проект "Экспериментируя, познаем"
проект (старшая группа)

Буйновская Диана Васильевна

Развитие у детей старшего дошкольного возраста стремления к познавательной активности, любознательности, посредством развития поисково – исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eksperimentiruya_poznaem.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56 общеразвивающего вида»

Проект

«Экспериментируя, познаём»

с детьми старшего дошкольного возраста

Воспитатель первой квалификационной категории:

Буйновская Диана Васильевна


2021г.




Наименование проекта

«Экспериментируя, познаём»

Составитель проекта

Буйновская Диана Васильевна

Вид проекта

Исследовательский, долгосрочный.

Цель проекта

Развитие у детей старшего дошкольного возраста стремления к познавательной активности, любознательности, посредством развития поисково – исследовательской деятельности

Задачи проекта

-формировать у детей старшего дошкольного возраста умение находить причинно-следственные связи, делать выводы в процессе опытнической поисково – исследовательской деятельности;

- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость)

-создать условия для развития поисково – исследовательской деятельности;

-воспитывать бережное отношение к природным ресурсам

-повысить педагогическую компетентность родителей в области познавательного развития детей через исследовательскую деятельность.

Срок и этапы реализации проекта

Январь2021 года - декабрь 2021 года.

1 этап – подготовительный (январь 2021г)

1.Изучение методической литературы, интернет ресурсов по теме проекта, подбор дидактического, наглядного материала.

3.Определение цели, задач, основных направлений реализации проекта.

4.Планирование деятельности, направлений на реализацию проекта.

2 этап – основной:  февраль 2021г – ноябрь 2021года

1.Внедрение проекта в образовательный процесс

2. Стимулирование развития поисково - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

3. Установление партнёрских отношений по вопросу формирования исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования

4.Отслеживание промежуточных результатов реализации проекта.

3 этап – завершающий: декабрь 2021г.

1. Анализ эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами.

2.Презентация проекта.

Перечень основных мероприятий

1.Разработка системы организационных мероприятий, направленных на развитие поисково - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

2. Создание развивающей предметно – пространственной среды, способствующей формированию поисково - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

3. Организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам формирования познавательного развития детей через поисково - исследовательскую деятельность.

4. Организация и проведение открытых мероприятий.

5. Разработка практических материалов для реализации проекта.

6. Осуществление постоянного мониторинга развития поисково - исследовательской деятельности

Исполнители проекта и основных мероприятий

Воспитатель Буйновская Диана Васильевна, воспитанники, родители

Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

-Создание условий предметно - пространственной среды.

-Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

-Умеет проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.

-Обогащение знаний детей старшего дошкольного возраста новыми понятиями.
-Самостоятельная исследовательская деятельность.






Пояснительная записка

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую жизнь. Именно поэтому так важно в этот возрастной период серьезно заниматься развитием познавательной сферы ребенка. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. хорошо развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества. Одним из наиболее ярких и ранних проявлений познавательного интереса ребенка является его бескорыстное стремление к познанию и исследованию окружающего мира. На основе опыта у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать. Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности и поведения человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира, получение новой, значимой для субъекта информации. В работах многих отечественных педагогов Поддьякова Н.Н., Усовой А.П., Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию. Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, изменить, разобрать с целью познания его свойств, внутренних связей и отношений. Поэтому необходимо с раннего возраста рассказывать детям о материалах, технических устройствах и физических явлениях, с которыми они встречаются дома, на улице, в детском саду, и о важнейших открытиях, которые вели человечество к прогрессу. Получая, такие сведения, дети более осознанно  будут относиться ко всем окружающим вещам – к своей одежде и игрушкам, к предметам бытовой техники, явлениям природы. Сопоставления, раскрытия связи между вещами и явлениями побуждают ребенка задавать вопросы, а то и самостоятельно находить взаимосвязи, аналогии, фантазировать, проявлять изобретательность. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, найти ответ на множество интересующих  их вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Цель проекта: Развитие у детей старшего дошкольного возраста стремления к познавательной активности, любознательности посредством развития поисково – исследовательской деятельности.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

-формировать у детей старшего дошкольного возраста умение находить причинно-следственные связи, делать выводы в процессе опытнической поисково – исследовательской деятельности;

-создать условия для развития поисково – исследовательской деятельности;

-воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

-повысить педагогическую компетентность родителей в области познавательного развития детей через исследовательскую деятельность.

Срок реализации проекта: 2020 – 2021 учебный год.

Вид проекта: исследовательский, долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Образовательные области: познание (мир природы, предметное окружение), речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Целевые группы проекта

Группа

Характеристика

Дети 5-6 лет

Продолжают совершенствоваться через игру, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение. Интеллектуальное развитие определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. К пяти годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений. Формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое. Через игровую деятельность у ребенка развиваются такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей, память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. Экспериментирование также претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.


