Мастер-класс "Волшебный мир театра"
материал

Хохлова Любовь Алексеевна

Мастер - класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАСТЕР-КЛАСС

«Волшебный мир театра»

Подготовили и провели воспитатели Макарова М.А. Хохлова Л .А.

2019г.

Театр — доступный вид искусства для дошкольников, развивающий художественные способности, эстетический вкус и коммуникативные навыки, а также способствующий нравственному воспитанию детей, выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики.

Наиболее полное познание окружающего мира ребёнком происходит через призму доступного и занимательного для него способа переработки информации, то есть с помощью игры. Именно игра положена в основу театрализованной деятельности, подразумевающей импровизацию, оживление предметов, звуков.

Цели:

Миссия вовлечения детей в творческую активность, связанную с воплощением сюжетов на сцене, состоит в том, что в процессе работы:

  • расширяются знания малышей об окружающем мире, в частности, ребята знакомятся с жанрами театра, его устройством и типами постановок;
  • формируется творческая, самостоятельная активность ребёнка;
  • развивается речь, правильная артикуляция (особенно важно для детей средней и старших групп, в которых развитию речи и постановке звуков уделяется особое внимание);
  • обогащается словарный запас;
  • развивается память, фантазия, образное мышление;
  • совершенствуется пластика тела, координация движений, гибкость;
  • развивается навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию;
  • воспитывается умение сотрудничать с другими членами коллектива (эта цель важна в любом возрасте, но для малышей подготовительной группы, которые готовятся ко вступлению в новый коллектив, она имеет особое значение).

Осуществлению поставленных целей способствует решение следующих задач:

  • активизация познавательного интереса детей через знакомство с подходящими для возраста драматургическими образцами (например, для ребят подготовительной группы это будут постановки интересных историй например: про Муми-троллей финской писательницы Туве Янссон, а для малышей — сказок В. Сутеева и т.д.);
  • ликвидация скованности и зажатости юных театралов (постепенно дети перестают стесняться выступать на публике, что впоследствии очень важно для снятия напряжённости при устных или письменных ответах у доски в школе);
  • формирование быстрой реакции на музыкальный сигнал (у детей формируется умение выполнять смену разных видов деятельности по условному знаку, что также пригодится в школе на уроках, когда переключение от работы с учебником до выполнения самостоятельной работы, например, происходит очень быстро);
  • тренировка речевого дыхания, дикции на материале стихотворений скороговорок, а также расширение интонационной палитры речи;
  • знакомство с правилами поведения'в театре, театральной терминологией, устройством сцены, зрительного зала.

Принципы

Базовым принципом занятий театрализованной деятельностью является развивающее обучение, опирающееся на закономерности общего развития малыша.

Театрализованная деятельность должна создавать для ребёнка ситуацию успеха, когда работа маленького актёра, режиссёра, декоратора не остаётся без внимания, поощрения

Для этого важно создавать условия психологического комфорта, которые включают:

  • разнообразие тематики (к примеру, экологический пальчиковый театр во второй младшей группе на тему «Как звери готовятся к зиме»);
  • регулярное включение элементов театрализации в другие виды учебно- воспитательной деятельности (например, в качестве мотивирующего начала для занятий по развитию речи);
  • снятие факторов стресса (с помощью мотивационных приёмов, настраивающих детей на занятие творчеством);
  • раскрепощение (для этого одним из практически беспроигрышных вариантов является, например, участие детей в постановках совместно с родителями и членами педагогического коллектива);
  • создание реальных мотивирующих условий (нельзя заставлять детей играть, личностные мотивы для участия в театральной деятельности должны быть сильнее авторитета взрослого, а также ребёнок должен находиться в ситуации успеха - «У меня всё получится!»).

Формы организации театрализованных игр

Совместная со взрослыми творческая деятельность в рамках игр на занятиях или праздниках, организации музея кукол (уголка театра в группе). Эта форма востребована в образовательном процессе с детьми любого возраста. Сюда же относятся посещения театров.

Самостоятельная театральная деятельность. Применяется во время игр, подготовки и проведения утренников с детьми старших групп (иногда уже во втором полугодии воспитанники

средней группы включаются в самостоятельную, то есть без участия взрослых, театрализованную деятельность).

Мини-игры на занятиях с привлечением кукол (Петрушки, Маши и др.) для решения познавательных задач. Так, в первой младшей группе на занятиях по рисованию, когда дети учатся изображать геометрические фигуры, воспитанники рисуют не просто круг, а бублик для кошки, которая случайно забрела в группу и призналась, что очень голодна.

