Справка по поисково-исследовательской деятельности
материал

Сметанина Олеся Алекандровна

Справка по поисково-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_po_poisk.issl_.deyat_.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников».

2. Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников».

В ДОУ проводилась тематическая проверка, в процессе которой использовались такие формы и методы, как:

 Анализ развивающей среды

 Анализ планирования воспитательно-образовательного процесса.

 Посещение открытых занятий;

В ходе проверки установлено следующее:

Предметно-пространственная среда для экспериментирования соответствует требованиям безопасности и доступности. В группах есть необходимый инвентарь и оборудование для опытов: лупы, пробирки, баночки, салфетки, трубочки, ватные палочки, пипетки. Природный и бросовый материал: песок, глина, шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль, фантики, пробки, бутылочки, емкости с землей для посадка растений и т. д.

Для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. д.).

В каждой группе имеется достаточное количество дидактических игр, альбомы о природе, познавательные книги о животных, птицах, насекомых, раскраски, энциклопедии на разные темы, которые меняются в зависимости о темы недели. Папки с карточками – схемами для самостоятельного проведения эксперимента. Такие, например, смешивание красок, сделаем мыльные пузыри, измерение высоты стула, сколько ложек песка в стакане и т.д.

В группах имеются такие коллекции: «Кожа», «Ткани», «Листья», «Лекарственные травы», «Крупы», «Семена», «Ракушки», «Камни», «Фантики», «Календари», «Часы», «Бумага», «Бабочки», «Насекомые», «Животные дикие и домашние» и т.д.

Материал находиться в свободном доступе и меняться в соответствии с комплексно-тематическим планированием, обеспечивая максимально поддержание интереса дошкольников к деятельности.

Во всех возрастных группах разработаны картотеки опытов и экспериментов, которые отражают цели, содержание, оборудование, однако не во всех указана форма фиксация результата эксперимента.

Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, альбом или дневник наблюдений.

В нашем ДУ в основном в каждой группе используются календари погоды и природы для фиксации.

В каждой группе имеются комнатных растений для наблюдений и ухаживания.

Анализ календарных планов за декабрь-январь позволил сделать следующие выводы:

В календарных планах еженедельно планируется детское экспериментирование. Во всех группах в режимных моментах (особенно на прогулке) активно используются наблюдение, простейшие опыты и эксперименты.

В группе «Малышок» - Д/и «Чудесный мешочек», опытно-экспериментальная деятельность «Что отражается в зеркале».

В группе «Ромашка» - д/и с круглыми предметами, «Чудесный мешочек», «Горячо - холодно», «Путаница» или «Что для чего», «Определи на ощупь».

В группе «Золотая рыбка» планируются опыты со льдом на прогулке, в группе эксперименты на тему: «Песнь колокольчика», «Нужен ли зимой растениям снег?», «Снег и его свойства», «Почему тает снег?», ОД «Ознакомление с музыкой снеговика».

В группе «Капельки» опыты: «Замершая вода», «Свет и тень», «Почему дует ветер?», ОД по рисованию «Следы на снегу».

В группе «Солнышко» на улице наблюдают за температурой, за состоянием снега, Опыты: «Вода защищает растения от низких температур», «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу?», «Сравнение свойств глины и песка».

В группе «Кораблик» опыты: «Нюхаем, пробуем, слушаем», «Вода превращается в лед», «Почему все звучит?», «Почему падает снег?», ОД «Снег и его свойства».

Мною была посещена опытно – экспериментальная деятельность в группах «Малышок», «Ромашка», «Капельки» и «Золотая рыбка». Во всех группах дети с интересом наблюдали за снегом, льдом и сосульками. В «Ромашке» были проведены опыты с водой. Барышникова Людмила Игоревна показала, как можно определить цвет воды, температуру, растворимость веществ. Очень интересно и захватывающе прошло экспериментирование в группе «Золотая рыбка». Раиса Владимировна сумела заинтересовать всех детей необычными заданиями, которые принесла Зимушка - зима пока дети спали.

Где дети изучали объект с разных сторон, все его характеристики.

Перед ними ставилась проблема, и дети совместно с педагогом исследовали и проводили наблюдения и эксперименты.

Неплохо прошли эксперименты со снегом в группе «Малышок» - воспитатель Аверина Елена Игоревна и в группе «Капельки» - воспитатель Иванова Лариса Валерьевна.

Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования опыта, воспитатели предлагают от имени игровых персонажей разные задания.

Очень интересное, увлекательное и познавательное занятие «Экспериментирование с водой» показала Лебедева Ольга Владимировна.

Опыт работы показывает: элементарная экспериментально – исследовательская деятельность доступна уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют снег, воду, песок и глину, познавая их свойства. Как превратить снег в воду, а воду в разные цветные льдинки, экспериментируют со льдинками, чтоб узнать, где быстрее они растают и от чего быстрее, прозрачный или не прозрачный лед. Окрашивают воду и определяют ее цвет, вкус, запах.

Уже сейчас видны результаты работы. Дети учатся анализировать, делать выводы, могут сами объяснять некоторые закономерности в природе.

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, тем успешнее будет для него начало школьного детства.

Для родителей в группе «Ромашка» в уголке вывешены консультации: «Опытно – экспериментальная деятельность зимой», «Организация экспериментирования со снегом, льдом и водой», в «Капельках» «Экспериментальная деятельность в ДОУ и семье». В «Малышке» «Учить цвета, весело и просто».

Но в планах не отражена самостоятельная деятельность детей по экспериментированию.

Таким образом, повышению уровня развития деятельности экспериментирования детей, будет способствовать создание условий для самостоятельной деятельности. Необходимо из совместной ООД опыты переносится в свободную, самостоятельную деятельность детей в центрах экспериментирования. А также организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы.

Хотелось бы рекомендовать педагогам и дальше также успешно проводить экспериментирования во всех возрастных группах. Они должен быть игровыми, сюжетными, увлекать и заинтересовывать детей этой деятельностью.

Центры экспериментирования для детей необходимо продолжать пополнять новым, интересным оборудованием, книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями (марок, киндер-сюрпризов, в соответствии с темой недели)

Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксацию результатов опытов и наблюдений в дневниках. (Старшие группы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное образовательное мероприятие с элементами поисково-исследовательской деятельности интегрированное образовательное мероприятие сэлементами поисково-иссл « Это всё о кошках» ( В средней группе.)

данный материал даёт детям целостное прдставление о домашнем животном ( кошке ), вызывает у детей познавательную потребность, через умение делать простые выводы.на основе опытной деятельности ,развива...

"Поисково-исследовательская деятельность дошкольниках в рамках образовательной деятельности"

Консультация для воспитателей в рамках Школы педагогического мастерства. описание спосоосновных способов посиково-исследовательской деяетльности дошкольников  - экспериментирования и проектной де...

Проект по поисково-исследовательской деятельности «ПЫТЛИВЫЙ ПОИСКОВИЧОК»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.     «Чем больше ребёнок видел, слышал и...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по поисково-исследовательской деятельности "Город мастеров".

Конспектнепосредственной образовательной деятельности по поисково-исследовательской деятельности "Город мастеров".Цель: упражнять детей находить объекты по заданному признаку. Продолжать учи...