Группа

Характеристика

Родители

Испытывают потребность в коммуникативном и познавательном развитии ребёнка, в получении знаний и навыков для успешного вхождения в школьную среду. Проявляют заинтересованность в получении ребёнком качественного образования без ущерба для здоровья, в формировании коммуникабельной, мобильной, самостоятельной деятельной личности, соответствующей запросам общества и социально – экономическим условиям. Готовы к взаимодействию с педагогами по вопросам образования и развития детей.

Механизм реализации проекта

  • Разработка системы организационных мероприятий, направленных на развитие поисково - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
  • Создание развивающей предметно – пространственной среды, способствующей формированию развития у детей познавательной активности, любознательности.
  • Осуществление постоянного мониторинга по формированию развития поисково - исследовательской деятельности
  • Организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам формирования познавательного развития детей через исследовательскую деятельность.
  • Организация и проведение открытых мероприятий.
  • Разработка практических материалов для реализации проекта.


Мероприятия реализации проекта

Период

Мероприятие

Задачи

1 этап – подготовительный: январь 2021

Январь

Изучение научно–исследовательской, методической литературы, интернет ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

Повысить уровень профессиональной компетентности по данному вопросу.

Январь

Разработка содержания проекта:

«Экспериментируя, познаём»

Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты

Январь

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта

Определить объём и содержание работы по проекту

Январь

Анкетирование родителей на тему: «Организация познавательно-исследовательской

деятельности ребенка дома»

Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

Привлечение родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе.


Период

Мероприятие

Задачи

2 этап – основной: февраль-ноябрь 2021г.

Февраль

1-я:

-«Путешествие с капелькой»

-«Значение воды в жизни растений»


2-я неделя:

-«Вода прозрачная, может менять цвет, форму»

-Рисование на мокром листе

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму любого сосуда, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Закрепить и обобщить знания о воде, понять значение воды для всего живого.

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Март

1-я неделя:

- «Плавает-тонет»

-- «Плавает, тонет или растворяется»


2-я неделя:

-«Бумага, ее качества и свойства»

-«Водичка – водичка» (игры с водой)

Познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

Исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы.

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется; бывает тёплая, холодная. В ней растворяются некоторые вещества.

Формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).

Апрель





1-я неделя:

- «Плавает-тонет»

-- «Плавает, тонет или растворяется»


2-я неделя:

-«Бумага, ее качества и свойства»

-«Водичка – водичка» (игры с водой)

Познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

Исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы.

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется; бывает тёплая, холодная. В ней растворяются некоторые вещества.

Формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).

Май

1-я неделя:

-«Воздух вокруг нас»

-«Поиски воздуха» (игры с воздушным шариком и соломинкой)


2-я неделя:

-«Ветер, ветер, ветерок»

-Изготовление ветрячков


Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. Познакомить детей со свойствами воздуха.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

октябрь

1-я неделя:

-«Песочная страна»

-Рассматривание картинок

«Пустыня»


2-я неделя:

-«Мокрый, сухой песок»

-«Что тяжелее?» (песок, камни)


-«Солнечные зайчики»

- «Солнце высушивает предметы»

(Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие)


Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Сравнить свойства песка, камня.

Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, на песке остаются следы), показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру

Дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающий в зеркале.

Наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.

-«Волшебная рукавичка»

-«Действие магнита на предмет»

-«Цветные листочки»

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Расширять логический и естественно - научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. Формировать у детей познавательные интересы. Развивать умение рассуждать, делать выводы

Ноябрь

Декабрь

-«Вода, лед, снег»

-«Льдинка и снежинка»


-«Почему растаяла Снегурочка?»

-Изготовление цветных льдинок.


Расширять представления детей о свойствах воды, снега,льда, сравнивать их, выявить особенности взаимодействия.

Учить устанавливать элементарные причинно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лед.

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.


3 этап – завершающий: май 2021г.

Ожидаемые результаты реализации проекта.


В результате выполнения проекта будет достигнуто:

-Создание условий предметно - пространственной среды, направленных на развитие поисково - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.

-Развитие мышления, любознательности, наблюдательности, сообразительности у детей среднего дошкольного возраста.

- Интерес к поисково - исследовательской деятельности.

-Обогащение знаний дошкольников новыми понятиями.

-Самостоятельная исследовательская деятельность


Список литературы

1. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2014г.

2. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2012г.

3. Прохорова Л.Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2011.

4. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2013г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В игре ребенок развивается, познает мир, общается

Творческие игры. Игровые умения младшего дошкольника....

Конспект занятия на тему: "Познай себя".

Познакомить с особенностями органа зрения, дать понятие о его значении в жизни человека. Формировать у детей  интерес к познанию своего тела.  Учить избегать ситуаций, приносящих  вред...

План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"

Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...

Проект «познай себя» в подготовительной группе группе № 1 МДОУ №7 «Журавушка»

цели, задачи проекта, схема проекта,реализация проекта...

Программа "Познаешь себя - познаешь других"

России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка ег...

Тренинг для воспитателей «Познай себя - познаешь другого»

Формирование у педагогического коллектива толерантного отношения к окружающим....