Семинар: «Познавательная краеведческая игра для педагогов «Моя Малая Родина».
занимательные факты

Калениченко Юлия Борисовна

Цель: Создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры; Задачи:формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию познавательного сознания у подрастающего поколения в современном обществе;создание условий для самообразования педагогов в данном направлении. Что такое краеведение?Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Край - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений:- Историческое краеведение.- Естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое и др.).;- Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.);- Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время прогулок,  туристических походов).- Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея).;- Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий).- Семейное краеведение. Большая Родина начинается с малой: с семьи, с детства, с нашего края, где мы родились и живем ; это наша малая Родина и сберечь это богатство для следующих поколений наша задача и долг. От нас, дорогие друзья, зависит, будут ли наши дети ценить и любить свою малую родину, испытывать чувство любви к природным и культурным ценностям родного края. Ведь именно так воспитывается любовь к природе, чувство гордости и привязанности к своей малой и большой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_seminar_delovaya_igra_po_kraevedeniyu.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №11 «Росинка».

Семинар:

 «Познавательная краеведческая игра для педагогов

 «Моя Малая Родина».

 

Воспитатель: Калениченко Ю.Б.

                                                                                                     

             

                                                                             

                                         Поселок «Горки Ленинские»

Апрель 2021 год

Семинар на тему:

 «Познавательно краеведческая игра для педагогов».

Цель: Создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры;

Задачи:

- формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию познавательного сознания у подрастающего поколения в современном обществе;

- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.

Что такое краеведение?

Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.

Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений:

 - Историческое краеведение.

 - Естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое и др.).

 - Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)

 - Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время прогулок,  туристических походов).

 - Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея).

 - Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий).

 - Семейное краеведение.

Большая Родина начинается с малой: с семьи, с детства, с нашего края, где мы родились и живем – это наша малая Родина и сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и долг. От нас, дорогие друзья, зависит, будут ли наши дети ценить и любить свою малую родину, испытывать чувство любви к природным и культурным ценностям родного края. Ведь именно так воспитывается любовь к природе, чувство гордости и привязанности к своей малой и большой Родине.

Деловая игра «Моя Малая Родина»

Сегодня мы с вами вместе вспомним некоторые интересные факты а, может быть, и узнаем для себя что-то новое, неизвестное до этого времени. Участникам понадобится любознательность, фантазия, знания о родном крае и умение работать в команде. Делимся на две команды.

Правила игры:
1. Принимать активное участие в игре.
2. Уметь слушать других.

3. Вырабатывать общее решение вопроса.
4. Соблюдать культуру речи и тактичность.

1 тур: «Исторический»

Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

  1. История Музея «Горки Ленинские». (Команды вытаскивают по два вопроса)

 В каком году было принято Постановление «О создании государственного исторического заповедника «Горки Ленинские» и его охранной зоны?

1949

1972

1987

1995

Как называется документ, который свидетельствовал о владении Горками рода Спасителевых?

Клировая ведомость;

Домовая книга;

Исповедная роспись;

Родословец

25 сентября 1918 года  В. И. Ленин впервые приехал в Горки, чтобы восстановить здоровье. После какого события?

После завершения гражданской войны;

После покушения;

После сердечного приступа;

После завершения революционных волнений.

В каком году был приобретен автомобиль Rolls-Royce «Silver Ghost», который сейчас находится в Музее- заповеднике «Горки Ленинские» для правительственного гаража?

1917

1918

1922

1923

  1. «Картографы». (Каждой команде дают разрезанную на части карту музея-заповедника. Задача – сложить карту в единое целое. Побеждает команда, которая выполнит задание быстро и правильно).
  2. «Узнай по фотографии»

У каждого из нас есть своё любимое место. У кого-то: парк или стадион, а у кого-то родная улица.

Участникам игры я буду показывать фотографии известных достопримечательностей. Ваша задача: узнать, какое это здание, где находится это здание, что вы о нем знаете?

Слайд «Усадьба Горки»

В 1909 году старинную запущенную усадьбу Горки приобрели супруги Рейнтботы — вдова и наследница Саввы Морозова Зинаида Григорьевна Морозова и бывший московский градоначальник Анатолий Анатольевич Рейнбот.

