Самообразование "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
проект (старшая группа)

МАДОУ «Детский Сад № 92 общеразвивающего вида» г.Сыктывкар

 

(Старшая группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Митина Ирина Андреевна

Стаж работы 3 года 1 месяц

1-ая квалификационная категория         

 

Содержание

1.

Актуальность работы

2.

Перспективный план работы по самообразованию

3.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе

3.1

Экспериментирование с воздухом

3.2

Экспериментирование с песком

3.3

Экспериментирование с водой

3.4

Экспериментирование с магнитом

3.5

Выводы

4.

Картотека экспериментов (неживая природа)

4.1

Воздух и вода

4.2

Песок

4.3

Магниты

4.4

Зеркало

4.5

Космос

5.

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

6.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Актуальность.

Что я слышу - забываю,

Что я вижу – помню,

Что я делаю – понимаю.

Конфуций.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

 

2. Перспективный план работы по самообразованию

Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

- изучить методическую литературу по данной теме;

-помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

- обобщение знаний по данной теме.

Задачи:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx81.51 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский Сад № 92 общеразвивающего вида» г.Сыктывкар

(Старшая группа)

C:\Users\Admin\Desktop\картинки по наукограду\38.jpg

Воспитатель: Митина Ирина Андреевна

Стаж работы 3 года 1 месяц

1-ая квалификационная категория          

Содержание

1.

Актуальность работы

2.

Перспективный план работы по самообразованию

3.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе

3.1

Экспериментирование с воздухом

3.2

Экспериментирование с песком

3.3

Экспериментирование с водой

3.4

Экспериментирование с магнитом

3.5

Выводы

4.

Картотека экспериментов (неживая природа)

4.1

Воздух и вода

4.2

Песок

4.3

Магниты

4.4

Зеркало

4.5

Космос

5.

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

6.

Список литературы

1.Актуальность.

Что я слышу - забываю,

Что я вижу – помню,

Что я делаю – понимаю.

Конфуций.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

2. Перспективный план работы по самообразованию

Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

- изучить методическую литературу по данной теме;

-помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

- обобщение знаний по данной теме.

Задачи:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Этапы

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

1. организационно - ознакомительный

Изучение методической литературы

Октябрь, ноябрь, декабрь

Составление картотеки книг, статей из журналов, составление картотеки экспериментов.

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.

Октябрь

Перспективное планирование экспериментальной деятельности .

Консультация для родителей. «Ребенок- исследователь в детском саду».

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Октябрь

Ноябрь

Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях.

2. Практический

Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности.

С октября месяца

Подготовка презентации по экспериментированию.

Работа с родителями

В течении года

Изготовление стола для экспериментирования (в разработке) и его оснащение.

Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»

Декабрь

Апрель

Посадка лука, укропа, в группе.

Конкурс «Кашпо для цветов из бросового материала» (Пластиковые бутылки)

Апрель

Первая половина мая

По мере роста лука, укропа, пертушки воспитанники наблюдают за ростом семян, ухаживают за посадками. По мере роста лук, петрушку, укроп можно в группе употреблять в пищу во время обеда.

Ребята делают кашпо вместе с родителями, параллельно знакомясь со свойствами пластмассы.

3.

Заключительный

Вторая половина мая

Выступление по теме самообразования на педагогическом совете.

3.Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе.

Неделя

Название опыта

Цель опыта

Проведение опыта

СЕНТЯБРЬ

1

«Откуда берется песок»

Закрепить представления детей о    песке

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

  • Как вы думаете, что это сыплется?
  • Возьмите лупы, рассмотрите это.
  • Как мы получили песок?
  • Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

2

«Из чего состоит песок»

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?
  • Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

3

«Лепим из песка»

Показать, что мокрый песок  может принимать любую нужную форму и пока не высохнет, из него можно лепить.

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

  • Что происходит с поделками из песка           после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

4

«Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

  • Какие фигурки получились?
  • Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

ОКТЯБРЬ

1

Какие бывают камни?

Сформировать представление о разнообразии камней, познакомить со свойствами камня, учить классифицировать по различным признакам.

Рассматривание камней через лупу (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.) Определение характера поверхности (гладкие, шершавые, пористые, плотные и т. д. Камни по цвету и форме бывают разные.  Камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

2

Твердый камень.

Сформировать представление о твердости камня.

Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином.

Вывод: Пластилин смялся, а камешек нет, потому что он твердый.

Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница?

Вывод: Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно, а двумя камешками – слышно, потому что камешки твердые, а пластилин мягкий.

3

Тонет – не тонет

Сформировать представление о свойствах камня.

Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) А теперь опустить в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень тонет.)

Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.

4

Рисующие камни

Сформировать представление о свойствах камня.

Дети рисуют на асфальте мелом и углем. Чем рисовать лучше? Почему?

Вывод: Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголек твердый.

НОЯБРЬ

1

Воздух – невидимка

Познакомить со свойством воздуха – прозрачностью

Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

2

Воздух есть внутри пустых предметов

Помочь  определить, что воздух занимает место.

Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха. Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.

3

Воздух легче воды

Доказать, что воздух легче воды

Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды, поэтому игрушки не тонут.

4

Кораблики

Показать, что ветер – это движение воздуха.

Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха. Сделайте бумажные кораблики и опустите их в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру.

ДЕКАБРЬ

1

Что притягивается?

Познакомить со свойством магнита – притягивать железные предметы.

Подготовим предметы и игрушки из разных материалов: пластмасса, железо, стекло, резина, бумага и пр. По очереди подносим к магниту разные предметы и проверяем, что притягивается, а что нет.

Вывод: не все  предметы притягиваются.

Притягивается только железо!

2

Как достать скрепки из воды, не замочив руки?

Показать свойство магнита – действовать на расстоянии.

Берем мисочку с водой. Опускаем в мисочку несколько скрепок. Берем магнит, подносим к поверхности воды, не касаясь воды. Наблюдаем, как скрепки “выпрыгивают” из воды и прилипают к нашему магниту.

Вывод: Магнит притягивает железные скрепки.

3

Скрепочная веревка

        

Доказать, что магниты умеют передавать свои свойства другим предметам.

Берем магнит, и прикладываем к нему одну скрепку. Не касаясь магнита, к 1-ой скрепке аккуратно прикладываем 2-ую скрепку. Обнаруживаем, что она не падает! Ко 2-ой скрепке прикладываем 3-ью… Получается забавная скрепочная лестница…  Проверьте, сколько скрепок у вас получится соединить друг с другом таким образом? А если магнит убрать? Да, наша скрепочная веревочка рассыпется… Но! Попробуйте поднести 1-ую скрепку с другим.. они притянутся!..

Вывод:  наша 1-ая скрепка, побывав в магнитном поле магнита, сама стала магнитом..

4

Шарик-магнит

Наглядно продемонстрировать существование статического электричества

Понадобится надутый в- они прилипнут на шарик! Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.

Вывод: шарик наэлектризовался и притягивает к себе другие предметы. Воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги

ЯНВАРЬ

1

Откуда берётся иней?

Выявление механизма образования инея.

2

        

Нужен ли растениям снег?

Доказать, что снег сохраняет тепло.

Берем две ёмкости с водой.

Одну ёмкость поместить на снег, вторую под снег. Оставить на некоторое время. В первой ёмкости вода не замерзла, а во второй – замерзла.

Вывод: Под снегом вода не замерзает, там тепло. Значит растениям нужен снег как одеяло.

3

Снег и лёд – это тоже вода

Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды.

Принести снег и лед в помещение, через некоторое время они растают.

Вывод: Снег и лед превращаются в воду в теплом помещении.

4

Таяние льда в воде

Показать взаимосвязь количества и качества от размера

Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины».  Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

ФЕВРАЛЬ

1

Имеет ли вода форму?

В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

2

Вкус воды

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

3

Запах воды

Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

4

Цвет воды

Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

МАРТ

1

Соль растворяется в воде

Познакомить детей со свойствами соли.

В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»?  Дать попробовать немного воды детям. Какой стала вода?

Вывод: Она растворилась.

2

Соль выпаривается и кристаллизуется

В стакан с водой насыпать две-три ложки соли. Перемешать до полного растворения. Затем поставить на солнечное место и наблюдать. Через несколько дней, на стенках стакана по мере испарения воды будут появляться кристаллики соли.

Вывод: Вода испаряется, а кристаллики соли оседают на стенках.

3

Что растворяется в воде?

Показать, что не всё растворяется в воде.

Наполните стаканы водой и в каждый стакан насыпьте по ложке соли, сахара, гречки и масла. Помешайте в каждой емкости ложкой и понаблюдайте за реакциями. Сахар и соль растворились, крупинки гречки опустились на дно, а масло осталось плавать на поверхности.

