Формирование представлений о дружбе у детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Зайцева Мария Андреевна

В данной статье рассматривается вопрос формирования дружбы старших дошкольников. Старший дошкольный возраст является очень важным периодом в развитии представлений о дружбе как о виде межличностных отношений. В их формировании очень важна помощь со стороны взрослых. В статье приводятся примеры занятий на тему друг, а так же набор шаблонных фраз, помогающих в установлении контакта. В конце статьи приведены рекомендации для воспитателей, направленные на развитие доброжелательных отношений в детском коллективе. Статья предназначена для воспитателей, педагогов-психологов, родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос формирования дружбы старших дошкольников. Старший дошкольный возраст является очень важным периодом в развитии представлений о дружбе как о виде межличностных отношений. В их формировании очень важна помощь со стороны взрослых. В статье приводятся примеры занятий на тему друг, а так же набор шаблонных фраз, помогающих в установлении контакта. В конце статьи приведены рекомендации для воспитателей, направленные на развитие доброжелательных отношений в детском коллективе. Статья предназначена для воспитателей, педагогов-психологов, родителей.

Ключевые слова:

Дошкольный возраст, дружба, отношения, ФГОС ДО, воспитатель, диагностика, конспект, рекомендации, нравственностьдружеские взаимоотношенияобщность интересоввзаимоотношения дошкольников.

Annotation to the article:

In this article the question of formation of friendship of senior preschool children with general speech underdevelopment is considered. The senior preschool age is a very important period in the development of ideas about friendship as a kind of interpersonal relations. In their formation, assistance from adults is very important. The article contains examples of classes on the topic of a friend, as well as a set of templating phrases that help in establishing contact. At the end of the article are recommendations for educators aimed at developing friendly relations in a children's team. The article is intended for educators, pedagogues, psychologists, parents.

Keywords:

Preschool age, friendship, relations, FGOS DO, educator, diagnosis, summary, recommendations, morality, friendly relations, common interests, relationships of preschool children.

Формирование представлений о дружбе у

старших дошкольников.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важное место занимает образовательный процесс, направленный на воспитание у дошкольников нравственных и национальных ценностей социкультурного окружения. Старший дошкольный возраст является очень важным этапов в развитии представлений о дружбе и друге, о зарождении дружеских отношений. Ребенок знакомиться с личными бескорыстными отношениями, основанными на общих интересах, искренности, доверии. От того на сколько этот этап в его жизни будет удачным, зависит его положение в детском коллективе и дальнейшее формирование социальных навыков.

Вопросом изучения темы дружбы занимались философы такие как Аристотель и психологи: Кон И.С., Гозман Л.Я, Мясищев В.Н., Обозов Н.Н.  

Авторы рассматривали особенности, виды, половые и возрастные различия в дружеских отношениях. Особенно глубоко темой представления о дружбе занимался И.С. Кон (1989), в своей книге "Дружба: Этико-психологический очерк" он затрагивает вопрос дружбы с исторической точки зрения, рассматривает  различия отношений людей, живущих на разных континентах, и конечно проблему психологии дружбы.

В современной психологической литературе темой дружбы занимались Е.В. Юркова, она изучала проявления социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях (2004), Родина А.М. "Представление о дружбе и о себе в различные периоды жизни" (2000).

И.С. Кон (1989), являясь одним из ведущих исследователей в области психологии дружбы, выделил ряд независимых параметров характеризующих происхождение дружеских привязанностей ребенка:

  1. Поведенческий аспект: круг людей, из которых выбираются друзья, преобладающие формы общения;
  2. Когнитивный аспект: характерные для данного возраста представления о дружбе, уровень взаимопонимания соответствующий возрасту;
  3. Эмоциональный аспект: характерный тон и развитие эмпатии, соответствующие возрасту;
  4. Коммуникативный: уровень межличностной компетенции, доступный спектр ролевого поведения, определенные коммуникативные навыки;
  5. Ценностно-нормативный аспект: ценности дружбы и моральный кодекс.