Слайд “Rolls-Royce «Silver Ghost»

Автомобиль Rolls-Royce с именем Silver Ghost был приобретен для Ленина в Англии в 1921 году. На Путиловском заводе «Серебрянный призрак» был переоборудован в автосани: передние колеса поставили на сани, задние колеса заменили на гусеницы. На автомобиле Ленин ездил из Москвы в Горки и по окрестностям Подмосковья. После его смерти Rolls-Royce остался в усадьбе, все его детали подлинные. Взглянуть на автомобиль можно в Мемориальном гараже музея.

Слайд «Похороны вождя»

Скульптурная композиция «Похороны вождя» или «Смерть вождя» советского скульптора Сергея Меркурова считается лучшим произведением скульптурной ленианы. Она находится в начале Траурной аллеи рядом с главным усадебным домом, по которой несли тело Ленина к железнодорожной станции, чтобы отправить в Москву.

Слайд «Музей крестьянского быта»

Музей крестьянского быта был открыт в деревне Горки в бывшем доме крестьян Шульгиных. Здесь в 1921 году Ленин встречался с крестьянами по вопросу электрификации. Горки стала первой деревней в стране полностью электрифицированной.

Слайд «Священный дуб»

А вот к священному дереву, которому 800 лет, вполне можно прикоснуться - от дуба хоть и осталась труба из коры, но он все еще живой.

Эта фотография из блога музея не очень новая, сейчас перед деревом поставлена решетка, на которую молодожены вешают замочки, а неоязычники - тряпочки (а может и те и другие и всё сразу). Вот такое сочетание новых и старых традиций.

Слайд  Аллея «Монументальная пропаганда»

Монументальная пропаганда — это план развития монументального искусства, предложенный Лениным в 1918 году. Вместо монархических памятников предлагалось создать ряд новых в честь революционеров и прогрессивных деятелей культуры. На аллее «Монументальная пропаганда» в Музей-заповедник «Горки Ленинские» собраны скульптуры Ленина и Сталина скульпторов С.Д.Меркурова, Н.А. Андреева, В.Б. Пинчука, А.Б. Кибальникова.

Слайд - Научно-культурный центр «Музей В.И. Ленина»

Музей В.И. Ленина был открыт в 1987 году на входе в музей-заповедник. Монументальное, необычное здание было построено по проекту архитектора Леонида Николаевича Павлова в виде соединенных между собой 11 кубов и цилиндра. Один из кубов оформлен в виде портика. Павлов назвал свой проект «Мой Парфенон».

Слайд Киногород

На территории музея-заповедника «Горки Ленинские» находится киногород. Здесь снимались многие российские фильмы и сериалы: «Легенда о Коловрате», «Охота на дьявола», «Мата Хари» и другие. Киногород воссоздает уездный городок XIX века.

  1. «Знаете ли Вы герб и флаг нашего края?»

Слайд «Гербы Московской области» Под каким номером находится герб города Видное? (2). (1- Подольск, 2 – Видное, 3- Балашиха, 4- Дубна, 5-Лобня)

Слайд «Флаги Московской области» Под каким номером находится флаг города Видное? (3). (1-Подольск, 2- Чехов, 3- Видное, 4- Люберцы, 5- Одинцово)

2 тур: «Культурный» 

- Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

«Мозговой штурм» Как называлось в старину. (Вопросы задаются по очереди каждой команде.)
Цель: приобщение ребят к истории своей малой родины; в процессе игры закрепить и углубить знания детей о предметах старинного быта.

1. Самый первый утюг? (рубель)
2. Предмет, для переноса воды в старину? (коромысло)
1. На ней катались с горы? (ледянка)
2. Седая борода, из которой изготовляли холсты? (лён, куделя)
1. В нём хранили вещи? (сундук)
2. Деревянное ведро? (кадушка)
1. Шуба? (доха)
2. Катанки? (валенки)
1. Онучи? (портянки)
2. Шило, для изготовления лаптей? (кочедык)
1. Полотенце? (Рушник)
2. Светильник (лучина, керосинка…)
1. Праздничный пояс (кушак)
2. Женский головной убор (кокошник)
1. Кружевная ткань на кровати (подзорник)
2. Плетень (тын)
1. Короб из толстых досок для муки, зерна? (сусек)
2. Железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают..(ухват)
1. Инструмент из железа. Использовался для выгребания углей из печи. (кочерга)
2. Из него доставали воду (колодец).

3 тур: «Экологический».

- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

1. «Животные нашего края". А знаете ли Вы, зачем? (Раздать командам задания)

1. Зачем зайцу большие уши?