Вывод: сахар и соль растворяются в воде.

4

Сортировка

Выяснить – возможно ли разделить перемешанные перец и соль?

Расстелите на столе бумажное полотенце. Насыпьте на него соль и перец. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец.

Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной шарф. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца.

Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Вывод: соль не электризуется.

АПРЕЛЬ

1

Живая вода

Познакомить детей с животворным свойством воды.

Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними  на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Вывод: Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

2

Для чего корешки?

Показать, что растения питаются через корни.

Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками. Выясняют, для чего корни нужны растению ( корни закрепляю растение в земле), забирают ли они воду. Помещают растение в прозрачную емкость, отмечают маркером на емкости уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Спустя несколько дней определяют, что произошло с водой ( воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корешками.

Вывод: Корешок растения всасывает воду.

3

Как питаются растения?

Показать сокодвижение в стебле растения.

Налить воду подкрашенную пищевым красителем в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.

Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

4

На свету и в темноте

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.

Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел)

Вывод: свет необходим для роста и развития растений.

МАЙ

1

Свет и тень

Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.

Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра.

Вывод: при помощи естественного освещения – солнца мы можем создать тень.

2

Таинственные стекла

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Посмотреть вокруг себя в цветные стекла (использовала полоски от пластмассовых бутылок, солнцезащитные очки).

Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета меняются при наложении полосок друг на друга.

3

Знакомство с лупой

Познакомить детей с помощником-лупой и ее назначением.

1.Рассмотреть песчинки через увеличительное стекло.

2.Свободное исследование.

Вывод: лупа увеличивает предметы в несколько раз.

4

        

Солнечные зайчики

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков.

Поймать луч света зеркалом и блестящими предметами, и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой.

Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на телефоне, на часах и т. д.)

КАРТОТЕКА ЭКСПЕРИМЕНТОВ.

(Неживая природа)

Детское экспериментирование.

Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человечек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности: во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для того не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторых знаний.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Совет: никогда не пренебрегайте мнениями ребенка по какому-либо обсуждаемому вами вопросу, даже если его мнение вам кажется наивным. Все имеют права на свою точку зрения, даже неправильную. Важно найти истину вместе с ребенком или же вдвоем доказать обратное.

Цель экспериментирования - вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребенок научится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Установите цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
  2. Подберите материалы: список всего необходимого для проведения опыта.
  3. Обсудите процесс: поэтапные инструкции по проведению эксперимента.
  4. Подведите итоги: точное описание ожидаемого результата.
  5. Объясните почему? Доступными для ребенка словами.

4.1 Воздух и вода

ВОЗДУХ И ВОДА

Какую форму примет вода?

       Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разно го размера. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи.

ВОЗДУХ И ВОДА

Вдунь шарик в бутылку

Как вы думаете, можно ли бумажный шарик вдуть в бутылку?

Скомкайте небольшой кусочек газеты в шарик. Положите бумажный комочек в горлышко пластиковой бутылки и сильно дуньте на него. Парадокс, но шарик полетит не внутрь бутылки, а наружу.

Это происходит потому, что вдуваемый воздух обтекает шарик и в бутылке повышается давление воздуха. Этот воздух и выталкивает шарик.

ВОЗДУХ И ВОДА

Упадет или нет?

       Переверните маленькую воронку широкой частью вниз. Вложи те в нее шарик для настольного тенниса, и придержите его пальцем. А теперь дуйте в узкий конец воронки и перестаньте шарик поддерживать. Он не упадет, а останется в воронке.

Это объясняется тем, что давление воздуха под шариком гораздо больше, чем над ним. И чем сильнее вы дуете, тем меньше воздух оказывает давление на шарик, и тем больше подъемная сила.

ВОЗДУХ И ВОДА

Чем пахнет вода?

       Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

ВОЗДУХ И ВОДА

Можно ли склеить бумагу водой?

Возьмите два листа бумаги, приложите их один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону.

А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.

Попробуйте сдвинуть листы друг относительно друга, как в предыдущем опыте.

Объясните внуку, что вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.

ВОЗДУХ И ВОДА

Вода и пар        

       Вскипятите воду, налейте кипяток в прозрачный стакан, накройте его крышкой, затем покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

Спросите: "Зачем накрывают пищу крышкой?" Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце? Почему?

ВОЗДУХ И ВОДА

Куда делись чернила?