Виды театров:

Настольный театр игрушек.

Настольный театр картинок.

Стендовые театрализованные игры.

Стенд-книжка.

Фланелеграф.

Теневой театр.

Игры-драматизации.

Пальчиковый театр.

Игры-драматизации с куклами бибабо И т.д.

При взаимодействии с детьми используются такие виды деятельности как:

Знакомство с различными видами театров, обогащение представлений о театре и театральных профессиях через показ рассматривание иллюстраций, бесед о правилах поведения в театре и посещение детского кукольного театра.

Разучивание стихов с различной интонацией .Инсценировки народных песенок.

Игровая самостоятельная деятельность с различными видами театров (настольный, пальчиковый, кукольный и т.д.

Игры, направленные на сплочение детского коллектива. Театрализованные игры . Игры и упражнения на действия с воображаемыми предметами «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем», Этюды на основные эмоции - радость, огорчение, удивление.

Музыкальная ритмопластика (свободная импровизация ритмических движений)

Игры и упражнения на развитие воображения, фантазии «Бывает-не бывает», «Превращение предмета». Совместная изобразительная деятельность по изготовлению

декораций, масок. Экскурсии. Мини-выставки детских работ по литературным произведениям,

Праздники, досуги, вечера развлечений, обыгрывание ситуаций.

В каждой группе создан «Уголок театра», куда воспитатели помещают различные виды театров, костюмы, шапочки, маски, книги и журналы с иллюстрациями о театре, театральные программки, настольно-печатные игры по сказкам, дидактические игры по теме «Эмоции», «Мы идём в театр» и т.д.

Взаимодействие с родителями:

  1. Консультации. («Театрализованная деятельность как средство коррекции речевой деятельности дошкольников»),
  2. Изготовление атрибутов руками родителей. (Маски, Куклы для театральной деятельности и т. д.
  3. Нетрадиционные родительские собрания. (День матери чаепитие и конкурсы)
  4. Посещение детей с родителями театра, оперы, балета. (Акция «Всей семьей в театр»)
  5. Оформление информационных стендов и папок-передвижек для родителей. («Театр и дети»)
  6. Творческие детско-родительские конкурсы («Сказки Пушкина»)
  7. Помощь родителей в подготовке к фестивалю «Театральная шкатулка».
  8. Помощь родителей в проведении театральных постановок в ДОУ гастролирующими детскими театрами.

Мониторинг уровня развития творческих навыков позволяет
определить, насколько ребёнку нравится лицедейство

Проводится со старшими дошкольниками в форме собеседования. Вот хороший пример подборки вопросов для такой беседы:

  1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
  2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
  3. Знаешь ли ты, кто такой режиссёр, актёр, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
  4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
  5. Любишь ли ты играть в «театр»?
  6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребёнку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?
  7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
  8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
  9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
  10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
  11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссёром, актёром, художником-оформителем?
  12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
  13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать? Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребёнка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора.

В конце доклада был проведен мастер-класс по изготовлению маски зайца и театра на ложках.

Список литературы

  1. Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - № 4.-С. 24-26.
  2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - Москва, 2003.
  3. Балакирева, ТЭмоции и дети // Дошкольное воспитание, 2005. -№ 1. - С. 65-68.
  4. Горшкова, Е. В. О «говорящих» движениях и чудесных превращениях. - Москва : Дрофа, 2007. - 79 с.
  5. Зимбардо, Ф. Застенчивый ребенок. - Москва : ACT Астрель, 2005. - 294 с.
  6. Клименкова, О.Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание, 2002. - №4.-С. 7- 19.
  7. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. - Москва : ТЦ «Сфера», 2001. - 128 с.
  8. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие. - Великий Новгород:НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.
  9. Петрова, Е. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2001. -№

4.-С. 32-39.

  1. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр- творчество-дети». - Москва : АРКТИ, 2004.
  2. Чистякова, М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. - 2-е изд. - Москва : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
  3. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - Москва :Владос, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"

В проекте  рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...

"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ

       Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Лэпбук "Театр, театр, театр"

Консультация для воспитателей старшей группы...

В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »

В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...

Консультация "Лэпбук "Театр,театр, театр""

КОНСУЛЬТАЦИЯЛэпбук «Театр, театр, театр».Выполнила: Калинкина Н. А. Театр — это волшебный край, в котором ребёнок                  ...