а) чтобы лучше слышать;

б) чтобы не перегреваться;

в) для торможения на поворотах

ответ б)- для того чтобы им не потеть. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие уши с большим количеством кровеносных сосудов. В жару уши отводят треть тепла, образующего при обмене веществ.

2. Зачем звери зализывают раны?

а) от боли;

б) чтобы быстрее заживали;

в) с гигиенической целью

ответ- б) чтобы быстрее заживали раны. Кроме ферментов, убивающих микроорганизмы, в слюне обнаружен белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.

3. У кого уши на ногах?

а) у бабочек и жуков;

б) у мух и комаров;

в) у кузнечиков и сверчков

ответ -в)  У кузнечиков и сверчков. А у комаров, муравьёв, бабочек "уши" на усах, у саранчи - на животе. У волосатых гусениц "ушами" являются волоски.

4. Чем может быть полезен комар?

а) служит пищей рыбам и птицам;

б) опылением растений;

в) только вред.

ответ а)

2. «Кто лишний?» (Раздать командам задания) Команды должны найти «лишних» в ряду и объяснить причину.

- Пихта, лиственница, липа, ель, сосна, кедр. (Липа – лишнее – лиственное растение. Пихта, лиственница, ель, сосна, кедр – хвойные растения).

- Лиса, волк, рысь, соболь, ласка, бобр. (Бобр – лишнее – грызун. Лиса, волк, рысь, соболь, ласка – хищные животные).

- Муравей, пчела, комар, шмель, муха, оса, бабочка. (Муравей – лишний – нелетающее насекомое. Пчела, комар, шмель, муха, оса, бабочка – летающие насекомые).

- Комар, златоглазка, слепень, овод, муха. (Комар, златоглазка, слепень, овод – кровососущие насекомые. Муха – лишняя).

3. «Блиц разминка».

1. Для чего нужны берёзке чёрные полоски? (Для дыхания)

2. Назовите дикие съедобные растения нашего края. (Крапива, душица, мята, зверобой, щавель, лопух, шиповник и т.д.)

3. Какие деревья цветут до появления листьев? (Ива, осина)

4. Кору, какого дерева не обгладывают зайцы? (Кору черёмухи)

5. Назовите растения, которые носят человеческие имена.( Лилия водяная , Иван-чай, Иван-да-Марья, Василёк и т.д.)

7. Назовите первые весенние цветы нашего края? ( Пролеска , хохлатка, мать-и-мачеха, ветреница лютиковая, адонис и д.р.)

8. Какие съедобные ягоды нашего края вы знаете? (Земляника, тёрен, ежевика, малина, боярышник, барбарис, черёмуха, калина, рябина, шиповник)

И подводя итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова А. С. Макаренко
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога "Моя малая Родина"

Мой город, мой край, достопремичательности, инфраструктура....

Краеведческий проект "Редкие растения моей малой Родины"

Данный проект предназначен для образовательных организаций, занимающихся краеведческой деятельностью. Материалы помогут воспитателям и учителям адаптировать для собственной работы по краеведению....

Дидактическая игра "Мой край-моя малая родина" (презентация)

Авторская игра по краеведению "Мой край - моя малая родина"...

Игры к проекту "Моя малая Родина-Стрельна". Активизация творческой и поисково-исследовательской деятельности в сфере, краеведения положительно-созидательного отношения к окружающему миру у дошкольников.

В ходе работы над проектом, дети знакомятся с историей, культурой, природой родного края, одним из результатов продуктивной деятельности становится создание игр-путешествий, экскурсий по малой Р...

Сценарий квест – игры «Мой город - моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий квест – игры «Мой город - моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста  Цель: Расширение знаний дошкольников о достопримечательностях родного города, воспи...

Квест – игра «Мой город - моя малая Родина»

Расширение знаний дошкольников о достопримечательностях родного города, воспитание гражданско-патриотических чувств, средствами коллективной игровой деятельности, развитие физических возможностей кажд...

Квест-игра «Мой посёлок – моя малая Родина» Цель игры: Раскрытие и развитие потенциальных физических возможностей каждого ребёнка, укрепление их здоровья и потребности к активной двигательной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО, расширение знаний де

Квест-игра «Мой посёлок – моя малая Родина» Цель игры: Раскрытие и развитие потенциальных физических возможностей каждого ребёнка, укрепление их здоровья и потребности к активно...