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

ВОЗДУХ И ВОДА

Можно ли поймать воздух

 Предложите детям «поймать» воздух газовым платком. Взять платок за четыре конца (это удобно делать вдвоем), одновременно поднять его вверх и опустить концы вниз: получится купол, заполненный воздухом.

ВОЗДУХ И ВОДА

Вода или лупа?

  Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скот чем.

ВОЗДУХ И ВОДА

Как вытолкнуть воду?

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Воздух.

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).


Воздух. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Воздух.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Воздух.

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться (предлагает детям поиграть с шарами).

Воздух.

После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Воздух.

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Воздух.

Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

4.2 ПЕСОК

ПЕСОК

Песочные часы

Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Склейте крышки плоскими сторонами скотчем. Середину обеих пробок пробейте тонким гвоздем, чтобы получилось небольшое сквозное отверстие. Я делаю это так: беру гвоздь плоскогубцами, нагреваю его и расплавляю нужное отверстие быстро и ровно.

Затем насыпьте в бутылку сухого, лучше просеянного песка. Соедините бутылки пробками. Часы готовы. Осталось только по наручным часа определить, за какое время пересыплется песок из одной бутылки в другую. Добавьте или отсыпьте песок в таком количестве, чтобы часы показывали удобное для вас время: 5 минут или 15.

Такие часы очень могут вам помочь, когда вы «торгуетесь» со своим ребенком: сколько времени читать на ночь или сколько минуток можно еще поиграть.

ПЕСОК

Песчаный конус

Выпускайте песок из горстей, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок на поверхность конуса то в одном, то в другом месте, возникают «сплывы», движения песка, похожие на течение воды. А это значит, что песок может двигаться. После опыта спросите, можно ли в песках проложить постоянную дорогу.

ПЕСОК

Свойства насеянного песка

Разровняйте площадку с сухим песком. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Сверху положите в песок (без давления на предмет) заостренный карандаш или палочку. Далее аккуратно поместите на поверхность песка тяжелый предмет, например ключ или монету в 5 рублей. Обратите внимание детей на глубину следа, оставшегося от предмета в песке.

После этого насыпьте непросеянный песок на эту же поверхность и про-делайте аналогичные действия с карандашом и ключом.

Результаты сравнения покажут явные отличия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно в два раза глубже, чем в насеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на насеянном. Это связано с тем, что насеянный песок заметно плотнее. Данным свойством пользуются строители.

4.3 МАГНИТЫ

Испытания силы притяжения.

Материал: линейка, магниты разной величины, булавки, гвозди.

Ход эксперимента:

Положите на стол линейку. Булавку положите на отметку «ноль». Магнит положите у отметки 10 см. Медленно подвигайте его к булавке. Задерживайтесь у каждой отметки на несколько секунд. Когда булавка прыгнет к магниту, посмотрите на цифру, возле которой находится магнит. Она показывает, на сколько сантиметров прыгнула булавка. Проделайте этот опыт с разными магнитами. Определите, какой из них притягивает булавку с самого большого расстояния. Результаты можно записать в таблицу.

Сила магнита.

Материал: магнит, клейкая лента, булавка, стол.

Ход эксперимента:

Установите линейку вертикально на краю стола так, чтобы отметка «ноль» находилась на уровне его поверхности. Конец линейки можно закрепить клейкой лентой. Положите булавку на этой отметки. Возьмите самый сильный магнит и медленно опускайте его вдоль линейки, пока булавка не подпрыгнет. Остановитесь и посмотрите на цифру, возле которой он находится.

Магнит не может притягивать булавку с большего расстояния, оттого что сила другого рода тянет булавку вниз. Это–сила земного притяжения. (Магниты заставляют предметы передвигаться с помощью невидимого притяжения. Это притяжение называется магнитной силой).

Летающая бабочка.

Материал: бабочка, вырезанная из ткани, скрепка, нитка, магнит.

Ход эксперимента:

Вырежьте из какой-нибудь ткани бабочку. Прикрепите к ней скрепку. К скрепке привяжите один конец нитки. Другой конец прикрепите к краю стола клейкой лентой.

Попробуйте заставить бабочку «летать», не касаясь магнитом скрепки. Сила притяжения старается притянуть скрепку вниз.

Липкий металл

Материал: Крышка от банки, которая прилипает к магниту, скрепка, магнит.

Ход эксперимента:

Найдите крышку от банки, которая прилипает к магниту. Сверху положите скрепку. Проверьте, сможет ли магнит двигать скрепку, находясь под крышкой.

