, пшеничные…»

*рисование по сказке «Колосок»

*лепка из соленого теста «Друзья для колобка»

«угощение для куклы Насти»

*аппликация :составление узоров и рисунков из круп

*изготовление гербариев :пшеница, овес, рожь

*изготовление лэпбука «Хлеб- всему голова»

5.Физическое развитие

*комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики

*пальчиковая гимнастика

*п/игра «что мы делали не скажем ,а как делали –покажем», «пахари и жнецы»

6.Познавательно-исследовательская деятельность

*посадка зерен пшеницы, ржи и овса

*наблюдение за последовательностью прорастания зерновых

*опытно- эксперементированная деятельность «превращение зерна в муку»

*изготовление и выпечка хлебобулочных изделий из соленого теста

Взаимодействие с семьёй

1.Изготовление книжек-малышек

             «Пословицы, загадки и поговорки о хлебе»

             «Стихотворения о хлебе»

             «Виды хлебобулочных изделий»

2.Совместный праздник  «Хлеб-всему голова»

3.Совместное чаепитие с хлебобулочными изделиями

Актуальность проекта

Пашут каждую весну,

Поднимают целину,

Сеют ,жнут, ночей не спят,

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

(Я.Аким)

   Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

   Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

    Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.

Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Основные цели и задачи

Цель: Сформировать у детей представление о ценности хлеба

Задачи:

  • Расширить знания детей о значении хлеба в жизни человека
  • Сформировать представление о выращивании хлеба от зерна до колоска
  • Уточнить знания о процессе приготовления хлеба,как полезно и необходимого продукта для жизни человека
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу
  • Развивать мелкую моторику в процессе работы с тестом

 

Глава 1.Теоретическая часть проекта

  1. Когда и где родился хлеб?

    Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками пшеницы, ржи, овса, ячменя.

    Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.

  1.  Значение хлеба в жизни человека.

         Хлеб даёт нашему организму белки, углеводы, обогащает его       минеральными веществами: селеном, медью, магнием, фосфором, калием.

         Хлеб содержит витамины А,В,Е.

         Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г. хлеба, при тяжелой работе-700г. Детям, подросткам нужно 150-400 г. хлеба

         Почти половину своей энергии человек берет от хлеба

  1.  Интересное о хлебе

  • От куда к нам пришло слово хлеб?

Слово «хлеб» пришло к нам из Древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшках ,называвшихся «хлибанос». В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб»,очень напоминающее наше «хлеб» и украинское «хлиб».

  • Хлеб в культуре и религии.

     Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. Забота о «хлебе насущном»составляет основную часть человеческой жизни. Согласно славянскому обычаю гостеприимства, круглый хлеб с солонкой посередине («хлеб-соль») преподносят на расшитом полотенце-рушнике.

     Во многих культурах хлеб нельзя выбрасывать: потерявший вкусовые качества хлеб засушивают на сухари или поджаривают. В русском языке имеется множество пословиц и поговорок связанных с хлебом.

  • Русский хлеб – это чёрный хлеб.

   Русский национальный хлеб-это чёрный хлеб.

   Как показали новейшие биохимические исследования, такой хлеб хорошо усваивается, особенно если он приготовлен на закваске, а не просто на прессованных дрожжах .А именно так готовился русский национальный ржаной хлеб.

   Закваска – это часть старого теста, которое остается на дне и стенках. Она богата витаминами ,ферментами и другими полезными для нашего организма веществами, которые еще более активируются, попадая вместе с тестом в печь.

   Например, хрустящая корочка черного хлеба- это один из важнейших источников пополнения нашего организма витамином В1.  

       

Список использованной литературы

1. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.

2. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.

3. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.

4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С.

5. Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.

6. Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.

7. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.

8. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.

Приложения

  1. Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пшенице (ржи, ячменю, просу, ..., кукурузе).

Объясните выбор каждого слова.

Словарь:

мука, перловая, мельница, початок, батон, пшено, геркулес, «усатый», мёд, ржаной, зерно, пирожное, медонос, корм для домашней птицы и сриней, каравай, колос, метелка, овсяная каша, воздушные хлопья, лакомство для лошади.

Комментарий для взрослых:

Для активизации памяти и речи детей после игры можно предложить им следующее задание: вспомните, какие слова, подходящие для пшеницы (ржи, ячменя, проса,..., кукурузы), вы слышали?

  1. Четвертый лишний

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

картофель, морковь, ячмень, свекла; просо, рожь, баклажан, пшеница; рис, кукуруза, яблоко, рожь; гречиха, слива, виноград, персик; ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.

  1. Игра  «Кто назовет больше изделий из теста?»

Все команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждым ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек. Конкурс начинают дети, а когда их знания полностью исчерпаются, его продолжают взрослые.

  1. Игра  «Что — сначала, что — потом».

Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.). Дети должны разложить их и последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Воспитатель или один из родителей контролирует правильность и скорость выполнения задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб - всей жизни голова". Мероприятие о хлебе.

Сценарний мероприятия "Хлеб - всей жизни голова" разработан для привития у дошкольников бережного отношения к хлебу....

Что такое хлеб и откуда пришел хлеб?

презентация для занятия по ознакомлению детей с окружающим....

«Хлеб хлебу – брат» по формированию культуры толерантности в подготовительной группе

Сценарий занятия по формированию культуры толерантности в подготовительной группе «Хлеб хлебу – брат»...