Глоссарий по терминам социальной педагогики
картотека

Седашева Виктория Николаевна

Перечислины основы понятийного аппарата социальной педагогики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glossariy_po_terminam_sotsialnoy_pedagogike.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛОССАРИЙ

Термин

Определение

Источник

Федеральный государственный образовательный стандарт

это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

https://fgos.ru/ 

Обучение

целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками.

Степанов С.А. (ред.). Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования (проект). -С.П.: Изд-во ЛЭТИ. 2006. 44 с.

Воспитание

Процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.

Ширшов Е.В. Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017.

Образовательные программы

Документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности, включающие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. — 176 с.

Обучающиеся с особенными образовательными потребностями

это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии, нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. 

Л.В. Байбородова, Е.Б. Кириченко, М.П. Кривунь, И.Ю. Тарханова, И.Г.Харисова Дети с особыми образовательными потребностями в дополнительном образовании: учебно-методическое пособие / под ред. Л.В.Байбородовой. – Ярославль,2014

Дошкольный возраст

Этап психического развития в отечественной психологической периодизации, занимающий место между раним возрастом и младшим школьным возрастом – от 3 до 6–7 лет. В Д. в. выделяют три периода: младший Д. в. (3–4 года); средний Д. в. (4–5 лет) и старший Д. в. (5–7 лет). Д. в. имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра – ведущая деятельность этого возраста. За последние годы проявляется большой интерес к обоснованию методики обучения иностранным языкам в дошкольном возрасте, что, в частности, объясняется тенденцией перехода школ на обучение иностранному языку со 2 класса (Сергеева, 2001).

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Младший школьный возраст

Этап (стадия) в развитии личности, охватывающий возраст от 6 до 10 лет и соответствующий обучению в 1-4 классах общеобразовательной школы.

Каленникова Т.Г., Борисевич А.Р. Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения..

Подросток

«Мальчик или девочка в переходном от детства к юности возрасте (от 12 до 16–17 лет)»

Борисов С.Б. Энциклопедический словарь русского детства В двух томах..

Принципы обучения

Основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса.

Родионова А.В. Педагогический глоссарий. Методическая разработка, Липецк, 2010. 

Методы обучения

Способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Клыбин А.Ю. Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине "Педагогические технологии". – Н. Новгород, ВГИПА, 2003.

Технологии обучения

Совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.

Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.

Учебный план

Документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин (предметов) соответствующего уровня образования, порядок их изучения и формы контроля.

Глоссарий: основные понятия педагогики высшей школы [Электронный ресурс]. Режим обращения: https://www.twirpx.com/file/28736

Принципы воспитания

Общие требования к воспитательному процессу, выражающиеся в нормах, правилах, организации и проведении воспитательной работы.

Родионова А.В. Педагогический глоссарий. Методическая разработка, Липецк, 2010

Методы воспитания

Способы совместной деятельности воспитателей и воспитанников, направленные на решение задач воспитания.

Ширшов Е.В.Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017.

Технологии воспитания

Последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного

Тютькова И.А. Педагогический тезаурус. 2016 г..

Игра

Вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии [Текст] : учебное пособие / Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Карельская гос. пед. акад." ; сост.: Е. О. Бурачевская, Н. Ю. Скороходова. - Петрозаводск : Изд. дом ПИН, 2011. - 100 с. : ил., табл. ISBN 978-5-904704-08-7

Игровая деятельность

Воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними. Направлена на познание окружающей действительности и является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для умственного и физического развития, совершенствования психических процессов ребенка, формирования его как личности.

Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва. 2016

Учебная деятельность

Один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач.

Каленникова Т.Г., Борисевич А.Р.Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения..

Продуктивная деятельность

Деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата. Любая научно-исследовательская деятельность, любая художественная деятельность, если они осуществляются более или менее грамотно, по определению всегда направлена на объективно новый результат.

Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.

Предметная деятельность

это целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.

Культурно-досуговая деятельность

творческая, научная, образовательная, культурно-досуговая, библиотечная, музейная, театральная, хозяйственная, информационная, концертная и развлекательная деятельность по созданию, распространению, сохранению, изучению, освоению и популяризации культурных ценностей и предоставлению культурных благ в области культурного наследия, народного творчества, литературы, театрального, музыкального, изобразительного, циркового искусства, архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, дизайна, кинематографии, фотоискусства, средств массовой информации, культурных (творческих) индустрий, народных художественных промыслов и ремесел, культурного досуга, народного художественного творчества, фольклора, нематериального культурного наследия, музейного, архивного, библиотечного дела, эстетического воспитания, художественного образования, педагогической деятельности в сфере культуры, международного культурного сотрудничества

Бакланова Т.И., Педагогика народного художественного творчества. Учебник для вузов. Специальная литература., – М.: Планета музыки, – 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по социальной педагогике

Тема: "Неблагополучная  семья – как социально-педагогическая проблема"....

Статья по социальной педагогике "Воспитание личности и индивидуальности у ребенка в неполных семьях."

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным...

Глоссарий патриотических терминов

В данной презентации собраны  патриотические термины, для детей ДОУ с их толкованием....

Методы социальной педагогики

Первая группа. Методы изучения педагогического потенциала социума, значимого для разрешения проблем личности, позволяют изучить возможности и ресурсы социума, необходимые для разрешения конкретных про...

Основные термины специальной педагогики

Из этой статьи вы узнаете о терминах, применяемых в специальной педагогике....