Кружок "Школа Умелого Карандаша". Рабочая программа
рабочая программа (подготовительная группа)

Наименование Программы

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Школа умелого карандаша».

 

Направленность Программы

 Программа «Школа умелого карандаша» по направленности является социально-педагогической, по видам деятельности – развивающая; по уровню содержания – ознакомительная, по целевой установке – познавательная, по форме реализации – групповая.

Цель программы: подготовка руки к письму через укрепление мышц и развитие координации движений пальцев рук.

Задачи программы:

1. Развивать ручную умелость, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность.

2. Развивать пространственную ориентировку детей на листе бумаги.

3. Развивать чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.

4. Развитие графических умений детей в процессе с помощью графических упражнений.

5. Тренировать тонко координированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.

6. Формировать нажим руки.

7. Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть).

8. Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrova_kruzhok_21-22_1.docx95.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников № 10 “Родничок”

        

                                                   

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности                 по развитию графомоторных навыков

для детей подготовительной к школе  группы

на 2021-2022 уч.годhttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/08c2/000dfef9-2356f9da/hello_html_311ad371.jpg

«Школа умелого карандаша»

 Ф.И.О. и должность автора программы:

воспитатель Петрова Алена Андреевна

Озерский городской округ Челябинской области

август, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………….…………….….

3

1.1.

Актуальность………………………………………………….……………………..

3

1.2.

Наименование Программы………………………………………...………………..

4

1.3.

Направленность Программы…………………………………………………….….

4

1.4.

Цель Программы…………………………………………………………………..…

4

1.5.

Задачи Программы…………………………………………………………….…….

4

1.6.

Место реализации Программы………………………………………………..…….

4

1.7.

Категория воспитанников……………………………………………….……….....

4

1.8.

Планируемые результаты освоения Программы………………..…………………

5

1.9.

Проектирование образовательного процесса………….…..……………………....

5

2.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………..………….…....

7

3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ...………..…….......................................................

8

4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ……………………………………....

15

4.1.

Методическое обеспечение……………………………………………………...….

15

4.2.

Материально-техническое обеспечение…………………………………………....

15

5.

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ……………………….

16

6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...

18

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность программы

У многих первоклассников на первом этапе обучения в школе оказывается, что ведущая рука недостаточно подготовлена для письма. У детей быстро устаёт рука, линии у них получаются неровные, дрожащие. Им трудно научиться правильно писать буквы, правильно строить буквенный ряд в слове, буквы у них неровные, разной величины, выходят за строку. Такие дети часто не дописывают элементы букв, целые слова, пишут медленно, встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы. Трудность формирования этого навыка связана не только со сложностью самого двигательного действия, но и с несформированностью мелких мышц кисти и пальцев, незавершенностью окостенения костей запястья и фаланг пальцев, несовершенством нервно-мышечной регуляции.

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом. В связи с этим была разработана программа дополнительного образования по подготовки руки к письму.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она направлена  на более глубокое развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

-  Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» Глава 10 статья 75 п.5, Статья 35 ч.1 п.7.

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.14г. №1726-р);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства образования  и науки РФ от 29.08.13г. № 1008);  

- Письмом Министерства образования РФ от 14.12.15 №09-3564 «О внеурочной деятельности и организации реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

- Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- СанПин 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15г. № 09-3242;

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

         1.2.   Наименование Программы

         Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Школа умелого карандаша».

         1.3.   Направленность Программы

        Программа «Школа умелого карандаша» по направленности является социально-педагогической, по видам деятельности – развивающая; по уровню содержания – ознакомительная, по целевой установке – познавательная, по форме реализации – групповая.

1.4. Цель программы: подготовка руки к письму через укрепление мышц и развитие координации движений пальцев рук.

 

1.5. Задачи программы:

1. Развивать ручную умелость, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность.

2. Развивать пространственную ориентировку детей на листе бумаги.

3. Развивать чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.

4. Развитие графических умений детей в процессе с помощью графических упражнений.

5. Тренировать тонко координированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.

6. Формировать нажим руки.

7. Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть).

8. Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

          1.6   Место реализации Программы

        Программа реализуется на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников № 10 “Родничок”

1.7.    Категория обучающихся детей

Программа «Подготовка руки к письму» рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

При решении поставленных задач учтены возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности детей 6-7 лет.

1.8.    Планируемые результаты освоения программы

К концу года дети должны знать и уметь:

Знать

Уметь

Знать гигиенические правила письма.

Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.

Знать правильное расположение     тетради и ручки при письме.

Уметь правильно держать ручку, карандаш.

Знать правила штриховки.

Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

Знать правила работы с тетрадью.

Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

 

Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице. 

1.9.     Проектирование образовательного процесса

Сроки реализации

Программы

Программа рассчитана на 1 год обучения

Формы ООД

Ведущая форма - групповая      

Наполняемость групп – 16-18 человек

Время проведения ООД

Вторая половина дня

Количество и длительность ООД

6-7 лет

1 занятие в неделю  

по 30 минут

Реализуемая Программа базируется на следующих принципах:

  • Онтогенетический принцип
  • Принцип системности
  • Принцип деятельностного подхода
  • Принцип взаимосвязи речи с другими ВПФ
  • Принцип наглядности
  • Принцип сознательности
  • Принцип доступности (для детей любого уровня готовности к школе)
  • Принцип индивидуальности
  • Принцип всестороннего развития личности ребенка

 Педагог дополнительного образования:

  • Не допускает дублирования программ первого класса
  • Создает условия для включения ребенка в новые социальные формы общения
  • Готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности
  • Особое внимание уделяет взаимодействию с родителями

Программа предполагает проведение 1 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, во второй половине дня. Численность детей 16-18 человек. Занятия проводятся с сентября по май. Общее количество занятий в год – 32. Зачисление детей в кружок проходит на основе учёта интересов детей. Занятия проводятся в групповом помещении. Срок реализации программы один год.

Методика Программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

        Для эффективного осуществления и реализации задач Программы педагог использует технологию игровой деятельности, как наиболее актуальную для детей данной возрастной категории.

           В основе обучения грамоте лежат развивающие технологии, которые направлены на развитие мыслительной активности, формирование предпосылок универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, творческих).

          Большое внимание в Программе уделено решению творческих задач - самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы.

           Для снятия напряжения применяются здоровьесберегающие технологии – физкультминутки, подвижные игры, зрительная и пальчиковая гимнастики.

          Методы образовательной деятельности с детьми (словесные, наглядные, практические)

1. Игры (дидактические, развивающие, словесные)

2. Рассматривание картин, плакатов

3. Использование схематических образов

4. Разгадывание ребусов и кроссвордов

 Виды работы:

  1. Работа на листах тетради в крупную клетку.
  2. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.
  3. Работа с природным материалом.
  4. Работа с использованием «бросового» материала.
  5. Развивающие игры.
  6. Массаж пальцев руки и ладонных поверхностей.
  7. Графические упражнения.
  8. Штриховка.

         Структура организованной образовательной деятельности:

1. Ситуация, создающая мотивацию к обучению

2. Пальчиковая гимнастика / самомассаж

3. Ориентировка на листе бумаги

4. Расслабляющие упражнения для глаз

5. Зрительные / слуховые диктанты

6. Динамическая пауза

7. Упражнения по развитию мелких движений мышц руки

8. Рефлексия

Примечание. Структура организованной образовательной деятельности может изменяться в зависимости от материала.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование программы

Количество часов

неделя

месяц

Год

Дополнительная образовательная программа «Подготовка руки к письму»

1

4

32

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема занятия

Виды работ

Цели и задачи работы

1

Рисование точек

1.Пальчиковая гимнастика «Замок»

2.Работа в тетради.

3.Упражнениее для глаз «фигура».

4.Зрительный диктант из счётных палочек.

5.Физкультминутка «Как живёшь?»

6.Работа в альбоме

- познакомить детей с тетрадью в     клетку;

- научить их ориентироваться в клетке с помощью точек; а также на нелинованной бумаге;

- развивать зрительную память, конструктивные навыки;

- развивать общую и мелкую моторику

2

Рисование точек и крестиков

1. Фигурки из проволоки.

2. Пальчиковая гимнастика «Капустка».

3. Работа в тетради.

4. Упражнение для глаз «Зигзаги».

5. Зрительный диктант (таб.1).

6. Физкультминутка «Овощи»

7. Работа в альбоме.

- продолжить знакомство детей с тетрадью в     клетку;

- учить ориентироваться в клетке;

- развивать зрительную память, проводить коррекцию зрительного гнозиса;

-развивать координацию слов и движений, работать над темпом и ритмом речи;

3

Рисование коротких вертикальных линий

1. Пальчиковая гимнастика «Дружба».

