«Возможности развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для поддержки и развития индивидуальных способностей детей"
проект (старшая группа)

Савельева Ольга Валерьевна

Образовательный проект по организации и использованию возможностей РППС в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Возможности развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для поддержки и развития индивидуальных способностей детей

Содержание

1.

Образовательный проект по организации и использованию возможностей РППС в ДОУ для поддержки и развития индивидуальных способностей детей.

Стр. 3

2.

Список литературы.

Стр. 9

Образовательный проект по организации и использованию возможностей РППС в ДОУ для поддержки и развития индивидуальных способностей детей

Тема: Организация РППС для поддержки и развития индивидуальных способностей детей.

Участники проекта: дети дошкольного возраста (5- 6 лет), педагоги, родители.

Срок реализации: долгосрочный, с октября 2020 г. по апрель 2021 г.

База реализации проекта: МБДОУ «Детский сад № 1» г. о. Самара

Социальные партнёры проекта: Одним из необходимых условий, для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Проблема: У каждого ребенка имеются не выраженные способности. Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка относится к числу образовательных задач. Для того чтобы их полноценно развивать, необходимо правильно организовать предметно-пространственную среду, которая обладает большим потенциалом для творческого развития детей и их способностей.

Актуальность: Предметно – развивающая среда в группах ДОО недостаточно оснащена, чтобы дети в полной мере развивали свои способности.

Современный   ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, уметь выбирать род занятий, партнеров, быть уверенным в своих силах.  Поэтому в ДОО необходимо организовать развивающую предметно-пространственную среду, которая должна стимулировать коммуникативную, игровую, творческую, познавательную, физическую и другие виды деятельности ребенка, соответствовать современным требованиям и была содержательно-насыщенной, развивающей и безопасной.

Цель: – создать благоприятные условия для развития и поддержки способностей у детей дошкольного возраста. В холлах и групповых помещениях ДОУ разнообразить и обогатить развивающую предметно-пространственную среду, а именно создать стационарные и мобильные тематические галереи и выставки, коллажи, в которых представлены разные виды искусства, карты города с маркерами, экспозиции, музеи, инфографика, фотоколлажи, буктрейлеры, использовать обзорное электронное оборудование.

Задачи:   расширять представлений детей о видах спорта и спортивных достижениях в Самарском регионе; обогащение двигательной деятельности;

 – расширять представлений детей о видах музыкального и литературного искусства и достижениях Самарского региона в этих видах творчества; знакомство с классическими и современными произведениями и их авторами; знакомство с национальным фольклором Самарского региона; обогащение музыкальной, продуктивной, игровой деятельности;

   расширять представлений детей о мире современной техники и достижениях Самарской области в технической деятельности; знаменитых земляках.

Предполагаемый результат

У детей:

 сформированы представления о разнообразных видах спорта, искусства, технического творчества и известных людях, а также достижениях Самарского региона в данных областях;

  сформированы представления о различных профессиях и разнообразных видах деятельности, в которых проявляются творческие способности человека;

 имеющиеся представления отражаются в различных видах деятельности (игре, продуктивной, двигательной, конструктивной и др.);

  есть желание участвовать в различных творческих мероприятиях, чтобы продемонстрировать свои умения или научиться чему-то, объединяясь в группы по интересам с детьми разного возраста.

Продукты проекта: Творческие выставки

                               Этапы реализации проекта.

  1. Организационный.

Пройти курс повышения квалификации по теме «Возможности развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для поддержки и развития индивидуальных способностей детей»

Изучить методическую литературу, интернет-сайты по вопросам оформления и создания предметной развивающей среды для поддержки и развития индивидуальных способностей детей.

Разработать образовательный проект по организации и использованию возможностей РППС в ДОО для поддержки и развития индивидуальных способностей детей.

  1. Практический.

Виды способностей

Направление работы      

Перечень РППС

Физические

расширение представления детей о видах спорта, спортивных достижениях, обогащение двигательной деятельности.

