Конкурс.Статья.
методическая разработка (подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

Методическая разработка, на тему: «Говорящие стены как средство индивидуализации РППС в группе детского сада».

 Все дети разные и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития, исходя из своих потребностей, интересов и возможностей. Задача воспитателя в соответствии с этими потребностями и интересами строить план индивидуального развития ребёнка.  Как известно большую часть своего времени дошкольники проводят в детском саду поэтому важнейшую роль для индивидуализации имеет грамотно разработанная, с учётом возрастных особенностей развивающая предметно-пространственная среда, которая должна быть предназначена для детского коллектива в целом, но при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество, а значит в её оформлении должны быть отражены интересы и достижения детей. Это особенно важно в аспекте групповой динамики тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности. 

ФГОС ДО п.1.4. определяет одним из основных принципов дошкольного образования построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при которой сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования). Но как организовать такую предметно-пространственную среду? Изучив литературу по данному вопросу, мы решили использовать в своей работе технологию «говорящих стен» авторы: Кудрявцева Е. Л., Шершун С. В. Суть этой технологии заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс.  

Наметив план действий, мы приступили к его реализации для начала определив цель: создание условий для всестороннего развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи:

- Создать атмосферу эмоционального комфорта;

- Создать условия для развития самостоятельности при планировании своих действий;

- Создать условия для творческого самовыражения, воплощения своих замыслов.  Далее мы приступили к процессу создания в группе «особой обстановки», для того чтобы наши стены «заговорили с детьми».

 Создать атмосферу эмоционального комфорта нам помогло изготовление панно «Моё настроение», где дошкольники с помощью своей фотографии выбирают себе настроение, с которым они пришли в детский сад. В течение дня настроение у детей может меняться. Панно используется весь день, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети и как оно может изменяться в течение дня, что даёт возможность отследить комфортность режимных моментов. Таким образом, дети учатся концентрировать внимание на своих эмоциях и эмоциональных состояний сверстников. Отследить эмоциональное состояние своих детей могут и родители, ведь бывает так, что ребёнок забыл передать что-нибудь важное утром и переживает что забудет об этом вечером для этого была организованна смс-почта для родителей важные послания, записываются на листках и размещаются на кабинках дошкольников.

Каждый ребёнок хочет быть главным, будь то ведущая роль в подвижных играх или простое построение на зарядку, чтобы удовлетворить этим требованиям мы изготовили стенд «Кто первый?», тем самым воплотив возможности каждого ребёнка побывать на ведущих ролях. Рядом со стендом находится список детей, ребёнок достаёт из мешочка число и сверяет его сам или с помощью педагога со списком группы, счастливчик становится первым, а цифра кладётся в другой мешочек и так пока не кончатся все цифры. Таким образом каждый дошкольник сможет реализовать своё право на первенство.

Так же у детей появилась идея со стендом «Кто дежурный», где ребята сами выбирали в каком уголке, кто будет дежурить. Дошкольники сами придумывали правила дежурства и следили за их выполнением. Благодаря самостоятельно спланированным правилам дети становятся более серьезными и взрослыми. Дежурство, это неотъемлемая часть воспитательного процесса в группах которое приучает детей к порядку, дисциплине и чистоте.  Многие дети с нетерпением ждали своего дежурства, чтобы всем на практике показать, как они могут самостоятельно, без помощи взрослых обеспечивать порядок.

В одной из бесед детей я услышала, что ребята интересуются цветом своих глаз и глаз своих товарищей, было решено изготовить плакат «Наши глазки» где дошкольники могли отмечать цвет, зарисовывая квадратик напротив своего имени, а после обсуждать правильность своего выбора с товарищами, воспитателем, родителями.

Благодаря тематической неделе «огород на окне» появилась идея создания плаката «наши любимые овощи», где дошкольники смогли отметить свои вкусовые предпочтения, а затем и посадить семена овощей в соответствии со своим выбором. После высадки семян в грунт ребята ухаживали за ними поливали, рыхлили, пересаживали при необходимости, а также вели индивидуальные дневники роста, сравнивали свои ростки, делали предположения относительно их роста, что позволило не только развивать исследовательскую активность, но и способствовало сплочению детского коллектива. Каждый стаканчик бы подписан ребенком, если вдруг ребёнок заболел, то передавал «шефство» над растением своему товарищу, что способствовало развитию ответственности, умению доводить начатое до конца.

Также в групповом помещении совместно с детьми оформляется месячный календарь, где дошкольники могут оставить заметку на предстоящее событие, будь то день рождение или предстоящий праздник, отмечая наиболее важные для себя события, а затем отслеживать их считая сколько дней и недель до него осталось тем самым развивая временные представления. Такой календарь помогает почувствовать течение времени, научиться его понимать и осознавать. В преддверии масленичной недели был оформлен плакат, в котором ребята выбирали какие блины им больше по вкусу некоторые дети не ограничивались выбором и отправляли смс-почтой послания родителям сообщая о своём выборе и как бы подталкивая последних к приготовлению любимого лакомства.

У каждого воспитателя в приёмной располагается стенд для информирования родителей о достижениях и успехах детей просмотра их творческих работ, но по мере того как в группе появлялось что-то новое, интересное детьми было принято решение размещать «новое» рисунки, фотографии и то что дети считают значимым (чему они научились, что узнали нового) в группе, появилась идея создать отдельное место для детских работ назвать «наши новости» выбор детских новостей, отбор и размещение таких работ забота ребят. Нами было предусмотрено: удобство подхода к стенду, простота крепления материалов, высота расположения также ребятам было предложено дополнительно к стенду использовать переносную доску так как новостей даже за один день может быть много. Данная рубрика помогает дошкольникам стать компетентными в создании информационной развивающей среды, способствовать реализации их самостоятельных замыслов их саморазвитию. Детские работы постоянно меняются и дополняются в соответствии с заинтересованностью детей, тематикой недели наиболее понравившиеся работы ребята оставляют в специально оборудованных именных ячейках, из которых работы можно достать просмотреть, одному или показать свои достижения друзьям или родителям.

 Анализируя проделанную работу, мы приходим к выводу, что организованная таким образом личностно- ориентированная, информационная среда стимулирует общение, любознательность, создаёт атмосферу эмоционального комфорта, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество, дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

Однако, существуют и трудности, с которыми могут столкнуться педагоги при организации такой среды, это и регулярное обновление визуального пространства, которое потребует много времени, а также размышления по поводу, «где найти пространство для размещения детских работ?» или «не нарушат ли детские материалы общую эстетику в группе?». Стоит отметить, что, преодолев эти трудности мы наглядно можем наблюдать, как раскрывается потенциал ребёнка, когда стены «начинают говорить с ним!».

Список используемой литературы:

  1. https://infourok.ru/organizaciya-zhizni-detey-v-detskom-sadu-s-uchyotom-ih-interesov-iniciativ-i-potrebnostey-3748223.html.
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2020/01/30/sposoby-podderzhki-detskoy-initsiativy.

                

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНКУРС Статья "Использование элементов арттерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

В статье обобщен опыт работы с детьми ОВЗ с использованием арт-терапии (сказкотерапия, театртерапия)...

Конкурс. Статья.

Конкурс. Статья....