Скрепка движется с трудом или совсем не движется. Это происходит потому, что железо или сталь, из которых сделана крышка, задерживают магнитную силу.

Отправляемся в путешествие.

Материал: магниты.

Ход эксперимента:

Детям предлагается отправится в путешествие по групповой комнате и найти то, что притягивается к магниту. С магнитами в руках они обследуют «окрестности» в течении определенного промежутка времени. Этот промежуток можно заметить по песочным часам. Вернувшись на свои места, дети рассказывают о своих находках и открытиях, все вместе обсуждают их. При этом особо поощряется, если дети называют материал, из которого эти материалы сделаны.

Вывод: к магниту притягиваются только те предметы, которые сделаны из твердого железа или стали, а все другие (пластмассовые, бумажные, деревянные, стеклянные и др.) – не притягиваются независимо от их цвета, запаха, формы, величины.

Движение скрепки через предметы.

Материалы: бумага, фанера, пластмасса, доска, сделанная из твердого железа или стали.

Ход эксперимента:

Гном Узнайка предлагает детям выяснить, как сделать так, чтобы скрепка к магниту не притягивалась? В качестве «подсказки» Узнайка обращает внимание детей на листы бумаги, фанеры, пластмассы, железа.

Он просит детей высказать свои предложения, после чего дети проверяют их. В результате экспериментирования приходят к выводу.

Вывод: ни бумага, ни пластмасса, ни фанера не влияют действие магнита на скрепку (если разделять ими скрепку и магнит). Если же между магнитом и скрепкой поместить доску, сделанную из твёрдого железа или стали, скрепка перестаёт притягиваться к магниту.

Магнитный якорь

Материалы: магнит, скрепка, лист бумаги, железная пластина.

Ход эксперимента:

Скрепка движется по «экрану»-листу плотной бумаги, расположенному вертикально.

При этом скрепка повторяет движение магнита, которым водят по другую сторону этого листа.

Полюса магнита незаметно для детей замыкают якорем (или какой-нибудь железной пластиной)-скрепка падает. Детям предлагается объяснить, почему скрепка упала.

После их попыток Узнайка показывает магнит с якорем и объясняет, что эта небольшая железная пластина, которая называется якорем, защищает предметы от магнита, если соединить ею ее края.

Как достать скрепку из воды, не намочив рук.

Материалы: таз с водой, скрепки, магнит.

Ход эксперимента: «Нечаянно» уронить скрепки в таз с водой и предложить детям достать их, не намочив рук. После того, как детям удается достать скрепки с помощью магнита, выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде.

Вывод: вода не мешает действию магнита, магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены водой

4.4 ЗЕРКАЛО

Нагрев лучами.

Материал: стакан с водой, спиртовой термометр, зеркало.

Ход эксперимента: В тонкостенный стакан с водой опустите спиртовой термометр. С помощью большого плоского зеркала постарайтесь постоянно некоторое время направлять солнечный зайчик на воду. Внимательно рассмотрите и зарисуйте шкалу термометра до начала эксперимента и после его окончания. Если спиртовой столбик пополз вверх, значит вода нагрелась. А зеркало? Прикоснувшись к поверхности зеркала щекой, вы сможете дать правильный ответ.

Зеркальная метель.

Материал: фонарик, шарик, кусочки фольги, маленькие зеркальца, металлические кружки, прочная нить.

Ход эксперимента: Налейте маленькие зеркальца, блестящие металлические кружки, куски фольги на мячик или шар. Повесьте шар на прочной нити и раскрутите его. Заклейте переднее стекло фонарика картонкой с прорезью. Направьте луч фонарика на вращающиеся зеркальца – и снегопад на стенах вашей комнаты пойдет в заданном вами темпе. Чем больше зеркал, тем больше снежинок, чем мельче их размеры, тем гуще снег.

Параллельные зеркала.

Материал: свеча, два одинаковых зеркала.

Ход эксперимента:Подберите два одинаковых, но не очень маленьких зеркала. Закрепите их на столе одно против другого, а между ними установите свечу. Чем больше размеры зеркал, тем более количество свечей вы видите в каждом зеркале. В первом зеркале, в которое мы смотрим, видно не только зеркальное отражение поставленной свечи, но и второе зеркало с отраженной в нем картиной. Так возникает попеременно все новые и новые зеркальные отражения.

