Проект "Откуда хлеб пришел?"
проект
Содержание проектной деятельности
Паспорт проектной работы
Этапы работы над проектом
Актуальность проекта
Основные цели и задачи проекта
Глава 1. Теоретическая часть проекта
- Когда и где родился хлеб?
- Значение хлеба в жизни человека
- Интересное о хлебе
- История возникновения хлеба
Глава 2.Основная часть
2.1. Беседы о хлебе
2.2. Пословицы, поговорки о хлебе
2.3. Народные приметы и советы о хлебе и соли
2.4. Загадки о хлебе
2.5. Стихи о хлебе
2.6. Песни о хлебе
2.7. Правила обращения с хлебом
2.8. Просмотр презентаций
2.9. Сценарий праздника «Хлеб всему голова»
2.10. Совместные мероприятия с детьми и родителями
Заключение
Список литературы
Приложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_otkuda_hleb_prishel.docx | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бажинская основная общеобразовательная школа
ПРОЕКТ
«ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ?»
2017 год
Содержание проектной деятельности
Паспорт проектной работы
Этапы работы над проектом
Актуальность проекта
Основные цели и задачи проекта
Глава 1. Теоретическая часть проекта
- Когда и где родился хлеб?
- Значение хлеба в жизни человека
- Интересное о хлебе
- История возникновения хлеба
Глава 2.Основная часть
2.1. Беседы о хлебе
2.2. Пословицы, поговорки о хлебе
2.3. Народные приметы и советы о хлебе и соли
2.4. Загадки о хлебе
2.5. Стихи о хлебе
2.6. Песни о хлебе
2.7. Правила обращения с хлебом
2.8. Просмотр презентаций
2.9. Сценарий праздника «Хлеб всему голова»
2.10. Совместные мероприятия с детьми и родителями
Заключение
Список литературы
Приложения
Паспорт проектной работы
1 | Название проекта | «Откуда хлеб пришёл?» |
2 | Предмет | Чтение худ. лит-ры, развитие речи, рисование, лепка, аппликация |
3 | Тип проекта | Творческий,познавательный,речевой,продуктивный,познавательно-исследовательский,краткосрочный |
4 | Продолжительность проекта | Сентябрь-октябрь |
5 | Состав проектной группы | Воспитатели-дети-родители |
6 | Руководители | Воспитатели: Злобина Татьяна Алексеевна Меновщикова Нина Николаевна |
7 | Цель проекта | Сформировать у детей представление о ценности хлеба |
8 | Задачи |
|
9 | Продукт проектной деятель- ности |
- стихи о хлебе -пословицы, поговорки, загадки о хлебе -виды хлебобулочных изделий
- «от зёрнышка до каравая»
|
10 | Ресурсы | Ватман ,белая и цветная бумага, клей, соленое тесто (соль,мука,вода), книги о хлебе, картинки о хлебе, картины И.Шишкина «Рожь» и Г.Мясоедова «Жатва» |
11 | Планируемый результат |
|
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом | Деятельность авторов проекта |
1.Подготовительный |
|
2.Практический с детьми | 1. Познавательное развитие *презентация «Сельскохозяйственные профессии» * беседа «Откуда хлеб пришел?» «Какой бывает хлеб» «Хлеб- наше богатство» * рассматривание книг и сюжетных картинок о хлебе * презентация «Откуда хлеб пришел?» * знакомство со злаками: пшеница, рожь, кукуруза, овёс, гречка,просо,ячмень * экскурсия на мех.ток * экскурсия в пекарню * дид. игры «подбери словечко» «золушка» «да или нет» 2.Речевое развитие * составление рассказа-описания с опорой на план * беседа о правильном поведении за столом * знакомство с загадками, поговорками, пословицами о хлебе * народные приметы и советы о хлебе и соли * чтение детских стихотворений про хлеб * чтение сказки Н. Телешова «Крупеничка» * чтение П. Дацкевич «От зерна до каравая» *рассказ- беседа по картинам И.Шишкина «Рожь» , Г.Мясоедова « Жатва» 3.Социально-коммуникативное развитие *беседа о тех, кто выращивает хлеб. * беседа «Кто такой пекарь?» *разработать правила обращения к хлебу *составление алгоритма «От зерна до каравая» *сюжетно-ролевые игры «пекарня», «хлебный магазин» *дид. игры «что сначала, что потом» «из чего сделано» «назови профессию» «кто больше назовет хлебобулоч. изделий» «сложи картинку» «четвертый лишний» « игра в слова» 4.Художественно-эстетическое развитие *заучивание песен « Я пеку, пеку…», «Отличные, пшеничные…» *рисование по сказке «Колосок» *лепка из соленого теста «Друзья для колобка» «угощение для куклы Насти» *аппликация :составление узоров и рисунков из круп *изготовление гербариев :пшеница, овес, рожь *изготовление лэпбука «Хлеб- всему голова» 5.Физическое развитие *комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики *пальчиковая гимнастика *п/игра «что мы делали не скажем ,а как делали –покажем», «пахари и жнецы» 6.Познавательно-исследовательская деятельность *посадка зерен пшеницы, ржи и овса *наблюдение за последовательностью прорастания зерновых *опытно- эксперементированная деятельность «превращение зерна в муку» *изготовление и выпечка хлебобулочных изделий из соленого теста |
Взаимодействие с семьёй | 1.Изготовление книжек-малышек «Пословицы, загадки и поговорки о хлебе» «Стихотворения о хлебе» «Виды хлебобулочных изделий» 2.Совместный праздник «Хлеб-всему голова» 3.Совместное чаепитие с хлебобулочными изделиями |
Актуальность проекта
Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют ,жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я.Аким)
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Основные цели и задачи
Цель: Сформировать у детей представление о ценности хлеба
Задачи:
- Расширить знания детей о значении хлеба в жизни человека
- Сформировать представление о выращивании хлеба от зерна до колоска
- Уточнить знания о процессе приготовления хлеба,как полезно и необходимого продукта для жизни человека
- Воспитывать бережное отношение к хлебу
- Развивать мелкую моторику в процессе работы с тестом
Глава 1.Теоретическая часть проекта
- Когда и где родился хлеб?
Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками пшеницы, ржи, овса, ячменя.
Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.
- Значение хлеба в жизни человека.
Хлеб даёт нашему организму белки, углеводы, обогащает его минеральными веществами: селеном, медью, магнием, фосфором, калием.
Хлеб содержит витамины А,В,Е.
Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г. хлеба, при тяжелой работе-700г. Детям, подросткам нужно 150-400 г. хлеба
Почти половину своей энергии человек берет от хлеба
- Интересное о хлебе
- От куда к нам пришло слово хлеб?
Слово «хлеб» пришло к нам из Древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшках ,называвшихся «хлибанос». В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб»,очень напоминающее наше «хлеб» и украинское «хлиб».
- Хлеб в культуре и религии.
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. Забота о «хлебе насущном»составляет основную часть человеческой жизни. Согласно славянскому обычаю гостеприимства, круглый хлеб с солонкой посередине («хлеб-соль») преподносят на расшитом полотенце-рушнике.
Во многих культурах хлеб нельзя выбрасывать: потерявший вкусовые качества хлеб засушивают на сухари или поджаривают. В русском языке имеется множество пословиц и поговорок связанных с хлебом.
- Русский хлеб – это чёрный хлеб.
Русский национальный хлеб-это чёрный хлеб.
Как показали новейшие биохимические исследования, такой хлеб хорошо усваивается, особенно если он приготовлен на закваске, а не просто на прессованных дрожжах .А именно так готовился русский национальный ржаной хлеб.
Закваска – это часть старого теста, которое остается на дне и стенках. Она богата витаминами ,ферментами и другими полезными для нашего организма веществами, которые еще более активируются, попадая вместе с тестом в печь.
Например, хрустящая корочка черного хлеба- это один из важнейших источников пополнения нашего организма витамином В1.
Список использованной литературы
1. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
2. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.
3. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С.
5. Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
6. Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
7. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.
8. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.
Приложения
- Игра в слова
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пшенице (ржи, ячменю, просу, ..., кукурузе).
Объясните выбор каждого слова.
Словарь:
мука, перловая, мельница, початок, батон, пшено, геркулес, «усатый», мёд, ржаной, зерно, пирожное, медонос, корм для домашней птицы и сриней, каравай, колос, метелка, овсяная каша, воздушные хлопья, лакомство для лошади.
Комментарий для взрослых:
Для активизации памяти и речи детей после игры можно предложить им следующее задание: вспомните, какие слова, подходящие для пшеницы (ржи, ячменя, проса,..., кукурузы), вы слышали?
- Четвертый лишний
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
картофель, морковь, ячмень, свекла; просо, рожь, баклажан, пшеница; рис, кукуруза, яблоко, рожь; гречиха, слива, виноград, персик; ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.
- Игра «Кто назовет больше изделий из теста?»
Все команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждым ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек. Конкурс начинают дети, а когда их знания полностью исчерпаются, его продолжают взрослые.
- Игра «Что — сначала, что — потом».
Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.). Дети должны разложить их и последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Воспитатель или один из родителей контролирует правильность и скорость выполнения задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")
Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»
Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...
"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область
Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
"Хлеб - всей жизни голова". Мероприятие о хлебе.
Сценарний мероприятия "Хлеб - всей жизни голова" разработан для привития у дошкольников бережного отношения к хлебу....
Что такое хлеб и откуда пришел хлеб?
презентация для занятия по ознакомлению детей с окружающим....
«Хлеб хлебу – брат» по формированию культуры толерантности в подготовительной группе
Сценарий занятия по формированию культуры толерантности в подготовительной группе «Хлеб хлебу – брат»...