2. Упражнение «Забор».

3. Работа в тетради.

4.Упражнение для глаз «Молния».

5. Зрительный диктант (табл. 2).

6.Физкультминутка «Зарядка».

7. Работа в альбоме.

- научить детей проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно;

- формировать навык ритмичности двигательной функции кисти руки;

- проводить коррекцию атаксии;

- развитие зрительного восприятия зрительной памяти.

4

Рисование коротких горизонтальных линий

1.Развитие общей моторики, упражнение «Мишка».

2. Пальчиковая гимнастика «Мишка косолапый».

3. Работа в тетради.

4.Упражнение для предупреждения зрительного утомления.

5. Зрительный диктант (табл.3).

6. Разминка с элементами логоритмики «Медвежата».

7.Работа в альбоме «Три медведя».

- учить проводить короткие горизонтальные линии по точкам и самостоятельно;

- развивать общую и тонкую моторику детей;

- развивать зрительное восприятие;

5

Рисование длинных вертикальных линий

1. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для предупреждения зрительного утомления.

4. Зрительный диктант с использованием счётных палочек.

5. Физкультминутка на расслабление.

6. Работа в альбоме.

- учить детей рисовать длинные вертикальные линии по точкам и самостоятельно;

- развивать тонкую моторику руки, зрительную память;

- проводить коррекцию дизметрии, нарушений пространственного восприятия.

6

Рисование длинных горизонтальных линий, в чередовании с вертикальными

1. Пальчиковая гимнастика «Листочки».

2. Работа в тетради.

3. Упр-е для глаз «Стрелы».

4. Игра «Бумажные листочки».

5. Слуховой диктант.

6. Физкультминутка «Ветер».

7. Работа в альбоме.

- закрепить навык проведения горизонтальных линий по точкам и самостоятельно, чередовать рисование горизонтальных и вертикальных линий;

- учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении;

- развивать слуховую память;

7

Рисование наклонных линий

1. Пальчиковая гимнастика «Дождь.

2. Работа в тетради.

3. Гимнастика для глаз  «Далеко-близко».

4. Слуховой диктант.

5. Физкультминутка «Дождик».

6. Работа в альбоме.

- учить рисовать наклонные линии по точкам и самостоятельно;

- продолжить коррекцию дизметрии;

- учить ориентироваться в плоскости листа;

8

Рисование уголков

1. Игра «Птицы хотят пить».

2. Пальчиковая гимнастика «Птички».

3. Работа в тетради.

4. Упражнение для глаз «Уголки».

5. Зрительный диктант.

6.Физкультминутка «Журавли».

7. Работа в альбоме.

- закрепить умение рисовать короткие наклонные  линии;

- развивать конструктивные навыки; координацию движений;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.

9

Рисование бордюра

1.Игра «Пластилиновые жгутики».

2. Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».

3. Работа в тетради.

4. Упражнение для глаз «Стрельба».

5. Зрительный диктант (табл. 4).

6. Физкультминутка: дыхательные упражнения с расслаблением.

7. Работа в альбоме.

- закрепить умение рисовать короткие наклонные линии;

- коррекция атаксии;

- формировать нажим каркндаша;

- развивать память и внимание.

10

Рисование уголков

1. Пальчиковая гимнастика «Домик».

2. Выполнение фигуры «Уголки».

3. Работа в тетради.

4.Упражнение для глаз «Стрельба».

5. Зрительный диктант (табл. 5).

6. Физкультминутка «Строим дом».

8. Работа в альбоме.

- учить рисовать уголки по точкам и по образцу;

- закрепить навык проведения горизонтальных и вертикальных линий;

- закрепить знание геометрических фигур;

- развивать зрительное восприятие и зри тельную память.

11

Рисование бордюра

1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».

2. Работа в тетради.

3.Гимнастика для глаз «Жмурки».

4. Слуховой диктант.

5. Физкультминутка «Беличья зарядка».

6. Работа в альбоме.

- закрепить навык проведения коротких вертикальных и горизонтальных линий;

- формировать навык ритмичности руки;

- учить ориентироваться на плоскости листа;

- развивать зрительную память;

12

Рисование квадратов

1. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня».

2. Выполнение фигурки «Машина».

3. Работа в тетради.

4. Упражнение для глаз «Зигзаги».

5. Зрительный диктант.

6. Физкультминутка «Шофёр».

7. Работа в альбоме.

- закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий;

- развивать конструктивные навыки;

- развивать координацию речи и движений, творческое воображение.

