Семинар-практикум для педагогов « Развитие памяти у детей дошкольного возраста средствами дидактического материала»
материал

ИСАЕВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Семинар-практикум  для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум  для педагогов

« Развитие памяти у детей дошкольного возраста средствами дидактического материала»

https://fb.ru/media/i/2/0/2/2/4/3/i/202243.jpgПодготовила и провела Исаева Е.С.

(воспитатель средней группы)

Память — одна из высших психических функций человека. Благодаря её формированию в раннем детстве возможно развитие точной координации движений и овладение речью. Все органы чувств работают на накапливание образов памяти. Ребёнок стремится почувствовать и понять окружающий мир. Усвоение знаний о предметах и явлениях, общественных правилах, формирование умений в значительной степени осуществляется на занятиях по развитию памяти дошкольников.

Виды памяти дошкольников.

В раннем детстве формируются и развиваются виды памяти, связанные со всеми органами чувств. Совершенствуется восприятие, и образы окружающего мира запоминаются легче и отчётливее. Образная память подразделяется на виды по ведущей сенсорной системе в запоминании объекта:

Зрительная память. Процесс зрительного запоминания проходит ряд этапов: Запоминание того, что видит ребёнок.

Узнавание.

Воспроизведение образа по памяти.

Развитию этого вида памяти уделяется значительное количество времени на занятиях. Младшие дошкольники тренируют зрительную память в запоминании и узнавании изображений животных, птиц, растений, цветов. Воспитанники средней группы запоминают геометрические фигуры и учатся распознавать их в строении предметов. Дети старшего дошкольного возраста учат буквы и цифры.

Такую память иногда называют фотографической, поскольку запоминание при помощи органов зрения подобно запечатлению кадра из реальной жизни. Воспроизведение этих образов осуществляется в продуктивном творчестве детей (рисовании или лепке изображений по памяти), в дидактических играх.

Слуховая память играет значительную роль в процессе обучения и воспитания. Задания в детском саду (а в дальнейшем и в школе) строятся на восприятии речи педагога и обработке услышанного ребёнком. Он должен услышать, понять и выполнить поручение или инструкцию.

Развитие слуховой памяти начинается в младшем дошкольном возрасте: дети знакомятся со звучанием музыкальных инструментов, экспериментируют с извлечением звуков из различных предметов. Упражнения на тренировку этого вида памяти часто связаны с развитием речи: запомни и повтори слова, потешку, поговорку. Непонятные ребёнку слова воспитатель объясняет и возвращает к ним спустя время, чтобы они вошли в активный словарь ребёнка

     Осязательная, вкусовая и обонятельная память — эти виды также относятся многими исследователями к образной памяти. Запахи и вкусы связываются с их источниками в сознании ребёнка: происходит запоминание, как пахнет и каков на вкус апельсин, каким ароматом духов пользуется мама и т. д. То же самое происходит и в сфере осязания. С детских лет мы запоминаем, какие на ощупь вещества и предметы. Если с закрытыми глазами ребёнок потрогает мех, то представит себе животное, которое он гладил.

Методика развития памяти у дошкольников

Память ребёнка — это прежде всего проявленный им интерес в какой-либо деятельности. Как было сказано выше, у дошкольников преобладает непроизвольная образная память. То есть дети запоминают объекты и явления, которые вызывали у них яркие эмоции, неподдельный интерес. Отсюда возникает вопрос, что же интересно детям? Каждой возрастной группе воспитанников ДОУ присущ свой интерес. Младшие дошкольники любят предметные игры, охотно занимаются в паре со взрослым. С 4-5 лет дети стремятся к сотрудничеству, развиваются индивидуальные вкусы и пристрастия.

Обучающие задания на развитие памяти включаются в структуру всех видов занятий: речевых, музыкальных, НОД (непосредственно образовательной деятельностью), изодеятельностью и др. Развитие способностей ребёнка непосредственно связано с сохранением и воспроизведением информации. Следует чередовать упражнения на развитие сенсорного восприятия. Лучше всего ребёнок сможет описать объект, исследованный различными органами чувств, то есть всесторонне.

Игры на развитие памяти

Дидактические игры, направленные на развитие памяти, тренируют способность логического запоминания. Эти игры основаны на концентрации внимания различными органами чувств. Важно следить, чтобы ребёнок приступал к игре в хорошем настроении. Игровые задания подбираются педагогом в соответствии с возрастными особенностями детей. Лёгкое задание может погасить интерес ребёнка, а чересчур сложное — стать причиной переутомления.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений, на разном материале, что немаловажно для развития памяти детей.

Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.

Дидактический материал-вид наглядных учебных пособий ( например, наборы карточек с рисунками, текстом или цифрами, счетный материал, модели геометрических фигур). Дидактический материал служит целям общего развития дошкольников и используется для сенсорного воспитания, для развития комбинированных возможностей и мышления.

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей.

В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.

Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

Примечание: в принципе, использовать можно не только спички, но и счетные палочки, пуговицы, бусинки, карандаши, руки и т. д.

«Пуговица»

Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления. Материал: игровое поле, пуговицы

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, - второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Таким образом, на сегодняшний день проблема развития памяти является актуальной и социально значимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения семинара – практикума «Этикет, как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста»

Данное занятие фоормирует у детей понятие об этикете.Игра по обучению детей этикету и вежливости....

Консультация для педагогов «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования»

Консультация для педагогов «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования»...

План работы по самообразованию на тему: « Развитие памяти у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное    учреждение города Когалыма «Золушка»...

Семинар-практикум «Современные подходы к развитию связной речи детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к развитию связной речи детей дошкольного возраста»...

Семинар практикум "Этикет, как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста"

Семинар практикум "Этикет, как форма развития социальных навыков детей дошкольного возраста"...