Данные параметры наиболее точно представляют развитие дружеских отношений ребенка и те моменты, которые необходимо учитывать для формирования привязанности.

Формирование отношения к людям, явлениям, происходит в процессе взаимодействия с другими людьми (в семье, саду, школе и т.д.). Начиная общаться с новыми людьми человек опирается на опыт познания людей приобретенный ранее. В зависимости от того как складывались отношения с людьми раньше человек проявляет доверчивость или боязливость, грубость, или ласку по отношению к новым людям. Таким образом поведение человека по отношению к кому-либо формируется в зависимости от того какими были отношения с людьми ранее, соответственно это влияет на развитие одних представлений о людях и затрудняет развитие других, способствуя формированию однозначного или дифференциального отношения к людям.

Представление ребенка дошкольного возраста о других людях определяется не просто поведением и действиями этих людей, но и то что из себя представляет сам ребенок, как личность, на сколько он успешен в группе сверстников, как первичные черты характера у него сформировались, как он умеет слушаться взрослых. (Бодалев А.А., 1982)

В формировании у старших дошкольников общечеловеческих ценностей таких как взаимопомощь, дружеские качества необходима помощь со стороны воспитателей, других педагогов и родителей.

Следует учитывать, что дружеские отношения обладают возрастной и гендерной спецификой. Гендерная специфика заключается в том, что для мужчин дружба имеет более широкое значение чем для женщин, хотя дружба для женщин более эмоциональна.

Роберт Селман выделил 4 стадии дружбы и первой является дошкольный возраст. Он считал, что дружба базируется на физических или географических факторах, в этом возрасте дети центрированы на себе и им сложно понять точку зрения другого. Друг -это партнер в играх, имеет интересные игрушки, живет рядом.

Кон И.С. писал, что общение со сверстниками в дошкольный период служит основой для приобретения ребенком основных навыков коллективной жизни, так же это средство взаимного обмена оценочными мнениями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников.

Способствует развитию представлений о дружбе обыгрывание сюжетов на тему дружбы, обсуждение и разучивание песен, чтение книг, обсуждение пословиц и поговорок.  Так же помочь ребенку в установлении контакта, а в дальнейшем и дружеских отношений, можно еще и с помощью заучивания с ним шаблонных фраз:

  1. "Как тебя зовут? Давай дружить". Вроде бы простые, наивные слова. А без них многие дети так и играют в одиночестве.
  2.  "Можно с вами?". Если несколько детей увлечены игрой, они могут просто не заметить, малыша, вертящегося рядом. А иногда такой зритель, путающийся под ногами, вызывает раздражение. Научите ребенка проситься в игру. Но подготовьте его и к возможному отказу.
  3. "Пожалуйста" и "спасибо". Вежливые слова в дошкольном возрасте – тоже шаблоны. Но постепенно из привычки быть вежливым вырастает настоящая вежливость.
  4.  "Подскажите, пожалуйста…" С этой фразой ребенку будет проще просить помощи у взрослых. И воспитатели, продавцы, прохожие будут лучше реагировать на такое обращение.
  5. "Чем тебе помочь?" Лучшее в этой фразе не то, что она тешит родительский слух. Здесь опять ребенок через внешний ритуал, привычку, обретает важные внутренние установки.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются сложности в социальной адаптации и взаимодействии с социальной средой. Речевые нарушения сказываются на взаимодействии ребенка с окружающими. Зачастую дети просто не заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения, договариваться, проявляют негативизм и отторжение, обладают скудной палитрой эмоций.

 Главными задачами педагога-психолога в работе с детьми является:

  • формирование навыка адекватного межличностного общения,
  • учить принимать позицию другого, и адекватно реагировать на чужие поступки.
  • обучать навыкам сотрудничества друг с другом.
  • расширять знания детей о эмоциях и чувствах и способах их выражения.