13

Рисование квадрата

1.Фигурка из палочек «Рожица».

2. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

3. Работа в тетради.

4. Упражнение для предупреждения зрительного утомления.

5. Зрительный диктант.

6. Физкультминутка с пантомимой.

7. Игра «Угадай, сколько нас в семье ?».

8. Работа в альбоме.

- учить рисовать квадрат в две клетки и ориентироваться в нём;

- формировать пространственно-временные представления;

- развивать конструктивные навыки и тактильные ощущения;

14

Рисование прямоугольников

1. Фигура из палочек «Прямоугольник».

2. Самомассаж кистей и пальцев рук

3. Работа в тетради.

4.Упражнения для глаз.

5. Зрительный диктант (табл. 6)

6. Динамическая пауза «Мчится поезд».

7. Работа в альбоме.

- учить рисовать прямоугольники;

- закрепить понятие о геометрической фигуре прямоугольник;

- развивать зрительное восприятие и зрительную память, творческое воображение, координацию речи и движения;

15

Рисование узора из горизонтальных и вертикальных линий

1. Игра «Кто чем питается?»

2. Пальчиковая гимнастика «Гусь», «Петух», «Курочка».

3. Работа в тетради.

4. Офтальмотренаж «Жмурки».

5. Зрительный диктант (табл.7).

6. Динамическая пауза «Домашние птицы».

7. Работа в альбоме.

- закрепить умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии и объединять их в узор;

- учить штриховать в заданном направлении;

- развивать память и внимание, координацию речи с движением, творческое воображение;

16

Рисование бордюра

1. Игра «Ловкие пальчики».

2. Пальчиковая гимнастика «Подарки».

3. Упражнение для глаз.

4. Работа в тетради.

5.Слуховой диктант.

6. Динамическая пауза «С Новым годом».

7. Работа в альбоме.

- учить рисовать бордюр, состоящий из вертикальных (две клетки) и горизонтальных (одна клетка) линий;

- формировать умение строить деятельность по словесной инструкции;

- развивать воображение, речевую выразительность, интерес к совместным играм;

17

Рисование кружков

1. Игра «Сушка фруктов».

2. Пальчиковая гимнастика «Колечки».

3. Работа в тетради.

4. Упражнение для глаз «Большие и маленькие фрукты».

5. Зрительный диктант (табл.8).

6. Упражнение на расслабление.

7. Работа в альбоме.

- учить рисовать круги по точкам и самостоятельно;

- закрепить навык проведения наклонных линий;

18

Рисование предметов из кругов

1. Выкладывание по контуру.

2. Работа в тетради.

3. Офтальмотренаж «Метёлки».

4. Зрительный диктант (табл.9).

5. Динамическая пауза «Танец Неваляшек».

6. Работа в альбоме.

- закрепить умение рисовать круги;

- учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения;

- развивать координацию речи и движения.

19

Рисование фигур и предметов из кругов

1. Пальчиковая гимнастика «Шарик», «Ёлочка».

2. Работа в тетради.

3. Офтальмотренаж «Поймай зайку».

4. Зрительный диктант (табл.10).

5.Подвижная игра «С Новым годом».

6. Работа в альбоме.

7. Лексические упражнения:

- подбор признаков и действий;

- подбор родственных слов.

- закрепить умение рисовать круги;

- развивать зрительное внимание и память; творческое воображение;

 - воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.

20

Рисование узоров из квадратов и кругов

1. Пальчиковая гимнастика «Цепочка»

2. Фигурки из палочек.

3. Работа в тетради.

4. Упражнение для глаз.

5. Зрительный диктант (табл.11).

6. Упражнение на расслабление.

7. Работа в альбоме.

- закрепить умение рисовать квадрат и круг со штриховкой и без неё;

- развивать конструктивные навыки;

- проводить коррекцию нарушения пространственного восприятия;

21

Рисование узора из кругов и квадратов

1. «Маленький конструктор», «Ловкие пальчики».

2. Пальчиковая гимнастика «Посчитаем в первый раз …»

3. Работа в тетради. Графический диктант.

4. Упражнение для глаз «Зигзаги».

5. Зрительный диктант (табл.12)

6. Физкультминутка «Новые кроссовки».

7. Работа в альбоме.

