ПРАВОСЛАВНЫЙ СИМВОЛИЗМ, КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИЙ
статья

Рощупкина Татьяна Юрьевна

Наше восприятие имеет доступ к материальной стороне храма, на духовную сторону указывает символика. Актуальность в том, что невозможно изучить архитектуру не касаясь  христианского учения, ее развитие идет параллельно  с богослужением, и вместе с ним она находила толкование у богословов. Для нашей страны это актуально вдвойне, поскольку русский человек - это православный человек и христианское учение с его символизмом издавна прочно вошло в повседневную жизнь общества и явилось фундаментом традиций и обычаев. Это четко можно увидеть в количестве православных храмов, находящихся в нашей стране. Нет ни одного города России, где отсутствовал бы храм. Вне христианского учения  смысл символики теряет, поэтому любой человек – христианин или нет – должен иметь о ней представление, чтобы владеть историей своего народа и его сегодняшним днем – православием. Проблема символики христианской архитектуры, которая заключается так же и в том, что  все в христианском храме имеет две природы материальную и духовную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvolizm.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Рощупкина Т.Ю.

ПРАВОСЛАВНЫЙ СИМВОЛИЗМ, КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИЙ

        Аннотация: в статье рассматривается понимание и восприятие символики православных храмов, а так же проблема символики христианской архитектуры, которая заключается в том, что  все в христианском храме имеет две природы материальную и духовную.         Ключевые слова: христианство, православие, символизм, архитектура, храм, христианин.

Введение. Наше восприятие имеет доступ к материальной стороне храма, на духовную сторону указывает символика. Актуальность в том, что невозможно изучить архитектуру не касаясь  христианского учения, ее развитие идет параллельно  с богослужением, и вместе с ним она находила толкование у богословов. Для нашей страны это актуально вдвойне, поскольку русский человек - это православный человек и христианское учение с его символизмом издавна прочно вошло в повседневную жизнь общества и явилось фундаментом традиций и обычаев. Это четко можно увидеть в количестве православных храмов, находящихся в нашей стране. Нет ни одного города России, где отсутствовал бы храм. Вне христианского учения  смысл символики теряет, поэтому любой человек – христианин или нет – должен иметь о ней представление, чтобы владеть историей своего народа и его сегодняшним днем – православием. Проблема символики христианской архитектуры, которая заключается так же и в том, что  все в христианском храме имеет две природы материальную и духовную.

Проблему символизма  христианской архитектуры, в первую очередь православия,  изучали и изучают с различных сторон  на протяжении  многих столетий. Здесь необходимо вспомнить И.А. Бусеву - Давыдову, Г.К. Вагнер , архиепископа Сергия (Голубцова), М.П. Кудрявцева,  Т.Н. Кудрявцеву Т.Н., Н.И Троицкого Н.И., Л.А.Успенского и других представителей богословия и  светской науки. Однако проблема раскрывает себя все более многогранно.

Первые три века существования христианства, когда оно  находилось в положении недозволенной религии в пределах Римской империи, условия для строительства храмов были неблагоприятны, так как христиане старались скрывать внешние проявления своей религиозности, и тем не менее, самая  ранняя христианская символика встречается на стенах римских катакомб, где те кто следовал учению Христа, подвергаясь со стороны власти  жестким гонениям  в тайне совершали богослужения[1,с.163]. Изображения эти весьма отличны от того, что  на сегодняшний день  привык видеть на стенах храма современный христианин. Христианская символика присутствует не только в различного рода обрядах, но прослеживать ее можно уже начиная с самой архитектуры и убранства храма.

Сегодняшний храм для христиан – это своеобразный путеводитель для неграмотных». Каждый элемент храма несет определенную смысловую нагрузку. Можно сказать, что стены храма «истолковываются как  Божий закон». Стены, внизу в храме символизируют твердь или землю. Соответственно вверх - это небеса. Верхние части стен отображали события и этапы жизни Иисуса Христа, а так же его матери и его последователей (апостолов) на земле [2,с.82].  Иными словами, храм - это символичная модель мира, каждой его части которой соответствуют страны света.

На восточной части храма  можно проследить символизм райского блаженства, поскольку именно Восток был местом нахождения рая, откуда Господь изгнал Адама с Евой.

Святая святых в храме - это алтарь, который в переводе с латыни означает alta aru или высокий жертвенник» [3,с.49]. Середина храма или центральная его часть олицетворяет тварный мир, но уже тот который был оправдан и освящен.

Можно сказать, что как человеке соединяет в себе  начало духовное и начало телесное, так и в храме - средняя часть и алтарь взаимодействуют между собой. Все богослужение пронизано  христианской символикой. Самым главным символом является крест.

Во времена Иисуса Христа, крест являлся распространенным орудием казни. Соотвественно крест является прямым напоминанием о великой жертве, принесенной Господом во имя людей, во имя любви к людям, во имя искупления их грехов[3,с.52].

«...ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную..»

Ев. от Иоанна 3:16.

Крест – это священное знамя победы Спасителя над грехом и смертью и грехом. Это символ торжества вечной жизни и любви. Многие ранние христиане тоже были распяты за свою веру.

Очень распространенный знак, который включен в хиристианское учение - это  «Хризма». Появился он, как принято полагать, ещё в апостольские времена, но широкое распространение получил с IV века, а представляет собой изображение греческих букв Χ и Ρ, являющимися началом слова ΧΡΙΣΤΟΣ, что означает Мессия или Помазанник Божий. Часто в дополнение к ним справа и слева ставились греческие буквы α (альфа) и ω (омега), напоминающие слова Христа о том, что он является Альфой и Омегой, то есть началом и концом всего сущего [4,с.66].

Российское православие придало Хризме несколько другой смысл. Буквы Х и Р стали расшифровывать как начало русских слов Христос Родился, что сделало этот знак символом Боговоплощения. В оформлении современных церквей он встречается столь же часто, как и прочие наиболее известные христианские символы.

Существуют также христианские символы и знаки, порождённые Священным Преданием и Писанием. Одним из них является стилизованное изображение лилии. Его появление связано с тем, что, согласно легенде, Архангел Гавриил, явившись Деве Марии с благой вестью о её великом предназначении, держал в руке именно этот цветок. С тех пор белая лилия стала символом непорочности Пресвятой Девы [4,с.71].

Так же распространенным символом, который можно встретить  в архитектуре, росписи  и убранстве храма - якорь.

Данный символ вошел в обиход благодаря словам апостола Павла из его «Послания к евреям». В нём поборник истинной веры уподобляет надежду на исполнение Божьего обетования безопасному и крепкому якорю, незримо соединяющему членов Церкви с Царством Небесным. Вследствие этого якорь стал символом надежды на спасение души от вечной смерти, и его изображение можно часто встретить среди прочей христианской символики.

Изображение голубя символизирует собой третью ипостась единого Бога – Святой Троицы [5,с.38].

Нередко в православных храмах  можно встретить изображение шестиконечной звезды которая указывает на  связь Новозаветной Церкви с её Ветхозаветной предшественницей.

Восьмиконечная звезда, которая встречается в храмах наряду с шестиконечной символизирует вифлеемскую звезду, указывающую в Ночь Рождества волхвам дорогу к пещере, в которой появился на свет Спаситель.

К элементам символики, означающим Святую Троицу, относят равносторонний треугольник, иногда обведённый кругом. Данный символ указывает на триединство Бога и на Его бесконечность. Часто внутри его можно видеть изображение глаза, а точнее, ока Божьего, указывающее на то, что Господь всевидящ и вездесущ [5,с.43].

Заключение. Тема символизма христианских храмов весьма обширна, глубока и интересна. Каждый символ имеет свою историю, корни и многогранность и не представляется возможным в рамках данной статьи глубоко рассмотреть весь спектр христианской символики в храмах.

Литература:

1.Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира// Вагнер Г.К. Византийский временник. - Т.47.-М.:Наука, 1986.-C.163-181.

2. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. //Голубцов А.П. - С.-Пб. - Сатис,-1995.-C.81-86.

3. Архиепископ Сергий (Голубцов). Символика русского храмоздательства//Архиепископ Сергий (Голубцов). К свету. - М.- 1997.-№17.-C.48-59.

4. Кудрявцев М.П., Кудрявцева Т.Н. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм. //Кудрявцев М.П. К свету. - М.-1998.-№17.-C.65-87.

5. Успенский Л.А.Символика храма//Успенский Л.А.Журнал Московской патриархии. - М.-1948.-№1.-C.37-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Мастер – класс «Дидактическая православная игра как часть здоровьесберегающей технологии»

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента психического и физического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциона...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...