Перед началом и в конце реализации программы проводиться диагностика детей старшего дошкольного возраста

  1. Графическая методика "Кактус". Цель: определение состояния эмоциональной сферы, наличии агрессивности, ее направленности, интенсивности.
  2. Проективный тест "Дерево". Цель: Личностные особенности, отношение к себе, самооценка, характер взаимоотношений ребенка с окружающими, а также его проблемы.
  3. Методика «Секрет» Репина Т. А. Цель: определение социометрического статуса ребенка.
  4. Беседа. Наблюдение за детьми в процессе игры.

Далее представлено несколько конспектов занятий  по формированию представлений о дружбе.

Конспект 1

Цель: развитие навыка налаживать дружеские взаимоотношения, формирование понятий друг, дружба, знакомство с правилами дружбы.  

I Организационный этап

Гномик Тим здоровается с детьми. И предлагает отправиться в Город эмоций за новыми приключениями. Звучит веселая музыка. Дети имитируют движение поезда.

Еду-еду, ту-ту-ту.

Слышно, слышно за версту!

Видно, видно издалека!

Подо мною склон высокий,

А за склоном — лес густой,

Впереди команда «Стой» ! (Ольга Чернорицкая)

II Основной этап

Чтение отрывка из сказки Н.Чуб «Азбука дружбы» «Что же сказал Большой кит»

К большому киту пришли Медвежнок Андрейка, Олененок Сеня, полярная сова Люся, Пингвиненок Пашка, чтобы узнать, что же такое дружба. Они проделали долгий путь, и множество  приключений с ними произошло.

Ребята поможем узнать путешественникам кто такие друзья?

Игра «Маша – настоящий друг, потому, что…»

В центр круга выходит один ребенок. Ему необходимо пригласить в круг своего настоящего друга из группы и закончить предложение: «(Имя) – настоящий друг, потому, что…» Далее в круг приглашается другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока своих друзей в круг не пригласят все дети.

Игра «Хороший друг»

Для проведения игры понадобиться бумага, карандаши на каждого ребенка.

Ребята, подумайте о своем хорошем друге, обязательно уточняется, что он может быть реальным или его можно просто вообразить. Затем обсуждаются вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке?»; «Что вы любите вместе делать?»; «Как выглядит твой друг?»; «Что тебе больше всего в нем нравиться?»; «Что вы делаете, чтоб вы ваша дружба крепла?»; Ответы на вопросы дети рисуют на бумаге.

Дальнейшее обсуждение:

Как человек находит друга?

Почему так важны в жизни хорошие друзья?

Есть ли у тебя хороший друг в группе?

Продолжение чтения сказки:

Большой кит немного подумал и выпустил в воздух несколько фонтанов воды и сказал:

- Сейчас я расскажу вам о том, какими должны быть настоящие друзья. И если вы будите внимательными, то очень многое поймете.

Настоящий друг – это тот, кто никогда не будет обижать и дразнить других.

Настоящий друг – это тот, кто старается делать все вместе с остальными.

Настоящий друг – это тот, кто всегда приходит на помощь.

Настоящий друг – это тот, кто ради своих друзей не пожалеет ничего.

Ребята, а что бы вы еще к словам Большого кита добавили?

Обсуждение правил дружбы.

III Заключение

Ребята на этом наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в садик.

Ритуал прощания: Вокруг себя обернись и в саду очутись.

Конспект 2

Цели:

  1. Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов
  2. Освоение и закрепление приемов релаксации
  3. Формирование навыков взаимопомощи, сопереживания и сострадания

Оборудование:        

Ход занятия:

  1. Приветствие Упражнение «Общий круг».  

Поздороваться  глазами со всеми по кругу. Начинает психолог, он заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, то слегка дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.

  1. Разминка Упражнение "Доброе слово"

Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит

  1. Релаксация "Песня мамы кошки"

Наигрался мой котёнок –

Милый, ласковый ребёнок.

Вот свернулся он в комочек –

Нежный, мягонький клубочек.

Ему снится сон волшебный:

Небо, солнце и река…

А в воде прозрачной, чистой

Проплывают облака,

Серебрятся спинкой рыбки…

На губах у нас улыбки…

Мама лапкой по спине

Гладила, ласкала

И котёнку своему песню напевала:

- Мяу – мяу, мур – мур - мур,

Милый мой котёнок!