- закрепить умение рисовать квадрат, круг и объединять фигуры в узор;

- рисовать предметы из прямых и наклонных линий;

- проводить коррекцию нарушений пространственного восприятия;

- продолжать работу над темпом и ритмом речи;

22

Рисование круга

1. Самомассаж кистей и пальцев рук

2. Работа в тетради.

3. Упражнения для предупреждения зрительного утомления.

4. Слуховой диктант.

5. Динамическая пауза «Лиса».

6. Работа в альбоме.

- закрепить навык рисования кругов;

- координировать речь и движение детей;

- развивать пространственную ориентацию, воображение;

23

Рисование овалов

1. Самомассаж кистей и пальцев рук

2. Игра «Ловкие ручки».

3. Работа в тетради.

4. Упражнение «Рисование глазами геометрических фигур».

5. Слуховой диктант «Цветик-семицветик».

6. Физкультминутка «Цветы»

7. Работа в альбоме.

8. Отгадывание загадок.

- учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без неё;

- проводить коррекцию атаксии, дизметрии;

- закрепить понятия о геометрических фигурах;

- развивать сообразительность, активизировать словарь.

24

Рисование овалов

1. Игра «Собираем урожай».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Овалы».

4. Слуховой диктант «Обведи бусины».

5. Динамическая пауза «Хозяйка однажды с базара пришла».

6. Работа в альбоме.

- учить рисовать овалы по точкам и самостоятельно;

- проводить коррекцию атаксии;

- развивать слуховую память;

- закрепить умение образовывать относительные прилагательные.

25

Рисование кругов и овалов

1. Игра «Маленький конструктор».

2. Самомассаж кистей и пальцев рук

3. Работа в тетради.

4. Упражнения для предупреждения зрительного утомления.

5. слуховой диктант.

6. Физкультминутка «Мы спортсмены».

7. Работа в альбоме.

8.Пальчиковая гимнастика «Волшебные пальчики».

- закреплять умение рисовать круг и овал, объединять фигуры при изображении предметов;

- учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой, развивать пространственные отношения;

- развивать слуховое внимание;

26

Рисование узоров из кругов и овалов

1. Сортировка гороха и бобов с закрытыми глазами.

2. Самомассаж рук.

3. Работа в тетради.

4. Упражнение для глаз.

5. Слуховой диктант «Воздушные шары».

6. Упражнение для расслабления.

7. Работа в альбоме.

- формировать умение рисовать круги и овалы;

- учить штриховать предметы в разных направлениях;

- учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения;

27

Рисование треугольников

1. Самомассаж пальцев рук.

2. «Фигурки из палочек».

3. Работа в тетради.

4. Офтальмотренаж «Жмурки».

5. Зрительный диктант (табл.13)

6.Упражнение на расслабление.

7. Работа в альбоме.

- учить рисовать треугольники по точкам и самостоятельно;

- учить понимать и объяснять значение крылатых выражений;

- развивать конструктивные навыки;

- закрепить умение штриховать в заданном направлении;

- воспитывать аккуратность в работе.

28

Рисоваие вертушек

1. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня».

2. Работа в тетради.

3. Офтальмотренаж «Далеко-близко

4.Зрительный диктант со счётными палочками.

5. Динамическая пауза «Карусель».

6. Работа в альбоме.

- закрепить навык проведения прямых и наклонных линий;

- учить дифференцировать и правильно называть предлоги;

- развивать конструктивные навыки;

- координировать речь и движения.

29

Рисование ёлочек

1. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня».

2. Работа в тетради.

3. Упражнения для предупреждения зрительного утомления.

4. Зрительный диктант (табл.14).

5. Физкультминутка с пантомимой «Где мы были, мы не скажем …»

6. Работа в альбоме.

- закрепить навык рисования прямых и наклонных линий;

- согласовывать числительные с существительными;

- учить подбирать слова-антонимы;

- развивать зрительное восприятие и память;

- развивать способности имитировать действие, перевоплощаться;

- воспитывать организованность, умение договариваться.

30

Рисование палочек с присоединением уголков

1. Пальчиковая гимнастика «Жук».

2. Работа в тетради. Графический диктант.

3. Упражнение для глаз «Уголки».

4. Зрительный диктант «Жук» с использованием счётных палочек.

5. Динамическая пауза «Прилетела к нам вчера …»

6. Работа в альбоме.

- Закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии;

- учить симметрично воспроизводить предметы;

- развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения;

31

Рисование дуги

1. Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Цветок».

4. Игра «Дорисуй цветок».

