" Приобщение детей к истокам народной культуры"
статья

Овчинникова Ольга Васильевна

Данная статья рекомендована педагогам и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_k_istokam_narodnoy_kultury_1.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

О.В. Овчинникова

МДОУ "ЦРР - детский сад "Росинка"

Качканарский городской округ

 Духовно-нравственное воспитание – одна из   актуальных  и  сложных  проблем, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,  кто  имеет  отношение  к  детям.

 То, что мы заложим в  душу  ребенка сейчас, проявится  позднее, станет его и нашей жизнью.

В настоящее  время  материальные  ценности доминируют  над  духовными,  поэтому у детей искажены представления о  доброте,  милосердии, великодушии,  справедливости, гражданственности  и  патриотизме.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в  её возрождении, самореализовывать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.

Важным условием приобщения детей к культурному наследию своего народа является создание обстановки, опережающей развитие детей. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Работая с дошкольниками уже не один год и накапливая опыт, было замечено, что многие дети проявляют к русской культуре настолько большой интерес, что им недостаточно только плановых занятий. Поэтому мы решили начать свою работу над новым педагогическим проектом «Матушка Россия из бабушкиного сундука».

Большой расписной сундук – самая таинственная вещь уголка русской горницы. В нём хранится то, что хотелось сберечь нашим бабушкам, что дорого им и близко: именные рушники, вышитые салфетки, подушечки, соломенные куклы… Много там нужного и полезного для детей!

Цель проекта: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.

Основные задачи проекта:

  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам, народному календарю, к народным  играм.
  • Расширять и углублять представление о Родине – России – как месте, где человек родился, живет.
  • Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: сказок, рассказов.
  • Приобщать к истокам народной культуры.
  • Формировать и углублять знания детей о малом русском фольклоре.
  • Формировать навыки культуры речевого общения.

В проекте участвуют: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Создание особого психологического пространства развития детей, интересного и понятного им, участие ребенка в соответствии с его способностями и интересами и тесный контакт с родителями являются ценностью проекта. Ребенок получает не только знания, но и развивается творчески.

Вся организованная деятельность проходит в «Горнице», где ощущая атмосферу быта старины, дети знакомятся с новым материалом:  народными играми, народным календарем, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, устным народным творчеством. Знакомя детей со сказками, песенками, пословицами, прибаутками, хороводами мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом, сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах, поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищения мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Любая деятельность всегда сопровождается русскими  народными мелодиями, музыкой русских композиторов, которые вызывают положительный эмоциональный настрой и интерес к народной культуре.

Знакомство детей с различными видами народного творчества на декоративном рисовании помогает научить их воспринимать прекрасное и доброе, закладывает основы эстетического вкуса и культуры.

Так как проект разделён по временам года, каждая новая тема закрепляется итоговым праздником. Естественно подготовка такого праздника требует большой кропотливой работы, тщательного подбора фольклорного материала, иллюстраций, продумывание всех методических приёмов, но радость и интерес детей и родителей являются наградой за это. Дети с удовольствием поют и танцуют, драматизируют и читают стихи о родном крае, беседуют о семейных традициях Православного праздника, рассматривают картины, иллюстрации, играют в народные игры, водят хороводы, любят чаепития с самоваром, которые устраиваются после развлечений.

Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту православного праздника, желание стать лучше, добрее. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.

Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в «Горнице», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленница, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания  на родительских собраниях и семинарах.

Наш проект на доступном детям уровне знакомит детей с народными календарными праздниками, способствует развитию познавательных  способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной русской культуре.

Результат проекта был представлен на городском педагогическом форуме в 2012 году и на городском фестивале « Качканарские звёздочки» в 2012, 2013 году.

Литература.

  1. Ватаман В.П.  «Воспитание детей на традициях народной культуры», издательство «Учитель», Волгоград,  2007 г.
  2. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду», издательство «Мозаика-Синтез» Москва , 2005 г.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д.  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», издательство «Детство-Пресс» Санкт-Петербург, 2000 г.
  4. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», издательство «Просвещение» Москва, 1986 г.
  5. Скоролупова О.А. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», издательство «Скрипторий 2003», Москва, 2006 г.
  6. Журнал «Музыкальный руководитель» № 5 2006 г.
  7. Журнал «Музыкальный руководитель» № 3 2008 г.
  8. Журнал «Музыкальный руководитель» № 6 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество

Произведения устного народного творчества имеют познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.    припевки, песенки, потешки дети с...

Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры. Изготовление народной тряпичной куклы «Зайчик на пальчик»

Цель:   вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, продолжить знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции( кукла – ...

Мастер-класс на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

Мастер-класс на тему: "Народная кукла как средство приобщения к истокам народной культуры"...

Презентация. Приобщение детей к истокам народной культуры, через народные игры Южного Урала

acute;Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с дв...

Консультация для воспитателей Приобщение детей к истокам народной культуры через устное народное творчество

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития духовност...