Тайна исчезновения и появления «тайны».

Материал: зеркало, ванная комната.

Ход эксперимента: На поверхности зеркала большим пальцем напишите слово «Тайна». Через некоторое время после купания зеркало просохнет, а ваша надпись исчезнет. Но при следующем купании ваша «Тайна» снова проявится. Но если сделать надпись чистой от красок кисточкой, «Тайна» исчезнет.

Солнечный зайчик.

Материал: прямоугольное зеркало.

Ход эксперимента:

Если взять большое прямоугольное зеркало и отразить световой луч на пол и далеко стоящую стену, то следы отражения у вас под ногами и на удаленном экране будут отличаться. Обратите внимание на яркость светового пятна, его размеры, на очертание зеркала. Интересно, не меняя направления солнечного зайчика, получить его след на близко и далеко расположенных плоскостях. Далекие отражения большие по площади, зато бледное, их очертания размыты и напоминают окружность.

Как узнать толщину зеркала.

Материал: зеркала, карандаш.

Ход эксперимента:

Изображение в зеркале всегда кажется находящимся на том же расстоянии позади зеркала, на каком сам предмет находится перед зеркалом.

Приложите карандаш вертикально к поверхности зеркала так, чтобы кончик графита касался стекла. Вы заметили, что между кончиком карандаша и его изображением есть некоторое расстояние? Если бы зеркало было металлическим, то карандаш в этом месте касался своего изображения. В нашем зеркале отражающий слой находится на обратной стороне стеклянной пластинки. Поэтому толщина зеркала в точности равна половине расстояния между карандашом, прислонённым вплотную к зеркалу, и его изображением в нем.

Вывод: истинная толщина стеклянной прокладки вдвое меньше видимого расстояния.

Как поднять единицу.

Материал: бумага, карандаш, зеркало.

Ход эксперимента:

На стол положите лист бумаги. Нарисуйте на нём большую цифру 1. Расположите зеркало так, чтобы нарисованная на листе единица изображалась вертикально, не перевернутой, «стоящей вниз головой».

(Молодцы, если вы догадались наклонить зеркало на угол, равный половине прямого).

4.5 КОСМОС

Почему солнце можно увидеть до того,как оно появится на горизонте.

Материал: чистая банка с крышкой, стол, линейка, книги.

Ход эксперимента:

Наполнять банку водой, пока она не перельется через край. Плотно закрыть крышкой. Поставить банку на стол в 30 см от края. Сложить перед банкой книги так, чтобы четверть банки оставалась видимой. Слепить из пластилина шарик величиной с орех. Положить его в 10 см от банки. Встать на колени перед столом. Посмотреть сквозь банку поверх книг. Если шарик не виден нужно немного его подвинуть. Оставаясь в этом же положении, убрать банку из поля зрения.

Вывод: Шарик можно увидеть только сквозь банку с водой: банка с водой позволяет увидеть шарик, который находится за стопкой книг. Свет отражаясь от шарика проходит сквозь банку с водой, преломляясь в ней. Свет, который идет от небесных тел, проходит сквозь земную атмосферу, прежде чем дойти до нас. Атмосфера Земли преломляет этот свет также, как и банка с водой. Именно поэтому Солнце можно видеть за несколько минут до восхода, а также некоторое время после захода.

Почему мы видим разные части Луны.

Материал: фонарик, 2 круглых предмета (мячик и апельсин).

Ход эксперимента:

Фонарик нужно установить на столе или прикрепить к спинке стула. На столе рядом со стулом разместить апельсин (Земля) и мячик (Луну). Убедитесь, что фонарик (Солнце) светит на оба этих предмета. Начинайте передвигать Луну вокруг Земли по круговой орбите. Во время вращения Луны вокруг Земли можно убедиться, что для наблюдателя с Земли, Луна то уходит в тень, то снова возвращается на солнечный свет. Пригнитесь к столу и посмотрите поверх Земли на Луну. Если свет от фонарика падает под правильным углом, то можно увидеть, что освещенная часть мячика выглядит подобно полумесяцу, или лунному серпу.

Когда обернутая к нам сторона Луны полностью находится в

тени, происходит «рождение» Луны ( новолуние)

Метеориты и метеоритные кратеры.

Материал: поднос, мука.

Ход эксперимента:

Роль поверхности планеты будет играть слой муки. Возьмите неглубокий поднос, покройте его слоем муки толщиной 2 см. Разровняйте ее обычной линейкой. Поставьте поднос на пол, рядом постелите газету. Встаньте на стул так, чтобы находиться непосредственно над подносом. Наберите ложкой немного муки, поднимите на высоту 2 м над полом и высыпьте ее на поднос. Повторить эксперимент несколько раз с различной высоты. Мука ударяется о дно подноса так, как метеорит врезается в поверхность Земли, Луны. Все кратеры имеют такие же приподнятые края и пологие склоны.

Расстояние от Земли до Луны.

Материал: 2 круга, которые условно изображают Землю (диаметр 4 и 5 см) и Луну (диаметр 1 см), веревка длиной 1 м 25 см

Ход эксперимента:

Вырезать 2 круга и натянуть между ними веревку. Именно это и есть расстояние между Землей и Луной в определенном масштабе.

Как спутник вращается вокруг земли.

Материал: рыболовная леска, пластилин, корпус шариковой ручки, скрепки, крепкая нить.

Ход эксперимента:

Разломите кусочек пластилина на неровные части (примерно 10 г и 50 г). Протяните леску через корпус шариковой ручки, привяжите к концам по одной скрепке, насадите на них пластилиновые шарики. Возьмите корпус шариковой ручки, поверните вертикально к полу так, чтобы маленький шарик был сверху, и начинайте быстро вращать его по кругу. Маленький шарик устремится от корпуса ручки. Та сила, с которой маленький шарик натягивает леску стремясь оторваться и полететь, называется центробежной силой. По такому закону вращаются искусственные спутники Земли.

Как выглядит Солнце.

Материал: бинокль, 2 листа плотного картона.

Ход эксперимента:

Взять квадратный лист картона размером 40-40 см, вырезать дырку такого размера, чтобы в нее входила одна линза бинокля. Положите кусок картона на стол и установите бинокль таким образом, чтобы одна из линз была напротив дырки, и осторожно закрепите бинокль к картону скотчем. Бинокль не должен двигаться по картону. Прислоните его к спинке стула под прямым углом к местонахождению Солнца на небе. Установите бинокль на беспредельность и направьте его на лист картона. Спустя некоторое время на картоне появится изображение Солнца.

Где ночует Солнце.

Материал: глобус, лампа, вырезанный из бумаги человечек.

Ход эксперимента:

Представим, что лампа – это Солнце, а глобус – макет нашей планеты Земля. Найдем на глобусе место, где мы живем и поместим туда «человечка». Планета Земля вращается не только вокруг Солнца, она постоянно вертится и вокруг своей оси (моделируем соответствующую ситуацию). Наш «человечек» оказывается то на свету, то в темноте. На ту часть глобуса, которую освещает Солнце, приходит день, а на противоположную ночь.

Земля движется постоянно, и вращается все что на ней находится: горы, моря, города, и даже мы с Вами тоже вращаемся. Правда мы сами этого не замечаем.

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника.

Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста

Спрятанная картина

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс:

Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге

Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла

Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

Мыльные пузыри

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Литература:

  1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.
  3. Рыжова Н.А.  Игры с водой и песком  // Обруч, 1997г.-№ 2
  4. 4.     Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной   // Обруч, 1998г. - № 2
  5. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. - Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст: Учебное пособие для вузов
  6. Наталья Зубкова: «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.», «Научные ответы на детские "почему". Опыты и экспер. для детей на свежем воздухе. Набор развив. Карт»  Издательство: Речь, 2010 г
  7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой. - м.: аркти, 2004.
  8. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Авторы-составители: Мартынова Е. А. / Сучкова И. М.
    Издательство: Учитель, 2011
  9. 9.     "Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для детей. Набор развивающих карточек"   Шапиро Анатолий Израилевич  Издательство: Речь, 2010 г.
  10. Дыбина О.В «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты в детском саду»
  11. Стивен У.Мойе «Занимательные опыты с бумагой»,  Издательства: АСТ Астрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

в индивидуальном плане по самообразованию  воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны  представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...

Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...

Программа по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю (Китайское изречение)В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста п...

Конспект по самообразованию "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Детское экспериментирование должно строиться самим ребенком. Оно должно быть направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других ст...

Материал по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

В статье раскрывается суть процесса самообразования как необходимого условия профессионального роста педагогов....

Программа по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования

Авторская программа "Поисково-исследовательская деятельность дошкольников в процессе экспериментирования"...