5. Физкультминутка «Цветочки-лепесточки»

6. Работа в альбоме.

- Учить рисовать дуги по точкам и самостоятельно;

- учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения;

- развивать ритмичность двигательной функции кисти руки;

- воспитывать аккуратность.

32

Рисование дуги

1. «Любимая игра».

2. Работа в тетради.

3. Упражнение для глаз «Волны».

4. Графический диктант.

5. Упражнение на расслабление.

6. Работа в альбоме.

- Закрепить умение рисовать округлые непрерывные линии;

- коррекция нарушений пространственного восприятия, дизметрии;

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4.1. Учебно-методическое обеспечение Программы

  • Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007
  • Подрезова И. А. Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007
  • Подрезова И. А. Демонстрационные таблицы для зрительных диктантов по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007
  • Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007

   

            4.2. Материально-техническое обеспечение

          Для реализации Программы в ДОУ выделен зал с соответствующей учебно-материальной базой, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям, с хорошим освещением, вентиляцией, с естественным доступом воздуха.

          Перечень основного оборудования, необходимого для реализации Программы:

  • Ноутбук
  • Музыкальный центр
  • Столы детские, стулья
  • Мольберт
  • Доска для рисования магнитная
  • Шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов
  • Канцелярские принадлежности.

Для успешного усвоения Программы необходимо:

  • Систематическое проведение занятий.

  Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

  Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

 Сотрудничество педагога с семьей (консультации, открытые занятия для родителей).

5. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Цель мониторинга – определить степень (динамику) готовности руки к письму.

Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится в начале и в конце учебного года с использованием:

 методики Е.В. Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» - М.: Ювента, 2009;

 графических диктантов Д.Б.Эльконина из книги Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе» - М.: Академический Проект, 2000

Умение рисовать вертикальные и горизонтальные линии

Умение рисовать наклонные и округлые линии, узоры в тетради в клетку

Умение рисовать предметы в тетради в линейку

Умение ориентироваться на листе бумаги и действовать строго по инструкции

Дорисуй палочки (вертикальные)

Проведи дорожку (горизонтальные)

Заштрихуй квадраты (горизонтальные и вертикальные)

Дорисуй человечка (округлые)

Дорисуй шарики (круги и овалы)

Продолжи узоры

Нарисуй колобка (одна широкая строка)

Нарисуй грибы (широкая и узкая строка)

Продолжи узоры (широкая строка)

Графический диктант

Используются следующие условные обозначения:

зеленый кружок – задание выполнено без ошибок;

желтый кружок – при выполнении задания отмечаются одна или две ошибки;

красный кружок – задание не выполнено.

Для определения уровня готовности руки к письму, необходимо посчитать количество зеленых кружков.

Критерии оценки деятельности ребенка:

Высокий уровень – 7-9 зеленых кружков;

Средний уровень – 5-7 зеленых кружков;

Низкий уровень – 3-5 зеленых кружков.

Высокий - ребёнок самостоятельно справляется с заданием; линии чёткие, ровные.  

Средний - ребёнок справляется с заданием; линии нечёткие, неровные, дрожащие.

Низкий - ребёнок не справляется с заданием (узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам).

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А.Фарбер. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия, 2007».
  2. Колесникова Е.В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет - М.: Ювента, 2009;
  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000
  4. Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007
  5. Подрезова И. А. Альбом упражнений по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007
  6. Подрезова И. А. Демонстрационные таблицы для зрительных диктантов по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007
  7. Подрезова И. А. Школа умелого карандаша. Рабочая тетрадь по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007
  8. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.
  9. Гаврина С.Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс, 2006.
  10. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Озорной карандаш"

Программа направлена на подготовку детей к школе, развитие мелкой моторики рук, двигательных и графомоторных навыков....

Рабочая программа по кружковой работе с детьми с задержкой психического развития " Веселые карандаши"

Методическая разработка Рабочий кружковой программы для детей с задержкой психического развития по развитию графических навыков....

Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе «УМный КАрандаш»

Развитие мелкой моторики посредством художественно - творческой деятельности.Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет....

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Программа кружковой деятельности на тему: "Школа умелого карандаша" 2- я разновозрастная группа ( старшая /подготовительная, компенсирующего вида) 5-7лет в соответствие с ФГОС ДО

Данная программа кружка направленанаразвитие детей в соответсвии с требованиями ФГОС ДО,развитие познавательного интереса, стремлению к полчению знаний, развитию графомоторных функций, положительной м...