Как же я тебя люблю,

Милый мой ребёнок!

Глазки ты сейчас открой

И со мною песню спой: «Мяу»!

  1. Мысленная картина на тему "Дружба"

Дети мысленно рисуют картину, а затем рассказывают о том, что у них получилось. В ходе обсуждения рассказов ведущий подводит детей к выводу, что во многих картинах присутствовала тема помощи. Значит, дружить- это не только вместе играть, но и помогать друг другу.

  1. Игра "Самая дружная пара"

Дети делятся на пары. Одному из пары завязывают глаза. На полу между двумя стульями раскладывают крупные игрушки. Второму ребенку из пары необходимо провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита. Когда в задании появляется несколько пар, возникает и другой аспект: как взаимодействуют между собой смотрящие? Помогают друг другу, уступают? Или наоборот?

  1. Рефлексия

Упражнение – рефлексия «Понравилось – не понравилось». Дети по очереди (по кругу) говорят, чем мы сегодня занимались на занятии, какие игры, упражнения понравились, какие не понравились, было хорошо – было плохо и почему.

Упражнение – прощание «До свидания». Дети, взявшись за руки, плотно собираются в круг. Затем, проговаривая по слогам «До   сви – да – ни - я», расходятся, делая круг шире, и в конце опускают руки.            

Рекомендации воспитателям по развитию навыков общения дошкольников:

  1. Разработать с детьми кодекс дружбы (правила взаимодействия в коллективе). В них обязательно должны входить пункты в которых говориться что сделать если не получилось. (например, разозлился, ударил ребенка, что делать в этом случае; или увидел что кто-то из детей делает что-то плохое, что мне сделать в этом случае)
  2. Чтение рассказов и сказок просмотр мультиков о дружбе,.
  3. Изучение поговорок и пословиц о дружбе
  4. Использовать игры на сплочение коллектива "Слепой и поводырь"; "Магазин "Попроси""; Игры направленные на обучение детей договариваться между собой, чувствовать ответственность за другого. Совместное творчество.
  5. Использовать в работе мирилки и считалки.
  6. Помогать детям разбирать конфликтные ситуации, учить их анализировать свое поведение и что привело к конфликту.
  7. Учить детей говорить о своем эмоциональном состоянии, объяснять, что то, о чем мы не говорим, но чувствуем (например обида), никто не узнает и будет вести себя по-прежнему.
  8. Акцентировать внимание детей на их достижениях, а не неудачах.
  9. Учить детей искать альтернативные пути решения ситуации (задавать вопрос: "Как можно было поступить по-другому?")
  10.  Учить детей словами решать конфликты, говорить "нет", когда что-то не нравиться.

Литература:

  1. Волковская Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недоразвитием речи.: учебно-методическое пособие. - М.: Национальный книжный центр, 2011.
  2. Чуб Н.В. Азбука дружбы. Серия "Энциклопедия маленьких вундеркиндов".: - Изд. Фактор, 2015.
  3. Полезные шаблонные фразы http://orangefrog.ru/poleznye-rechevye-shablony/
  4. Стихи про машины для детей http://mamamozhetvse.ru/stixi-pro-mashiny-dlya-detej.html
  5. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. - Изд. 3. М.: Политиздат, 1989. - 350 с.
  6. Тропинка к своему я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - 3-е изд. - М.: Генезис, 2010
  7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. 1982.- 200с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"

Проект «Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста» рассчитан работу с детьми дошкольного возраста    (3-7лет) и реализуется в МБДОУ №81 «Мальвина» с 2008 года. Дан...

Пословицы и поговорки для формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста

Пословицы и поговорки для формирования представлений о дружбе у детей дошкольного возраста...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА- ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧАСТЯМИ СУТОК

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, сры­вая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени жи­вет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в дет­ском са...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Психолого - педагогическая работа по формированию представлений о семье у детей экспериментальной группы осуществлялась в рамках краткосрочного проекта «Моя семья»....

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей ...