Ох, лапти, да лапти, да лапти мои
проект (средняя группа)

Скачкова Ксения Борисовна

Цели:

 Расширять представления детей о жизни русского народа в старину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lapti.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Ох, лапти, да лапти, да лапти мои

Цели:

 Расширять представления детей о жизни русского народа в старину.

Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира; вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам – лаптям; русскому народному творчеству о них; развивать сообразительность, смекалку при отгадывании загадок, умение использовать речь-доказательство; познакомить детей с русскими народными потешками, частушками, сказками «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса-лапотница»; учить понимать смысл, делать выводы; обогатить словарный запас словами и словосочетаниями «лапти», «лапоточки», «лапотки», «липа», «плести лапти», «лыко драть», «лапотница».

  

Оборудование:

 Лапти, иллюстрации с изображением сказочных героев в лаптях

 

Хозяйка встречает детей в горнице.

 -Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

  Давно вас поджидаю, сказки сказывать не начинаю.

  Быть внимательными и смышлеными вам сегодня предлагаю.

 

Предлагает послушать потешки и рассмотреть иллюстрации к ним.

 -Лиса по лесу ходила,

 Звонки песни выводила,

 Лиса лычко драла,

 Лиса лапотки плела:

 Себе – двое,

 Мужу – трое

 И детишкам

 По лаптишкам.

 

-Сегодня день целый все звери у дела:

 Лисичка-сестричка шубку подшивает.

 Сер медведь, старый дед,

 Сапог подбивает.

 А сорока-белобока  мушек отгоняет.

  Медведица Маша  варит детям кашу.

 Зайчиха под елкой метет метелкой.

 Кошка лыко дерет, коту лапотки плетет.

 По болоту босиком кулик ходит с посошком.

 

-Что делала лиса? Что делала кошка? Что такое лапти?  (Достает из сундука лапти, предлагает их рассмотреть, объяснить, почему так называются, для чего предназначены.)  Лапти – это обувь из лыка. Что такое лыко? Лыко – это кора липы (липовая кора).

 

-С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед.

 А меня все обижают – шкурку тонкую сдирают.  (Липа)

 

-Посмотрите, как аккуратно и красиво сплетены лапти, с рисунком. В старые времена люди ходили в лаптях, потому что другой обуви не была. Поэтому драли лыко и плели лапти. А сейчас липку никто не обижает, кору не снимает.  И растут липы зеленые и красивые.  (Предлагает рассмотреть и потрогать лыко)

 

-В старые времена это была удобная, легкая летняя обувь. Народные умельцы плели их из липовой коры – лыка, они продавались на ярмарке. В то же время лапти, лычная обувь, была признаком бедности русских простых людей (крестьян). Сейчас лапти продаются в магазине: люди их покупают в память о старине русской, а иногда даже надевают в баню - в них удобно.  Но чаще их покупают как сувениры, подарки. И продаются они самых разных размеров: от огромных до самых крошечных.  (Обращает внимание детей на выставку иллюстраций к сказкам)  Хотите послушать сказки про лапти?

 

Читает сказку «Пузырь, соломинка и лапоть»

  

-Как называется сказка? Зачем герои сказки пошли в лес? Что случилось, когда пузырь, соломинка и лапоть дошли до реки? Почему соломинка переломилась? Она какая? (Предлагает рассмотреть соломинку, обследовать.) Тонкая, хрупкая, гибкая, слабая, непрочная, ломкая, изящная, золотистая… Что произошло с лаптем?  Почему? Почему лопнул пузырь? Чему учит эта сказка? Почему в народе говорят: «Семь раз отмерь, а один отрежь»?

 

-А теперь давайте поиграем в игру «Лапти», считалкой выберем водящего.

 

-Месяц, месяц, где ты был?

-В лесу.

-Что ты делал?

-Лыки драл.

-Куда клал?

-Под колоду.

-Кто взял?

- Родион.

- Поди вон!