  Наглядные пособия по видам спорта. Спортивные видеоматериалы. Фотоальбомы; знаменитые спортсмены; спортивные семьи нашей группы (родители и дети занимающиеся спортом). Мини музей спортивных достижений детского сада.

Технические

расширение представлений детей о мире современной техники и достижениях в технической деятельности; знаменитых земляках.

Различные виды конструктора от простейшего до электронного. Мини музей космонавтики. Фотоальбомы о посещении детьми различных технических выставках (музей «Космический», музей боевой техники). Зоны экспериментирования; Различные емкости для воды и сыпучих веществ, весы, микроскоп, песочные часы, мензурки, формы. Картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения экспериментов.  Различные виды почвы, модель солнечной системы, пробирки, пинцеты, компасы, лупы, глобус. Наборы для экспериментирования с магнитом, с водой, со звуком, с цветом. Различные энциклопедии. Интерактивные песочницы. Математический центр.

Художественные

 Музыкальные

 Литературные

расширение представлений детей о видах музыкального и литературного искусства и достижениях в этих видах творчества; знакомство с классическими и современными произведениями и их авторами; знакомство с национальным фольклором; обогащение музыкальной, продуктивной, игровой видов деятельности.

 Художественная литература, энциклопедии,  иллюстрации, репродукции картин, фотографий и пр. демонстрационный материал;  мультфильмы, видеофильмы, видеоролики;  тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире;  дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции ( «пейзажи», «натюрморты» и т. д.). Театры; настольный театр, пальчиковый, Бибабо, маски. Зона русского народного творчества. Книжный уголок. Портреты знаменитых писателей. Музыкальный уголок.

Перечень мероприятий с родителями: Работа с родителями занимает важное место в образовательном процессе в целом и, конечно же, в реализации данной программы. Встреча с родителями, организация и проведение экскурсий, совместная подготовка материала и презентаций дома – все это сплачивает детей и родителей, помогает лучше и быстрее понимать друг друга, формирует теплые эмоциональные взаимоотношения в семье. Родители участвуют в следующих видах деятельности:

– совместные экскурсии (помогают педагогам в организации экскурсий и проведении

последующих обсуждений);

– открытые занятия и развлечения (выступают в роли помощников, организаторов или

зрителей);

– разработка презентаций совместно с детьми (подбирают материал или интересные

способы знакомства с ним, а также оформляют его);

– участие в совместных проектах (помогают педагогам в подготовке, организации и реализации);

– домашние задания (разучивание стихотворений).

В рамках взаимодействия с родителями проводится индивидуальное консультирование:

специалисты консультируют родителей по любым возникающим вопросам.

Формы реализации проекта:

-видео экскурсии;

-встреча с известными людьми;

-интерактивные развлечения;

-участие в мастер-классах;

-работа в мастерских;

-работа в творческих лабораториях;

-участие в ярмарках творчества;

-НОД с применением тематических ЭРО;

-участие в социальных акциях;

-работа мини-музеев.

III Аналитический.

Предметно – развивающая среда в ДОО должна:

Выполнять все функции образовательного процесса и работать на развитие индивидуальных способностей ребенка.

Служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка имея гибкое и вариативное использование пространства.

Пространство группового помещения должно быть полифункциональным, элементы декора легко сменяемыми в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Перечень литературы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С.37-42
  3. ФГОС ДО.
  4. Абрамова, Н.А. Развивающая предметно-пространственная среда в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, 2015.
  5. Самара глазами детей [Электронный ресурс]: методическое пособие по поддержке и развитию индивидуальных способностей детей дошкольного возраста / колл. авт. – Электрон. текстовые данные (1,80 МБ). – Самара: МБДОУ детский сад № 94 г. о. Самара, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития индивидуальных способностей детей средней группы"

Данная презентация рассказывает об  элементах среды в группе, которые влияют на индивидуальные способности детей....

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГОВОРЯЩЕЙ СТЕНЫ» В ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что «развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного п...