 

На полу рисуется круг. Дети встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-нибудь предмет в круг («лапоть»). Повернувшись  к водящему, спрашивают: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет!» Дети спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» - «Да!». Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит  «лапти»: он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать может только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.

 

-Поиграем в игру «Кто быстрее добежит в лаптях».

 

-Хотите послушать сказку про лису- лапотницу?  (Рассказывает сказку «Лиса – лапотница»)

 

-Почему сказка называется «Лиса – лапотница»?  Что нашла лиса на дороге?  Как она обманула старика? Для чего она это сделала? Что дал лисе старик взамен лаптя? (курицу) Что дал мужик лисе за курочку? (уточку) А за уточку? (гусеночка) Какую песенку припевала лиса?  Почему хозяин в последней избе решил проучить лису?  Что он сделал?  Как лиса сама с собой разговаривала? (предлагает обыграть) Какая лиса в сказке? Почему русский народ придумал пословицы «Ложь человека не красит», «Лгуна легче поймать, чем хромого», «Раз солгал – навек лгуном стал», «Трусливый и ленивый в дружбе живут»?

 

На печке выезжает Емеля.

 

Емеля. Я приехал к вам на печке скуку разогнать, повеселиться да поиграть! Повторите за мной удивленно (тихо, испуганно, весело) :

-Са-са-са – в сказке хитрая лиса.

-Апоть-апоть-апоть – нашла лиса лапоть.

-Ток-ток-ток – спрячь, мужик, мой лапоток.

-Су-су-су – проучил мужик лису.

-Ост-ост-ост – собака схватила лису за хвост.

 

 Емеля. Выполните мои задания.

-«Скажи наоборот» (про обувь) . (Грязная – чистая, старая – новая. Ветхая – прочная, старинная – современная, жесткая – мягкая, летняя – зимняя, уличная – домашняя)

-«Назови ласково». (Ботинок – ботиночек, сапог – сапожок, валенок – валеночек, лапоть – лапоток,  лапоточек)

-«Из какой сказки хрустальная туфелька? Валенки? Лапти? Сапоги-скороходы?»

 

Емеля. Отгадайте мои загадки.

-Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки.

 В них мы бегаем зимой: утром – в садик, днем – домой. (валенки)

 

-Сшили их из черной кожи, в них теперь ходить мы можем.

 И на слякотной дороге не промокнут наши ноги. (сапоги)

 

-Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья.

 Мы за обедом – под столом, а ночью – под кроватью. (тапки)

 

-Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (ноги)

 

Емеля. Дети, я все время теряю свои лапти и не знаю, почему.

 

Хозяйка. В народе говорят: «Каждой вещи – свое место», «Где аккуратность – там и опрятность», «Кто аккуратен, тот и людям приятен», «Дело вести – не лапти плести», «Чистые сапоги быстрее ходят».

 

Емеля.  А мои лапти еще и плясать умеют сами. Не верите?  Проверьте! Эй, сыпь веселей, лаптей не жалей! (Инсценировка песни «Лапти мои»)

 

Емеля дарит детям сундучок со сладостями.

 

Емеля. Желаю жить да молодеть, добреть да богатеть!  А мне пора, до свиданья, детвора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лапти

презентация для старшей и подготовительной группы "лапти."...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Эх, лапти мои»

план-конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей....

Конспект занятия на тему "Ох, лапти мои,лапти лыковые"

Конспект занятия на тему "Ох, лапти мои,лапти лыковые"...

Конспект основной образовательной деятельности «Лапти, лапти, лапоточки» Занятие для детей 5-6 лет

Данное занятие направлено на формирование  представления о предмете народного быта «Лаптях» и их назначении. Способствует формированию интереса к предметам русского быта....

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (старшая группа)» «ЭХ, ЛАПТИ МОИ, ЛАПТИ ЛИПОВЫЕ…»

формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта; развивать связную речь детей....

Конспект занятия. Тема: «Эх, лапти мои, лапти липовые…»

Конспект занятия в старшей  группе.Тема: «Эх, лапти мои, лапти липовые…»...